Юрий Никольский
РЕШЕНИЯ: ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА

Проблемы,
обсуждаемые в СМИ

Решение задачи:
вертикаль власти без коррупции


Разработка документов в ходе партийной работы дана на странице сайта
ПАРТИИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

Ключевые слова, которые сейчас превалируют в СМИ, являются следующими:
- вертикаль власти (см. словарик от жены Павла Петрова)
- коррупция (см. цитату из книги "Россия: критика исторического опыта").

Основной вывод по сложившейся ситуации в стране:
решения высших должностных лиц имеют низкую эффективность из-за потери управления.

Потеря управления - это реалии нашей жизни
Государственный аппарат управляет лишь тогда, когда выполняются законы.
Управление потеряно в тех сферах нашей жизни, где законы подменены сложившейся практикой.
Любой отход от законов, в том числе зависимость судебной власти от госаппарата, - это потеря управления процессами со стороны государства. Коррупция - лишь часть сложившейся практики, препятствующей управлению страной со стороны государства.

Я считаю, что без решения проблем, связанных с коррупцией, госаппарат не может работать эффективно. Более того:
ОСНОВНАЯ УГРОЗА ДЛЯ РОССИИ:
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ГОСАППАРАТА

На этой странице сайта рассмотрены подходы
для решения главной проблемы страны:
создание условий для восстановления управляемости страной.

Ремарка:
Попытки обратиться за помощью к православию лишь усугубят стоящую проблему.

Изложение построено в той последовательности,
которая должна соблюдаться при подготовке ключевых решений

Оценка сложившейся ситуации
Причины, препятствующие развитию
Предложения по ликвидации причин
Потеря управляемости из-за того,
что чиновничий аппарат
мотивирован на коммерческие интересы,
а не на решение задач,
поставленных руководством страны
Огромный сектор теневого бизнеса
с наличием внеправовых норм управления.
Коррупция стала нормой жизни.
Это порождает тенденции по сращиванию
госаппарата с криминалом.
1. Снижение налогового бремени на бизнес,
который работает с населением
и персоналом только через банки.
2. Создание условий для развития
общественных организаций и оппозиции.
3. Изменение задач госаппарата.
4. Очистка законодательства от пунктов,
задействованных в коррупционных схемах.

Начну с вертикали власти

О вертикали власти начали говорить в 2000 году. Но при этом не было сформулировано само это понятие. Подразумевалось, что необходимо установить вертикаль власти, так как законы принимаются, но не выполняются. Следовательно, необходимо было отладить соответствующий процесс. Причиной плохого исполнения законов высшие госчиновники увидели в отсутствии исполнительской дисциплины со стороны чиновников более низкого ранга. А к этому добавили еще одну причину: отсутствие должного соблюдения законов со стороны предпринимателей. Важно то, что под наведением порядка подразумевалось не просто отладка исполнительской дисциплины, а полное подчинение чиновника более низкого ранга чиновнику ранга повыше. И еще: необходимо было подать сигнал предпринимателям о необходимости платить налоги в строгом соответствии с тем, как это понимает государственная власть. В советское время любили говорить, что приказ начальника - закон для подчиненного. Этот принцип снова стал реально воплощаться в один из основных принципов госполитики.

Идеал вертикали власти заключается в том, чтобы каждый человек был в подчинении у кого-то. Такой порядок фактически построили в России еще до Ивана Грозного. Иван Грозный знаменит тем, что этот принцип он как бы закрепил де-юре. При этом Иван Грозный сам находился вне любого закона, творя беззаконие.
В СМИ, и даже от людей науки, не редко приходится слышать, что данный принцип был принят нацией. Но это не так. Если бы он был принят, то не потребовались бы массовые репрессии, которые учинил Иван Грозный для насаждения своего понимания управления государством. Та же логика для времен строительства коммунизма, когда массовый энтузиазм подкреплялся репрессиями в том же объеме. О монополизме власти я пишу на странице сайта Власть. Несменяемость власти ведет к революциям. О революциях посмотрите комментарий к труду Мау и Дубровской ВЕЛИКИЕ РЕВОЛЮЦИИ.

Надо отметить, что не только в России, но и в большинстве других государств была реализована вертикаль власти по принципу полного подчинения, хотя с различным приближением к идеалу вертикали. В России почти каждый гражданин страны был чьим-то подданным, холопом, подчиненным. Иерархия может существовать в любой структуре, в том числе и в государственной. Но одно дело иерархия, которая держится на традиции или авторитете, а другое дело на силовых методах, применяемых со стороны государства.

Понятие структуры раскрыто на страницах сайта Структура и пути ее формирования и Структура - основа моделирования

Схема государственного устройства России времен крепостничества в самом общем виде приведена ниже:


Но такая система управления государством, где нет возможностей для маневра, не может существовать даже с низкой эффективностью. Поэтому были люди (граждане), которые не имели прямого подчинения. Это небольшое число свободных граждан, которые занимались ремеслом и жили в городах. Их было очень мало в России, но благодаря им сформированная вертикаль власти могла существовать продолжительное время.
Обращаю внимание на то, что в этой вертикале власти государственный чиновник не вмешивался в экономику сельского хозяйства. Это одно из отличий царской власти от времен коммунистического правления. Экономика не может быть эффективной, если она управляется только через выполнение приказов начальников. В Европе начал формироваться капитализм и стали рушиться монархические режимы. При этом, наиболее кроваво рушились те режимы, которые имели наиболее всеобъемлющую вертикаль власти. Николай I не осознал исторических тенденций, поэтому начал действия, противоречащие законам развития. Укрепив вертикаль власти, он ослабил Россию, что наиболее ярко продемонстрировали поражения в войнах.
Александр II разрушил сложившуюся вертикаль власти, отменив крепостное право.

После реформы образовалась ситуация, когда люди прямо не подчинялись начальникам из властных государственных структур и крепостникам. Они должны были начать действовать в иных условиях. Эти иные условия должны были регулироваться правилами, которые в идеале должны соответствовать государственным законам.
Соблюдение законов должно было стать единственным условием, по которому должны были действовать все, включая органы власти.
Но создание естественных правил, которые будут регулироваться законами, блокировалось теми, кто имел более высокое положение в сложившейся многовековой иерархии. Высшие руководители страны не умели управлять на базе законов. Они привыкли только к тем формам управления, которые базировались на подчинении низших слоев населения. Низкая степень знаний по управлению вне вертикали власти породила желание перейти по возможности к более примитивным формам управления. Александр III остановил реформы. Он не решился отменить все реформы Александра II, а лишь перестал создавать нормальное право. Николай II продолжил политику своего отца, что в конечном итоге привело к трагическим последствиям, названными Октябрьской революцией и последовавшей за ней Гражданской войной.

Ленин сформировал репрессивный аппарат, чтобы вернуться к той самой системе управления, которую отменяли реформы Александра II. Сталин завершил формирование вертикали власти. Без созданного во времена Ленина репрессивного аппарата подобная задача не могла бы быть выполнена. Сопротивление в обществе было столь значительным, что потребовались репрессии с многомиллионными жертвами. Крестьяне не могли покидать так называемые коллективные хозяйства. Городские жители, которые могли менять место работы, были привязаны к месту проживания. Рабство, которое в России называют крепостничеством, приняло иные формы.

Здесь необходимо напомнить, что в ряде рабовладельческих государств рабы принадлежали только государству. При этом даже во времена Шумера раб имел свое личное имущество, которое не могло быть у него отобрано. Еще во времена Шумера был создан свод законов, который позволял разрешать определенные противоречия между людьми. Люди, владеющие рабами, несли юридическую ответственность перед государством и могли быть преданы суду, если не заботились о своих рабах. Греки считали варварами те государства, где закон был ниже по своему значению, чем слово монарха. Это уже в наше время варварами стали называть тех, кто не ценит культуру. Об этом говорит Павел Петров во время одного из застолий. Но в нашей стране плохо знакомы с управлением в других государствах. Советские историки предпочитали не рассказывать на занятиях школьников и студентов даже про греческую структуру власти. Историческая наука в нашей стране превратилась в рассказы об интригах, войнах, революциях и классовой ненависти. Поэтому не стоит удивляться тому, что Е. Гайдар в своих книгах приводит те аналогии, которые были сформированы в период сталинизма. И до сих пор рабство в России в период полноценной вертикали власти (до реформ Александра II) называют феодализмом.

