Title of your page
Юрий Никольский
РЕШЕНИЯ: ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА

Проблемы,
обсуждаемые в СМИ

Лукавая цифра:
дефект исследователя
или
прием демагога?

Я отмечал, что истина существует только в рамках выбранных логических построений. Изменяя построение (моделирование), мы можем получить противоположные выводы. Для принятия решения необходимо уметь оценивать варианты.
На данной странице сайта даны наиболее распространенные выводы (мнения), в верности которых я сомневаюсь, поэтому предложил альтернативу. Только сравнение различных точек зрения позволяет понять логику других людей.
Собственное мнение у людей подчас меняется под действием доводов демагогов. Демагог бессилен там, где позиция людей сформировалась на основе сравнительного анализа многочисленных вариантов.


Знакомство с данной страницей позволяет проводить тренинги
для выработки навыков анализа
в ходе подготовки решения

Мнения,
которые наиболее часто
встречаются в СМИ
Альтернативный вариант
Российская нация пассивна.
Привыкли рассчитывать на государство, а не на самих себя.
Люди не контролирует власть.
Общественное сознание пассивно. Люди ничего не делают, чтобы потребовать от власти ...
И тому подобное.

Это мнение я уже много лет слышу в выступлениях людей самых разнообразных идеологических взглядов.

Люди должны заниматься своей профессиональной деятельностью.
В их задачу не должен входить контроль власти и выражение протестов всеми способами. Если каждый будет задумываться о том, как он себя должен активизировать в деле защиты собственных прав, то государство быстро потеряет контроль над происходящими событиями в стране.
Государство должно создать механизмы, которые позволяют людям не заниматься активной политической деятельностью, выходить на митинги и искать способы выражения недовольства, а тем более защиты собственных интересов.
Активный гражданин в нормальном обществе сравнивает возможные варианты решения и выражает по этому поводу свое мнение. Это дело политиков и иной элиты суметь довести свои точки зрения на проблемы и способы их разрешения. Один из способов выражения своего мнения - это выборы после сравнения различных вариантов, выраженных в программах.
Высказывания о том, что от самих граждан зависят действия элиты, не убедительны. Вспомним, что существовали ГДР и ФРГ - два немецких государства образовались на основе одной и той же нации. А результаты совершенно различны. Вспомните Северную и Южную Кореи. Тайвань и континентальный Китай. Южный и Северный Вьетнамы. Список можно продолжать. Но и этого достаточно, чтобы понять, что при одном государственном устройстве, которое выбрала государственная элита, и при другом государственном устройстве мы получаем разные результаты.
К этому остается добавить, что в сильном государстве все стороны жизни согласованы в ходе подготовки решений, поэтому нет необходимости в укреплении силовых структур. Они необходимы только для защиты от внешних угроз.
Пассивность при выборе власти, а тем более протесты и разговоры о необходимости укрепления силовых структур - это сигналы о том, что государственная элита принимает решения, ведущие к ослаблению государства.

Иначе, чем сформулировано в колонке справа:
в этом виноваты не граждане государства, а политическая элита, руководители страны.
Импортозамещение - положительный фактор развития экономики России.

Такое мнение не редко транспортируется через СМИ руководителями госструктур, политиками и даже экономистами.

Это далеко не всегда верно, а стратегия на импортозамещение обычно ведет к отставанию от тех стран, где основой бизнеса является инновация.
Вспомните 20-ые годы XX века, когда в сельском хозяйстве использовались отечественные лошади, а весь мир переходил на тракторы. В результате наступил этап спада производства сельхозпродукции, что привело к идее коллективизации. Коллективизация не решила проблем, так как причины кризиса были иными, чем их назвало руководство страны.
Импортозамещение может дать временный эффект, когда оно связано с падением покупательной способности. Для более глубокого понимания процесса загляните на страницу сайта Товарная ниша, где описан один из вариантов, когда рост производства менее качественной продукции является результатом кризиса в экономике.
Импортозамещение снижает уровень финансирования отечественной науки и препятствует развитию инноваций в стране. Более того, объявление целей на импортозамещение часто камуфлирует неспособность руководства организовать работу по созданию инноваций.
К импортозамещению могут вести заградительные пошлины, что является основной причиной того, что в России существует сильное лобби, препятствующее вступлению в ВТО, которое не позволяет безгранично использовать механизм заградительных пошлин..
Загляните на страницы сайта Моделирование финансовых потоков, Современные тенденции в бизнесе и Экономический кластер, освещающих данную тему.
Финансовый кризис вызван снижением объемов кредитования со стороны банков. Тезис привел к принятию решений по предоставлению банкам дополнительных денежных средств.

