Юрий Никольский ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА Проблемы, | вертикаль власти без коррупции
| ||
Ключевые слова, которые сейчас превалируют в СМИ, являются следующими: - вертикаль власти (см. словарик от жены Павла Петрова) - коррупция (см. цитату из книги "Россия: критика исторического опыта"). решения высших должностных лиц имеют низкую эффективность из-за потери управления. Управление потеряно в тех сферах нашей жизни, где законы подменены сложившейся практикой. Любой отход от законов, в том числе зависимость судебной власти от госаппарата, - это потеря управления процессами со стороны государства. Коррупция - лишь часть сложившейся практики, препятствующей управлению страной со стороны государства. Я считаю, что без решения проблем, связанных с коррупцией, госаппарат не может работать эффективно. Более того: КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ГОСАППАРАТА
Ремарка: Попытки обратиться за помощью к православию лишь усугубят стоящую проблему.
которая должна соблюдаться при подготовке ключевых решений
О вертикали власти начали говорить в 2000 году. Но при этом не было сформулировано само это понятие. Подразумевалось, что необходимо установить вертикаль власти, так как законы принимаются, но не выполняются. Следовательно, необходимо было отладить соответствующий процесс. Причиной плохого исполнения законов высшие госчиновники увидели в отсутствии исполнительской дисциплины со стороны чиновников более низкого ранга. А к этому добавили еще одну причину: отсутствие должного соблюдения законов со стороны предпринимателей. Важно то, что под наведением порядка подразумевалось не просто отладка исполнительской дисциплины, а полное подчинение чиновника более низкого ранга чиновнику ранга повыше. И еще: необходимо было подать сигнал предпринимателям о необходимости платить налоги в строгом соответствии с тем, как это понимает государственная власть. В советское время любили говорить, что приказ начальника - закон для подчиненного. Этот принцип снова стал реально воплощаться в один из основных принципов госполитики.
Идеал вертикали власти заключается в том, чтобы каждый человек был в подчинении у кого-то. Такой порядок фактически построили в России еще до Ивана Грозного. Иван Грозный знаменит тем, что этот принцип он как бы закрепил де-юре. При этом Иван Грозный сам находился вне любого закона, творя беззаконие. Надо отметить, что не только в России, но и в большинстве других государств была реализована вертикаль власти по принципу полного подчинения, хотя с различным приближением к идеалу вертикали. В России почти каждый гражданин страны был чьим-то подданным, холопом, подчиненным. Иерархия может существовать в любой структуре, в том числе и в государственной. Но одно дело иерархия, которая держится на традиции или авторитете, а другое дело на силовых методах, применяемых со стороны государства.
Понятие структуры раскрыто на страницах сайта Структура и пути ее формирования и Структура - основа моделирования
Схема государственного устройства России времен крепостничества в самом общем виде приведена ниже:
Но такая система управления государством, где нет возможностей для маневра, не может существовать даже с низкой эффективностью. Поэтому были люди (граждане), которые не имели прямого подчинения. Это небольшое число свободных граждан, которые занимались ремеслом и жили в городах. Их было очень мало в России, но благодаря им сформированная вертикаль власти могла существовать продолжительное время. Обращаю внимание на то, что в этой вертикале власти государственный чиновник не вмешивался в экономику сельского хозяйства. Это одно из отличий царской власти от времен коммунистического правления. Экономика не может быть эффективной, если она управляется только через выполнение приказов начальников. В Европе начал формироваться капитализм и стали рушиться монархические режимы. При этом, наиболее кроваво рушились те режимы, которые имели наиболее всеобъемлющую вертикаль власти. Николай I не осознал исторических тенденций, поэтому начал действия, противоречащие законам развития. Укрепив вертикаль власти, он ослабил Россию, что наиболее ярко продемонстрировали поражения в войнах. Александр II разрушил сложившуюся вертикаль власти, отменив крепостное право. После реформы образовалась ситуация, когда люди прямо не подчинялись начальникам из властных государственных структур и крепостникам. Они должны были начать действовать в иных условиях. Эти иные условия должны были регулироваться правилами, которые в идеале должны соответствовать государственным законам. Соблюдение законов должно было стать единственным условием, по которому должны были действовать все, включая органы власти. Но создание естественных правил, которые будут регулироваться законами, блокировалось теми, кто имел более высокое положение в сложившейся многовековой иерархии. Высшие руководители страны не умели управлять на базе законов. Они привыкли только к тем формам управления, которые базировались на подчинении низших слоев населения. Низкая степень знаний по управлению вне вертикали власти породила желание перейти по возможности к более примитивным формам управления. Александр III остановил реформы. Он не решился отменить все реформы Александра II, а лишь перестал создавать нормальное право. Николай II продолжил политику своего отца, что в конечном итоге привело к трагическим последствиям, названными Октябрьской революцией и последовавшей за ней Гражданской войной. Ленин сформировал репрессивный аппарат, чтобы вернуться к той самой