Юрий Никольский
РЕШЕНИЯ: ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА
БАБУШКАМ И ДЕДУШКАМ
ДЛЯ ВНУКОВ

О Павле Петрове

Урок
рисования

Урок
русского языка

Уроки
математики

Государственная
премия

Получение квартиры

Специалисты
делают свое дело

Офицерское
собрание

Физическая
подготовка

Политзанятия

Контроль
плановых занятий

Смена
замполита

Научная
работа

Технология
подготовки к защите
кандидатской

На защите
рубежей строя

Жилье
для офицера

Пенсионное
обеспечение

Мемуары

Рассказики Петрова
Письмо другу
и
От утра до утра

Руководитель
консалтинга

Консультант
комментирует

Застольные
концепции

1.
Быть бабушкой
или дедушкой
необходимо

2.
Бабушки и дедушки
умеют любить

3.
От этапа к этапу
вместе с внуками

4.
Сочиняем сказки
вместе с внуками

5.
Сказочка
о Юлечке и Гришечке

6.
Нравоучительные
сюжеты

7.
Байки

8.
Рисуем
вместе с внуками

9.
Дедушка,
ты шутник

10.
Не мешайте внукам

...

Сайт Гриши
ПРОГУЛКИ ПО МОСКВЕ

4. Сочиняем сказки вместе с внуками

С внуками я иногда веду душещипательные беседы. Они проходят в обсуждении жизненных позиций. К примеру, учиться надо, просто необходимо. А вот желание не всегда есть. Конечно, я придерживаюсь позиции "соображай и создавай", но без знаний эта позиция становится пустой формулой. А тут Гриша отказался заниматься. Спрашиваю его о том, как он жить будет. Соглашается, что нужно зарабатывать, чтобы покупать еду, одежду, чтобы в доме были вода, газ, электричество. Но чем зарабатывать? Гриша нашел ответ очень быстро: "Сказки буду издавать. Мы столько сказок уже сочинили, что мне на всю жизнь хватит". В логике ему не откажешь. Был период, когда сказки сочинялись каждый день.

Сочинительство происходило всегда в одно и то же время. После обеда дед ложился на диван. С одной стороны от деда удобно устраивалась Юля, а с другой - Гриша. Я мог начать вещать о чем-нибудь воспитательного значения. Но вот Гриша говорит: "Давай, дед, сказку сочинять". Юля подхватывает: "Про Юлечку и Гришечку".

Сказку можно прочесть. Книг много. Этим, как и большинство воспитателей, мы все занимаемся. Читают им книжки и мама, и папа, и бабушки, и дедушки. Дети смотрят сказки по телевизору и в записи. Они слушают сказки по радио и через магнитофон. При этом внуки по обложкам легко выбирают те сказки, которые им полюбились. Самостоятельно включают магнитофон или без участия взрослых рассматривают иллюстрации для хорошо знакомого сюжета.

Они не всегда отделяют сказку от реальности. Перед Новым годом я неосторожно сказал, что Дед Мороз не существует. Гриша посмотрел на меня и засмеялся: "Дед, ты шутишь. А кто же тогда приносит нам подарки?". Грише тогда было уже 5 лет. Я не стал разубеждать, а для себя подумал: "А ведь мне казалось, что он уже способен отделять действительность от вымысла".

Смешение реальности и жизни заставляет детей сильнее переживать за героев сказки, чем взрослых. А включение в сказку знакомых элементов из окружения внуков усиливает воздействие сочиненного сюжета. Я обратил внимание на то, что многие сказки не соответствуют тому быту, в котором растет нынешнее поколение. Описание быта в них соответствуют эпохе, когда сказки сочинялись. Этот пробел я восполняю, заменяя некоторые слова в сказках, вводя в сказки элементы современного быта.

В процессе сочинительства под сказкой мною, как и детьми, подразумевается любой сюжет, где присутствуют герои, не имеющие реального аналога в жизни. Там могут быть сказочные герои вроде бабы Яги, лешего, кикиморы. И тут же рядом могут присутствовать мифические персонажи типа кентавра, Минотавра, медузы Горгоны. Вдруг возникают участники былин Илья Муромец или Соловей-разбойник. А могут оказаться герои литературных произведений, скажем, человек-невидимка или марсиане. Я не соблюдаю чистоту жанра, как и не спешу с тем, чтобы дети начали разбираться в литературоведческих терминах, отличая сказку от других произведений искусства. Главное, чтобы им было интересно. Я помню, что они еще плохо отделяют реальность от вымысла, поэтому почти любой вымысел, не претендующий на описание реальности, мы с внуками называем сказкой.