Самая классическая форма рабства в период сталинизма осуществлялось через систему ГУЛАГа. Ни одна значительная стройка не обходилась без использования рабсилы, то есть без привлечения к работам заключенных ГУЛАГа. Даже выдающиеся ученые нашей страны вынуждены были осуществлять свои идеи в так называемых шарашках, которые были частью ГУЛАГа.

Вертикаль власти строилась по разным принципам. В первую очередь различна ее глубина по контролю за политической, экономической и общественной деятельностью.
Вертикаль власти до Александра II Крепостные крестьяне включены в вертикаль власти, принадлежат помещикам, которые полностью распоряжаются их судьбами. Городское население живет по законам государства, хотя и бесправно перед чиновниками. Законы не делают равными всех граждан, что укрепляет вертикаль власти по сложившейся иерархии внутри государства. В экономическую деятельность своих подчиненных чиновники обычно не вмешивались (если коррупцию не считать вмешательством в экономику).
Вертикаль власти после освобождения крестьян Отмена крепостного права во много сблизила права сельских и городских жителей. Но при этом в основном сохраняется право, которое было создано для закрепления иерархической структуры вертикали власти. Отсутствует равенство между всеми гражданами России. Самодержец отказывается от требований конституционной монархии, то есть, как и прежде, находится вне права. Это противоречие стало базой терроризма и сложившегося неофициальных структур власти, назвавших себя Советами. Результатом стали кровавые события 1905 года, а затем еще более кровавые события 1917 и последующих за ним годов.
Вертикаль власти в сталинский период Вертикаль власти во многом вернулась к принципам, которые были заложены до освобождения крестьян. Право, как и при крепостничестве, де-факто отсутствовало. Его заменяли директивные указания и партийная дисциплина. При таком управлении страной экономика была столь слабой, что большинство годов сталинского периода страна жила по карточкам. Число смертей от голода и недоедания не фиксировалось, чтобы не портить статистику достижений коммунистических лидеров.
Вертикаль власти в хрущевский период, а затем и в брежневский Ослабление некоторых принципов сложившейся вертикали власти. В частности, крестьянам стали платить зарплаты и разрешили им менять место работы. Вертикаль власти держалась на невозможности без разрешения чиновников сменить свое место проживания. Дополнительным стимулом для удержания вертикали власти была распределительная система основных социальных благ и доступа к приобретению жилья, дач, машин и так далее.
Начинает складываться активный теневой бизнес, который живет вне правового поля, сформированного коммунистическим строем.
Вертикаль власти в период перестройки Отменена обязательная прописка. Начал формироваться рынок труда. Была разрешена частная деятельность, что было подкреплено законодательством по праву на собственность. Ситуация во многом напоминает ситуацию после реформ Александра II. То есть, вертикаль власти осталась только в чиновничьей иерархии, но при этом не было еще сформировано законодательство. При отсутствии четких правовых норм стали формироваться те правила, которые были понятны отдельным группам в зависимости от их вида деятельности. Власть в это время распределяла госсобственность, создавая и трактуя законы так, как это было выгодно наиболее влиятельным чиновникам.
Вертикаль власти после 2000 года Выстраиваемая вертикаль власти не стала переходить те границы, которые были установлены во времена перестройки. Но отсутствие современного права привело к развитию негативных тенденций, связанных с коррупцией, криминалом и ростом ксенофобий. Это отчетливо показали события, которые вызвали резкий резонанс в обществе. В первую очередь, связанные с крупными демонстрациями нацистов в Москве и ряде других городов, а также с событиями в станице Кущевская, управление которой фактически захватил криминал. Ситуация во многом напоминает ту, которая сложилась после гибели Александра II.

На лицо - цикличность исторических событий. Необходимо разобраться в этой повторяемости, которая произошла с разницей чуть более ста лет. Если в этом не разобраться, то Россия войдет в следующий подобный цикл. Далее остановимся на причинах, породивших цикличность.

О цикличности исторических этапов России писали историки. Наиболее полное исследование опубликовал Ахиезер, чья книга приведена в списке литературы
Ахиезер относит цикличность к культурным традициям. Я же называю иные причины. В первую очередь те, которые связаны с действиями государственной элиты, которая не смогла понять, что необходимо формировать новую систему управления, базирующуюся на праве. Подчеркну: виновата не нация, о государственная элита.

Обратите внимание на схожесть ситуаций начала XX века и начала XXI века.
Историки отмечали одну важную особенность России в начале XX века, которую назвали двоевластием.
Государство формировало определенные правовые нормы, которые соблюдались далеко не всеми. Правовое поле, которое не контролировалось государством, заняли разного рода внегосударственные формирования, которые действовали по своим правовым принципам. Так начали формироваться советы народных депутатов, которые устанавливали свои правила. В эти советы входила наиболее активная часть населения. Государственная власть в России рухнула в 1917 году, так как не смогла сформировать правовые отношения в стране. Власть могла перейти только в руки тех, кто формировал в это время параллельные структуры власти. Они не имели опыта управления государством. Более того, у них не было для этого необходимых знаний. Управление страной по принципу жесткой вертикальной власти им было понятнее. Это и стало причиной того, что они вернулись к уже устаревшей (в историческом плане) форме управления. Ее они назвали реальным социализмом.

Примерно та же ситуация сложилась в начале XXI века. С одной стороны уже пришло осознание того, что необходимы частная собственность и некоторые свободы личности. С другой стороны, не было ни знаний, ни умения сформировать такую правовую базу, которая препятствует формированию параллельных форм управления. Наиболее активной частью стали бывшие теневики и криминал (об этом пишет Фукуяма в книге "Доверие"). Власть осознала опасность захвата власти криминальными структурами. Но вместо формирования права, препятствующего росту криминальных форм управления, она решила снизить уровень выборности людей, управляющих государством. Отказ от демократических принципов прикрывался новыми понятиями и терминами.

Очевидно, что криминал тогда рвется во власть, когда это дает определенные экономические выгоды криминалу. Следовательно, надо было принимать решения, направленные на препятствие захвата криминалом бизнеса. Конечно, криминал пытался захватить не любой бизнес, а в основном тот, где были на лицо наиболее осязаемы экономические успехи. Именно криминал, занимающийся бизнесом, стремился влиять на власть и начинать руководить отдельными ее звеньями. Это становится возможным в условиях, когда законодательство не отрегулировано в нужной степени. Не отрегулировано таким образом, что чиновник может принимать решения, которые существенным образом влияют на экономические успехи предпринимателей. Отсутствие должного внимания к морали со стороны политической элиты послужило базой для развития коррупции, которая к настоящему времени проникла во все сферы жизнедеятельности людей. Сложилась ситуация, когда чиновник стал считать, что стране лучше, когда страна подчиняется личным указаниям, а не законам. При этом мораль заменялась цинизмом, прикрытым экономическими интересами.
Таким образом, законодательство, которое позволяет жить не по законам, а по решениям людей более высокой иерархии, является основой складывающегося двоевластия. Если в начале XX века параллельные структуры власти формировали деятели, опирающиеся на террористов всех мастей, то в начале XXI века стали формироваться группы людей, живущих по своим внутренним законам. Такие люди не редко опираются на средства теневых структур, не исключая средства криминальных авторитетов.

Сформулированные выводы по двум циклам развития государства России отражены на схеме ниже


Теневые формы управления начали возникать в недрах социализма. Не случайно еще тогда возник анекдот, который приведен на странице сайта На защите рубежей строя . Теневые формы управления проникли в армию еще в брежневское правление. В казармах не редко управляют не офицеры, а солдаты с использованием противозаконных методов. Эти методы сформировались в криминальной среде, а теперь апробировались в параллельной власти низшего армейского звена. Между прочим, отсутствие желания служить молодежи в армии связано не с тягостью службы. Здесь наблюдается боязнь граждан оказаться в той среде управления, которая не зависит от государственного права. То есть, боязнь службы в армии - это результат наличия на определенном армейском уровне двоевластия. Здесь не будем подробно останавливаться на формах теневого управления. Для понимания сути излагаемой позиции важны не формы, а лишь наличие двоевластия даже в самой жесткой вертикали власти, какой была армия в годы социализма.

Наиболее опасными для существования государства являются те параллельные формы управления, которые формируются в бизнесе и в общественных организациях. Теневые формы управления проникают во власть, когда власть коррупционна, а бизнес и общественная деятельность уходят в тень.

