Юрий Никольский ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА Проблемы, | Концептуальный подход для обсуждения | ||
В средствах массовой информации была озвучена следующая цель реформирования образования в России:
дать подрастающему поколению знания и навыки, способствующие лучшей адаптации молодых людей к рыночной среде.
Эту цель мы уточним в соответствии с тематикой данного сайта:
нацелить процесс обучения на способность принимать наиболее эффективные решения для организации своей личной жизни на основе существующего законодательства и с учетом интересов других людей
Обучение будем считать качественным, если после окончания учебного заведения гражданин России смог успешно адаптироваться к окружающей его среде.
Требуется критерий, который смог бы проводить сравнительный анализ по результатам работы двух и более учебных заведений. Критерий должен иметь вычислительную основу, исключающую оценку отдельными людьми. Таким критерием может стать уровень зарплаты выпускника вуза (на определенный срок, к примеру - 5 лет).
Критерий соответствует статистике, которая показывает, что практически вся молодежь стремится после получения среднего образования продолжить учебу. Критерий учитывает, что большинство людей предпочитает работу, которая максимизирует их доходы.
Чем образование лучше отвечает реальным потребностям рынка труда, тем выше уровень зарплаты по окончанию вуза. Вузы, которые готовят специалистов по тем профессиям, которые уже перенасыщены специалистами, будут иметь выпускников с более низким уровнем зарплаты.
Уровень зарплаты может быть определен за счет того, что люди с более высокими доходами платят более высокие налоги. Данная информация у государства есть, поэтому она может быть использована для мониторинга по оценке качества работы вузов. Для сравнения работы различных вузов достаточно взять сумму налогов, которые выплатили выпускники, и поделить ее на число выпускников. Вуз, у которого средняя зарплата его выпускника выше, должен иметь большую поддержку со стороны государства.
Все вузы включаются в систему рейтингов. Вузы с лучшими показатели рейтинга претендуют на большую сумму из бюджета, а вузы, которые оказались в конце рейтинговой таблицы, получат меньшую поддержку со стороны государства. Система не закрывает вузы, а лишь определяет степень изменения финансирования со стороны бюджета. Тем самым от качества преподавательского состава, ориентации его на реальные потребности и от качества поступивших студентов зависит будущее вуза. Вуз, где студенты принимаются за взятки без должного учета качества абитуриента в конечном счете получит меньше средств из бюджета, а вузы, где процветает взяточничество в первую очередь потеряют часть бюджетного финансирования.
Вторая часть бюджетных средств направляется непосредственно студентам. Данные средства предоставляются им в качестве кредита от государства на целевое использование - учеба в вузе. Они должны вернуть кредит за определенный срок (к примеру - 5 лет). Студент использует кредит на оплату дополнительных курсов в вузе. Создаются условия, когда студент обязан ходить на обязательные курсы, оплаченные бюджетом, а также имеет возможность выбрать себе курсы, полученные с помощью кредита.
Для дополнительных курсов составляется рейтинговая таблица. Рейтинг зависит от возвращения кредита после завершения учебы. Курсы с более высоким рейтингом имеют больший процент оплаты со стороны вуза (тем самым со стороны бюджета при прямом финансировании государства). К примеру, если все бывшие студенты, прошедшие данный курс, вернули кредиты на обучение, то такой курс должен финансироваться со стороны студента на 20% и со стороны вуза на 80%. Курсы, где кредиты возвращены далеко не всеми студентами, могут вообще не финансироваться вузом или финансироваться менее 80%. Ставка преподавателя зависит от желания студентов платить за данный курс. Вуз фактически подчиняется рыночной стоимости данного курса, определяемого студентами. Желающих посещать занятие определенного преподавателя может оказаться больше, чем того позволяет технология обучения. Тем самым наиболее квалифицированные преподаватели будут иметь более высокую ставку по тем курсам, которые пользуются наибольшим спросом среди студентов. При этом необходимо добавить, что кредит, предоставляемый студентом от государства, гасится, если он не был выплачен в течение 5 лет.
Описанный вариант реформирования образования позволяет ввести конкуренцию, поставив зарплату преподавателей в зависимость от качества их работы, а также повышать финансирование тех вузов, которые лучше понимают потребности рынка, способствуют трудоустройству своих бывших студентов, дорабатывают свои учебные программы с учетом изменений на рынке труда.
Система кредитования изменяет мотивации и цели студентов. Сейчас молодежь заинтересована в получении диплома вне зависимости от уровня знаний. В системе кредитования он вынужден думать о возврате части средств, затраченных на его обучение, поэтому задумается над проблемой получения квалификации, которая позволит ему данный кредит вернуть.
Гражданин России, вернувший кредит имеет право на получение нового кредита для получения второго высшего образования. Это становится мотивацией к скорейшему возвращению кредита.
Единый государственный экзамен сохраняется, но его роль и содержание трансформируются в контроль за качеством обучения. Государство исходит из того, что есть минимум знаний, которым должны обладать все люди. Единый государственный экзамен определяет этот минимум. Школьники заполняют тесты по тем предметам, которые обязательны. Выпускник среднего учебного заведения получает аттестат, если по единому государственному экзамену он набрал определенный бал. Для студентов вузов может быть введен единый государственный экзамен по тем предметам, которые не являются профильными, но которые должны обязательно изучаться гражданами России. К примеру, по вопросам права, чтобы их действия не выходили за рамки правового поля, а также для того, чтобы они могли воспользоваться своими правами, если работодатель, чиновник, продавец или еще кто-то нарушил их права.
Тем самым единый государственный экзамен закрепляет минимум знаний, а система финансирования стимулирует к повышению общего квалификационного уровня граждан России.
По этой теме см. раздел Моделирование и ожидаемые результаты.
© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"