Словарик

Юрий Никольский
РЕШЕНИЯ: ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА

Файловое повествование
"Анекдоты по теме"

МАТРИЦА РОССИИ
(экономический аспект)

1. Общие принципы государственного устройства.
1.1.Общие вопросы государственного устройства.
Государственное устройство Российской Федерации, описанное в Конституции, является удовлетворительным и не нуждается в каких-либо серьезных структурных изменениях. Однако принципы работы государственных органов должны быть серьезно изменены. Необходимо создание аналитических подразделений при государственных органах или укрепление и усиление роли имеющихся. Главная задача аналитических центров - участие в подготовке принятия решений на федеральном и региональном уровнях. Они должны в первую очередь формулировать причины неудач в экономической области и предлагать несколько вариантов для их устранения. Окончательное принятие решений осуществляется на базе аналитических работ после открытого общественного обсуждения. Необходимо существенное сокращение аппарата министерств. Государственные органы должны разрабатывать концепции и уменьшить оперативное вмешательство.
1.2.Политическая структура государства, практика принятия решений.
Политическая структура должна строиться на основе разделения властей и обозначением ответственности за принимаемые решения. Необходима функциональная структура исполнительных органов власти, при которой четко разделены полномочия и исключено дублирование. Законодательство должно строиться, в основном, на законах прямого действия. Поэтому принятие подзаконных актов не должно быть постоянной практикой работы правительства. Функциями правительства должны быть оперативное руководство, разработка экономической стратегии, законодательная инициатива. Решения необходимо принимать на основе сформированной общенациональной стратегии развития. Диспуты должны разворачиваться не на основе удовлетворения программам и интересам различных групп общества и партий, а на базе удовлетворения принципам общенациональной стратегии развития. Такая стратегия должна быть опубликована и широко обсуждаться. Многопартийная система должна сохраняться, что позволит рассматривать различные точки зрения для принятия решений по развитию государства.
1.3.Федеральные органы в сфере управления экономикой.
Федеральные органы в сфере управления экономикой полностью сосредотачиваются на анализе ситуации и разработке стратегии в области экономических процессов. Отношения между субъектами экономики (предприятиями, компаниями и т.д.) и органами государственного управления должны быть нормализованы. В качестве экономических регуляторов необходимо использовать только несколько основных рычагов, а именно:
- учетная ставка федеральной резервной системы;
- ставка налога на прибыль корпораций;
- базовая ставка налога на имущество;
- базовая ставка подоходного налога для физических лиц;
- базовая ставка минимальной оплаты труда;
- базовая ставка отчислений в фонд социального страхования.
Дополнительными средствами экономического регулирования являются различного рода акцизы, косвенные налоги, преференциальная политика, таможенные пошлины.
1.4. Законодательная база реформ.
Основная часть необходимых законов, обеспечивающих необратимый поворот страны в сторону реформ, существует. Главное - обеспечение эффективного действия этих законов. Основной задачей гармонизации экономического законодательства является перевод большинства нормативных актов в форму закона прямого действия и ограничение использования ведомственных инструкций. Законодательная база должна развиваться постепенно, так как нестабильность законодательства является одним из основных факторов, тормозящих экономическое развитие.
1.5. Соотношение местного, регионального и федерального уровней.
На федеральном уровне ведется работа по макропроектам и основным законам, являющимися жизненно необходимыми для государства в целом, а также обеспечение интересов граждан в тех случаях, когда деятельность местных властей ущемляет их интересы. Кроме того, на федеральном уровне сосредотачивается распределение основных прав гражданина, в том числе и экономических, за счет формирования федеральных механизмов социального обеспечения, трудового регулирования, регулирования в области общественных отношений. Задачи местного уровня власти экономическое развитие региона, локальные проблемы социального обеспечения, обеспечение выполнения функций регионов в сфере общегосударственной политики.
1.6. Местное законодательство.
Местное законодательство должно регулировать местные особенности, но не должно затрагивать вопросы, касающиеся базовых понятий, описанных в федеральном законодательстве. Местное законодательство должно максимально способствовать привлечению в свой регион производства, капитала, увеличению числа рабочих мест и т.д.
1.7. Экономические аспекты национальной безопасности.
Необходим надежный контроль за финансовым обращением, введение сквозного контроля за источниками средств и платежами с помощью института экономического резидентства. Необходимо ведение единых баз данных, связанных с оборотом капитала и финансов, сбором налогов, экспортом и импортом. Эффективное обеспечение национальной безопасности в экономической сфере невозможно обеспечить лишь силовыми или фискальными методами; основной подход -интеллектуальный, основанный на достоверной информации и связанный с созданием системы мотиваций. Экономические аспекты национальной безопасности обеспечиваются через хорошо скоординированные действия по защите национальных рынков и секторов мирового рынка для национальной промышленности, созданием системы преференций, предусматривающих эффективность действий отечественного бизнеса на мировой арене и разумные протекционистские меры для защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции. В то же самое время, необходимо всячески способствовать конкуренции отечественных производителей с мировым бизнесом в целях поддержания конкурентоспособности собственных предприятий. В области валютного регулирования следует добиваться контроля за передвижением национальной валюты и ограничению сферы применения иностранных валют на территории Российской Федерации.
1.8. Экономические аспекты внутренней политики.
Необходимо стимулировать формирование среднего класса, противодействовать развитию преступности экономическими мерами, поддерживать экономически несостоятельных граждан через систему социальной помощи. Необходимо создать систему (через экономическое резидентство) идентификации плательщиков налогов. Всеобщая система идентификации, основанная на институте экономического резидентства и понятии идентификатора личности, будет являться и важным элементом национальной безопасности.

2. Гражданское законодательство.
2.1. Политические права граждан.
Необходимо и далее продолжать курс на соблюдение общеевропейских стандартов в этой сфере, более активно бороться с нарушениями прав человека. Законодательная база для этого имеется.
2.2. Экономические права граждан.
В области экономических прав граждан сегодня основным вопросом является защита частной собственности гражданина и защита его права на экономическую инициативу. Необходимо, чтобы чиновник не мог произвольно устанавливать преимущества для отдельных групп в области экономической деятельности граждан, что должно обеспечиваться переходом к законам прямого действия.
2.3. Юридическое обеспечение.
Одним из важнейших препятствий на пути развития рыночной экономики является произвол чиновника и постоянно меняющиеся правила и инструкции различных ведомств, "уточняющие" действующие законы. Поэтому необходим переход, главным образом, на законы прямого действия. Это позволит регулировать экономические процессы, там где это необходимо, и четко очертить круг полномочий государственных служащих. Основной обязанностью чиновника должно быть обеспечение выполнения законов. При условии, что законы прямого действия не отрегулированы, то эффективность регулирующих в сфере экономики падает, предсказуемость последствий принимаемых решений резко падает. Необходимо обеспечить юридическое равенство всех форм собственности.
2.4. Гражданские обязанности.
Основной обязанностью гражданина является соблюдение законов. Оценка нарушения закона должна даваться только через суд вне зависимости от социального статуса обвиняемого. Очень важно, чтобы законы соблюдались руководителями и государственными органами самых высших рангов.
2.5. Доктрина "Общественного договора".
Государство должно взять на себя обязательства по соблюдению экономических и политических прав граждан (особенно в области частной экономической активности и защиты собственности), социальному обеспечению. Граждане в свою очередь должны выполнять закон, в том числе и делать отчисления части заработанной ими суммой в бюджет через налоговую систему, но государство при этом должно ограничить свои расходы разумным на базе разумного налогового законодательства. Государственные регуляторы должны действовать таким образом, чтобы наибольшую выгоду получали те граждане, которые эффективны в своей экономической деятельности и действуют строго в соответствии с налоговым законодательством. Такое "соглашение" будет способствовать воспитанию законопослушная. В этой сфере необходимо проводить работу в средствах массовой информации.