Управление фактически построено по следующей схеме:


Сложилась ситуация, когда та часть населения, которая хочет работать в соответствии с законами, встраивается в вертикаль власти. При этом люди, придерживающиеся права, слабо влияют на принятие решений власти. Все большее влияние принимают те структуры власти, которые формируются вне официального права.
Теневой бизнес может финансировать неформальные объединения. Здесь сообщества, которые не признаны государством, смыкаются с теневыми структурами бизнеса. Теневики, за которыми не редко стоит криминал, уже захватывают управление населением не только по экономической, а по политической деятельности. Тем самым область управления населением, которая подчинена государственной вертикали власти, сужается. Более того, теневой бизнес начинает проникать во власть, занимая в ней ключевые посты. Это может находиться вне поля законодательства, когда новые назначения решаются людьми, имеющими склонность к коррупционным сделкам. При значительном секторе теневой экономики часть структуры власти будет задействована в теневом бизнесе. Параллельно решаются вопросы проникновения во власть через систему выборных органов власти, когда неформальные объединения проникают в те партийные структуры, которые способны выставить своих кандидатов в ходе выборов.
Теневой бизнес начинает формировать свои структуры сначала на местном уровне, потом переходит на региональный и лишь затем способен проникать в федеральные структуры.
Подчеркну, что отсутствие в необходимом объеме общественных объединений - это результат действия власти. Это приводит к теневым формам, которые постепенно вытесняют государственные органы из реального управления государством.
Власть запретами лишь создает условия, когда она теряет управляемость (не декларируемую, а реальную).
Обращаю внимание, что свободы нужны не для выпуска пара, как об этом часто говорят и пишут, а для устойчивости государственного управления, опирающегося на право.
Опять же обращаю внимание на то, что замена выборных органов на назначение со стороны верхних эшелонов власти не решает проблемы. Нет оснований предполагать, что отсутствие выборов гарантирует отсутствие криминала во власти. Более того, отсутствие выборов создает условия, когда подача информации для назначения может формироваться людьми, которые связаны с другой властью. Двоевластие в стране после отказа от выборов не исчезает. Оно просто становится менее заметным для общественности. И не только для общественности, а для высших эшелонов власти государства. Отмена выборов и иных демократических свобод - это позиция страуса, так как не ликвидирует реальные причины складывающегося двоевластия.

Теневой бизнес является частью той экономики государства, которую не способна контролировать вертикаль власти. А неформальные сообщества являются частью общественной структуры государства, которая не признана вертикалью власти. Ликвидировать их только силовыми методами, то есть с помощью работы правоохранительных органов, не представляется возможным. Здесь необходимо учитывать, что параллельная система власти проникает во все формы официальных властных структур, в том числе в правоохранительные органы власти. Конечно, процесс сложен и многообразен. Я не ставлю целью описать его полностью. Я лишь хочу подвести к следующим выводам:
1. Происходит формирование двоевластия, если в стране высокий уровень коррупции при значительном теневом бизнесе с наличием существования неформальных сообществ.
2. В любой стране борьба с коррупцией является основой для предупреждения возможности возникновения сильной параллельной власти (реального двоевластия).
3. Теневой бизнес является экономической основой возникновения двоевластия.
4. Неформальные сообщества при значительном теневом бизнесе оказываются политическим ядром двоевластия.
5. Криминал стремится захватить сначала теневую форму бизнеса, а лишь потом идет во власть.

В любой стране, которая способна к развитию, идет подавление с помощью силовиков параллельных методов управления, если они находятся вне правовых рамок. Но надо учитывать, что силовые методы могут быть эффективны только тогда, когда для правовых форм работы созданы достаточно комфортные условия для легального бизнеса и зарегистрированных общественных объединений.
Здесь надо вспомнить, что силовые методы управления в 1917 году привели к вооруженному противостоянию ветвей власти (их было больше двух, хотя историки рассматривают в основном борьбу красных и белых). Далеко не всегда двоевластие имеет ярко выраженную конфликтную ситуацию. Одна власть может проникнуть в другую, занимая одну позицию за другой годами.
Именно в данную опасную зону вошла Россия.
Власть любит успокаивать общественное мнение и себя. Но здесь надо вспомнить слова Ленина "Мы пойдем иным путем". Он это произнес после казни его брата, который занимался террором. Современные теневики и криминальные авторитеты повторяют те же слова. Они становятся пророческими, если власть не видит иных форм изменения ситуации кроме силовых.

Снижение влияния на власть структур, находящихся вне правовых форм, возможно, если:
1. Теневой бизнес вынужден продавать свой товар по более высокой цене (в противном случае он разоряет бизнес, находящийся в правовом поле).
2. Общественные организации не должны испытывать сложности для регистрации и для реализации своих уставных задач (в противном случае будут формироваться в основном такие сообщества, которые привыкают к работе вне правового поля).

Сложность решения проблемы ликвидации параллельных структур управления связана с тем, что власть создает сама себе законы, которые отличны от законов, которым подчиняются граждане страны. Это в свою очередь порождает ситуацию, когда власть декларирует одно, а реально происходит другое. Это может происходить если:
= низкий профессиональный уровень управленцев во власти
= власть пыталась ввести граждан в заблуждение, чтобы снизить на время уровень страстей
= ситуация в решении данного вопроса уже вышла из-под контроля власти
= власть коррумпирована уже в такой степени, что не могла отказать криминалу в другом решении
= власть связана с криминалом общими интересами
= реальная власть уже сформирована криминалом

Отличить одну ситуацию от другой часто не представляется возможным, если суды зависимы от власти, как и силовые органы и средства массовой информации. Но это уже иная тема, которая глубоко здесь не рассматривается.

Реформа финансовых расчетов

Все привыкли, что носят с собой деньги для расчетов по своим покупкам. Подобные операции должны производиться через банковскую систему страны. К этому есть все условия, если стимулировать развитие электронных платежей.

В странах, где уровень коррупции и теневого бизнеса низок, давно все основные операции ведутся через банковскую систему. Налоговое законодательство сделало расчеты через банки более выгодными, чем расчеты денежными купюрами. Это прижилось еще в XIX веке, а электронные платежи лишь облегчили процедуры расчетов. России не надо здесь выдумывать что-то свое. Достаточно изучить опыт других стран и перенести все положительное на российскую почву.

Посмотрите страницу сайта Налоги, фискал, поборы и развитие экономики.

На первом этапе необходимо объявить о том, что законодательство будет меняться в пользу электронных денег. На этом этапе необходимо будет определить систему банков, чтобы электронные платежи стали доступны в любом уголке страны. В частности, почте России можно будет доверить выдачу зарплаты и расчеты по расчетам населения с торговыми организациями. На этом этапе определить сроки, когда все зарплаты выплачиваются только через банки. Кассиры для выдачи зарплат в офисах и на производствах должны исчезнуть. Необходимо будет усилить вопросы, связанные с безопасностью электронных денег. Определить возможности по обеспечению техническими устройствами страну и по обучению персонала для обслуживания платежей.

На втором этапе, когда условия для электронных платежей будут сформированы, объявить об изменении налогового законодательства. Фирмы, предприятия, торговые точки, компании и так далее, осуществляющие расчеты только через банки с помощью электронных денег, должны платить налоги ниже, чем те, которые оставляют себе возможность иметь оборотные средства в качестве денежных купюр. Объявить о запрете продажи недвижимости, машин и наиболее дорогостоящих предметов быта за денежные купюры. Наиболее дорогие товары покупаются только через банковскую сеть электронными платежами.

На третьем этапе вводится обязательное декларирование по наличию денежных купюр при переводе их на банковский счет. Денежные купюры могут быть приняты банком при заявлении гражданина или организации о способе их образования. Они принимаются банком, но при этом в зависимости от источника их получения необходимо заплатить налог. Налог вводится на дарение, на обнаружение клада и так далее. При переводе денег с одного банковского счета на другой налоги не взимаются, если перевод осуществляется между ближайшими родственниками (в противном случае определяется характер сделки, с которой берется налог). На этом этапе вводится иная налогооблагаемая база для уплаты налогов гражданами. Сначала с дохода частного лица вычитается прожиточный минимум, потом оплаты по образованию, потом оплаты за медицинский услуги, и лишь с оставшейся суммы начисляется подоходный налог. Люди могут давать поручение своим банкам по расчетам налогов и автоматической их уплате. Налог с физических лиц не взимается на предприятиях, а рассчитывается в зависимости от объемов средств на банковских счетах.