системе управления, которую отменяли реформы Александра II. Сталин завершил формирование вертикали власти. Без созданного во времена Ленина репрессивного аппарата подобная задача не могла бы быть выполнена. Сопротивление в обществе было столь значительным, что потребовались репрессии с многомиллионными жертвами. Крестьяне не могли покидать так называемые коллективные хозяйства. Городские жители, которые могли менять место работы, были привязаны к месту проживания. Рабство, которое в России называют крепостничеством, приняло иные формы. Здесь необходимо напомнить, что в ряде рабовладельческих государств рабы принадлежали только государству. При этом даже во времена Шумера раб имел свое личное имущество, которое не могло быть у него отобрано. Еще во времена Шумера был создан свод законов, который позволял разрешать определенные противоречия между людьми. Люди, владеющие рабами, несли юридическую ответственность перед государством и могли быть преданы суду, если не заботились о своих рабах. Греки считали варварами те государства, где закон был ниже по своему значению, чем слово монарха. Это уже в наше время варварами стали называть тех, кто не ценит культуру. Об этом говорит Павел Петров во время одного из застолий. Но в нашей стране плохо знакомы с управлением в других государствах. Советские историки предпочитали не рассказывать на занятиях школьников и студентов даже про греческую структуру власти. Историческая наука в нашей стране превратилась в рассказы об интригах, войнах, революциях и классовой ненависти. Поэтому не стоит удивляться тому, что Е. Гайдар в своих книгах приводит те аналогии, которые были сформированы в период сталинизма. И до сих пор рабство в России в период полноценной вертикали власти (до реформ Александра II) называют феодализмом. Самая классическая форма рабства в период сталинизма осуществлялось через систему ГУЛАГа. Ни одна значительная стройка не обходилась без использования рабсилы, то есть без привлечения к работам заключенных ГУЛАГа. Даже выдающиеся ученые нашей страны вынуждены были осуществлять свои идеи в так называемых шарашках, которые были частью ГУЛАГа.
Вертикаль власти строилась по разным принципам. В первую очередь различна ее глубина по контролю за политической, экономической и общественной деятельностью.
На лицо - цикличность исторических событий. Необходимо разобраться в этой повторяемости, которая произошла с разницей чуть более ста лет. Если в этом не разобраться, то Россия войдет в следующий подобный цикл. Далее остановимся на причинах, породивших цикличность.
О цикличности исторических этапов России писали историки. Наиболее полное исследование опубликовал Ахиезер, чья книга приведена в списке литературы
Обратите внимание на схожесть ситуаций начала XX века и начала XXI века.
Примерно та же ситуация сложилась в начале XXI века. С одной стороны уже пришло осознание того, что необходимы частная собственность и некоторые свободы личности. С другой стороны, не было ни знаний, ни умения сформировать такую правовую базу, которая препятствует формированию параллельных форм управления. Наиболее активной частью стали бывшие теневики и криминал (об этом пишет Фукуяма в книге "Доверие"). Власть осознала опасность захвата власти криминальными структурами. Но вместо формирования права, препятствующего росту криминальных форм управления, она решила снизить уровень выборности людей, управляющих государством. Отказ от демократических принципов прикрывался новыми понятиями и терминами.
Очевидно, что криминал тогда рвется во власть, когда это дает определенные экономические выгоды криминалу. Следовательно, надо было принимать решения, направленные на препятствие захвата криминалом бизнеса. Конечно, криминал пытался захватить не любой бизнес, а в основном тот, где были на лицо наиболее осязаемы экономические успехи. Именно криминал, занимающийся бизнесом, стремился влиять на власть и начинать руководить отдельными ее звеньями. Это становится возможным в условиях, когда законодательство не отрегулировано в нужной степени. Не отрегулировано таким образом, что чиновник может принимать решения, которые существенным образом влияют на экономические успехи предпринимателей. Отсутствие должного внимания к морали со стороны политической элиты послужило базой для развития коррупции, которая к настоящему времени проникла во все сферы жизнедеятельности людей. Сложилась ситуация, когда чиновник стал считать, что стране лучше, когда страна подчиняется личным указаниям, а не законам. При этом мораль заменялась цинизмом, прикрытым экономическими интересами. Теневые формы управления начали возникать в недрах социализма. Не случайно еще тогда возник анекдот, который приведен на странице сайта На защите рубежей строя . Теневые формы управления проникли в армию еще в брежневское правление. В казармах не редко управляют не офицеры, а солдаты с использованием противозаконных методов. Эти методы сформировались в криминальной среде, а теперь апробировались в параллельной власти низшего армейского звена. Между прочим, отсутствие желания служить молодежи в армии связано не с тягостью службы. Здесь наблюдается боязнь граждан оказаться в той среде управления, которая не зависит от государственного права. То есть, боязнь службы в армии - это результат наличия на определенном армейском уровне двоевластия. Здесь не будем подробно останавливаться на формах теневого управления. Для понимания сути излагаемой позиции важны не формы, а лишь наличие двоевластия даже в самой жесткой вертикали власти, какой была армия в годы социализма.