3. Вопросы собственности.
3.1. Государственная собственность. Федеральная собственность.
Необходимо закончить разграничение федеральной (государственной) собственности от других видов собственности. Это процесс длительный, однако требует постоянного внимания и совершенствования. В государственной собственности должны остаться только объекты общегосударственной инфраструктуры стратегического значения, здания, принадлежащие государственным учреждениям, уникальные исторические памятники, месторождения полезных ископаемых стратегического значения, государственные предприятия стратегического значения, такие как ядерные электростанции, космодромы, радиолокационные станции, военные объекты. Государство должно бесплатно передавать землю гражданам для решения социальных программ, то есть под строительство жилья, медицинских учреждений, учебных заведений, спортивных сооружений. Порядок передачи земли в частную собственность для других целей должен быть четко сформулирован, отрегулирован и способствовать развитию производителей.
3.2. Собственность субъектов Федерации.
Собственность субъектов федерации должна ограничиваться преимущественно объектами инфраструктуры, причем, необходимо обеспечить правовой режим, исключающий спекулятивное использование таких объектов как мосты, заповедники, курортные зоны. В управлении собственности субъектов федерации необходимо предусмотреть режим, обеспечивающий сохранение целостности экономического пространства РФ.
3.3. Муниципальная собственность.
Объектами муниципальной собственности в основном должны быть объекты социального, культурного назначения и мелкие объекты инфраструктуры. Содержание таких объектов должно субсидироваться из местных бюджетов. Их строительство и модернизация может поддерживаться из бюджета более высокого уровня. Необходимо предусмотреть правовые механизмы, исключающие возможность наживы муниципальных чиновников с использованием муниципальной собственности. Основным инструментом в этом случае является свобода информации и "прозрачность" финансового состояния муниципальных чиновников.
3.4. Частная собственность.
Одной из основных проблем является обеспечение правового режима защиты частной собственности. Принцип равенства всех форм собственности должен защищаться неукоснительно, ибо только на основе частной собственности возможно формирование среднего класса.
3.5. Собственность общественных организаций.
Необходимо, чтобы собственность общественных организаций использовалась только для решения уставных задач организации. Общественные организации не могут являться лазейкой для минимизации налогов коммерческой деятельности.
3.6. Иностранная собственность в Российской Федерации.
Иностранная собственность в РФ должна иметь абсолютно эквивалентный режим правовой защиты по сравнению с собственностью граждан или корпораций российского происхождения. Исключение составляет собственность дипломатических представительств и международных организаций. Иностранные собственники обязаны подчиняться правовому режиму существующему в РФ, но вправе рассчитывать на полноценную судебную защиту своих прав. Необходимо ограничение прав иностранных граждан и корпораций на приобретение структурно важных предприятий, а также объектов транспорта и связи. Не должно быть ограничений на продажу в иностранную собственность зданий, сооружений, промышленных предприятий и земли в случае ее использования в соответствии с законами РФ.
3.7. Собственность граждан Российской Федерации.
Собственность граждан РФ вне ее территории должна охраняться при необходимости наряду с государственной собственностью РФ расположенной за ее пределами. Экономические, и в том числе имущественные, интересы граждан России вне ее рубежей должны рассматриваться как национальный приоритет и защищаться всеми необходимыми средствами. Граждане РФ обязаны декларировать имеющуюся у них за рубежом собственность и платить имущественные налоги, либо предоставлять документацию об уплате налогов в стране пребывания.
3.8. Налоговая система, как часть системы оздоровления общественных отношений.
Наличие существующей налоговой системы, форм санации и порядок банкротства создают условия для участия чиновника в переделе собственности в интересах определенных групп предпринимателей. Это создает условия для коррумпированности чиновничьего аппарата. Необходимо в процессе совершенствования законодательства исключить возможность влияния чиновника по перераспределению собственности в процессе поддержки государством производителей.

4. Структурная политика в сфере экономики.
4.1. Вопросы приватизации.
Происходящие сейчас процессы передачи государственной собственности в собственность субъектов федерации, муниципальную или частную собственность должны производиться дифференцировано, в зависимости от видов объектов, в том числе, как можно шире должна применяться денежная форма приватизации. Это позволит освобождающиеся средства направить на структурную перестройку экономики и социальную поддержку неимущих. Приватизация на основе ваучеров продемонстрировала неэффективность уравнительного подхода и недостаточную защищенность в этом процессе тех самых неимущих слоев населения, в интересах которых она якобы производилась. Также выявилась незаинтересованность предприятий государственного сектора в такой приватизации, ибо она не дала им возможности привлечь необходимые для модернизации производства средства. Процесс приватизации не должен останавливаться, но и не должен форсироваться. На сегодня в мире не существует единственной "наиболее правильной" модели приватизации. Однако, ряд правил требуют неукоснительного соблюдения: - гласность при процессе приватизации, за исключением продажи акций мелкими пакетами; - обязательная продажа не менее половины выставленного на реализацию пакета акций мелкими партиями; - обязательное публикование в печати заявок на покупку крупных пакетов предприятий существенно важных в структурном отношении; - обязательный аудит компаний, покупающих крупные пакеты акций, и запрет на покупку акций из кредитных средств; - равенство для всех покупателей мелких партий на этапе первичного размещения; - регуляция только порядка обращения акций, но ни в коем случае не цены реализации при вторичном обращении.
4.2. Перспективная техническая политика.
Необходимы структурная перестройка агрокомплекса и промышленности на основе замены большинства технологий и формирования новых механизмов взаимодействия и управления, окончательное формирование современных рыночных институтов, быстрое развитие малого бизнеса, резкое увеличение информационных и др. сервисных структур, широкое использование ресурсосберегающих технологий, модернизация инфраструктуры, создание современной системы телекоммуникаций, широкое строительство автотрасс. Для обеспечения конкурентоспособности страны на мировых рынках необходима разработка перспективной технической политики в общенациональном масштабе. При этом наиболее важным фактором является частная активность предприятий. Государственная поддержка такой политики должна осуществляться двумя способами: - финансирование сложных научно-технических проектов, фундаментальных разработок и комплексных проектов (с последующей продажей результатов частным компаниям); - налоговая помощь отдельным отраслям, выражаемая в форме налоговых преференций на реализацию новой и конкурентноспособной продукции, а также продукции, поставляемой на экспорт; - организация целевых проектов и программ с внятными правилами для их участников и открытость для участия в них любым представителям экономической деятельности внутри России. Государство обязано широко предоставлять частным компаниям информацию, имеющуюся в его распоряжении, для поддержки предприятий, действующих в сфере перспективных технологий.
4.3. Охрана внутреннего рынка.
Путем использования разумных протекционистских мер необходимо охранять производителя на внутреннем рынке, одновременно с этим постоянно допуская некоторое, иногда ограниченное (квотированное) количество конкурентоспособных импортных товаров для создания необходимой конкуренции. Охрана внутреннего рынка может осуществляться через систему стандартов, сертификации, квотирования, акцизов и таможенных пошлин. Следует применять жесткие протекционистские меры для защиты структурно важных сфер промышленности, банков и национальных финансовых организаций. В области контроля над основными стратегическими ресурсами обеспечивается национальный приоритет. То же самое касается и структурно важных компонентов транспортных сетей и систем связи. Необходимо учитывать, что резкое изменение законодательства ведет к разрушению сложившейся структуры взаимоотношений, а, следовательно, к ослаблению структурного противодействия проникновения на внутренние рынки иностранного товаропроизводителя. Основной аспект защиты внутреннего рынка и отечественного товаропроизводителя должен быть построен на структурной взаимосвязи групп предпринимателей, способных управлять ресурсными, финансовыми и информационными потоками, создавать условия для инвестиционной привлекательности предприятий и быть способными формулировать и проводить в жизнь программы стратегического направления.
4.4. Экспансия на мировых рынках.
Россия должна стать сильным конкурентом на мировых рынках в области высокотехнологичной продукции, занять лидирующие позиции на рынках ряда стран "третьего мира", иметь устойчивые сегменты рынков развитых государств. Необходимо всячески поощрять экспансию отечественных производителей всех форм собственности на мировых рынках. Это можно делать при помощи льготного налогообложения на прибыль, полученной от реализации товаров на внешних рынках, и также предоставлением экспортных кредитов. Необходимо также выделять государственные субсидии для обеспечения информационно-аналитической работы на внешних рынках и широко предоставлять эту информацию производителям. Основной ударной силой экспансии на внешних рынках должны служить создаваемые на основе отечественного капитала группы, способные создавать и управлять ресурсными, финансовыми и информационными источниками, обслуживающие интересы национальных производителей. Государство в рамках программ по промышленной политике должно способствовать созданию соответствующих групповых объединений (кластеров).
4.5. Государственные ("казенные") предприятия.
Необходимо ввести особый экономический режим для государственных предприятий, в частности, не взимать налог на прибыль с продукции, поставляемой по государственному заказу, ввести на этих предприятиях жесткое регулирование оплаты труда при одновременном обеспечении финансирования.
4.6. Корпорации всех форм собственности.
Необходимо введение использования консолидированного баланса в отчетности корпоративного бизнеса перед государственными органами. Это позволит иметь наиболее полную информацию об экономической деятельности компаний и брать налоги дифференцировано, в том числе выводить из налогооблагаемой базы затраты на инвестиции, социальную сферу и т.д. В настоящее время налоговая система "выкачивает" финансовые средства, без учета тех целей, на которые они предназначались. Налоговая система должна способствовать концентрации финансовых ресурсов в определенных отраслях для дальнейшего их использования на инвестиционные цели. Структура налогообложения должна поощрять инвестиции в расширение производства и создание рабочих мест, что в конечном итоге ведет к росту налогооблагаемой базы предприятий и граждан, снижает уровень социальной напряженности, позволяет уменьшать расходы государства на социальную поддержку своих граждан.
4.7. Малый бизнес.
Необходимо продолжать создание особого правового режима предприятиям малого бизнеса, способствующих выполнению двух основных функций: - создание рабочих мест; - проведение инновационной деятельности. Для этого в первую очередь предусмотреть финансовые рычаги, такие как: - введение консолидированного баланса, дающего право при отсутствии чистой прибыли в течении нескольких лет не платить налогов на прибыль и на имущество; - льготный размер налога на добавленную стоимость; - льготные ставки при лизинге оборудования и аренде помещений; - льготные ставки отчислений в пенсионные и иные фонды. Структура налогообложения малых компаний должна существенно отличаться от налогообложения корпораций. В особенно льготном режиме должны находиться исследовательские и инновационные компании. Существенно важной формой поддержки малого бизнеса является широкое использование системы предоставления субконтрактов от крупных компаний с оформлением этих затрат крупных компаний как инвестиционных.
4.8. Структурообразующие объекты.
Такие объекты, как объекты транспортной инфраструктуры, университеты, технические центры, объекты связи и жизнеобеспечения необходимо поддерживать, модернизировать и строить как за счет государственного бюджета, региональных бюджетов, так и за счет выпуска облигационных займов с льготным режимом финансирования, что позволит привлечь средства частных инвесторов. Землеоотводы под данные проекты не должны использоваться государством для пополнения бюджетных средств.
4.9. Объекты перспективного развития.
Наиболее важными перспективными объектами сегодня для России являются предприятия, внедряющие наиболее передовые технологии и объекты инфраструктуры. Необходимо осуществление такой деятельности со стороны государства в области промышленной политики, которая будет способствовать формированию развитиых структур, способных управлять материальными, финансовыми и информационными потоками (подчеркнем, что управлять, а не перераспределять). В настоящее время решения в области экономической деятельности не способствовали этому в должной мере и даже разрушали формирующиеся экономические образования.
4.10. Социальная сфера.
Необходимо сохранение социального обеспечения для малоимущих: бесплатное медицинское обслуживание и образование, социальные пособия. Обслуживание малоимущих должно оплачиваться из специальных фондов, а не прямым финансированием из бюджета самих предприятий. Социальные пособия необходимо предоставлять как в денежной форме (к примеру - пенсионное), так и на основе предоставления определенных услуг (возможность ночлега) или талонов на получение определенных материальных возможностей (к примеру - талоны могут вводиться на еду для неработающих и не получающих пособия, на одежду детского ассортимента для многодетных).
4.11. Сфера науки и культуры.
Основными центрами фундаментальной науки должны стать университеты. Необходимо наличие мощного университетского центра в каждом крупном регионе. Университеты и другие учебные и научные центры должны быть освобождены от какого-либо налогообложения. Фундаментальная наука должна содержаться на государственные средства с привлечением средств из частного бизнеса. Средства, затрачиваемые компаниями на прикладные исследования, должны быть выведены из налогооблагаемой базы. Но должна быть создана система контроля в этой сфере, чтобы исключить "проведение" фиктивных исследований. Эффективность использования получаемых льгот должна рассматриваться через призму роста налогооблагаемой базы тех предприятий, в которые внедрены разработанные ноу-хау.
4.12. Взаимодействие федерального и регионального уровня.
Необходимо четкое разделение налоговых поступлений, собственности и полномочий между федеральными и региональными органами, единообразное для всех регионов. В каждом регионе должна быть разработана своя программа развития, согласованная с федеральной, финансируемая частично и из федерального бюджета. Но в целом, регионы должны содержать себя сами. Основными источниками средств, из которых формируются региональные бюджеты, являются:
- доля регионов в федеральных налогах;
- местные налоги;
- региональные ценные бумаги.
Предпочтительнее оказывать финансовую поддержку регионам в виде гарантий на их ценные бумаги, а не в виде прямых субсидий, через включение их в программы федерального значения, а также в процессе строительства определенных объектов, способствующих повышению занятости населения и эффективности использования имеющихся в регионе ресурсов. В конечном счете, величина налоговых поступлений в региональные бюджеты определяется теми условиями, которые созданы там для ведения бизнеса. В каждой "экономической провинции" должен быть свой центр, получающий специальную поддержку. У каждой "экономической провинции" должна быть программа развития и свой бюджет.
4.13. Инвестиционная политика в отношении иностранного капитала.
Необходимо создание объективных условий для привлечения капитала: налоговые льготы на вывоз прибыли, право продажи недвижимости. Возможность крупных операций на нашем рынке (в т.ч. торговых) следует предоставлять только для экономических резидентов. Очень важно проводить политику на внедрение российских ценных бумаг на мировые рынки, использовать практику андеррайтинга ценных бумаг крупными, надежными институтами. Наряду с привлечением иностранного капитала и созданием для него привлекательных условий необходимо также поставить деятельность этого капитала под контроль. Необходимо создавать продолжать совершенствовать механизмы создания оффшорных зон для привлечения иностранного капитала.
4.14. Структурная политика в отношении стран бывшего СССР.
Необходимо взять курс на сосредоточение в России производства (для всего СНГ) высокотехнологичной продукции, конечной продукции и т.д. Поддерживать (когда это выгодно России) важные объекты инфраструктуры в Ближнем Зарубежье порты, ж/д и т.д. Необходимо до минимума свести таможенные ограничения, максимально внедрять рубль, скупать важные для России объекты. Надо, чтобы большинство владельцев капитала сопредельных государств и стран бывшего содружества стремилось стать экономическими резидентами в России, а также, чтобы было выгодно перевести капиталы в Россию и владеть ими из-за рубежа. С другой стороны, институт экономического резидентства должен использоваться для пресечения доступа на территорию России и затруднения деятельности нежелательных элементов.

