ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА | ||
.....
Подготовка информации
Энергетический сектор
Концепция развития энергетики
проблемы
Кредитование и задержка платежей
Социальные расходы и собственность
Строительство и социальные задачи
"Покупка акций предприятия"
|
Формирование команд для управления программами в настоящее время происходит по следующим двум основным принципам.
Принцип 1. Руководитель программы подбирает в свою команду людей, которые, по его мнению, смогут справиться с возлагаемыми на них функциями.
Принцип 2. В ходе разработки программы определяется тот круг лиц, который будет осуществлять управление программой. Программа в этом случае разрабатывается с учетом мнений и возможностей будущих членов команды.
Принцип 1 формирует авторитарные методы управления программой. У подчиненного может возникать два варианта для принятия решения. Одно - это его личное, которое соответствует его профессиональному подходу. Другое - это угадать мнение начальника и угодить ему, приняв соответствующее решение. Даже тогда, когда первое решение будет эффективнее, подчиненный склонен принять второй вариант решения. К этому его мотивирует авторитаризм управления. Ориентация на мнение начальника, а не на собственную профессиональную интуицию, приводит к снижению эффективности принимаемых решений. Принцип 2 позволяет сформировать более эффективную команду. Во-первых, в ходе разработки будут приняты те решения по программе, в реализуемости которых уверены участники разработки. Во-вторых, члены команды будут ориентироваться в большей степени на результат, чем на мнение руководителя. Это будет верно, если произошло строгое разделение функций и полномочий, исключающих вмешательство одних в действия других. При строгом следовании принципу, исключающему авторитаризм, сравниваются различные варианты решений, что в итоге повышает эффективность управления в целом. При формировании команды по первому принципу складывается та система отношений, когда ошибка руководителя затушевывается, а часто и размножается. Набранные им члены команды не станут корректировать мнение начальника, а тем более обсуждать его ошибку, а постараются следовать его указаниям, а часто и искать дополнительные доводы в правоте руководителя. Более того, они своим поведением обычно подчеркивают верность выбранного курса, что затрудняет своевременное исправление проявляющихся отклонений от поставленных долгосрочных целей. Даже в том случае, если промежуточные результаты на основе мониторинга указывают на необходимость изменения решений, подчиненные не сигнализирует об этом, а часто и прямо не предоставляют соответствующую информацию начальнику. Они больше боятся его окрика или иного проявления недовольства, чем ухудшения состояния компании (региона, государства). Здесь добавим, что подчиненный не отвечает за состояние компании, поэтому в итоге расплачивается собственник, который стал жертвой внедренных им же методов руководства. Второй принцип удлиняет сроки разработки программы и формирования команды, но позволяет еще на ранней стадии создавать необходимые мотивации и ориентировать людей на принятие решений, которые они считают наиболее эффективными. Конечно, следование по принципу 2 могут только те руководители, которые имеют достаточный уровень профессионализма в области управленческой деятельности. Обычной же ситуацией является та, когда начальник авторитарные методы оправдывает низким уровнем своих подчиненных, а не своей низкой квалификацией в области менеджмента (политик обычно оправдывается фразами, что нация не готова к демократии).
Практическая деятельность может развивать и уточнять оба принципа. Они могут переплетаться в той пропорции, как того требуют реалии жизни, то есть профессионализм и психология реальных людей. При выборе принципа формирования команды необходимо провести сравнительный анализ различных вариантов еще до разработки самой программы. Необходимо придерживаться того плана действий при формировании команды, который соответствует профессиональным навыкам руководителя.
На сайте в основном освещены вопросы формирования команды, соответствующие принципу 2. Это естественно, так как принцип 1 реализовывался весь период советского партстроительства, поэтому широко представлен в русскоязычной литературе.
Разработка программы начинается с анализа тех проблем, которые стоят перед фирмой, предприятием, корпорацией, муниципальным образованием, регионом, государством и тому подобное. Общий анализ должен сформулировать проблемы, что позволяет в дальнейшем провести ранжирование проблем по их значимости. Проблема считается более значимой, если без ее решения нельзя решить менее значимую проблему. Иными словами, они выстраиваются по рейтинговым оценкам, что позволяет сформулировать ключевые задачи. Тем самым определяются проблемы, имеющие стратегическое значение. Формулирование проблем фактически опирается на определенные целевые установки, которые могут быть высказаны в явной форме, а иногда только подразумеваются. Это нормально, так как еще не определены окончательные цели программы. Цели еще только намечаются. Они будут обсуждаться. Среди них будут те, которые не достижимы или менее значимые. На этом этапе фактически часть целей отсекается, а иные попадут в другие разделы программы (этапные, локальные, коммуникационные и так далее). Только после того, как принято решение о том, на решении каких проблем следует сосредоточиться, определяется модель для анализа на последствия вариантов возможных решений. Фактически данный этап связан с выбором модели, которая позволяет описать проблемы и дать основные принципы моделирования, что является основой для обсуждения последствий принимаемых решений. Без проведения соответствующей работы велики риски того, что постоянно будет меняться аргументация.
Принятие решений происходит поэтапно. В зависимости от подготовки элиты меняются технологии разработки программы. Ниже дается один из вариантов подготовки решений, которые на практике позволял разрабатывать программы развития.
Приведенная ниже схема не является единственной и обязательной. Она приводится для того, чтобы была исходная точка для обсуждения технологий подготовки решений в каждом отдельном случае.
Обычно вопросы стратегического планирования обсуждаются раз в год до составления планов на следующий год. В компании может быть принят за основу вариант, когда с этой целью формируется временная группа. Она может называться Группа внутренних консультантов по развитию, Группой стратегического планирования, Группой выработки предложения по развитию компании, Группой маркетинговых исследований, Группой по выработке планов на год с учетом среднесрочной перспективы и так далее. Название должно отражать ту основную задачу, которая перед ней ставится. Группе, состоящей из 2-5 человек, поручается организация подготовки решений, которые позволяют лучше спланировать деятельность на следующий год с учетом более отдаленных перспектив развития компании (предприятия, муниципального образования и т.д.). Один раз в несколько лет принято приглашать внешних консультантов, что позволяет внести свежую струю и по-новому взглянуть на старые проблемы, дать оценку ранее принятым решениям, разработать дополнительные варианты для обсуждения. При обращении к консалтинговой компании, занимающейся управленческим консалтингом, необходимо учитывать, что пик подобных заказов приходится на сентябрь и октябрь. Определитесь заранее с внешним консалтингом или спланируйте взаимодействие с ними в другие месяцы (к примеру, май-июнь - совместные работы, а окончательные варианты еще раз просмотреть и утвердить уже после отпусков). Это не нанесет Вам ущерба, но может снизить цену за услуги и заполучить более опытных консультантов.
Представленные технологии годятся не только для принятия решений в области предпринимательства и администрирования, а и для формирования политических позиций с целью влияния на принятие законов на региональном и общегосударственном уровне (дополнительно ознакомьтесь со страницей сайта по Матрице России).
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Если Вас интересуют только отдельные темы сайта, то они перечислены на странице ТЕМЫ САЙТА
© Юрий Никольский