Наиболее опасными для существования государства являются те параллельные формы управления, которые формируются в бизнесе и в общественных организациях. Теневые формы управления проникают во власть, когда власть коррупционна, а бизнес и общественная деятельность уходят в тень. Сложилась ситуация, когда та часть населения, которая хочет работать в соответствии с законами, встраивается в вертикаль власти. При этом люди, придерживающиеся права, слабо влияют на принятие решений власти. Все большее влияние принимают те структуры власти, которые формируются вне официального права. Теневой бизнес может финансировать неформальные объединения. Здесь сообщества, которые не признаны государством, смыкаются с теневыми структурами бизнеса. Теневики, за которыми не редко стоит криминал, уже захватывают управление населением не только по экономической, а по политической деятельности. Тем самым область управления населением, которая подчинена государственной вертикали власти, сужается. Более того, теневой бизнес начинает проникать во власть, занимая в ней ключевые посты. Это может находиться вне поля законодательства, когда новые назначения решаются людьми, имеющими склонность к коррупционным сделкам. При значительном секторе теневой экономики часть структуры власти будет задействована в теневом бизнесе. Параллельно решаются вопросы проникновения во власть через систему выборных органов власти, когда неформальные объединения проникают в те партийные структуры, которые способны выставить своих кандидатов в ходе выборов. Теневой бизнес начинает формировать свои структуры сначала на местном уровне, потом переходит на региональный и лишь затем способен проникать в федеральные структуры. Подчеркну, что отсутствие в необходимом объеме общественных объединений - это результат действия власти. Это приводит к теневым формам, которые постепенно вытесняют государственные органы из реального управления государством. Власть запретами лишь создает условия, когда она теряет управляемость (не декларируемую, а реальную). Обращаю внимание, что свободы нужны не для выпуска пара, как об этом часто говорят и пишут, а для устойчивости государственного управления, опирающегося на право. Опять же обращаю внимание на то, что замена выборных органов на назначение со стороны верхних эшелонов власти не решает проблемы. Нет оснований предполагать, что отсутствие выборов гарантирует отсутствие криминала во власти. Более того, отсутствие выборов создает условия, когда подача информации для назначения может формироваться людьми, которые связаны с другой властью. Двоевластие в стране после отказа от выборов не исчезает. Оно просто становится менее заметным для общественности. И не только для общественности, а для высших эшелонов власти государства. Отмена выборов и иных демократических свобод - это позиция страуса, так как не ликвидирует реальные причины складывающегося двоевластия.
Теневой бизнес является частью той экономики государства, которую не способна контролировать вертикаль власти. А неформальные сообщества являются частью общественной структуры государства, которая не признана вертикалью власти. Ликвидировать их только силовыми методами, то есть с помощью работы правоохранительных органов, не представляется возможным. Здесь необходимо учитывать, что параллельная система власти проникает во все формы официальных властных структур, в том числе в правоохранительные органы власти.
Конечно, процесс сложен и многообразен. Я не ставлю целью описать его полностью. Я лишь хочу подвести к следующим выводам:
В любой стране, которая способна к развитию, идет подавление с помощью силовиков параллельных методов управления, если они находятся вне правовых рамок. Но надо учитывать, что силовые методы могут быть эффективны только тогда, когда для правовых форм работы созданы достаточно комфортные условия для легального бизнеса и зарегистрированных общественных объединений.