5. Финансовая система. Налоги.
5.1. Национальная валюта.
Валютная политика страны должна быть ориентирована на укрепление рубля, сохранение его в качестве приоритета, и в конечном итоге выдавливанию из обращения других валют. При этом нет смысла ограничивать владение нероссийскими денежными знаками и размещение активов в различных иностранных валютах. Необходимо укрепление роли рубля в качестве единственного общеупотребительного платежного средства. Укрепление платежных свойств собственной валюты наиболее благотворно скажется на стабилизации финансового положения наименее обеспеченных групп населения, поэтому должно рассматриваться как часть социальной политики государства.
5.2. Казначейство.
Настоятельной необходимостью является введение в практику института казначейства. Его задача заключается в том, что именно оно становиться держателем государственных средств и ценностей в любой форме, будь то золото, драгоценные камни, казначейские обязательства или бюджетные счета. Казначейству же следует передать функции эмитента государственных ценных бумаг, в первую очередь валюты и государственных казначейских обязательств.
5.3. Центральный Банк (ЦБ) и Федеральная резервная система ФРС.
Необходимо продолжать реформу банковской системы. В задачу ЦБ должно входить обслуживание государственных средств. Остальные функции Центрального Банка должны осуществляться им, как государственным представителем в федеральной резервной системе. Федеральная резервная система должна быть сформирована на основе включения в нее наиболее крупных и стабильных коммерческих банков. В нее обязательно должны быть включены банки расположенные в центре важнейших регионов. Количество Банков-членов ФРС должно быть от 15 до 20. ФРС в первую очередь должна осуществлять следующие функции:
- установление нормативов;
- создание инструктивной базы банков;
- мониторинг состояния финансового рынка;
- подготовка предложений по финансовой политике для правительства;
- резервирование средств, которые предназначены для создания страховых резервов, обеспечивающих защиту депозитов граждан и возмещение по рисковым кредитам.
Также в банках-членах ФРС на мандатной основе могут размещаться для исполнения разделы бюджетов страны, бюджетные и внебюджетные фонды, другие резервы. Банки-члены ФРС должны иметь значительные преференции, уравновешенные строгой системой контроля и отчетности.
5.4. Банковская система.
Банковская система страны должна строиться на основе строгого лицензирования и контроля за деятельностью банков при одновременном создании благоприятных условий для их функционирования. В частности, должны быть значительно расширены объемы средств, которые банки имеют право расходовать на собственное развитие, улучшение обслуживания и обучение персонала. Основным способом контроля за банковской деятельностью должен быть лицензионный контроль, осуществляемый ФРС. Необходимо предусмотреть ряд мер безопасности в работе банков, обслуживающих мелких вкладчиков, включая страхование депозитов, запрета (для данных банков) высокорисковых операций.
5.5. Кредитно-финансовая система.
Основным стабилизирующим фактором в области кредитно-финансовой политики должен быть перенос центра тяжести по обслуживанию государственного долга в сферу выпуска государственных ценных бумаг. Государственные ценные бумаги должны иметь льготный режим налогообложения, что позволит стимулировать частные инвестиции в государственный долг. Государственные ценные бумаги должны стать надежными и часто используемыми ценными бумагами на финансовом рынке. Необходимо выпускать ценные бумаги под реализуемые государством программы развития с понятными для покупателей системой гарантий возвращения вложенных ими средств под реализацию данных программ. Необходимо ввести в практику право предоставления коммерческого кредита компаниям и частным лицам в форме отпуска товаров, оплаты в рассрочку, а также проведение работ под обязательства. При этом коммерческим компаниям, ссудо-кредитным ассоциациям не разрешается извлекать доход в форме разницы между предоставляемым и возвращаемым объемом средств (маржа) и взимать прямые проценты по кредиту. В то же время необходимо уравнять ответственность по товарному кредиту с ответственностью по банковскому кредиту. В области вексельного обращения необходимо обеспечение ликвидности векселей за счет действия залогового права и права судебного взыскания. При отсутствии залога вексельное обращение должно обеспечиваться правом судебного взыскания с должника, в том числе, и в форме опеки над имуществом.
5.6. Государственные доходы и расходы. Государственный долг.
Необходимо продолжать внедрять различного рода облигационные займы, эмитируемые государством, государственными учреждениями, субъектами федерации и органами муниципального управления. Необходимо также поощрять широкий выпуск коммерческих облигаций и иных видов ценных бумаг обратимого характера. Государственный долг в его внешней части должен оформляться законодательным образом и обслуживаться уполномоченными банками. Необходимо четкое определение тех видов международных обязательств, не включенных в государственный долг, по которым правительство РФ обязано нести выплаты.
5.7. Налоговая система.
Налоговое законодательство должно удовлетворять следующим требованиям:
- стабильность;
- простота и ясность (при этом для малых предприятий система налогообложения должна быть максимально простой);
- существование предельной налоговой ставки;
- возможность эффективного контроля юридических и физических лиц;
- стимулирование работы вне теневого бизнеса через создание системы мотиваций;
- воспитание у населения уважительного отношения к финансовой дисциплине;
- наличие двухзвенной налоговой системы (предполагает наличие налогов и сборов);
- наличие двухуровневой налоговой системы (наличие налогов на федеральном и региональном уровнях, на местном - только сборы).
Часть из перечисленных позиций возможно осуществить реально только при условии введения идентификатора и привязанного к нему единого банковского счета. К тому же, без их введения издержки на содержание налоговых служб значительно выше. Налоги с прибыли должны взиматься только с нетто-прибыли (т.е. чистой прибыли), а не по факту поступления денег на счет или получения дохода. Неспособность лица по уплате налогов решается через суд. В этом случае физическое или юридическое лицо объявляется банкротом.
5.8. Система социального страхования. Пенсионные фонды.
Необходимо наличие национальных страховых и пенсионных фондов, через которые государство осуществляет социальные выплаты. В то же время гражданин может обслуживаться в частных фондах, если пожелает. Выплаты, за которые отвечают отдельные ведомства, должны проходить через специальные фонды (например, военный фонд), режим функционирования которых приближен к частным фондам. Медицинское обслуживание и образование не должны быть "бесплатными", счета по этим услугам должны оплачиваться государственными социальными органами или страховыми фондами, а также, возможно, определенный процент по ряду услуг должен оплачиваться самими гражданами (такие выплаты должны исключаться из налогооблагаемой базы). Необходимо поощрять смешанную оплату медицинского обслуживания и обучения, то есть при предоставлении услуги возможность для населения объединять государственные выплаты с собственными накопленными средствами. Но в данном случае оплата должна проводиться не самими гражданами, а через систему специальных фондов. Необходимо поощрять благотворительность путем предоставления налоговых льгот. Необходимо исходить из принципа, что в ряде случаев руководители коммерческих структур будут вкладывать средства в социальные программы более эффективно, чем государственный чиновник.
5.9. Государственный (федеральный) бюджет.
Расходная часть федерального бюджета должна состоять из двух частей. В первую часть должны входить постоянные выплаты: расходы на социальные нужды, на содержание государственного аппарата и т.д. Вторая часть состоит из расходов на инвестиционную деятельность, структурное развитие, дотации, дополнительные социальные расходы (например, пособие по безработице) и т.д. Бюджет должен приниматься не позже 1 ноября предыдущего года и публиковаться до 1 декабря. Бюджет не должен подвергаться коррекции в сторону увеличения расходной части. Формирование бюджета не может исходить из условия проведения эмиссии денег.
5.10. Региональные бюджеты.
Региональные бюджеты должны формироваться из местных налоговых поступлений и путем выпуска местных ценных бумаг, федеральные субсидии и прочая финансовая помощь не должны занимать значимого места в региональных бюджетах. Основным средством улучшения финансового положения региона должно быть создание условий для повышения экономической конъюнктуры.
5.11. Таможенное регулирование.
Таможенное регулирование должно осуществляться строго на основе закона, а не инструкций и других подзаконных актов. Действие подзаконных актов должно строго оговариваться в законе. Должна быть отработана схема пересечения границы. Информация о всех таможенных сборах и грузах, предъявляемых на таможне, должна заноситься в общенациональную базу данных. Такая информация (со всех таможен) автоматически обрабатывается на основе идентификатора и с учетом платежей, проходящих через единый банковский счет. Это позволит выявлять нарушения более эффективно чем различными силовыми мерами, тотальной проверкой всех грузов, запретами и т.д. Таможенная система должна быть направлена не на пресечение перевоза мелких партий товара "челноками", а на борьбу с незаконным провозом наркотиков, антиквариата, оружия, ценностей, неправильно оформленных значительных грузов и т.д. Система акцизов и таможенных сборов должна быть довольно гибкой, но не меняться слишком часто. Введение акцизов и т.п. должно быть четко законодательно отрегулировано, чтобы было известно, кто несет ответственность за те или иные действия, четко очерчены сферы компетенции и т.д. Таможенный комитет не должен вводить акцизы (это - прерогатива правительства), его задача анализировать работу таможенной системы и вырабатывать необходимые рекомендации.
5.12. Экономическое резидентство.
На всей территории действует понятие экономического резидента. Физическое или юридическое лицо имеет право проводить финансовые операции на территории России, если оно является экономическим резидентом. Туристы и другие лица, приезжающие из-за границы, обязаны декларировать ввозимые ими денежные средства и драгоценности (выше определенное суммы) и не имеют права совершения коммерческих сделок, если они не являются экономическими резидентами. Экономический резидент обязан получить идентификатор и открыть банковский счет в России (единый банковский счет). Зарубежные граждане, получающие статус экономического резидента, платят одноразовый сбор в момент получения статуса. Лица-нерезиденты не могут совершать коммерческих сделок на территории России, поэтому не могут обладать денежными суммами больших размеров, чем они указали в декларациях при пересечении границы. Должна быть иерархия статусов: экономический резидент-гражданин, резидент-юридическое лицо с местным капиталом, резидент-юридическое лицо с иностранным капиталом, временный резидент и т.д. Все итоговые платежи гражданина или юридического лица должны проходить через единый банковский счет. Единый банковский счет не подразумевает наличие счетов только в одном банке, а предполагает накопление определенного типа информации на едином банковском счету от всех банков, через которые работает экономический резидент. Это позволит эффективно проверять информацию, поступающую в налоговые органы от налогоплательщиков, осуществлять контроль за перемещением финансовых ресурсов, более четко анализировать последствия принимаемых решений на федеральном и региональном уровнях. Создание систем, делающих доступными для государства всю экономическую активность физических и юридических лиц, общемировая тенденция. При этом государство обязано соблюдать частные интересы граждан (ставя интересы законопослушного гражданина выше собственных), что зафиксировано как в законодательстве развитых стран, так и в доктрине "общественного договора". Такие системы создаются в интересах всего общества и позволяют значительно улучшить как безопасность государства в целом, так безопасность его граждан, улучшить функционирование государственного механизма.
5.13. Экономическое регулирование.
Экономическое регулирование должно быть преимущественно косвенным. Основные рычаги: налоговые ставки, таможенные сборы, учетная ставка, эмиссия государственных бумаг и т.д. Для эффективного осуществления экономического регулирования необходима всеобъемлющая информация, которая предоставляется в т.ч. на основе анализа единого банковского счета. В социально значимых сферах экономическое регулирование должно осуществляться особым образом, например, с помощью дотаций.
5.14. Взаимодействие с мировыми финансовыми институтами и рынками.
России необходимо выстраивать отношения на основе равноправия, а не как страна "третьего мира". Это должно проявляться в заключаемых международных договорах. Необходимо, чтобы все случаи дискриминации российского бизнеса становились известны и служили поводом для государственного вмешательства. Для контроля в этой сфере и защиты российских интересов также необходимо использовать различные самоуправляемые организации типа торговых палат, экспортных ассоциаций и т.п.