Мировой кризис вызван слишком высоким уровнем расходов государства на социальные нужды.
Из этого тезиса последовал вывод о необходимости снижения социальной нагрузки на государственный бюджет.
Этот тезис дополнительно сопровождался информацией о том, что соотношение числа вновь вступающих в экономическую деятельность к числу пенсионеров все время уменьшается. Делается вывод о том, что необходимо увеличить возраст выхода на пенсию.

Глобальный кризис продемонстрировал несостоятельность саморегуляции рынка.
Из этого делается вывод, что необходимо осуществлять более жесткое вмешательство государства в экономическую деятельность.

Список высказываний можно было бы продолжить, но остановлюсь только на этих тезисах, озвучиваемых в наших СМИ наиболее часто.

Многие банки не кредитовали по той простой причине, что перестали доверять залоговым обязательствам. Напомню, что в качестве залогов банками часто брались ценные бумаги. Одна из причин отказа в кредите была та, что они не могли определить степень ликвидности этих бумаг. Это указывает на то, что биржевая деятельность не гарантировала стабильность тех ценных бумаг, которые вращались на бирже. То есть биржи перестали выполнять основную свою функцию - создавать условия для ликвидности в определенных границах ценных бумаг.
Появился ли другой залоговый инструмент у предприятий, которым банки могли бы доверять? Если такого инструмента нет, то банки не могут выдавать кредиты, либо эти кредиты будут иметь слишком высокие риски. Отсутствие кредитов стало для ряда торговых фирм причиной снижения устойчивости коммерческих сделок, которые до кризиса были дополнительной основой для выдачи кредитов с минимальным уровнем рисков.
Причина не в том, что у банков нет средств, а в том, что возросли риски при устоявшемся порядке кредитования. Следовательно, банкам нужны были не дополнительные финансовые ресурсы, а наличие надежных залоговых обязательств, которых не было у заемщиков.

Второе утверждение о высоком уровне расходов государства для меня просто не умещается в нормальную логику. Возьмем для примера вопрос, связанный с пенсионным обеспечением. А что было бы, если люди еще имели и многодетные семьи? Жены тогда не работали бы. Или работали меньше. Расходы на детей не могут быть меньше расходов на стариков. Как быть с обеспечением и стариков и молодежи? Ведь содержание тех, кто не работает, может осуществляться либо родными, либо государством. Вопрос определяется формами финансирования, а не в отсутствии финансов. Конечно, если не считать, что кто-то должен умереть с голоду. Деньги должны быть взяты из семейного бюджета на содержание детей и стариков, либо деньги должны быть изъяты из семейного бюджета для социальных программ через государственный бюджет. Короче, возможности финансирования определяются уровнем развития экономики, а не социальными расходами.
Формы финансирования - это сложный клубок проблем. Они выбираются в зависимости от многих факторов. Но я не соглашусь с тем, что социальные программы душат экономику.

Третье утверждение о том, что рынок не способен саморегулироваться, мне представляется вообще абсурдным.
Ведь финансовый кризис произошел, когда покачнулись крупные структуры. Финансовую помощь получили в первую очередь именно эти структуры. Зависимость благополучия всего от нескольких структур указывает на то, что полноценный рынок отсутствовал. Ведь рынок подразумевает, что ошибки всего нескольких руководителей отдельных коммерческих объединений не могут существенно сказаться на всей экономике.
Следовательно, необходимо сделать вывод о том, что причиной кризиса является доминирование слишком крупных компаний и недостаточный профессионализм государственных чиновников, принимавших решения в условиях отсутствия нормальных рыночных отношений.
Об этом подробнее на другой странице сайта, описывающий причины кризиса, которую можно считать развернутым дополнением к данному комментарию.

Брать налоги с недвижимости по рыночной цене, а не по остаточной стоимости.

