Юрий Никольский
РЕШЕНИЯ: ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА

Проблемы,
обсуждаемые в СМИ

Вариант взаимодополнения социальных,
экономических и стабилизационных программ

или механизм использования стабилизационного фонда России

Данная страница сайта была сформирована в тот период, когда было принято решение о формировании стабилизационного фонда.
Я поместил ее для комментария понятия ипотеки. В период мирового кризиса, который разразился в 2008 году, стало очевидным, что тему необходимо рассматривать шире.
Если бы принципы, которые здесь описаны, были бы сформированы до кризиса, то многие последствия, вызванные глобальными кризисными явлениями, Россия смогла бы избежать.
Государство обязано делать достоянием общественности любые свои расходы.
Надо понимать, что расходы проводятся на средства, собранные с населения, поэтому они не могут употребляться в целях, которые не прописаны законодательно.
В частности, парламент издает закон о расходовании тех средств, которые государство намеревается собрать через налоговую систему.
Процедуру расходования средств стабилизационного фонда необходимо было прописать еще до формирования фонда. Этого сделано не было.
Данную страницу сайта можно рассматривать, как один из вариантов использования средств стабилизационного фонда для предотвращения кризиса недоверия, который разразился в 2008 году.
О кризисе смотрите
отдельную страницу сайта
Фактически здесь говорится о необходимости создания механизмов, минимизирующих самые разнообразные риски (в том числе для минимизации рисков, связанных с колебанием курсов валют и ценных бумаг). Государство может и должно создавать такие механизмы.

В основном целью стабилизационного фонда называют сохранение для государственной власти (называют - для государства) выполнить свои обязательства в период снижения цены на природные ресурсы.
Иными словами, предлагает проедать деньги, заработанные в период высоких цен, в наиболее растянутые сроки. Или, точнее, сохранить власть вне зависимости от успехов развития экономики. Это аргументируется необходимостью сохранения стабильности.
Цель считается естественной, поэтому иная как бы не должна обсуждаться. Считается, что иная цель приводит к инфляции, к проеданию и иным негативным последствиям. На данной странице сайта сделана попытка показать, что могут существовать цели, которые не ведут к названным негативным последствиям.

Обозначим следующую цель для использования средств стабилизационного фонда:
создание условий для привлечения инвестиций в систему жизнеобеспечения.

Очевидно, что инвестиции в ЖКХ не придут, пока сохраняется система принятия решений по тарифам. Напомню, что тарифы устанавливаются чиновничьим аппаратом регионов. А он заинтересован в росте тарифов. Рост тарифов имеет логический предел. Чиновник предлагает этот предел установить на отметке реальных расходов неэффективной системы жизнеобеспечения. Понятно, что замена на более производительную систему водоснабжения, цена тарифа была бы ниже. Поэтому тариф в условиях рынка обычно устанавливается на такой цене, когда окупаются инвестиции за приемлемый срок при наличии наиболее экономичной системе жизнеобеспечения. При установке тарифов на других основах, чем они формируются сейчас, существующая затратная система будет заменяться экономичной.

Существующая система тарифов с оплатой 100% расходной части существующей системы жизнеобеспечения создает условия для получения сверхприбыли (реальных хозяев ЖКХ). Сверхприбыль получают компании, которые способны инвестировать в обновление существующей системы жизнеобеспечения населения. При расчете тарифов с учетом окупаемости высокодоходных инвестиций сверхприбыль не образуется. В этом случае от совершенствования системы жизнеобеспечения выигрывают не отдельные компании, а население. Более низкие тарифы при наличии затратной системы жизнеобеспечения делают банкротами те предприятия, которые занимаются обеспечением наших домов водой, газом, теплом, электричеством и так далее. Банкротство таких компаний приводит к необходимости дотации со стороны государства. Тогда чиновник вынужден принимать решения по замене затратной экономики на эффективную.



Необходимый шаг - это сформировать механизм назначения тарифов таким, который позволяют окупить инвестиции за приемлемые сроки, а не накапливать инвестиционный ресурс при эксплуатации отсталой системы жизнеобеспечения. Это необходимо, но не достаточно.

Привлечению инвестиций препятствуют риски того, что модернизация объекта жизнеобеспечения не позволит вернуть инвестиционные средства. Это произойдет из-за того, что часть населения не способна оплачивать коммунальные услуги. Уровень их доходов не позволяет это делать. Инвестор боится, что вернуть средства будет невозможно, если резко снизится реальная зарплата населения на данной территории. Государству необходимо сформировать Фонд социальной поддержки. Он оплачивает коммунальные услуги за тех, кто не способен их оплатить. Оплачивает сразу, чтобы инвестор был уверен в реализации разработанного плана модернизации с предсказуемым сроком возврата средств. Фонд социальной поддержки может вернуть средства неплательщика через суд с тех, кто имеет для этого реальную возможность. Главное, выполнять обязательства перед инвестором. Выполнение обязательств - основное условие инвестиционной привлекательности. Нарушение обязательств создаст ситуацию, когда инвестиции не пойдут в другие объекты.