6. Производство и объекты инфраструктуры.
6.1. Структурная перестройка производства.
Должны быть предусмотрены следующие основные пути поддержки предприятий, обладающих передовыми технологиями:
- финансовая схема;
- прямая поддержка в форме предоставления льготных условий использования оборудования и технологий, закупленных за государственный счет;
- включение в программы, реализуемых в рамках промышленной политики государства.
Основные приоритеты в области производства высокотехнологических товаров:
- в области развития информационных технологий;
- в сфере поддержания высокой мобильности населения и грузов, в первую очередь автомобилестроение и авиастроение;
- космическая техника.
В области продукции широкого потребительского спроса:
- строительные материалы;
- одежда и обувь;
- продукты питания;
- медикаменты, предметы санитарии и гигиены.
Ориентация при производстве товаров массового производства - на небольшие мобильные предприятия. В области добывающей промышленности необходима перестройка политики с целью более оптимального использования ресурсов.
6.2. Программа работ по развитию инфраструктуры.
Такие объекты, как объекты транспортной инфраструктуры, университеты, технические центры, объекты связи и жизнеобеспечения необходимо поддерживать, модернизировать и строить как за счет государственного бюджета, региональных бюджетов, так и за счет выпуска облигационных займов с льготным режимом финансирования, что позволит привлечь средства частных инвесторов. Модернизация таких объектов может происходить в форме выкупа в государственную собственность с последующей приватизацией, либо при помощи образования специальных корпораций с государственным участием. Необходимо создание транспортных узлов и коммуникаций с учетом не только нынешнего состояния экономических связей, а также в результате прогнозирования их дальнейшего развития. Необходимо строительство в средней полосе России ряда крупных транспортных магистралей, вдоль которых возможно создание зон расселения для мигрантов из регионов России с неблагоприятными возможностями для экономического развития, а также для русскоязычного населения из сопредельных государств. При комплексном подходе к этим проектам до 70 процентов всех расходов может быть привлечено за счет частных инвестиций. Первоочередное развитие транспортной сети должно строиться на понятиях перспективных и малоперспективных зон.
6.3. Приватизация, банкротство и санирование предприятий.
Должна быть выработана федеральная и согласованная с ней местная политика в этой сфере. Банкротства должны применяться ко всем предприятиям, кроме казенных. Необходимо введение института опеки, а также проведение политики на санирование предприятий. Комитет по опеке должен определять возможности и очередность выплат по всем финансовым искам, регулировать продажу активов обанкротившегося предприятия, определять, подлежит предприятие ликвидации или санированию. Финансовые иски должны удовлетворяться в количественной пропорции, причем интересы государства должны соблюдаться наравне с частными.
6.4. Сохранение технологического потенциала.
Должны поощряться частные научно-исследовательские разработки путем вывода из-под налогообложения. Государство должно финансировать исследования, ведущиеся в университетах и других научных центрах. Необходима разработка специальных программ по сохранению и развитию технологического потенциала в конкретных областях.
6.5. Военно-промышленный комплекс.
Необходима поддержка ВПК, в первую очередь через гарантированную оплату по государственному заказу, финансирование работ в сфере НИОКР и перспективных технологий. Невыполнение обязательств перед ВПК должно рассматриваться как чрезвычайное событие. Торговля оружием координируется военным и политическим руководством страны, но осуществляется преимущественно производителями. В остальном предприятия, входящие в сферу ВПК, должны иметь одинаковый статус с другими промышленными предприятиями. При этом необходимы специальные ограничения для предприятий, работающих с ядерными материалами и другими видами особо мощного оружия. Безусловно, не разрешается перепрофилирование и реструктуризацию предприятий ВПК без согласия органов государственного регулирования. Необходимо развивать систему трансфера технологий из военной сферы в гражданскую. Поэтому важно, чтобы компании или объединения, работающие в области военного производства, выпускали гражданскую продукцию, причем наиболее оптимально, когда доля военного производства не превышает 33%. Некоторые чисто военные производства должны быть казенными.
6.6. Агрокомплекс.
Структурная перестройка в агрокомплексе должна быть основана на поддержке только дееспособных предприятий и санации обанкротившихся. Налоги с производителей сельхозпродукции должны быть минимальными, так как это улучшает социальную обстановку в стране. Государственные дотации должны предоставляться под выпуск отдельных видов продукции, а не под проведение отдельных работ. Совершенно необходимо ввести частную собственность на землю и разработать механизм торговли землей. Необходимо понимать, что частная форма собственности способствует решению ряда проблем, среди которых: укрепление финансовой системы государства, создание более эффективных мотиваций для производителей с/х продукции, возможности по осуществлению залоговых операций, что будет способствовать развитию частных инвестиций, и даже снижению преступности в государстве. Необходимо разработать и утвердить механизм передачи землю в частную собственность производителю с/х продукции.
6.7. Госпоставки.
Сфера госпоставок должна быть ограничена только созданием необходимых резервов и поставками материалов и имущества, входящими в исключительную компетенцию государства. Для обеспечения госпоставок должны быть в безусловном порядке выделяться необходимые финансовые средства и поддерживаться необходимая инфраструктура. Объем госпоставок в области потребительских товаров должен быть снижен до размера резервов, предназначенных для чрезвычайных ситуаций. За исключением нескольких видов деятельности (работа с ядерными материалами, используемыми в военных целях, печатание денежных знаков и тому подобное) необходимо обеспечить равенство для корпораций всех форм собственности в доступе к государственным заказам. Планирование госпоставок и механизмы их осуществления должны учитывать интересы российского товаропроизводителя, быть задействованы в решении вопросов, связанных с осуществлением работ в области оздоровления реального сектора экономики, быть задействованными в реализации стратегических планов развития промышленного производства.
6.8. Топливно-энергетический комплекс.
Необходима разработка государственной программы развития в этой сфере, включая развитие ресурсосберегающей технологии, политику в области регулирования цен на энергию. При сохранении государственного регулирования в этой сфере, необходимо произвести приватизацию большинства предприятий.
6.9. Транспорт.
Транспортное развитие страны должно осуществляться по современным схемам и в основном ориентироваться на создание качественных автомобильных дорог и создание сети для развития авиаперевозок. Одной из ключевых проблем является развитие производства автомобилей, грузовиков и автобусов. Развитие авиации в совокупности с соответствующей инфраструктурой необходимо относить к стратегическим задачам общего экономического развития.
6.10. Охрана рынков за рубежом.
Необходимо проводить политику на удержание и расширение доли на зарубежных рынках. Для этого можно вводить налоговые льготы для экспортеров, дотации при экспорте в определенные страны (особенно на стадии внедрения на рынки). Приоритетным является охрана рынка СНГ.
6.11. Внешнеэкономические отношения.
Необходимо вести политику на ограничение присутствия на российском рынке тех иностранных промышленных товаров, которые производятся в России, применяя при этом не запретительные меры, а поощряя (с помощью налоговых льгот, развития сферы услуг, поощрения малого бизнеса и т.п.) производство в России. Те отрасли, которые обладают большим потенциалом развития в России могут быть защищены высокими (но не запретительными) таможенными пошлинами, но конкуренция со стороны импорта жизненно необходима в любом случае. Таможенное обложение товаров должно зависеть от таможенной политики страны их производящей по отношению к российской продукции.
6.12. Сфера распределения.
Социальные выплаты неимущим должны осуществляться в т.ч. с помощью целевых талонов на питание, одежду и т.д., чтобы эти средства не тратились на приобретение спиртных напитков и иные неприоритетные цели. Деньги за талоны государство должно передавать непосредственно магазинам. Необходимо содействовать созданию сети магазинов, торгующих дешевыми и подержанными товарами, наладив контроль за их доброкачественностью. Сфера распределения должна быть ориентирована на продукцию отечественных товаропроизводителей.