Такое мнение мы все чаще слышим от представителей власти, которые выступают за пересмотр налогового законодательства.

Какое отношение это имеет к лукавой цифре?
Даже очень прямое. Предлагается формировать лукавые цифры, возведя их в ранг закона.

Представьте себе ситуацию, когда за завоз хлеба в центр города берется налог с каждой буханки по стоимости, по которой хлеб может быт продан. А в деревне, где хлеб дешевле, то и налог берется меньше.
Представили? Для Вас это чушь? А чем налог на недвижимость отличается от налога на хлеб? По сути, ничем.
Нам предлагается, чтобы налог на недвижимость устанавливал чиновник. Это прямая дорога к усилению власти коррупционеров в стране.
Нам говорят, что не чиновник. Будут методики. Будут компании, которые ведут расчеты. Короче, будет определена структура для формирования лукавых цифр.
Замена рыночных механизмов чиновничьим произволом? А при этом будут произноситься слова о том, что это и есть рынок и либерализм. А на самом деле? Вместо либеральных законов для развития экономики формируется либеральное законодательство для действий чиновников.

А как должно быть? Вариант представлен на отдельной странице сайта.

Только сделка купли-продажи могут являться в рыночной (не чиновничьей) экономике основанием для налогового законодательства. Другое дело, когда предприниматель использует оценки для установки собственной цены. Подчеркну, предприниматель рискует, а его ошибки приводят к его убыткам. Чиновник же ничем не рискует.
Теперь представьте ситуацию. Человек купил землю и построил дом исходя из своих возможностей. Цена выросла. Что после этого? Ему увеличивают налог. А теперь представьте, что чиновник (или как у нас говорят - государство) не позаботился ни о чем. Покупатель профинансировал создание инфраструктуры. Наличие инфраструктуры резко повысило цену на землю. Что делает чиновник? Правильно, увеличивает налог, получая прибыль за свое бездействие. Поселок разрастается. Прибыль государства растет. Теперь уже житель поселка не все в силах оплачивать налог на недвижимость. Кто-то съезжает, а чиновник покупает.
Теперь уже чиновник позаботится о поселке. Улицы освещались, дороги ремонтировались за счет средств, собранных с жителей поселка, а теперь можно это делать на бюджетные ассигнования. А оценку стоимости теперь можно и снизаить. Ну, и так далее. Сплошной рынок и либерализм в зависимости от интересов чиновника (у нас любят писать слово - государство).

Государство хочет получать больше денег с недвижимости? Ради бога. Пусть финансирует развитие инфраструктуры, проводит иные мероприятия, ведущие к росту реальной купли-продажи. Налог должен стимулировать развитие, а не сдерживать его.
Налог же с имущества меньше определенного размера вообще не должен браться. Закон должен определять минимальное имущество, которым имеет право обладать каждый гражданин без налога. К примеру, это должен быть участок до 6 соток на каждого члена семьи, до 60 кв. м жилья. А далее может устанавливаться пропорциональный налог (чем больше имущества, тем выше налоговая ставка). Опять же надо не забывать, что имущество не содержится так просто, а нужно для извлечения доходов. С этих доходов уже берутся налоги, поэтому не нужно налогом на недвижимость душить предпринимательство.

Лукавят, говоря, что формируется рыночный закон. Лукавят.

Рост ВВП России за отчетный год составил почти 7%.
Инфляция была ниже 10%


Россия восстановила всего 95% своего экономического потенциала, который был до перестройки экономики.

Такое мнение высказывалось по итогам за 2007 год.

Мне повысили нормы потребления воды, тепла и вывоза мусора. Я же поставил новые краны, новые окна и стал покупать очищенные овощи. Для меня увеличение оплаты за коммунальные услуги есть отражение роста инфляции. В официальной же статистике показатель для инфляции от этого не изменился. Более того, данный показатель вошел в рост ВВП. Следовательно, официальные показатели не отражают реальное положение дел в стране.