Снижение влияния на власть структур, находящихся вне правовых форм, возможно, если:
Сложность решения проблемы ликвидации параллельных структур управления связана с тем, что власть создает сама себе законы, которые отличны от законов, которым подчиняются граждане страны. Это в свою очередь порождает ситуацию, когда власть декларирует одно, а реально происходит другое. Это может происходить если: Все привыкли, что носят с собой деньги для расчетов по своим покупкам. Подобные операции должны производиться через банковскую систему страны. К этому есть все условия, если стимулировать развитие электронных платежей. В странах, где уровень коррупции и теневого бизнеса низок, давно все основные операции ведутся через банковскую систему. Налоговое законодательство сделало расчеты через банки более выгодными, чем расчеты денежными купюрами. Это прижилось еще в XIX веке, а электронные платежи лишь облегчили процедуры расчетов. России не надо здесь выдумывать что-то свое. Достаточно изучить опыт других стран и перенести все положительное на российскую почву. Посмотрите страницу сайта Налоги, фискал, поборы и развитие экономики. На первом этапе необходимо объявить о том, что законодательство будет меняться в пользу электронных денег. На этом этапе необходимо будет определить систему банков, чтобы электронные платежи стали доступны в любом уголке страны. В частности, почте России можно будет доверить выдачу зарплаты и расчеты по расчетам населения с торговыми организациями. На этом этапе определить сроки, когда все зарплаты выплачиваются только через банки. Кассиры для выдачи зарплат в офисах и на производствах должны исчезнуть. Необходимо будет усилить вопросы, связанные с безопасностью электронных денег. Определить возможности по обеспечению техническими устройствами страну и по обучению персонала для обслуживания платежей. На втором этапе, когда условия для электронных платежей будут сформированы, объявить об изменении налогового законодательства. Фирмы, предприятия, торговые точки, компании и так далее, осуществляющие расчеты только через банки с помощью электронных денег, должны платить налоги ниже, чем те, которые оставляют себе возможность иметь оборотные средства в качестве денежных купюр. Объявить о запрете продажи недвижимости, машин и наиболее дорогостоящих предметов быта за денежные купюры. Наиболее дорогие товары покупаются только через банковскую сеть электронными платежами. На третьем этапе вводится обязательное декларирование по наличию денежных купюр при переводе их на банковский счет. Денежные купюры могут быть приняты банком при заявлении гражданина или организации о способе их образования. Они принимаются банком, но при этом в зависимости от источника их получения необходимо заплатить налог. Налог вводится на дарение, на обнаружение клада и так далее. При переводе денег с одного банковского счета на другой налоги не взимаются, если перевод осуществляется между ближайшими родственниками (в противном случае определяется характер сделки, с которой берется налог). На этом этапе вводится иная налогооблагаемая база для уплаты налогов гражданами. Сначала с дохода частного лица вычитается прожиточный минимум, потом оплаты по образованию, потом оплаты за медицинский услуги, и лишь с оставшейся суммы начисляется подоходный налог. Люди могут давать поручение своим банкам по расчетам налогов и автоматической их уплате. Налог с физических лиц не взимается на предприятиях, а рассчитывается в зависимости от объемов средств на банковских счетах. Теневой бизнес и иной неконтролируемый вид деятельности, включая коррупционеров, не смогут накапливать крупные денежные суммы, так как любой платеж через банковскую систему должен быть обусловлен некоторыми обязательствами. Эти обязательства должны соответствовать законодательным нормам.
Очевидно, что государство, снижая налоговые платежи в бюджет, сможет снизить расходы, связанные с безопасностью. Налоговые платежи будут выше за счет снижения объемов теневого бизнеса. Еще одно преимущество - в банках будет больше средств за счет того, что оборотные средства из теневого бизнеса необходимо будет перевести в банки. Это будет стимулировать инвестиции, включая инвестиции в инновации.
Такая программа может быть реализована за 4-5 лет. Схема, которая приведена выше, примет иной вид, так как деятельность теневого бизнеса ослабнет, а подпитка коррупционеров от теневиков резко снизится.
Основой реформирования должна стать переориентация государственного аппарата с понимания того, что чиновник служит высшему руководству на осознание того, что он обязан осуществлять служение населению. Руководство у нас подменено словом государство. Чиновника всегда воспитывали, что он должен защищать интересы государства. Тем самым как бы гражданин исключен из списка тех, кто составляет основу любого государства. В настоящее время государственный чиновник основную свою цель видит в том, чтобы люди выполняли законы. Это верно. Но это понимание своей деятельности приводит к тому, что гражданин, обращающийся в госорган, получает в лучшем случае указания, куда он должен обратиться и какие документы обязан предоставить.
Все должно быть изменено.
Гражданин не обязан вникать во все тонкости законодательства. Чиновник, работающий с клиентом, обязан знать все законы, касающиеся данной деятельности. Он должен стать консультантом по тем вопросам, которые требуются для осуществления прав гражданина. Его консультации должны быть направлены на то, чтобы гражданин получил полноценную консультацию и смог за время посещения госучреждения правильно оформить заявку на получение той услуги, которую обязан осуществлять государственный аппарат.