7.Социальная политика.
7.1. Основы социальной политики.
Основной социальной опорой страны должен стать средний класс. Политика в отношении различных социальных групп может быть определена следующим образом:
- крупные бизнесмены, чиновники. Для этих групп социальное обеспечение почти не предусматривается, либо в случае государственной службы проводится на основе закона о государственной службе. Эту социальную группу необходимо рассматривать как группу лидирующую в области жизненного уровня, социально адаптированную. Не должно допускаться выпадов и обвинений в антисоциальной деятельности против этой группы в целом.
- средний класс, предприниматели, директорский корпус, наемные специалисты высокой квалификации, научно-техническая и творческая интеллигенция, высококвалифицированные рабочие. Социальное обеспечение должно предусматривать стандартный набор возможностей и широкую гамму дополнительных программ социальной направленности, осуществляемой на коммерческой основе. Данная группа должна рассматриваться как опора общества и основной социальный ориентир.
- низший средний класс, наемные рабочие, мелкие предприниматели, фермеры, профессионалы среднего класса и молодежь, мелкие чиновники. Социальная политика должна быть направлена на поддержку этого класса в том числе и в форме налоговых и кредитных преференций, гарантированного пенсионного обеспечения. Эта группа является основной в реализации социальных программ гарантированных пенсий, кредитов на образование, базовой медицинской страховки и т.д.
- группа малоимущих и нетрудоспособных граждан. В отношении этой группы должна проводиться политика социально воспомоществования.
7.2. Политика в области труда. Пенсионное обеспечение.
Необходимо ввести на корпорациях всех форм собственности хорошо отработанную систему социальной защиты наемных работников, регулирующую правила приема на работу и увольнение с работы, пенсионного обеспечения, соблюдение технологий и техники безопасности, оплаты труда. Необходимо трансформирование системы социального страхования на основе выделения различных видов пенсионного обеспечения:
- государственная пенсия;
- социальная пенсия;
- дополнительная пенсия из частного пенсионного фонда.
Необходимо широкое внедрение системы социального страхования, основанной на персональных отчислениях. Необходима отработка четкой политики гарантий для лиц наемного труда, которую желательно ориентировать на поощрение высококвалифицированного труда и лиц добросовестно исполняющих свои обязанности. Должно быть достигнуто приемлемое равновесие между интересами предпринимателей, профсоюзов, лиц наемного труда и общегосударственными интересами. Пенсионное обеспечение должно складываться из социальных пенсий, назначаемых по возрасту или состоянию здоровья, профессиональных пенсий: - государственные пенсии служащим на государственной, военной и приравненной к ним службе; - пенсии, выплачиваемые крупными компаниями из пенсионных фондов; - кроме того необходимо развивать систему негосударственного пенсионного обеспечения за счет организации частных пенсионных фондов.
7.3. Здравоохранение.
В области здравоохранения должна сохраниться многоукладность, сочетающая общегосударственный сектор:
- санитарно-эпидемиологическая служба;
- система подготовки кадров;
- служба скорой помощи и медицинской помощи при авариях и катастрофах;
- служба высококвалифицированной медицинской помощи общедоступного характера, работающая на основе медицинского страхования;
- служба специализированных видов медицинской помощи, в том числе онкологической, гериатрической, педиатрической и т.д.
Необходимо развивать муниципальную медицину, а также различные виды коммерческой медицинской помощи и систему семейных частно-практикующих врачей.
7.4. Экологическая защита.
Необходима разработка общегосударственной программы экологической защиты с опорой на уже существующие структуры.
7.5. Проблемы демографии.
Необходимо тщательно отработать региональную и федеральную политику в области трудовых ресурсов. Необходима система мер, направленная на борьбу с основными причинами ухудшения демографической обстановки в стране. Основные пути улучшения ситуации в сфере демографии:
- создание комплекса мер по стимулированию рождаемости в семьях среднего класса и низшего среднего класса;
- оздоровление населения и профилактические мероприятия, вовлечение в здоровый образ жизни;
- рационализация технологий и отраслей деятельности, требующих значительных трудовых ресурсов;
- структурная перестройка экономики в сторону интенсивных технологий, переобучения и программ социальной адаптации. Необходимо создание государственной программы, основанной на реальных экономических рычагах по стимуляции деторождения. Необходимо постепенно поднимать возрастную планку пенсионного возраста с целью увеличения трудовых ресурсов. Ключевой программой в этой сфере является поддержка среднего класса, так как его рост и укрепление является единственной гарантией улучшения демографической обстановки в стране.
7.6. Молодежная политика.
Основным направлением молодежной политики должно являться предоставление молодежи специальных финансовых преференций для получения высокой профессиональной квалификации. Чрезвычайно важным фактором (также влияющим и на улучшение демографической обстановки) является специальная программа обеспечения молодежи жильем.
7.7. Проблема социальных маргиналов.
Политика по отношению к маргиналам должна сочетать социальную помощь с мерами административного порядка и силовыми действиями. Всю группу социальных маргиналов следует разделить на две основные подгруппы:
- первая подгруппа: лица, неспособные занять достойное место в обществе, но не занимающие активной антиобщественной позиции. По отношению к ним необходимо в основном применять меры социального воспомоществования, контроля и адаптации.
- группа антиобщественно настроенных социальных маргиналов должна быть поставлена под жесткий контроль силами правоохранительных органов с целью максимального уменьшения приносимого ими ущерба. При этом необходимо оставлять "коридор возможностей" для лиц готовых занять более умеренную позицию и выйти из маргинальной среды.
7.8. Беженцы и экономические мигранты.
Необходима скоординированная программа расселения беженцев, препятствующая их скоплению в крупных городах. Она должна быть основана на предоставлении возможностей получения жилья и работы. Желательно привлекать их в сектора, связанными со строительством сегментов инфраструктуры с последующим предоставлением возможности для их обслуживания. Следует препятствовать переселению в страну экономических мигрантов (местного населения) из слаборазвитых или культурно чуждых стран, в то же время поощряя миграцию лиц с высоким доходом или высокой квалификацией. Необходимо всячески способствовать репатриации русского населения, избирательно поддерживая его, а также создав для этого зоны перспективного развития в европейской части России, на Дальнем Востоке и в климатически благоприятных областях Урала и Сибири. Необходимо всячески поощрять инвестиции в структурные проекты, способствующие переселению в Россию высококвалифицированных и обеспеченных людей.
7.9. Перспективная социальная политика.
Целью является поддержка и расширение среднего класса, повышение образовательного и культурного уровня, улучшение демографической ситуации, уменьшение числа лиц, находящихся в зоне социального отчаяния, создание благоприятной социальной обстановки в стране. Социальная политика должна строиться не на поддержке граждан с целью их выживания, а на создание условий для включения их в активную экономическую деятельность. Социальная политика должна мотивировать людей на самостоятельный поиск своего места в жизни.