Нами сочиненная сказка - это фактически компиляция известных сказок, фантастики, мифов, баллад с перенесением в наш сюжет действующих там героев. Плагиат не только не запрещается, а даже поощряется, если он помогает творческому процессу.

Юлечка решила сочинить свою сказку. Я в это время держу младшего внука Митю у себя на шее. Юля глядит на меня и выдает свое сочинение. "Папа посадил на себя маму. Мама посадила на себя деда, дед посадил на себя бабушку, бабушка посадила на себя Гришу. Гриша посадил на себя Юлечку. Я высоко сижу, далеко гляжу. Вот и все". Гриша не соглашается, что это сказка. Но для деда важно то, что в свои почти 4 года Юля смогла что-то усвоить из репки, предложив других действующих лиц. А еще она сделала вставочку из сказки Маша и медведь. Я по ходу рассказа этой сказки сажал ее себе на плечи, как медведь на иллюстрации к сказке сажал корзину с Машей. Сейчас я держал на загривке Митю. Видимо, у нее возникли соответствующие ассоциации. Вот почему она закончила свое сочинительство фразой "Я высоко сижу, далеко гляжу", запомнившейся ей с тех пор.

В ее памяти всплыло то, что было разыграно нами 2 года тому назад. Для себя я сразу отмечаю, что ничего не пропадает. Рано или поздно отзвук будет. И вот я радуюсь, что Юлечка уже умеет компилировать из прежних сюжетов. Недостает самая малость - дать осмысленность действиям героев ее сказки. Я надеюсь, что эту малость она освоит за год-два. Ах, если бы она сначала сказала, что все ростом маловаты, чтобы далеко поглядеть, а потом дала бы этот сюжет, то я бы всем знакомым своим твердил, что воспитываю будущего гения! Этап не перескочишь. Это-то уже для нас с Юлечкой есть чудеснейший результат! Она его повторит далеко не сразу.

Как я уже отметил, для моих внуков сказкой является любая фантазия на темы, которые возникли вне реальной жизни. Чуть было не написал: "не имеет отношение к реальной жизни". А на самом деле смысл совместного сочинительства как раз в том, чтобы в сюжеты вкрапливать что-то из нашей повседневной жизни.

Уверен, что любая сказка, хотя и является полной выдумкой, а пробуждает в людях естественные переживания. Дети больше подвержены эмоциям, чем взрослые. Это известный тезис психологов. Правда, некоторые психологи отрицают это. Я посмотрел их работы. Там нет противоречий в выводах. Там разное понимание термина "эмоция". Не будем вдаваться в терминологические подробности, а лишь отметим, что при сочинительстве сказок я гораздо меньше переживаю, чем дети.

Мы сочиняем вместе с внуками. Подчеркну еще раз, что вместе. И вспомните, я сформулировал для себя основной принцип: каждый берет на себя ту часть деятельности, которую он может осуществить. Вот почему я пытаюсь разобраться в том, чем я отличаюсь от своих внуков. Это позволяет лучше распределить роли в ходе общей творческой деятельности.

Мои взаимоотношения с внуками основываются во многом на моих наблюдениях за ними. Юлечка в свои три года легко составляла новые слова. Я делаю вывод, что она уже уловила особенности словообразования в русском языке. Меня просто умиляет, как она это умеет делать. Я так не смогу. Вспоминаю, как меня учили в школе, что поэты начала XX века экспериментировали со словом. Известнейшие поэты составляли новые слова, которые усиливали поэтическое звучание их произведений. Моя внучка здесь не менее талантлива. Так я себе представляю. А вот у меня таких способностей уже нет. Я, конечно, слежу за правильностью ее речи. Не только я, но и Гриша постоянно поправляет ее.

Мой замечательный Гриша удивительно точно находит нужные слова, правильно их применяет. Более того, я иногда прошу объяснить значение отдельных слов. И что же? Подчас дает на удивление точное определение. Хоть составляй вместе с ним толковые словари. А если не может дать определение, то даст сравнение с другими словами, что меня не менее умиляет. А что? В словарь и это иногда стоит поместить. А когда не может сформулировать, то даст небольшой рисунок или пояснит через действие. Ну, прямо так и хочется толковый словарь с подвижными картинками создать в компьютере. Невольно думаешь, что это могло бы стать отличным хобби для внука. За свою жизнь он даст толкование слов не хуже, чем это сделал в свое время Владимир Даль. Только уже в современной интерпретации с использованием новейших технических возможностей. А что? Станет постарше, то и подумаю, как организовать подобное хобби. Что это я размечтался и отвлекся? Фантазирую не хуже ребенка.