Приход по одному и тому же вопросу дважды в госучреждение должно рассматриваться, как отсутствие необходимого уровня профессионализма у чиновника. Наличие очереди должно рассматриваться, как отсутствие профессионализма у тех, кто осуществляет организацию работы госаппарата. И за это чиновник может быть уволен, как не обладающий необходимой квалификацией.
Реализация по схеме "Так должно стать" снизит уровень коррупции. Здесь хочу напомнить, что далеко не всегда чиновник сам берет взятку у гражданина-клиента. При наличии очереди или сложного законодательства гражданин вынужден обращаться к всевозможным фирмам. Эти фирмы чаще всего имеют теневой, а то и прямо криминальный характер. Между этими фирмами и чиновничьим аппаратом устанавливается связь. Здесь надо понимать, что далеко не каждый чиновник берет взятку, но существующая система ориентации чиновника в сфере прямых его обязанностей создает условия, когда часть аппарата фактически работает не с гражданами, а с фирмами. При это считается, что услуги фирмам госаппарат не обязан оказывать бесплатно.
и к сращиванию с людьми, предпочитающими работать вне правового поля.
Особый статус получают чиновники, чья деятельность влияет на морально-психологическое состояние общества.
О влиянии морали на экономику на странице сайта Мораль и законы. Здесь я хочу обратить внимание на то, что не ухудшение экономических показателей должно быть оценкой работы губернаторов, глав районов, мэров городов и так далее. Оценка их деятельности должна вестись по политическим показателям. Обычно такой оценкой являются выборы. Человек, голосующий на выборах, отражает свое мнение не по экономике, а в соответствии со своим внутренним состоянием. Но если прямые выборы отсутствуют, то от граждан не поступают сигналы вверх, на основе которых можно анализировать морально-психологическое состояние населения и принимать обоснованные решения.
Отмена выборов породила безответственность руководителей соответствующего ранга. Они стали прикрываться формальными ссылками. К примеру, резкое обострение в морально-психологическом состоянии общества после событий в Кущевской, позволило удержаться губернатору тем, что он сослался на формальные обстоятельства (ему не обязаны докладывать правоохранительные органы). Губернатор - это политическая власть. Он не может оправдываться на основе формальных документов, если происходит рост преступности, рост коррупции или иное, ухудшающие резко морально-психологическое состояние в регионе. Потеря доверия к органам власти происходит по причине того, что в своих решениях власть не всегда учитывает интересы различных групп населения. Это приводит к конфликтным ситуациям. Конфликтные ситуации порождают экстремизм. Экстремизм в самом его радикальном проявлении является результатом нарушения государственным аппаратом основ демократии (о понятии "демократия" смотрите страницу сайта Демократия: современная, суверенная, управляемая, большевистская).
Можно проводить, и проводятся социологические опросы. Но этого не достаточно, чтобы глубоко понять и оценить состояние общественного сознания. Учет интересов разнообразных групп населения возможен только в диалоге с различными группами сообщества данного региона. Нет возможности переговорить и повлиять на сознание каждого человека, если нет структурной организации. Структуры, представляющие различные направления общественного сознания, должны быть официально зарегистрированы. Тогда будут налажены разнообразные формы диалога, что позволит искать решения, устраивающие все группы населения. Одно из распространенных мнений состоит в том, что наша нация пассивна. И в этом видятся основные причины того, что не создаются объединения. Это глубокое заблуждение. Оно опровергается событиями декабря 2010 года, когда тысячи молодых людей вышли на Манежную площадь. Дело не в пассивности нации, а в наличии проблем при создании общественных организаций. Объединения существуют, но они не легализуются. Это связано с наличием законодательства, которое препятствует созданию легальных объединений по интересам. Людям проще находиться вне официальной регистрации. А такие организации объединяют не просто активных людей, а в первую очередь тех, кто склонен к участию под радикальными лозунгами. Второе распространенное ошибочное мнение заключается в том, что люди должны объединяться, чтобы отстаивать свои интересы. На самом деле власть, находящаяся на службе сообществ, должна учитывать мнение людей. Не должно быть противостояния между властью и обществом. Наличие подобного мнения уже указывает на то, что общество начинает радикализоваться в условиях отсутствия достаточной демократии. Здесь еще раз хочу подчеркнуть, что местная власть должна стоять не на службе высокого начальства, а должна в первую очередь заботиться о гражданах своего региона. Всех граждан, а не отдельных ее групп. Названия типа "народный фронт" и "народное ополчение" строят предвыборную компании на принципах противопоставления различных групп населения. Такая политика чревата в дальнейшем усилением в обществе экстремистских настроений. Третье заблуждение заключается в том, что люди должны осознать свой меркантильный интерес, чтобы начать объединяться. Люди, ставящие своей целью материальные, финансовые и иные меркантильные интересы должны заниматься бизнесом. Массовый выход молодежи на Красную площадь в декабре 2010 года показал, что люди в своих действиях руководствуются моральными аспектами. Жизнь обеспечивается материальным достатком, но интересы людей гораздо шире финансовых результатов. Поэтому и общественные объединения должны строиться не на основе повышения своего материального благополучия.