Теневой бизнес и иной неконтролируемый вид деятельности, включая коррупционеров, не смогут накапливать крупные денежные суммы, так как любой платеж через банковскую систему должен быть обусловлен некоторыми обязательствами. Эти обязательства должны соответствовать законодательным нормам.

Очевидно, что государство, снижая налоговые платежи в бюджет, сможет снизить расходы, связанные с безопасностью. Налоговые платежи будут выше за счет снижения объемов теневого бизнеса. Еще одно преимущество - в банках будет больше средств за счет того, что оборотные средства из теневого бизнеса необходимо будет перевести в банки. Это будет стимулировать инвестиции, включая инвестиции в инновации.
Для примера рассмотрим работу таксистов. Они смогут сдавать свою выручку без дополнительного налогообложения, если будут зарегистрированы в качестве таксистов в государственных реестрах на право занятия данным видом деятельности.

Такая программа может быть реализована за 4-5 лет.

Схема, которая приведена выше, примет иной вид, так как деятельность теневого бизнеса ослабнет, а подпитка коррупционеров от теневиков резко снизится.

Предлагаемая система платежей не решает все вопросы, связанные с пресечением коррупции. Но с нее можно начать, получая опыт и внедряя все механизмы для укрепления правового пространства.

Реформирование госаппарата, работающего с населением

Основой реформирования должна стать переориентация государственного аппарата с понимания того, что чиновник служит высшему руководству на осознание того, что он обязан осуществлять служение населению. Руководство у нас подменено словом государство. Чиновника всегда воспитывали, что он должен защищать интересы государства. Тем самым как бы гражданин исключен из списка тех, кто составляет основу любого государства.

В настоящее время государственный чиновник основную свою цель видит в том, чтобы люди выполняли законы. Это верно. Но это понимание своей деятельности приводит к тому, что гражданин, обращающийся в госорган, получает в лучшем случае указания, куда он должен обратиться и какие документы обязан предоставить.

Все должно быть изменено.
Гражданин должен лишь указать, что он хочет получить от государственного аппарата. А чиновник обязан все это оформить самостоятельно. Чиновник не должен требовать от гражданина справок, фотографий, копий документов или требовать от гражданина иных действий. В работу чиновника должен входить весь комплекс. Он должен, если это требуется, сам снять копию с документа, сам сделать запрос на получение справок, осуществить фотографирование и тому подобное, если этого требует закон.

Гражданин не обязан вникать во все тонкости законодательства. Чиновник, работающий с клиентом, обязан знать все законы, касающиеся данной деятельности. Он должен стать консультантом по тем вопросам, которые требуются для осуществления прав гражданина. Его консультации должны быть направлены на то, чтобы гражданин получил полноценную консультацию и смог за время посещения госучреждения правильно оформить заявку на получение той услуги, которую обязан осуществлять государственный аппарат.
Если гражданин не смог воспользоваться своим правом, то в этом виноват чиновник. Он должен за это нести ответственность.

Приход по одному и тому же вопросу дважды в госучреждение должно рассматриваться, как отсутствие необходимого уровня профессионализма у чиновника. Наличие очереди должно рассматриваться, как отсутствие профессионализма у тех, кто осуществляет организацию работы госаппарата. И за это чиновник может быть уволен, как не обладающий необходимой квалификацией.


Реализация по схеме "Так должно стать" снизит уровень коррупции. Здесь хочу напомнить, что далеко не всегда чиновник сам берет взятку у гражданина-клиента. При наличии очереди или сложного законодательства гражданин вынужден обращаться к всевозможным фирмам. Эти фирмы чаще всего имеют теневой, а то и прямо криминальный характер. Между этими фирмами и чиновничьим аппаратом устанавливается связь. Здесь надо понимать, что далеко не каждый чиновник берет взятку, но существующая система ориентации чиновника в сфере прямых его обязанностей создает условия, когда часть аппарата фактически работает не с гражданами, а с фирмами. При это считается, что услуги фирмам госаппарат не обязан оказывать бесплатно.

Низкая ответственность чиновников ведет к коррупции
и к сращиванию с людьми, предпочитающими работать вне правового поля.

Особый статус получают чиновники, чья деятельность влияет на морально-психологическое состояние общества.
Особую тревогу вызывает то, что слова и дела расходятся. Вспомните хотя бы пожары летом 2010 года и сбой в работе аэропортов перед новым 2011 годом. При этом большинство лиц, утверждающих, что их службы готовы к пожарам и к зимним сюрпризам, сильно не пострадали. Такая ситуация ведет к морально-психологическому состоянию, когда люди перестают считать, что власть заботится о простых гражданах.

О влиянии морали на экономику на странице сайта Мораль и законы.
Низкий уровень участвующих в голосовании. Это мощный сигнал о состоянии морально-психологического состояния общества. Опрос общественного мнения показывает, что падает доверие к правоохранительным органам. Это опять сигнал о морально-психологическом состоянии общества. Можно много перечислять параметров, характеризующих морально-психологическое состояние общества. Ухудшение основных параметров должно вести к отставке назначаемых лиц (при наличии демократии они лишились бы своих должностей).

Здесь я хочу обратить внимание на то, что не ухудшение экономических показателей должно быть оценкой работы губернаторов, глав районов, мэров городов и так далее. Оценка их деятельности должна вестись по политическим показателям. Обычно такой оценкой являются выборы. Человек, голосующий на выборах, отражает свое мнение не по экономике, а в соответствии со своим внутренним состоянием. Но если прямые выборы отсутствуют, то от граждан не поступают сигналы вверх, на основе которых можно анализировать морально-психологическое состояние населения и принимать обоснованные решения.

Отмена выборов породила безответственность руководителей соответствующего ранга. Они стали прикрываться формальными ссылками. К примеру, резкое обострение в морально-психологическом состоянии общества после событий в Кущевской, позволило удержаться губернатору тем, что он сослался на формальные обстоятельства (ему не обязаны докладывать правоохранительные органы). Губернатор - это политическая власть. Он не может оправдываться на основе формальных документов, если происходит рост преступности, рост коррупции или иное, ухудшающие резко морально-психологическое состояние в регионе.
Если руководитель губернии, города, района, поселения и тому подобное, не владеет ситуацией, определяющей морально-психологическое состояние, то он не способен принимать обоснованные решения в любой области, в том числе в экономической. Тогда провалы в период его правления будут оправдаться природными катаклизмами, отсутствием информации, недостатками законодательства или иными положениями.
Человек не может занимать должность, если он не способен отслеживать морально-психологическое состояние на подведомственной ему территории. При отсутствии политической ответственности он не способен правильно ставить цели. Отмена выборов привела к иным правилам по оценке руководителей регионов со стороны высших органов госвласти. Работа стала оцениваться по формальным показателям без учета состояния общества. Очевидно, что люди, действующие вне правового поля, могут идти на временный компромисс, помогая местной власти сформировать те формальные показатели, которые позволяют руководителям регионам остаться у власти.
Если не будет определена политическая роль руководителей регионов, то страна никогда не справится с коррупцией и криминалом. Подчеркну еще раз, что криминал приспосабливается к реальной ситуации, внедряя своих людей в органы власти и в партийные структуры правящей партии.
Примером могут служить общественные структуры, которые формируются под видом дружин помощи МВД. Очень велики риски того, что такие дружины будут образованы людьми, связанными с криминалом. В этом случае будет наведен порядок, который позволит справиться с уличным хулиганством, но реально встанет на защиту интересов криминала. Дружины могут стать легализацией для боевых дружин, действующих вне правового поля.
Не менее интересна тема, связанная с безопасностью в условиях, когда госаппарат коррумпирован. Анекдот - на странице сайта Застольные концепции. В прессе уже появлялись сообщения, что строительные компании, контролируемые криминалом, в ходе строительства могут установить средства прослушивания будущих коммерческих структур. Это уже связано с прямой безопасностью любых структур, включая государственные, а не только коммерческих.

И дело не только в криминале с риском потери реального управления. Можно пополнить бюджет района для решения социальных проблем, но при этом ликвидировать места отдыха людей, как это произошло в Мытищинском районе Подмосковья. Можно начать строительство необходимой дороги, но вызвать протесты из-за вырубки леса, как это произошло в Химкинском районе. Можно начать многоэтажное строительство, а потом столкнуться с дефицитом подземных водных ресурсов для обеспечения остальных жителей, что стало одной из проблем для Одинцовского района. Иными словами, даже благое начинание может приводить к ухудшению морально-психологического состояния общества. Список примеров можно продолжать. Фактически в любом регионе России многие решения принимаются в обход общественному мнению, что отрицательно влияет на морально-психологическую обстановку, ведет к потере доверия к государственной власти, а, следовательно, укрепляет позиции теневых структур не так в экономике, как в политике. А это ведет к фрагментации правил поведения людей в реальной жизни, что создает условия для укрепления складывающегося двоевластия в стране.