Нельзя сравнивать два показателя, если они подсчитывались при различных исходных данных. Это ведет к изменению моделей. Сравнение корректно только при равных моделях получения статистических данных. Поясню на примере. В 1983 году ко мне на работу поступил калькулятор, который заставили меня взять. Он мне не был нужен по работе, но был приказ его иметь на рабочем столе. Калькулятор был с фиксированной запятой, работал только от сети, имел только четыре арифметических операции. В свободной продаже данный калькулятор стоил 120 р. В тех же магазинах калькуляторы с целым набором операций, с плавающей запятой, работающие от сети и батарейки стоили 25 рублей. Очевидно, что производство данных калькуляторов имитировало более высокий уровень ВВП. В период перестройки пришлось отказаться от имитаций, что для официальных данных означало падение производства, а реально спад был значительно ниже.

Имитация происходит там, где чиновник должен отчитываться цифрами, которые содержатся в директивах более высокого начальника. Вместо мотиваций на анализ с целью выявления причин мотивируется имитационная деятельность.

Происходит падение интереса к аналитическим информационным программам телевидения.

Делаются рейтинговые замеры, которые выявляют наиболее популярные программы. На их базе происходит рост программ, соответствующих вкусам наиболее массовой аудитории. Программы, которые не являются в достаточной степени массовыми, исключаются из эфира.
При этом уменьшается число людей, смотрящих и слушающих политические новости.
На этой базе делается вывод, что происходит падение интереса к политическим новостям (население становится аполитичным).

Представим себе, что перестали выпускать мужские ботинки 46 размера на том основании, что число жителей, которые их покупают, меньше числа жителей с размерами от 41 до 45. Естественно, что будет меньше людей покупать обувь. Можно ли на этом основании сделать вывод, что количество мужчин в стране уменьшилось?
Именно подобная логика используется при анализе передач СМИ. Эти передачи такой же товар.
Отсутствие передачи, удовлетворяющей вкусам определенной части населения, указывает на низкий уровень конкуренции. Утверждаю, что если снизить уровень конкуренции в обувной отрасли, то обувь 46 размера исчезнет из продажи.

Сравнительный анализ на основе данной статистики был бы корректным при условии, что сохраняется качество новостных передач. В противном случае мы имеем дело с изменением моделей, на базе которых делаются выводы.

Бедные становятся все беднее, а богатые все богаче.
Данная формулировка часто будоражила умы людей. Данный факт не редко использовался в политических и идеологических целях. В частности, пытались внушить мысль, что современное капиталистическое общество не является в достаточной степени справедливым. А из этого делался вывод о необходимости борьбы с капитализмом.
В реальности использовались цифры, показывающие, что разрыв суммарных доходов наиболее обеспеченной части населения и наименее обеспеченной части населения все время увеличивается. Обычно брали 10% от населения для выбора малообеспеченных слоев и 10% для выбора наиболее богатой части общества.

следующая ячейка таблицы согласована с данной
Для объяснения природы данного факта ограничимся рассмотрением всего двух личностей. Предположим, что один человек будет все время повышать свою квалификацию, а другой будет оставаться в той же квалификации. Очевидно, что разрыв в их доходах будет все время увеличиваться. Это же естественно. Этот разрыв мотивирует другого человека к повышению своей квалификации.
Таким образом, открытый закон является одним из основных законов, способствующих развитию цивилизации. Тогда с ним надо не бороться, а научиться использовать данный закон для более интенсивного развития населения страны.
Как? Создавать условия для роста квалификации тех людей, которые имеют низкую зарплату. Отнесем решение данной задачи к социальной роли государства.
Но при этом обратим внимание не следующий факт. В разных государствах уровень доходов различен. С учетом глобализации экономики можно предположить, что доходы выше там, где выше уровень квалификации населения.
Обратим внимание еще на то, что человек может иметь высокий уровень квалификации, но его труд используется с низкой эффективностью. Его труд используют менеджеры (управленцы). Высококвалифицированные работники стараются перейти к более эффективным менеджерам. Это служит одной из причин миграции населения.
Данная трактовка наталкивает на следующие выводы:
1. Большая разница в оплате внутри страны указывает на низкую эффективность принятия решений политической элитой государства.
2. Более низкая зарплата по сравнению с другими регионами указывает на низкую квалификацию менеджеров, работающих в данном регионе.