На личном опыте я убедился, что не просто зарегистрировать самое простое объединение. Оно представлено на странице сайта Информация для жителей домов. Регистрация Домового комитета была сделана в то время, когда почему-то пытались осуществить массовое создание ТСЖ. Но жители выбрали другую форму. Наличие Домкома позволило жителям наладить нормальное взаимодействие с управляющей компанией. Есть взаимопонимание с местными органами власти. Короче, ничего страшного не случилось. Стало лучше всем. Но сколько было потрачено усилий, чтобы зарегистрировать Домком! И не потому, что кто-то плох из госаппарата. Причина в том, что была поставлена задача по формированию ТСЖ, поэтому все остальное воспринималось со стороны госаппарата с явной опаской. Лидеры теневых объединений могут направлять людей в нужное для них русло для совместных акций. Это может производиться на национальной, религиозной или иной почве. При наличии достаточно устойчивых теневых структур (общественных и коммерческих) могут возникать массовые протесты. Для власти они будут выглядеть спонтанными. А на самом деле теневые структуры могут использовать состояние общества в своих интересах. Кажущиеся спонтанные действия могут быть направлены на формирование решений, которые далеки от национальных интересов. А при этом создаются условия для проникновения криминала или его представителей во власть. Здесь важен вывод о том, что законы, формируемые властью, и действия госаппарата приводят к созданию основ общества, когда возможно образование теневых структур для управления общественным сознанием и для решения задач коммерции. Иными словами, в стране формируется двоевластие. Все чаще возникают ситуации, где власть только делает вид, что все ей подконтрольно. На самом же деле наблюдаются самые неожиданные последствия, когда для удержания процесса в определенных рамках требуется вмешательство высших госчиновников, даже Президента и Председателя.
Необходимо упростить процедуру регистрации общественных объединений. Кроме этого, если общественная организация зарегистрирована, то у нее возникают дополнительные обязанности перед госаппаратом. А при этом организация ничего не получает взамен. Фактически сформирована система, которая способствует тому, чтобы объединение не заявляло о себе официально. Следовательно, любой клик в Интернете может оказаться неформальным объединением, если этот клик найдет отклик у группы людей.
Обучение госаппарата потребует времени. Можно за пару лет поднять уровень квалификации до нужного уровня. Тогда угрозы двоевластия в стране резко снизятся.
Власть должна помогать людям следовать законам, способствовать самоорганизации людей, упрощать процедуры по регистрации, а при возможности брать часть забот на себя. Тогда она сможет получать сигналы от граждан, организовывать диалоги, учитывать различные интересы, способствовать выработке решений, которые устраивают всех. Иное поведение госаппарата должно рассматриваться сообществом, как отсутствие необходимого профессионального уровня у служащих госаппарата.
Во времена СССР существовала официальная идеология. В настоящее время направления идеологии властью не объявляются, если не обращать внимание на все большую тенденцию во внедрении в общественное сознание религиозных культов и активизацию взаимодействия с чиновниками от церкви. Реальная идеология может быть измерена по реальному изменению общественного сознания в тех областях, которые задаются идеологией. Любая власть вынуждена считаться с настроением населения. Конечно, если власть сменяема. А направление вектора развития общества в области морали задается государственной элитой, в первую очередь политической (об этом смотрите страницу сайта Мораль и законы). Влияние государственных средств массовой информации, в первую очередь телевидения, все время снижается. Это результат политики. Если какие-то мнения не появляются на телевидении, то они появляются в системе Интернета. Так центральные каналы теряют свою аудиторию. Причем ту аудиторию, которая активна. Центральные каналы в значительной степени виноваты в том, что информационные источники иных структур влияния на настроение людей становятся все более популярными. К этому нужно добавить, что социологические опросы часто успокаивают. Здесь забывают, что не все население способно выразить протест в активной форме. А лишь наиболее активная часть. А именно эта часть все меньше подвержена идеологии государственных центров пропаганды. Уйдя в Интернет гражданин уже редко обращается к каналам телевидения, а если и смотрит их, то с чувством иронии и собственного превосходства над ведущими госканалов.