Потеря доверия к органам власти происходит по причине того, что в своих решениях власть не всегда учитывает интересы различных групп населения. Это приводит к конфликтным ситуациям. Конфликтные ситуации порождают экстремизм. Экстремизм в самом его радикальном проявлении является результатом нарушения государственным аппаратом основ демократии (о понятии "демократия" смотрите страницу сайта Демократия: современная, суверенная, управляемая, большевистская).

Можно проводить, и проводятся социологические опросы. Но этого не достаточно, чтобы глубоко понять и оценить состояние общественного сознания. Учет интересов разнообразных групп населения возможен только в диалоге с различными группами сообщества данного региона. Нет возможности переговорить и повлиять на сознание каждого человека, если нет структурной организации. Структуры, представляющие различные направления общественного сознания, должны быть официально зарегистрированы. Тогда будут налажены разнообразные формы диалога, что позволит искать решения, устраивающие все группы населения.


Отсутствие в достаточном объеме различных объединений и ассоциаций приводит к тому, что власть не получает сигналы от общества, позволяющие принимать эффективные решения.

Одно из распространенных мнений состоит в том, что наша нация пассивна. И в этом видятся основные причины того, что не создаются объединения. Это глубокое заблуждение. Оно опровергается событиями декабря 2010 года, когда тысячи молодых людей вышли на Манежную площадь. Дело не в пассивности нации, а в наличии проблем при создании общественных организаций. Объединения существуют, но они не легализуются. Это связано с наличием законодательства, которое препятствует созданию легальных объединений по интересам. Людям проще находиться вне официальной регистрации. А такие организации объединяют не просто активных людей, а в первую очередь тех, кто склонен к участию под радикальными лозунгами.

Второе распространенное ошибочное мнение заключается в том, что люди должны объединяться, чтобы отстаивать свои интересы. На самом деле власть, находящаяся на службе сообществ, должна учитывать мнение людей. Не должно быть противостояния между властью и обществом. Наличие подобного мнения уже указывает на то, что общество начинает радикализоваться в условиях отсутствия достаточной демократии. Здесь еще раз хочу подчеркнуть, что местная власть должна стоять не на службе высокого начальства, а должна в первую очередь заботиться о гражданах своего региона. Всех граждан, а не отдельных ее групп. Названия типа "народный фронт" и "народное ополчение" строят предвыборную компании на принципах противопоставления различных групп населения. Такая политика чревата в дальнейшем усилением в обществе экстремистских настроений.

Третье заблуждение заключается в том, что люди должны осознать свой меркантильный интерес, чтобы начать объединяться. Люди, ставящие своей целью материальные, финансовые и иные меркантильные интересы должны заниматься бизнесом. Массовый выход молодежи на Красную площадь в декабре 2010 года показал, что люди в своих действиях руководствуются моральными аспектами. Жизнь обеспечивается материальным достатком, но интересы людей гораздо шире финансовых результатов. Поэтому и общественные объединения должны строиться не на основе повышения своего материального благополучия.

Сформированные законы привели к тому, что в России отсутствуют в нужном количестве объединения жителей по интересам. Действия госаппарата, затрудняющие регистрацию и работу общественных объединений, порождают наличие теневых общественных объединений.
Власть не получает достаточной и правдивой информации о состоянии общества для принятия решений в интересах всех групп населения.
В сложившейся ситуации формируются теневые общественные объединения, которые строятся на принципах противостояния.

На личном опыте я убедился, что не просто зарегистрировать самое простое объединение. Оно представлено на странице сайта Информация для жителей домов. Регистрация Домового комитета была сделана в то время, когда почему-то пытались осуществить массовое создание ТСЖ. Но жители выбрали другую форму. Наличие Домкома позволило жителям наладить нормальное взаимодействие с управляющей компанией. Есть взаимопонимание с местными органами власти. Короче, ничего страшного не случилось. Стало лучше всем. Но сколько было потрачено усилий, чтобы зарегистрировать Домком! И не потому, что кто-то плох из госаппарата. Причина в том, что была поставлена задача по формированию ТСЖ, поэтому все остальное воспринималось со стороны госаппарата с явной опаской.

Лидеры теневых объединений могут направлять людей в нужное для них русло для совместных акций. Это может производиться на национальной, религиозной или иной почве. При наличии достаточно устойчивых теневых структур (общественных и коммерческих) могут возникать массовые протесты. Для власти они будут выглядеть спонтанными. А на самом деле теневые структуры могут использовать состояние общества в своих интересах. Кажущиеся спонтанные действия могут быть направлены на формирование решений, которые далеки от национальных интересов. А при этом создаются условия для проникновения криминала или его представителей во власть.

Здесь важен вывод о том, что законы, формируемые властью, и действия госаппарата приводят к созданию основ общества, когда возможно образование теневых структур для управления общественным сознанием и для решения задач коммерции. Иными словами, в стране формируется двоевластие. Все чаще возникают ситуации, где власть только делает вид, что все ей подконтрольно. На самом же деле наблюдаются самые неожиданные последствия, когда для удержания процесса в определенных рамках требуется вмешательство высших госчиновников, даже Президента и Председателя.

Необходимо упростить процедуру регистрации общественных объединений. Кроме этого, если общественная организация зарегистрирована, то у нее возникают дополнительные обязанности перед госаппаратом. А при этом организация ничего не получает взамен. Фактически сформирована система, которая способствует тому, чтобы объединение не заявляло о себе официально. Следовательно, любой клик в Интернете может оказаться неформальным объединением, если этот клик найдет отклик у группы людей.
Необходимо на уровне местных властей решить хотя бы задачу по предоставлению им помещений для организации сборов. Это может быть общее для всех организаций помещение, которое бесплатно по определенному графику может предоставляться разным сообществам, если они официально зарегистрированы. Ответственные от госаппарата за связь с общественностью могут приходить на эти мероприятия. Время и дата мероприятий известны, если местная власть предоставляет для этого помещение. Тем самым будет решена задача по получению сигналов от общественности. Еще раз повторю, что запрет на проводимые мероприятия не позволяет изменить общественное мнение. Запреты лишь позволяют снизить уровень поступающих от общества к власти сигналов.
К этому остается добавить, что наличие жестких условий и прямых запретов указывает на низкий профессионализм власти, которая не способна прислушиваться к гражданам и организовать диспут для выработки согласованных решений (см. страницу сайта Противоречия и способы их разрешения).

Обучение госаппарата потребует времени. Можно за пару лет поднять уровень квалификации до нужного уровня. Тогда угрозы двоевластия в стране резко снизятся.


Власть должна помогать людям следовать законам, способствовать самоорганизации людей, упрощать процедуры по регистрации, а при возможности брать часть забот на себя. Тогда она сможет получать сигналы от граждан, организовывать диалоги, учитывать различные интересы, способствовать выработке решений, которые устраивают всех. Иное поведение госаппарата должно рассматриваться сообществом, как отсутствие необходимого профессионального уровня у служащих госаппарата.

ИДЕОЛОГИЯ

Во времена СССР существовала официальная идеология. В настоящее время направления идеологии властью не объявляются, если не обращать внимание на все большую тенденцию во внедрении в общественное сознание религиозных культов и активизацию взаимодействия с чиновниками от церкви.
Отсутствие прямых идеологических постулатов не означает, что политика в области идеологии отсутствует. Она есть в любом государстве.

Напомню, что лозунги 90-х годов на развития в сторону демократии и рынка были заменены лозунгами построения вертикали власти и на выполнение требований по уплате налогов.

Реальная идеология может быть измерена по реальному изменению общественного сознания в тех областях, которые задаются идеологией. Любая власть вынуждена считаться с настроением населения. Конечно, если власть сменяема. А направление вектора развития общества в области морали задается государственной элитой, в первую очередь политической (об этом смотрите страницу сайта Мораль и законы).
Влияние государственных средств массовой информации, в первую очередь телевидения, все время снижается. Это результат политики. Если какие-то мнения не появляются на телевидении, то они появляются в системе Интернета. Так центральные каналы теряют свою аудиторию. Причем ту аудиторию, которая активна. Центральные каналы в значительной степени виноваты в том, что информационные источники иных структур влияния на настроение людей становятся все более популярными.
К этому нужно добавить, что социологические опросы часто успокаивают. Здесь забывают, что не все население способно выразить протест в активной форме. А лишь наиболее активная часть. А именно эта часть все меньше подвержена идеологии государственных центров пропаганды. Уйдя в Интернет гражданин уже редко обращается к каналам телевидения, а если и смотрит их, то с чувством иронии и собственного превосходства над ведущими госканалов.