8. Проблемы общественной безопасности.
8.1. Гарантии поддержания целостности и стабильного государства.
Необходимо действовать в рамках конституции, но жестко противодействовать попыткам подорвать целостность государства. Необходимо обеспечить реальное равенство прав всех регионов и не предоставлять таких прав, которые ведут к их обособленности. Необходимо отойти от практики заключения отдельных соглашений с регионами, т.к. они не являются независимыми государствами. Необходимо всячески пресекать сепаратизм, пропаганду национальной или религиозной обособленности.
8.2. Деятельность общественных и политических объединений.
Должны поощряться любые формы самоорганизации граждан. Необходимо жесткое противодействие экстремистским политическим организациям всех направлений.
8.3. Проблема прав человека и общественной безопасности.
Необходимо строгое соблюдение прав человека. Как показывает опыт, общественная безопасность не улучшается при чрезмерном расширении полномочий правоохранительных органов. Необходимо изменение технологии работы правоохранительных органов, что позволит расширить их полномочия только по отношению к преступникам. Необходимо жестко пресечь "государственный рэкет", что является выполнимой задачей, поскольку чиновники (а также сотрудники дорожной милиции и т.п.), вымогающие взятки, легко выявляются при наличии единого банковского счета и декларации о доходах. В этой сфере необходимо ужесточение наказаний и предоставить достаточно престижные заработки, когда чиновник не идет на неправовые действия из-за боязни потерять рабочее место. Чрезвычайно важным является информационное обеспечение работы правоохранительных органов. Необходимо совершенствовать систему поступления информации о разыскиваемых преступниках, формировать общенациональные базы данных с оперативным доступом к ним местных правоохранительных структур, обеспечить сбор и автоматическую обработку информации о перемещении людей, финансовых средств, грузов и т.д. Наличие системы безналичного денежного обращение (электронные деньги) упрощают систему розыска, способствуют более эффективному расследованию и в целом снижают уровень преступности по стране, поэтому развитие безналичных форм расчета должно поощряться со стороны государства.
8.4. Свобода слова и печати. Правовые основы обеспечения информационной безопасности.
Должна быть отработана система классификации информации. Ответственность за утечку информации несет только соответствующий чиновник, а журналист лишь обязан на основании судебного решения сообщить источник информации органам безопасности. Необходимо отработать механизм пресечения деятельности экстремистских изданий в соответствии с законом о разжигании межнациональной розни и другими законами. Деятельность правительства и органов регионального управления должна лучше освещаться прессой. В печати должны освещаться все аспекты государственной политики. Важнейшим условием поддержания необходимого морально-психологического состояния общества является обсуждение в СМИ вопросов, связанных с развитием государства в рамках выработанной стратегии.
8.5. Судебная защита интересов граждан.
Необходимо обеспечить реальную независимость судов (введение суда присяжных и обеспечение безопасности судей).
8.6. Программа в сфере межнациональных отношений.
Какая-либо национальная рознь или национальная исключительность должна быть исключена из государственной политики. Необходим отход от понятия "национальность", как официального понятия. На общегосударственном уровне должны использоваться только понятия гражданства и экономического резидентства, и при этом жестким образом пресекать дискриминацию населения не коренной национальности в любых субъектах федерации.
8.7. Политика в отношении социальных маргиналов.
Политика должна быть жесткой, но соблюдающей права человека. Слой социальных маргиналов надо максимально уменьшать. Необходимы более активные (в т.ч. силовые) действия против криминально настроенных маргиналов. Необходимо ослабление системы наказаний и разделение мест заключения для разных преступников, максимальная изоляция (содержание в тюрьме, а не в лагере) особо опасных преступников. Шире должны применяться штрафы и административный арест.
8.8. Борьба с организованной преступностью.
Бурное развитие организованной преступности является угрозой для национальной безопасности. Необходимо применение комплексных мер, в первую очередь законодательного характера, для ограничения деятельности организованной преступности. К ним в первую очередь относятся обязательная идентификация всех экономических резидентов, использование консолидированного баланса для юридических и физических лиц, ограничение наличного оборота, четкая налоговая политика. Эти меры затруднят реализацию преступного дохода, сделают преступность невыгодной. Ведение борьбы с оргпреступностью наиболее эффективно именно экономическими методами. Весьма опасной и сложной, но необходимой, является борьба с коррупцией в среде государственных чиновников. Основными средствами здесь являются доступность информации о доходах государственных чиновников, специальные ограничительные меры, предотвращающие их незаконное участие в коммерческой деятельности, преимущественное использование законодательства прямого действия, при котором чиновник практически не имеет возможности вмешиваться в деятельность частной корпорации, и, таким образом, исчезает мотивационная база для коррупции.
8.9. Борьба с уличной преступностью и насилием.
Необходимо изменение общественного отношения к уличной преступности, освобождение от ответственности граждан, оказывающих физическое противодействие (в разумных пределах) и защищающих себя и своих сограждан. Необходимо ограничить распространение книжной, теле и кинопродукции, пропагандирующей насилие.
8.10. Проблема неуставных отношений в армии.
Данная проблема может быть решена только при наличии альтернативной воинской службы и замена рекрутских призывов на добровольные с построением армии по профессиональному принципу с высокой оплатой труда и необходимыми условиями быта. Альтернативная служба должна быть организована в тех сферах деятельности, которая является тяжелой и куда не хотят приходить вольнонаемные.
8.11. Проблемы гражданского общества.
Одна из важнейших целей развития России - формирование гражданского общества, в котором приоритет прав личности и защита частных интересов гражданина будут иметь более высокий приоритет, чем защита прямых интересов государства. При этом подразумевается, что защита общества от асоциальных личностей безусловно имеет большую ценность, чем абстрактная защита прав абстрактной личности. Любой добропорядочный гражданин должен гордиться тем, что он соблюдает закон и требовать от общества защиты своих прав в первую очередь именно на этом основании.