Фонд социальной поддержки может прогореть. К примеру, в городе резко сократилось число рабочих мест, часть людей оказалось без источников существования. Денег фонда не хватило. Для предотвращения такой ситуации создается страховой фонд. Он страхует региональные Фонды социальной поддержки (от нехватки средств по выполнению своих обязательств перед людьми с недостаточными доходами).

Реально деньги получают не сами жители. Деньги целевые, поэтому идут на оплату их коммунальных услуг. Тем самым Фонд совместно со Страховой компанией выполняет обязательства перед инвестором. Деньги Страховой компании не расходуются, если в стране все нормально с экономикой. То есть тот же случай, что для стабилизационного фонда.

На случай, если цены на нефть резко упадут, фирмы разорятся, люди потеряют работу, создан понятный механизм использования денег периода получения сверхдоходов государством. Деньги в условиях кризиса пойдут не на сохранение зарплаты чиновников, а людям, которые в первую очередь пострадают от кризиса. При этом будут выполнены обязательства перед инвесторами. Инвестиционные проекты будут завершены, эффект будет выше, чем при ситуации, когда деньги инвестиционного фонда просто лежали. Ведь при этом будет модернизирована система жизнеобеспечения (не проедены). При этом чиновник мотивирован к тому, чтобы создать новые рабочие места именно в том регионе, куда пришли инвестиции, а не просто проедать средства стабилизационного фонда.

Но кто же доверит нашему государству? Пройдут годы прежде, чем инвестор станет доверять. Не случайно опасаются вкладывать деньги стабилизационного фонда, боясь низкого профессионализма, а то и элементарного воровства. Необходимо привлечь международного гаранта, способного сказать, что все будет нормально. Таким гарантом станет авторитетная международная перестраховочная компания. Теперь можно приступить к инвестициям. Инвесторами, в частности, могут стать пенсионные фонды. Заложенный тариф позволит, к примеру, окупить инвестиции за 7 лет (не за 2 года, как при сверхдоходах). Еще 13 лет можно получать достаточные средства для выплаты их пенсионерам (они не требуют денег, так как первые 7 лет пенсия им не положена). Так как будет требоваться в дальнейшем частичная модернизация, то доходы пенсионного фонда уменьшатся, но они будут достаточными, чтобы продолжать выплачивать пенсии (напомним, что трубы будут жить 50 лет, а сложное оборудование в большинстве случаев потребует частичной замены примерно через 20 лет).

Теперь социальные программы связаны с экономическими и стабилизационными программами в единый узел.

Данная схема не безупречна. Первый возникающий вопрос - кто будет собственником объекта ЖКХ, чтобы инвестор пришел. Второй вопрос - кто и как будет формировать тарифы. И так далее. Возникает много дополнительных вопросов. На них можно получить ответы в цивилизованном порядке. Принятие решений необходимо разбить на стадии. На первой стадии необходимо решить, принимается ли приведенная схема. Есть ли иная. Сравниваются варианты всех предложенных к рассмотрению схем. Определяются возможные последствия от принимаемых решений. Принимается один вариант. Он в последующем дорабатывается. Таков принцип принятия решений, описанный в данном сайте.

Обратим внимание на следующее:
- монетизация льгот в данном варианте работает на улучшение системы жизнеобеспечения
- рост тарифов будет остановлен (реальная зависимость от цен на энергоносители)
- люди, имеющие низкий уровень доходов, получают реальную поддержку, поэтому социальные программы не урезаются
- государство берет на себя посильные и конкретные обязательства
- в страну идут инвестиции, которые реально улучшают быт людей
- начинается развитие сопутствующих производств, так как рынок для труб, насосов и другого необходимого оборудования становится предсказуемым, пойдут инвестиции в соответствующие производства (при нынешних ценах на пластмассовые трубы оборудование для их производства окупается в настоящее время за 1-2 года, при жизни оборудования более 5 лет)
- и так далее

Начав с реализации программы по модернизации системы жизнеобеспечения, государство может приступить к разработке следующей программы, улучшающей жизнь своих граждан. В случае если сверхприбыль от нефти будет сохраняться, то государство будет все время наращивать экономические программы. Если произойдет снижение цен, то программы будут сокращаться в зависимости от объема доходов.

Ошибка экономистов, действующих по данной схеме, будет уменьшена за счет независимой экспертизы, которую со своей стороны будет проводить профессионалы с международным опытом (в нашем примере, авторитетная перестраховочная компания).

ТЕМЫ САЙТА

Вернуться к началу раздела
"Проблемы, обсуждаемые в СМИ"

На главную страницу сайта

© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"