Отсутствие диспута сформировало опасную для страны тенденцию:
вектор развития идеологии в последние годы имел тенденцию к силовым методам решения проблем

Ниже приведены примеры общественной жизни, которые поясняют данный тезис.
Граждан старались убедить в том, что им необходимо объединяться. А для чего? А для того, чтобы отстаивать свои интересы. Бороться не со стихией, с культурной отсталостью, с равнодушием, а отстаивать свои интересы в противоборстве с чиновниками (органами власти), которые обязаны по логике вещей служить общественным интересам. Призывали отстаивать свои интересы в быту, чтобы их не обворовывали управляющие и иные компании (на этом, в частности, построена была официальная пропаганда для объединения людей в Товарищества собственников жилья - ТСЖ). То есть не компании и чиновники должны думать об удовлетворении интересов граждан, а люди должны уметь постоять за себя. А для этого надо объединяться. Обратите внимание на то, что к объединению призывают те, кто работает в госорганах, а не только лидеры оппозиции.
Обращает на себя внимание то, что в период выборов начинают инструктировать наблюдателей. Инструктируют, конечно, чтобы лучше знали законы. В этом смысл работы наблюдателей, а не каждый человек в своей повседневной деятельности обязан знать тонкости законодательства. И казалось бы этого достаточно для работы наблюдателей. Но еще им рассказывают методы, как поймать мошенников, которые решили устроить фальсификацию. А потом, как правильно оформить все протоколы, чтобы пойманные мошенники, были разоблачены. А потом, что делать, чтобы их можно было привлечь к ответственности. То есть на наблюдателей возлагаются функции сыскных органов и юристов. Обратите внимание, что здесь как бы подразумевается, что этим должно заниматься не государственные органы, а общественные. То есть опять подразумевается противостояние между властью (государственным аппаратом) и обществом.
Много пишут о ручном управлении со стороны высших должностных лиц. Опять же здесь происходят реалии, построенные на предположении, что в противостоянии между чиновником и гражданином государства должен проиграть гражданин. И лишь высшее государственное лицо способно на справедливое решение. Нужно ли объяснять, что ответы по интернету или телевизору на вопросы граждан, которые задаются представителям власти, фактически стабилизируют силовую идеологию, сложившуюся в обществе. То есть идеологию того, что противостояние является естественным элементом нашего быта.
Необходимо обратить внимание на то, что редко лидер воспринимает вопрос, как указание человека на наличие системной проблемы. Обыкновенный человек, не получая необходимой защиты от госаппарата, обращается к руководителю. Это естественно, что рядовой гражданин не делает обобщающих выводов, так как он профессионал в другом деле. Но профессионал в области управления должен делать выводы в обобщенной формулировке и говорить о том, что нужно делать, чтобы подобное не повторялось вновь. Но вместо этого обычно показывается способность руководителя решить проблему сходу (или дать указания каким-либо подчиненным ему органам). А при этом в нации усиливается отношение к жизни следующее:
- проблему можно решить, если обратиться к высшему начальству,
- если нет возможности дойти до нужного руководителя, то надо кому-то дать взятку,
- если не хочешь зависеть от руководителя и чиновника-взяточника, то объединяйся, чтобы напугать депутатов и чиновников,
- если они не пугаются, то выходи на улицу со своими требованиями,
- если требования не услышаны, то перекрой улицу или разгроми что-нибудь,
- и так далее до самых экстремистских поступков самой идеологизированной части населения.
Идеологизированной, то есть уверенной, что только силой можно добиться изменения положения.

И вместе с этой идеологией, которой в последние годы придерживается все больше граждан, поддерживается иная идеология. Идеология, что необходимо подчиняться решениям большинства. Эта идеология, которая усвоена за счет многолетней работы КПСС, воспринимается большинством общества нормально. Более того, как важнейшая форма демократии. На самом деле это идеология не является основой демократических решений (об этом говорится на странице сайта Демократия: современная, суверенная, управляемая, большевистская.).

Примеров, которые указывают на то, что культ насилия становится все более распространенной идеологией нации можно приводить много.
Обратите внимание на риторику по внешнеполитической деятельности нашего государства. В основном там присутствует идеология того, что мы силой кого-то к чему-то смогли принудить. То есть не договориться и найти взаимоприемлемое решение, а смогли хотя бы напугать.
Обратите внимание на то, что показывает телевизор, утверждая, что именно данная тематика позволяет привлекать деньги от рекламодателей. Слышны возгласы о необходимости вмешаться в работу телеканалов. На самом деле: измените тенденцию развития идеологии - изменится характер востребованных передач.
Обратите внимание на то, чему воспитывают спортивные кружки по борьбе. А именно рост этих кружков, а не культурного направления, отмечался в последние годы. Реальное развитие идеологии породило желание самих себя защищать самостоятельно. Уверенность многих подростков: начать с умения постоять за себя с помощью кулаков.

Многие проявления нашей жизни - это результат идеологии противостояния с его спутником - культом насилия. Данная идеология пришла к нам из эпохи построения коммунизма. Но в годы построения вертикали власти она окрепла.


На этом фоне происходит усиление параллельных форм власти, что может породить сильную к официальной власти альтернативную реальную власть (двоевластие).
Направление развития общественной идеологии, связанной с культом насилия, могло бы быть изменено при следующих условиях:
- реальные успехи по борьбе с коррупцией (об этом было сказано выше),
- упрощение регистрации общественных организаций, ставящей своей целью объединение по интересам, не связанных с насилием (об этом было сказано выше),
- ориентация госаппарата на решение проблем своих граждан (об этом было сказано выше),
- наведение законного порядка до того, как по этим вопросам начали обращаться граждане.

Цели политиков и политические лозунги

Необходимо отличать цели от лозунгов. Цель реально существуют, когда описаны способы ее достижения. Лозунг этого не требует. На эту тему есть страничка сайта Лозунги и цели. А на этой странице я коснусь в основном проблем, когда лозунги не могут быть реализованы, если цели не поставлены. Цели не поставлены - означает, что принимаются решения, которые противоречат объявленным лозунгам.

Одна из основных целей, которая объявлена - борьба с коррупцией. Никакая иная цель не может быть достигнута с ожидаемым эффектом, если данная цель не будет реализована. Но решения могут противоречить достижению цели. К примеру, решено объединиться в таможенный союз. Это было бы логично, если в странах, которые входят в таможенный союз наравне с Россией, уже решены вопросы борьбы с коррупцией. Но это не так. Следовательно, коррупция сохранится, если она сохранится в других странах таможенного союза. Здесь виден результат реализации иной цели - создание единого экономического пространства. Так какая цель является более значимой: борьба с коррупцией или создание единого экономического пространства? Не происходит ли подмена цели? И на эти вопросы я пока не увидел ответа. А раз ответа нет, то всегда возможна подмена целей, то есть цель, объявленная через лозунг борьбы с коррупцией, достигнута не будет.

Другая цель - модернизация. Конечно, она может быть достигнута только при условии, что проблема коррумпированности госаппарата будет решена успешно. Но кроме решения проблем, которые мешают достижению целей, необходимо по ходу принятия решений в различных сферах деятельности не создавать дополнительных проблем. Здесь надо понимать, что модернизация в первую очередь предполагает способность людей к работе в постиндустриальном обществе. Оно отличается от эпохи индустриального развития (об этом говорится на страницах сайта Бабушкам и дедушкам для внуков). Эпоха индустриального периода отличается в первую очередь тем от современности, что массовый товар стал индивидуализироваться. Современный рынок и современное производство устроены по иным принципам. Об этом говорится на странице сайта Современные тенденции в бизнесе. Индивидуальная подготовка, способность к формированию контактов, способность находить решения вне существующих стандартов - вот что ложится в основу обучения развитых стран. В большинстве государств ищут пути индивидуальной подготовки, а в нашей стране вводят стандарты типа ЕГЭ (подробнее на странице сайта Единый государственный экзамен). Понятно, что чиновнику хочется встроить в вертикаль власти все общество. Всех не удается. Ну, хотя бы учителей и учеников. Эти их стремления понятны. Но тогда их предложения по принятию общегосударственных решений будут противоречить лозунгу модернизации. ЕГЭ - это лишь одно успешное решение, которые чиновники продвинули для своего участия, хотя решение по ЕГЭ мешает модернизации учебного процесса и подготовки будущих граждан страны. Произошла подмена цели. Вместо модернизации процесса обучения произошло дальнейшее строительство вертикали власти с ее коррупцией и формирования параллельных правил между педагогами, учениками и их родителями.