9. Политика в области науки и культуры.
9.1. Сохранение научного и культурного потенциала.
Сохранение научного и культурного потенциала является одной из основных задач государства. Необходимо предусмотреть налоговые льготы для коммерческих организаций в случае финансирования ими соответствующих программ. Финансироваться должна конкретная научная деятельность, а не "функционирование" научных учреждений. Необходимо развивать систему грантов (как государственных, так и частных), при которой оплачивается конкретная работа только определенной группы. Фиксированный процент от гранта перечисляется тому научному учреждению, в котором данная группа работает. Это создаст конкуренцию за успешных ученых, будет препятствовать оттоку лучших кадров и способствовать уходу из научной сферы недееспособных людей. Средства, централизованно выделяемые всему НИИ, должны расходоваться лишь на поддержание среды, благоприятной для деятельности ученых: содержание библиотек, вычислительных центров, ремонт зданий и т.д. Необходимо создать систему технопарков и стимулировать инновационный и венчурный бизнес. Музеи, клубы, театры и ряд других культурных учреждений, которые не могут по специфике своей деятельности быть рентабельны, налогами не облагаются. Те из них, которые имеют общенациональное значение, субсидируются федеральными органами.
9.2. Формирование национальной научной и культурной политики.
Национальная политика России в области науки преследует следующие цели:
- мировое лидерство по ряду важных направлений исследований;
- сохранение и повышение научного потенциала страны;
- создание базы для внедрения высоких технологий и "технологизация" (т.е. перевод на наиболее эффективную основу) всех сфер деятельности;
- независимость государства в области военных и стратегических технологий;
- создание эффективной системы диагностики и прогнозирования состояния общества.
Национальная политика в области культуры преследует следующие цели:
- поддержка деятельности культурных центров;
- широкое распространение общечеловеческих ценностей среди населения, препятствование пропаганде насилия, ненависти, нетерпимости и т.п.;
- сохранение культурной самобытности и культурного единства большинства населения, как основы единства страны;
- препятствование примитивизации культуры; распространение "высокой" культуры в массах;
- плодотворное взаимодействие с лучшими сегментами чужих культур.
9.3. Программа в сфере высшего образования.
Бесплатным высшим образованием пользуются граждане на конкурсной основе. Государственную стипендию могут получать только те студенты, которые показывают в обучении более высокий уровень. По окончании выпускник направляется работать в ту организацию, которая оплачивала его обучение. Государство также поощряет выдачу льготных кредитов на обучение, которые могут погашаться из последующих доходов выпускника.
9.4. Школьное образование.
Базовое школьное образование является обязательным для всех граждан. Оно финансируется государством. Обязанностью любого гражданина перед обществом является обеспечение для своих детей условий для получения базовых знаний. Базовое обучение не подразумевает единство программ, а определяет уровень знаний. Любое среднее учебное заведение обязано преподавать базовые науки бесплатно вне зависимости от того является ли оно частным или государственным. Государство компенсирует частным учебным заведениям их расходы для преподавания базовых предметов в том же размере, что и для государственных школ. Кроме этого, каждый гражданин имеет право нанимать преподавателей или обращаться к другим формам получения дополнительных знаний для своих детей. Средства, получаемые учебными заведениями из различных источников могут расходоваться только на организацию учебного процесса и другие педагогические цели (закупка учебных программ, оплата работы преподавателей, организация экскурсий для школьников, оплата эксплуатации зданий или строительство новых учебных помещений и т.д.). Педагогические заведения не облагаются налогами.
9.5. Проблема академической науки.
Академические фундаментальные исследования обычно не приносят непосредственной прибыли и результаты исследований часто не являются собственностью. Поэтому государство должно финансировать академическую науку. Финансовые средства должны распределяться не по учреждениям, а по программам исследований и выделяться частично в форме грантов, частично в форме целевого финансирования (например, на строительство ускорителей частиц и т.п.). Государство преимущественно финансируют те исследования, которые являются "локомотивом" науки, позволяют получить в перспективе значимые для общества результаты, стать базой для серии прикладных исследований.

10. Общественная политика.
10.1. Политическая культура.
Политическая культура является необходимым компонентом любого развитого общества. Государство обязано вести целенаправленную просветительскую работу в направлении воспитания терпимости, противостояния экстремизму, умения вести диалог и находить компромисс. Правительству необходимо вести диалог со всеми политическими движениями, выступающими (на словах и на деле) за демократический путь развития, и в то же время, жестко противостоять экстремистским организациям и их печатным изданиям, подавлять любые насильственные действия с их стороны, профессионально освещать в средствах массовой информации неблаговидные цели и методы данных организаций, чтобы разрушить образ "невинных жертв", "преследуемых патриотов" и т.п. Правительство должно действовать единой командой, открытое несогласие с курсом правительства того или иного министра должно приводить к его отставке. Тем более недопустимы попытки препятствования принятым решениям действующими членами правительства и открытая вражда между ними.
10.2. Средства массовой информации.
Необходимо дальнейшее развитие законодательства, которое бы с одной стороны защищало свободу слова и не допускало введения цензуры в любых формах, а с другой противодействовало пропаганде насилия, нетерпимости, национальной розни, неконституционных действий, включая отделение регионов от России, и т.п., распространению клеветы, ложных сведений, могущих привести к нанесению ущерба гражданам (включая недобросовестную рекламу) и т.п. Особенно недопустимо распространение экстремистских взглядов через телевидение. Государство не должно мириться с положением, при котором можно купить эфирное время и давать любую информацию. Необходимая государству защита военной и государственной тайны, а также защита корпорациями и частными лицами своей персональной информации должна осуществляться только на правовой основе. Любые споры относительно нарушения прав на информацию должны рассматриваться в судебном порядке. Государство должно уметь вести идеологическую работу через государственные (включая телевидение) и независимые средства массовой информации.
10.3. Политические партии и движения.
Правительство ведет конструктивное сотрудничество с политическими движениями неэкстремистского характера. Личные взаимоотношения политических лидеров не должны существенно влиять на этот процесс. Государство должно финансировать аналитические центры, профессионально занимающиеся вопросами государственной политики, которые оказывали бы услуги как государственным органам, так и политическим объединениям (по составлению программ и т.д.), тем самым, влияя на позицию политических деятелей. Деятельность любых общественных и политических объединений должна осуществляться только в соответствии с законом. Необходимо эффективно использовать уже имеющиеся правовые механизмы для пресечения противоправной и антиобщественной деятельности любых политических организаций.
10.4. Государственная служба.
Необходим особый режим социальных льгот для государственных служащих. В то же время, следует значительно сократить их численность. Наличие значительного государственного аппарата должно рассматриваться как отсутствие необходимого уровня развитых рыночных отношений.
10.5. Религиозные культы.
Государство не должно вмешиваться в религиозные вопросы и создавать режим особого благоприятствования для какой-либо религии. В то же время, государство обязано жестко противодействовать экстремистским движениям, использующим религиозную оболочку для своей идеологии, например, исламскому фундаментализму. Необходимо ограничить деятельность зарубежных проповедников. Необходимо ввести законодательный запрет на использование методов пропаганды, воздействующих на психику, включая гипноз и т.п.
10.6. Поддержка среднего класса.
Формирование среднего класса и переход большей части населения в состояние финансовой стабильности на основе высокого профессионализма, постоянного обучения и перестройки своей деятельности. Средний класс должен составить значительную по размерам часть общества. В идеальном случае он достигает 75-80% всего населения. Хотя в этом социальном слое встречаются значительные различия между подгруппами, существуют основные характеристики: Основой материального благополучия среднего класса является квалифицированный труд. Владельцы небольших фирм, в сущности, ничем не отличаются от квалифицированных реальных специалистов. Законопослушность, склонность к стабильному существованию определяют требования к правительству о защите законности, как гарантий этой стабильности. Консерватизм в социальных привычках и культуре. Стремление сохранять традиции. Выраженное чувство принадлежности к группе, склонность к активности в общественной жизни. Групповая форма социальной ответственности. Добросовестность и трудолюбие. Привычка тратить не больше, чем способен заработать. Средний класс является опорой общества, хотя и не способен создавать импульсы к развитию.
10.7. Общественная политика в сфере международных отношений.
Общественная политика в сфере международных отношений подразумевает активное участие России в различных международных организациях, поощрение развития международных контактов на уровне граждан, общественных, научных и культурных организаций и т.д. Россия должна добиваться создания благоприятного имиджа в глазах международной общественности, противодействовать на государственном уровне публикациям в иностранных средствах массовой информации ложных сведений, подрывающих авторитет России.