вектор развития идеологии в последние годы имел тенденцию к силовым методам решения проблем
Ниже приведены примеры общественной жизни, которые поясняют данный тезис. И вместе с этой идеологией, которой в последние годы придерживается все больше граждан, поддерживается иная идеология. Идеология, что необходимо подчиняться решениям большинства. Эта идеология, которая усвоена за счет многолетней работы КПСС, воспринимается большинством общества нормально. Более того, как важнейшая форма демократии. На самом деле это идеология не является основой демократических решений (об этом говорится на странице сайта Демократия: современная, суверенная, управляемая, большевистская.).
Примеров, которые указывают на то, что культ насилия становится все более распространенной идеологией нации можно приводить много.
Многие проявления нашей жизни - это результат идеологии противостояния с его спутником - культом насилия. Данная идеология пришла к нам из эпохи построения коммунизма. Но в годы построения вертикали власти она окрепла. На этом фоне происходит усиление параллельных форм власти, что может породить сильную к официальной власти альтернативную реальную власть (двоевластие).
Необходимо отличать цели от лозунгов. Цель реально существуют, когда описаны способы ее достижения. Лозунг этого не требует. На эту тему есть страничка сайта Лозунги и цели. А на этой странице я коснусь в основном проблем, когда лозунги не могут быть реализованы, если цели не поставлены. Цели не поставлены - означает, что принимаются решения, которые противоречат объявленным лозунгам. Одна из основных целей, которая объявлена - борьба с коррупцией. Никакая иная цель не может быть достигнута с ожидаемым эффектом, если данная цель не будет реализована. Но решения могут противоречить достижению цели. К примеру, решено объединиться в таможенный союз. Это было бы логично, если в странах, которые входят в таможенный союз наравне с Россией, уже решены вопросы борьбы с коррупцией. Но это не так. Следовательно, коррупция сохранится, если она сохранится в других странах таможенного союза. Здесь виден результат реализации иной цели - создание единого экономического пространства. Так какая цель является более значимой: борьба с коррупцией или создание единого экономического пространства? Не происходит ли подмена цели? И на эти вопросы я пока не увидел ответа. А раз ответа нет, то всегда возможна подмена целей, то есть цель, объявленная через лозунг борьбы с коррупцией, достигнута не будет. Другая цель - модернизация. Конечно, она может быть достигнута только при условии, что проблема коррумпированности госаппарата будет решена успешно. Но кроме решения проблем, которые мешают достижению целей, необходимо по ходу принятия решений в различных сферах деятельности не создавать дополнительных проблем. Здесь надо понимать, что модернизация в первую очередь предполагает способность людей к работе в постиндустриальном обществе. Оно отличается от эпохи индустриального развития (об этом говорится на страницах сайта Бабушкам и дедушкам для внуков). Эпоха индустриального периода отличается в первую очередь тем от современности, что массовый товар стал индивидуализироваться. Современный рынок и современное производство устроены по иным принципам. Об этом говорится на странице сайта Современные тенденции в бизнесе. Индивидуальная подготовка, способность к формированию контактов, способность находить решения вне существующих стандартов - вот что ложится в основу обучения развитых стран. В большинстве государств ищут пути индивидуальной подготовки, а в нашей стране вводят стандарты типа ЕГЭ (подробнее на странице сайта Единый государственный экзамен). Понятно, что чиновнику хочется встроить в вертикаль власти все общество. Всех не удается. Ну, хотя бы учителей и учеников. Эти их стремления понятны. Но тогда их предложения по принятию общегосударственных решений будут противоречить лозунгу модернизации. ЕГЭ - это лишь одно успешное решение, которые чиновники продвинули для своего участия, хотя решение по ЕГЭ мешает модернизации учебного процесса и подготовки будущих граждан страны. Произошла подмена цели. Вместо модернизации процесса обучения произошло дальнейшее строительство вертикали власти с ее коррупцией и формирования параллельных правил между педагогами, учениками и их родителями. Вместо модернизации процесса обучения происходит обратный процесс. Ученики не имеют времени для самостоятельного развития. Такое положение влечет за собой фактическое уменьшение числа потенциальных людей, способных работать в инновационной сфере. Ведь подготовка людей, работающих в инновационной сфере требует совершенно иного подхода к учебного процессу и к оценке знаний учащихся (концептуальное обоснование см. на страницах сайта БАБУШКАМ И ДЕДУШКАМ). Да и просто нельзя всех оценивать по одним и тем же критериям без учета будущей профессии. Одни готовятся стать работниками госаппарата, другие - в бизнесе, третьи - в науке... Раньше экзамены в ВУЗах в какой-то степени учитывали будущую направленность абитуриентов. ЕГЭ перечеркнула лучшие достижения в этой области, заменив все на общероссийских стандарт, который, к тому же, поражен вирусом коррупции.