Вместо модернизации процесса обучения происходит обратный процесс. Ученики не имеют времени для самостоятельного развития. Такое положение влечет за собой фактическое уменьшение числа потенциальных людей, способных работать в инновационной сфере. Ведь подготовка людей, работающих в инновационной сфере требует совершенно иного подхода к учебного процессу и к оценке знаний учащихся (концептуальное обоснование см. на страницах сайта БАБУШКАМ И ДЕДУШКАМ). Да и просто нельзя всех оценивать по одним и тем же критериям без учета будущей профессии. Одни готовятся стать работниками госаппарата, другие - в бизнесе, третьи - в науке... Раньше экзамены в ВУЗах в какой-то степени учитывали будущую направленность абитуриентов. ЕГЭ перечеркнула лучшие достижения в этой области, заменив все на общероссийских стандарт, который, к тому же, поражен вирусом коррупции.

Лозунгу модернизации противоречат многие условия, которые формируются отношением госаппарата. Для примера коснусь одной животрепещущей проблемы, связанной с системой жизнеобеспечения. Много лет уже говорят о необходимости снижения энергозатрат, о необходимости ограничения роста тарифов для населения, о необходимости замены устаревшей инфраструктуры, которая давно выработала свои сроки эксплуатации. Но что же происходит на самом деле? Я еще в 1995 году, консультируя администрации городов, показывал необходимости изменения принципов подхода при работе с водоснабжением населения. Мои материалы были подготовлены на основе опыта других стран. Но и через 15 лет я вынужден был об этом же писать при выполнении консалтинговых работ в 2010 году. В приложении к данной странице сайта я даю реальный документ из того Итогового документа, который с некоторыми нюансами я пишу уже 15 лет. Его можно посмотреть на странице сайта Подходы для выбора решений для модернизации инфраструктуры (небольшой фрагмент большого документа лишь демонстрирует, что госаппарат препятствует решению задачи по модернизации страны). Обратите внимание, что всем известно уже 15 лет, но ничего не делается в данном направлении. Понятно, что при такой ситуации любые наработки в Сколково повиснут в воздухе, если в государстве ничего не изменится.
Что же мешает модернизировать инфраструктуру жизнеобеспечения в городах? Каждый раз, работая в городах, сталкиваюсь с возражением, что трудно протащить необходимые решения через госорганы более высокого ранга. То есть, госаппарат более низкой инстанции жалуется, что госаппарат более высокой инстанции не помогает внедрению современных технологий, а, скорее, препятствует. На местах обычно нет специалистов, чтобы сделать все в соответствии с требованиями. В таких случаях на местах предпочитают не проявлять инициативу, которая чревата неприятностями.
Предварительные расчеты показывают, что модернизация инфраструктуры имеет высокую экономическую эффективность. Но здесь необходимо учитывать, что тарифы устанавливаются в зависимости от затрат. То есть не от затрат, если бы инфраструктура была высокоэффективной, а от затрат фактических, когда их энергоемкость высокая. Система утверждения тарифов не дает экономических преимуществ тем городам, где произведена модернизация. Тем самым проще латать инфраструктуру, повышая эксплуатационные расходы, чем ее обновлять. Ведь издержки производства перекладываются на население, не затрагивая экономических интересов тех, кто обслуживает жителей городов.
Кроме того, низшее звено госаппарата указывает на необходимость взяток, что сильнейшим образом снижает экономический эффект. Причем, взятки не деньгами в одноразовом исполнении, а взятка акциями, что ведет к регулярному отчислению тем, кто дает разрешение. Здесь нет необходимости вдаваться в реальность данных опасений. Здесь важно то, что коррупционный имидж является основой психологического фактора, препятствующего модернизации.
В ряде городов, где я работал, наблюдались примерно одни и те же проценты по потерям воды. Всегда пояснялось, что она пропадала из-за износа водопроводной системы. Это же опять оплачивает население, а не эксплуатирующая организация! Не исключено, что врезка в трубопроводы коммерческих структур, позволяла тем бесплатно получать воду. На данное предположение я не получал опровергающих доводов.
Обращаю внимание на то, как вместе связаны проблемы коррупции и другие отношения вне правового поля, формирующие систему отношений, которые не могут контролироваться вертикалью власти.
Можно снижать тарифы, если построить свою энергоустановку. Но закона, позволяющего приобретать газ в нужном объеме, не существует. Требуется опять согласование, что опять порождает коррупцию.

Для нас важен следующий вывод:
система управления построена так,
что она не только не способствует технической модернизации,
а даже препятствует ей.
Сейчас чиновник выполняет функции надсмотрщика, не неся прямой ответственности за состояние дел на местах. Чиновник госаппарата должен выполнять функции консультанта, помогающего в составлении и реализации программ и проектов.
Необходимо, чтобы вышестоящие органы несли ответственность за результаты на местах. Коррупционные сделки чиновников, приводящие к провалам модернизации, должны быть хоть в какой-то степени наказуемы.

Почти все поставленные цели виснут в последние годы.
Коснусь еще одной цели - это борьба с экстремизмом. Она не может быть достигнута, если существует коррупция и не достигаются цели по модернизации. Но она не может быть достигнута, если вместо лозунгов о демократии звучат лозунги о патриотизме. В нашей стране понятие патриотизма не просто размыто. Оно не редко подменяется другим содержанием, о котором можно прочесть на странице сайта Словарик от жены Павла Петрова. Считается, что спорт способен вывести молодежь из-под влияния криминала с его наркобизнесом и экстремизмом. Но это грубая ошибка. Спортсмен вне культуры - это экстремист. Только культура способна создать условия для понимания необходимости работы в правовом поле. Но уроки, повышающие культурный уровень молодежи, как и уроки права, влияющие на воспитание правового сознания, в учебных процессах в нашей стране отодвинуты на задний план. Опять происходит подмена целей, где цель вертикали власти преобладает над иными целями.

Подмена целей - одна из проблем России.

Патриотизм в современных условиях становится основой идеологии теневых структур. Теневые структуры способны использовать спортивные борцовские секции для подготовки боевиков для защиты своих интересов.
Патриотическую риторику использует наименее цивилизованная часть политической элиты, не имеющая элементарных знаний об устройстве современного государства. Вертикаль власти, как она сформирована в настоящее время, поддерживается в первую очередь теневыми структурами и безответственными чиновниками. Это связано с тем, что вертикаль власти в настоящее время всячески защищает своих чиновников и не способна противостоять складывающимся теневым структурам.

Причины подмены целей - это отсутствие профессиональных программ в среде политической элиты. Существующие программы партий нельзя отнести к таким программам. Они в основном состоят из наборов лозунгов.
Наша политическая элита предлагает объединиться вокруг лидеров, а не программ. Отсюда идут заявления о нашем экономическом будущем, как об этом объявляли Ленин, Сталин, Хрущев и Брежнев. А необходимо было бы объявить об основных целях, чтобы начать обсуждать пути достижения этих целей.
Для начала объединительного процесса можно было начать хотя бы со следующей декларации:

ДЕКЛАРАЦИЯ
для формирования предвыборной программы

.

Без эффективной борьбы с коррупцией не будет достигнуты цели по развитию России и выводу ее из аутсайдеров в передовые страны. Силовые методы борьбы с коррупцией необходимо дополнить экономическими формами.
(см. выше и еще страницу сайта Налоги, фискал, поборы и развитие экономики)

Создать систему, когда все законы выполняются.
Не может быть такого, что офицер остался без жилья, когда законом это предусмотрено. К примеру, ремонт дома должен быть произведен, если так предусмотрено законом. Ссылки на отсутствие средств не состоятельны*. Ведь кто-то принимал решение. Следовательно, этот кто-то не был профессионален.
Порядок, при котором быстро находится виновный чиновник, определено документом ИСО серии 9000. Взять документ за основу для подготовки решений по данному направлению.