Производства из стран с высокой зарплатой всегда перебазируются в страны с более дешевой рабочей силой.
Известно огромное число примеров, когда производства из страны с высокой зарплатой перебазировалось в страну, где зарплата значительно ниже.
Иные факты не приводятся. Да их при нормальной логике и не должны быть.
Данный факт используется для создания заградительных барьеров от иностранных товаров, для лоббирования интересов местных предпринимателей, для оправдания банкротства производства (а то и целых отраслей).

следующая ячейка таблицы согласована с данной
Данная логика должна привести к тому, что все производства должны быть переведены в страны с низким уровнем дохода. В богатых странах начнется огромная безработица, Или, по крайней мере, должно очень быстро произойти выравнивание зарплаты. Но даже внутри Европейского союза мы не наблюдаем скоротечных процессов. А там ведь нет механизмов, сдерживающих переток капитала из одного региона в другой. В чем же дело?
А дело в том, что для перевода производства в другую страну необходимо, чтобы в той стране был необходимый уровень менеджеров, инженеров и рабочих. Следовательно, если в страну не переводят отдельные производства, то это указывает на низкий уровень квалификации в данной стране.
Страны с высоким уровнем квалификации населения стремятся к созданию новых технологий, требующих все более высоких профессиональных навыков. Вот почему в этих странах нет высокой безработицы, хотя на самом деле часть производств перебазируется в другие страны.
И здесь можно сделать еще один вывод. Уровень квалификации населения в странах с низкой зарплатой при этом повышается. Но этот уровень все время отстает от уровня квалификации населения передовых стран.
Политическая и экономическая элиты страны должны способствовать более интенсивному росту квалификации населения. А это становится возможным только при условии, что страна способна к созданию конкурентоспособных инноваций.
Обратим внимание на то, что на страницах сайта утверждается, что современный рынок от ценовой конкуренции перешел к конкуренции инновационной. Рассматриваемый здесь факт может трактоваться в пользу данного вывода.
Параметры, описывающие данный факт, могут использоваться для определения уровня конкурентоспособности политических элит, возглавляющих государства.

Россия является догоняющей цивилизацией.
Данный вывод основывается на том, что все время происходит рост экономики. При этом по отставанию экономики приводятся то одни, то другие цифры. В советское время любили приводить рост ВВП. Во времена Н.С. Хрущева давали сравнение по выпуску тех или иных видов продукции на душу населения. Даже ставилась задача за короткий срок создать такой промышленный потенциал, при котором советские люди будут потреблять основных видов продукции больше, чем в США.
В наше время сравнительные характеристики продолжаются. Сравнивают потребление той или иной продукции в развитых странах и в России. На этом строят выводы, что Россия отстает на тот или иной срок.
Квалифицировать страны по передовым, догоняющим и отстающим, видимо, можно для решения определенных политических задач. Эту квалификацию хочется изменить. Я бы стал говорить о копирующих странах.
Тот, кто не способен к инновациям, но способен к копированию, никогда не догонит тех, кто способен к инновациям. Среди художников есть талантливые копиисты. Сформировался даже рынок подделок в мире искусства. Но никто не станет говорить о копировальщиках, как о великих художниках. Параллель в искусстве можно применить к инновациям, так как одно и другое создается за счет профессионализма по работе в неизведанных областях.
Страны, которые не способны конкурировать в системе инноваций, можно отнести к странам, копирующим развитие (отсталым). Страны, которые способны к инновациям, могут оказаться в разряде догоняющих (перегоняющих, передовых).
Сравнение по наличию у населения машин или сотовых телефонов не может быть критерием для определения времени отставания. Это делают в любых странах, где хоть как-то население обеспечено самыми необходимыми товарами.
Можно будет говорить о том, что Россия перешла из разряда копирующих в разряд догоняющих после того, как из России начнут выводиться предприятия отдельных отраслей в другие страны. На основе этого можно будет сделать вывод, что Россия обладает конкурентоспособными инновациями в достаточных объемах, чтобы иметь передовые позиции в отдельных отраслях производства (товаров или услуг).
К этому необходимо добавить, что Россия не смогла скопировать демократию и минимизировать коррупцию. А без этого она не сможет оказать в положении страны, способной к опережающему развитию.

Тема развернута шире на странице сайта
"Проблемы, обсуждаемые в СМИ"

Посмотрите еще страничку анекдотов на ту же тему:

На главную страницу сайта

ТЕМЫ САЙТА

© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"