Лозунгу модернизации противоречат многие условия, которые формируются отношением госаппарата. Для примера коснусь одной животрепещущей проблемы, связанной с системой жизнеобеспечения. Много лет уже говорят о необходимости снижения энергозатрат, о необходимости ограничения роста тарифов для населения, о необходимости замены устаревшей инфраструктуры, которая давно выработала свои сроки эксплуатации. Но что же происходит на самом деле? Я еще в 1995 году, консультируя администрации городов, показывал необходимости изменения принципов подхода при работе с водоснабжением населения. Мои материалы были подготовлены на основе опыта других стран. Но и через 15 лет я вынужден был об этом же писать при выполнении консалтинговых работ в 2010 году. В приложении к данной странице сайта я даю реальный документ из того Итогового документа, который с некоторыми нюансами я пишу уже 15 лет. Его можно посмотреть на странице сайта Подходы для выбора решений для модернизации инфраструктуры (небольшой фрагмент большого документа лишь демонстрирует, что госаппарат препятствует решению задачи по модернизации страны). Обратите внимание, что всем известно уже 15 лет, но ничего не делается в данном направлении. Понятно, что при такой ситуации любые наработки в Сколково повиснут в воздухе, если в государстве ничего не изменится.
система управления построена так, что она не только не способствует технической модернизации, а даже препятствует ей.
Почти все поставленные цели виснут в последние годы.
Причины подмены целей - это отсутствие профессиональных программ в среде политической элиты. Существующие программы партий нельзя отнести к таким программам. Они в основном состоят из наборов лозунгов.
Декларация показывает, что является объединяющим стержнем. Поиск реализации решений будет осуществляться не через поддержку лозунговых установок авторитетного руководителя и его обещаний о светлом экономическом будущем, а через согласование форм достижения целей.
ВЕРТИКАЛИ ВЛАСТИ
Я разместил на сайте документ Итоговый документ по созданию условий развития города с градообразующим предприятием. Это для небольшого в российском масштабе города. А для страны подобный документ должен содержать сотни страниц. На его базе создается краткая программа политического документа. А уже на базе краткого содержания программы формируется документ по целевым установкам партии. Партия, привыкшая к авторитарным решениям, может обнародовать документ, содержащий в основном идеологические установки без содержания способов решения имеющихся проблем. В таких партиях считают, что целевые установки в процессе подготовки решений будут доработаны. Но, как я обосновал на сайте, такая позиция ведет в конечном итоге к подмене целей. А это в свою очередь не позволяет достичь цели развития страны. Я на этой странице сайта обозначил некоторые пути развития подобной программы, когда речь идет о коррупции (точнее, о бытовой коррупции). Здесь, конечно, не затронуты вопросы законодательства, связанные с данной проблемой. А хотелось бы, чтобы партийные документы назвали те пункты законодательных документов, которые используются коррупционерами для обогащения. А я слышу от политических лидеров лишь одно желание - развивать силовые методы для ограничения отрицательных тенденций.
Застольные концепции
порождающих коррупцию и тормозящих развитие страны, стараются доформировать вертикаль власти со всеми ее негативными издержками.
вертикали власти без коррупции будет успешным только в том случае, если будут разработаны профессиональные документы программ политических партий России содержит риски усиления форм отношений вне государственного права, или, иными словами, двоевластия в стране. Общественный договор может существовать только тогда, когда политическая элита имеет профессиональные навыки для управления страной в условиях демократии. В противном случае вместо общественного договора формируются центры власти локальных сообществ. А результат - революционные преобразования, разрушающие сложившуюся вертикаль власти. Этой фразой я хочу подчеркнуть, что мои выводы противоречат выводам многих историков, которые утверждают, что бинарность русской истории обусловлена культурными традициями населения, народа, нации. Я же придерживаюсь мнения, что дело в том, что элита все время имеет раздвоенный характер (меняются местами причины и следствия). Одна ее часть ведет страну по жесткой системе централизации всей власти, так как не обладает иными навыками управления. А после осознания гибельности реализуемого на практике пути (с точки зрения законов исторических перспектив) другая часть элиты стремится к преобразованиям, показавшим на примере других государств историческую целесообразность. Проводимые преобразования обновляют госструктуры, а при этом позволяют вернуться к власти механизмам управления через подчинение, а не общественный договор. И в этом не вина той части элиты, которая стремится к преобразованиям для получения страной исторических перспектив. Здесь быстрее нужно говорить о беде, которая заложена предыдущим правлением. Беда в том, что почти отсутствуют знания в области управления, необходимые для свершения необходимых преобразований в стране. . . Все темы сайта здесь Вернуться к началу раздела "Проблемы, обсуждаемые в СМИ"
© Юрий Никольский |