Наладить систему ответственности власти за принимаемые решения.
Каждый документ должен иметь авторство. В том числе, документы, принятые коллегиально. Это повысит ответственность разработчиков.
Любой сбой в работе должен быть персонифицирован. К примеру, образовалась очередь среди лиц, желающих получить регистрацию в России. Тогда виноват либо руководитель, ответственный за организацию, либо люди, принявшие решение для данного учреждения.

Отсутствие персональной ответственности - одно из зол современной России.
Есть пункты законов, которые используются в коррупционных схемах. Хорошо бы знать, кто их составил и кто внес в закон при голосовании.

Сформировать условия для прозрачности бизнеса, что позволит отладить систему для развития малого бизнеса. Снижать налоговые поборы для тех бизнес-структур, которые в достаточной степени прозрачны (не смогут использовать теневые формы получения доходов).
В частности, способствовать развитию логистических центров, соединяющих различные формы бизнеса через систему современных информационных технологий. Отсутствие современных логистик тормозит развитие инноваций и малого бизнеса. Современные логистики затрудняют работу теневых форм бизнеса.
* В российских СМИ много писали о возможности дефолта в США, то есть о выполнении всех обязательств. Я же привожу документ в качестве примера, показывающий, что можно годами добиваться того, что положено по закону (посмотрите реальный документ по Ремонту дома в Москве). Все ветви власти согласны, что государство обязано профинансировать. Но при этом финансирование не произошло, а слов о дефолте никто не произносит. Мы привыкли к тому, что государство не обязано выполнять своих обязательств.
Декларация показывает, что является объединяющим стержнем.
Поиск реализации решений будет осуществляться не через поддержку лозунговых установок авторитетного руководителя и его обещаний о светлом экономическом будущем, а через согласование форм достижения целей.

ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ
ВЕРТИКАЛИ ВЛАСТИ

Механизм управления оказался в той ситуации, когда выполняются не те решения, которые идут сверху созданной вертикали власти.
Реально реализуются те решения, которые соответствуют в первую очередь экономическим интересам тех, кто реально принимает решения на местах.
Решения часто принимаются в соответствии с коррупционными схемами. Отсюда происходит имитация, когда необходимо показать более высоким чиновникам, что следуют их решениям, а на деле проводить в жизнь решения других людей.
С этим согласны многие политические лидеры.
Но при этом они предлагают те механизмы решения данной проблемы, которые были уже опробованы многолетней практикой, но не принесли ожидаемых результатов.

К примеру, решения по развитию заводов АВТОВАЗ и АЗЛК никак не сказались на жизни разработчиков провальной концепции.
В государстве сложился механизм, когда свежие силы не привлекаются к разработкам новых целевых программ. Вместо обсуждения концепций дорабатываются концепции уже известных лидеров. А от дискуссии требуют лишь шлифовку предлагаемых концептуальных решений.
Новых имен среди разработчиков концептуальных подходов на политической арене за последние 20 лет не появилось. Это не потому, что таких людей нет. Механизм отбора препятствует формированию новых идей, которые позволяют отсеивать отжившие идеи.
Отсутствие успешных программ связано с тем, что наши теоретические умы не связаны с практикой. А их теоретические знания часто отстали от новой теоретической мысли на десятки лет.
Для пояснения этого я создал страницу сайта Планирование маркетинга (пример того, что наша наука в области управления отстала от мировой науки на десятилетия).

Я разместил на сайте документ Итоговый документ по созданию условий развития города с градообразующим предприятием. Это для небольшого в российском масштабе города. А для страны подобный документ должен содержать сотни страниц. На его базе создается краткая программа политического документа. А уже на базе краткого содержания программы формируется документ по целевым установкам партии. Партия, привыкшая к авторитарным решениям, может обнародовать документ, содержащий в основном идеологические установки без содержания способов решения имеющихся проблем. В таких партиях считают, что целевые установки в процессе подготовки решений будут доработаны. Но, как я обосновал на сайте, такая позиция ведет в конечном итоге к подмене целей. А это в свою очередь не позволяет достичь цели развития страны.
Я на этой странице сайта обозначил некоторые пути развития подобной программы, когда речь идет о коррупции (точнее, о бытовой коррупции). Здесь, конечно, не затронуты вопросы законодательства, связанные с данной проблемой. А хотелось бы, чтобы партийные документы назвали те пункты законодательных документов, которые используются коррупционерами для обогащения. А я слышу от политических лидеров лишь одно желание - развивать силовые методы для ограничения отрицательных тенденций.

Я внимательно ознакомился с программами, претендующими на политическое обновление нашей страны. Все они грешат хотя бы одним из следующих двух пунктов:
1. Не предлагается изменить ситуацию, связанную с низкой эффективностью принятия решений. В этих документах даже не рассматривается потеря реального управления страной, хотя она в настоящее время является основной угрозой для развития России.
2. Предлагаются общие принципы типа того, что нужна демократия, выполнение конституционных норм и тому подобное. Но при этом все сводится к проблемам личности. Если же говорится о том, что проблема системная, то слабо конкретизирована последовательность действий для изменения ситуации. В документах не предлагаются конкретные механизмы, которые заменят авторитаризм личностей выполнением законов
"Честность - категория неполитическая" - с этих слов начинается статья Алексея Кудрина о митинге 24 декабря 2011 года в "Коммерсанте". Как только честность перестает быть частью политики, так сразу население обращается к источникам информации, которые не связаны с властью. Тогда Интернет приобретает ту информационную значимость, которая резко снижает популярность политиков, которым люди все меньше доверяют.
Эта страница сайта была мною сформирована весной 2011 года. В декабре 2011 года я убеждаюсь, что потеря доверия части населения к власти связано как раз с тем, что люди не верят в честность политиков, находящихся у руля государственного управления (смотрите еще страницу сайта Мораль и законы).
Честность - категория политическая В стране, где политика перестает быть честной, складывается двоевластие.

посмотрите страницу
Застольные концепции

Погуляйте по своему городу
и вспомните о событиях начала XX века.
А я здесь разместил фото
одного из памятников в Москве,
у которого не редко проводятся митинги.


Основные выводы

Вместо ликвидации причин,
порождающих коррупцию и тормозящих развитие страны,
стараются доформировать вертикаль власти
со всеми ее негативными издержками.

Решение задачи
вертикали власти без коррупции
будет успешным только в том случае, если
будут разработаны профессиональные документы
программ политических партий России
Вертикаль власти в нынешнем состоянии
содержит риски усиления форм отношений вне государственного права,
или,
иными словами,
двоевластия в стране.
Из словаря А. Ахиезера
ДВОЕВЛАСТИЕ

одно из важнейших проявлений раскола общества, народа и власти, правящей элиты и локальных сообществ, выражающееся в стремлении расколотых частей сформировать свои центры власти в той или иной форме и степени, противостоящие центрам власти противоположной стороны
К этой цитате необходимо добавить пояснение в вопросе, касающегося общественного договора.
Общественный договор может существовать только тогда, когда политическая элита имеет профессиональные навыки для управления страной в условиях демократии. В противном случае вместо общественного договора формируются центры власти локальных сообществ. А результат - революционные преобразования, разрушающие сложившуюся вертикаль власти.
Этой фразой я хочу подчеркнуть, что мои выводы противоречат выводам многих историков, которые утверждают, что бинарность русской истории обусловлена культурными традициями населения, народа, нации. Я же придерживаюсь мнения, что дело в том, что элита все время имеет раздвоенный характер (меняются местами причины и следствия). Одна ее часть ведет страну по жесткой системе централизации всей власти, так как не обладает иными навыками управления. А после осознания гибельности реализуемого на практике пути (с точки зрения законов исторических перспектив) другая часть элиты стремится к преобразованиям, показавшим на примере других государств историческую целесообразность. Проводимые преобразования обновляют госструктуры, а при этом позволяют вернуться к власти механизмам управления через подчинение, а не общественный договор. И в этом не вина той части элиты, которая стремится к преобразованиям для получения страной исторических перспектив. Здесь быстрее нужно говорить о беде, которая заложена предыдущим правлением. Беда в том, что почти отсутствуют знания в области управления, необходимые для свершения необходимых преобразований в стране.

.

политику необходимо знать хотя бы основные принципы
СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
(тенденции в современном бизнесе)

.

Все темы сайта здесь Вернуться к началу раздела "Проблемы, обсуждаемые в СМИ"

На главную страницу сайта

© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"