11. Международные отношения.
11.1. Политика в СНГ и других странах "ближнего зарубежья".
Политика должна быть направлена на обеспечение экономических и политических интересов России, восстановление ее престижа, доминирование России в регионе. Необходимо сохранение единой инфраструктуры региона, создание экономического союза с перспективой формирования единого рынка, таможенного и валютного союзов, разработка концепции международного разделения труда в рамках СНГ, осуществление стратегии на сосредоточение в России наукоемких, высокотехнологичных производственных структур, интеллектуального потенциала. Необходимо опережение стран СНГ в темпах структурных преобразований. Интеграция на базе лидерства России будет реально осуществляться только в том случае, если в России будет более устойчивая финансовая система, ее научный потенциал будет опережать сопредельные государства, ее экономические отношения будут носить более либеральный характер.
11.2. Политика в Европе.
Европейская часть России должна по возможности экономически и структурно интегрироваться в Европу. Необходимо усиление культурного обмена. В перспективе необходимо добиться экономического доминирования в Восточной Европе при тесном экономическом сотрудничестве с Западной.
11.3. Политика в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
Произойдет резкое усиление экономических связей восточных регионов России со странами АТР. При этом необходимо создание условий, при которых тесные связи данных регионов как со странами АТР, так и с европейской частью России, стали бы важным фактором их экономического развития и преимуществом перед другими регионами АТР. Восточные регионы России наиболее уязвимы с точки зрения безопасности, необходимо принятие соответствующих мер, в т.ч. в области миграционной политики.
11.4. Геополитическая доктрина России.
Россия ставит своей целью войти в число стран мировых лидеров. Этот статус был утерян с распадом СССР. Лидерство подразумевает динамично развивающуюся экономику, обладание широким спектром высоких технологий, высокий уровень жизни населения, устойчивые позиции на мировом рынке, в т.ч. в области высокотехнологичной продукции. Зона российского преимущественного влияния должна распространяться на территорию бывшего СССР и Восточную Европу. Отношения с развитыми странами должны строиться на основе равноправного партнерства и эквивалентного обмена. Необходимо обеспечить как политическую, так экономическую и культурную целостность России.
11.5. Взаимодействия с международными организациями.
Необходимо активно участвовать в признанных общемировых международных организациях, осуществлять с их помощью защиту интересов России, повышать влияние России в мире. В сфере безопасности необходимо препятствовать введению невыгодных для России запретов на продажу некоторых видов продукции и стандартов, дискриминирующих российскую продукцию. Активное участие в финансовых организациях должно способствовать получению инвестиций и выходу на международные финансовые рынки. Участие в региональных организациях СНГ, Европы и Дальнего Востока должен преследовать цель защиты российских интересов в этих регионах.
11.6. Предсказуемость.
Политика должна быть предсказуема, что позволит наладить устойчивое партнерство с цивилизованной частью мирового сообщества, даст стратегический выигрыш и сформирует условия для опережающего развития в экономической области. Должны быть сформулированы стратегические цели. Действия политиков должны обосновываться на основе согласованных целей с учетом интересов цивилизованной части мирового сообщества.

12. Перспективное развитие.
12.1. Перспективная экономическая политика должна определять ориентиры более, чем на 15 лет.
Структурная перестройка агрокомплекса и промышленности на основе замены большинства технологий и формирования новых механизмов взаимодействия и управления, окончательное формирование современных рыночных институтов, быстрое развитие малого бизнеса, резкое увеличение информационных и других сервисных структур, широкое использование энерго и ресурсосберегающих технологий, модернизация инфраструктуры, создание современной системы телекоммуникаций, широкое строительство автотрасс.
12.2. Программа перехода к постиндустриальному обществу.
Создание условий для инновационной деятельности как в рамках крупных фирм, так и независимого венчурного бизнеса. Всеобщий переход к новым технологиям, почти полное прекращение малоэффективного, неквалифицированнного труда во всех сферах. Создание современной инфраструктуры, особенно в области информации. Осуществление программ по переобучению специалистов, а также переводу работников из сферы индустриального производства в сферу сервиса. Формирование гибких механизмов управления, основанных на информационном взаимодействии и широкой самостоятельности субъектов управления. Формирование среднего класса и переход большей части населения в состояние финансовой стабильности на основе высокого профессионализма, постоянного обучения и перестройки своей деятельности.
12.3. Перспективная геополитика РФ.
Россия ставит своей целью войти в число стран мировых лидеров. Необходима реальная интеграция России в мировую экономическую и политическую систему в качестве развитой страны, обладающей передовыми технологиями и производством высококонкурентоспособной продукции. Именно на такой основе должны строится равноправные отношения с развитыми странами. Зона российского преимущественного влияния должна распространяться на территорию бывшего СССР и Восточную Европу. Это станет естественным, если Россия войдет в единое экономическое пространство Европы.
12.4. Структурное развитие страны.
Необходимо изменить структуру всей экономики, перейти к постиндустриальному обществу, включая переход на новые технологии, резкое уменьшение доли неквалифицированного труда, увеличение сферы услуг, резкое увеличение информационной сферы и т.д. Большинство населения должен составлять средний класс. В перспективе необходимо создать современную транспортную инфраструктуру, включая международные аэропорты, сеть магистральных автодорог, охватывающую все крупные города, сеть обычных шоссейных дорог, обеспечивающую проезд в каждый населенный пункт в любое время года, глобальную телекоммуникационную сеть, ряд современных морских портов.
12.5. Место на мировых рынках.
Россия должна стать сильным конкурентом на мировых рынках в области продукции высокой переработки, занять лидирующие позиции на рынках ряда стран "третьего мира", иметь устойчивые сегменты рынков развитых государств.
12.6. Место РФ в мировом сообществе.
Россия должна стать полноправным членом мирового сообщества в качестве развитой страны, войти в группу экономических лидеров.

13. Вместо заключения.
Вопросы, связанные с развитием России, необходимо постоянно определять на уровне концепций и стратегических планов с учетом мирового развития общества и в первую очередь с учетом развития наиболее передовых стран. Опыт должен перениматься не так у стран с высоким жизненным уровнем, как у ее лидеров, то есть в первую очередь необходимо анализировать причины продвижения вперед и захват лидирующих позиций в определенной области.

Должны соблюдаться следующие приницпы подготовки решений:
1

2

3

4

Рост продаж вне России, задаваемой стратегией развития, является основой роста доходов населения.
Внутренние финансовые потоки перераспределяют входящие финансовые потоки и служат дополнительным источником роста средней заработной платы трудящихся.

вернуться к разделу о Павле Петрове

На главную страницу сайта

темы сайта

© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"

Анекдоты по теме