Юля, к сожалению, постепенно теряет поэтический дар легкого словообразования. Она уже знает, какая речевая форма прижилась в языке, какие слова в каком случае надо применить. Жизненный опыт консервирует не только формы языкового общения, а и формы любого творчества. Но при этом расширение знаний о разнообразных ситуациях расширяет границы творчества. Сочинительство не произрастает на пустом месте. Моя фантазия отличается от фантазии моих внуков на основе моих знаний. Я спокойно вставляю в сюжет различные персонажи, которые им не знакомы. Я могу вводить в сказки всяких персонажей из других произведений. А внуки - нет. Они просто с ними не знакомы. Я не придумал героев, а позаимствовал. И внуки вряд ли их придумают.

Итак, первый вывод, который я сделал для себя: я должен постепенно расширять круг героев наших общих сказок.

Я создаю определенные образы. Героям свойственна линия поведения, отличительная от других сказочных персонажей. В этом смысле каждый герой индивидуален. Например, кикимора хочет защекотать человека. А вот леший следит за порядком в лесу, не любит посторонних, а еще норовит просто похулиганить. Я пытаюсь сохранить от сказки к сказке один и тот же образ, один и тот же тип поступков. Это необходимо для соблюдения логики в повествовании.

Дети на первых порах не способны создать произведение, выдержанное в логической последовательности. Они этому обучаются в процессе сочинительства. Ведь здесь приходится вспомнить о том, что было сочинено совместно нами ранее. Они начинают улавливать связь различных действий, явлений, характеров. На ежедневных сказках они учатся нахождению причинно-следственных связей. А до той поры, пока они этому еще только учатся, эту роль я беру на себя.

Итак, второй вывод, который я сделал для себя: поступки героев сказки должны быть мотивированы и объяснены детям в процессе сочинительства.

Это написать просто. А следовать этому приходится на протяжении многих месяцев, что совсем не легко. Сюжет иногда затаскивает вас в такое развитие событий, из которого выход найти не просто. Приходится его искать. А это возможно, если творческий потенциал внуков развивается.

Трудная работа по формированию логической последовательности событий за счет развития сюжетной линии может неожиданно прерываться. Вроде бы у Гриши наметился прогресс. Юля стремится от него не отстать, старается вникнуть в логику событий. И вдруг, на тебе! Как только возникла трудность у героев, для которых Гриша должен найти выход из трудного положения, то он заявляет, что появились джидаи, всех плохих перестреляли, хороших спасли и доставили домой. Я плохо понял, кто такие джидаи. Гриша мне потом объяснил и запустил фильм на DVD для просмотра своих любимых героев.

С одной стороны хорошо, что ребенок смог включить новых персонажей. Включил в сюжет точно и правильно в соответствии с логикой мультфильма, который я потом посмотрел. Там мотивация поступков отсутствует. По крайней мере, та мотивация, которая понятна детям. Там все построено на спецэффектах. Спецэффекты столь сильно воздействуют, что забываешь обо всем остальном. Воспринять на их фоне слова и логику ребенок просто не способен. Это все равно, что смотреть грозу, восхищаясь силой ливневых потоков, яркостью молний и оглушительным грохотом грома. В это время редко думается о чем-то другом. Гроза полностью поглощает. У грозы есть одно чудесное свойство: быстро закончилась и забылась. Но как быть с джидаями? Они ликвидировали в моем внуке те еще слабые логические связи, которые начали складываться. Он как бы моментально поглупел, сделал шаг назад к предыдущему этапу развития.

Мультики с сильнодействующими спецэффектами Грише нравились. Я считаю, что они применимы для мозговой расслабухи. Внукам разрешали их смотреть, когда нужно было детишек чем-то занять, чтобы не мешали.

Я задался для себя целой серией вопросов. Нужна ли расслабуха до оглупления? Нужно ли побыть ребенку одному и помечтать о своем? Нужно ли просто отдохнуть? Конечно, все это нужно. Но как, когда и сколько - это надо продумать. Одна голова хорошо, а две лучше. Вот мы и собрались на семейный совет, чтобы определить порядок просмотра, отобрать то, что является необходимым, решить вопросы чередования отдыха и труда. А что считать трудом? Ведь одна игра может быть трудом, а другая отдыхом.

Вы себе представили семейный совет по типу педсовета? Конечно, специально не собираемся, протоколов не составляем, а вот обсуждаем очень часто.

Отдых способствует развитию - это мое давнишнее убеждение. А зачем нужна глупость типа джидаев? Если предположить, что в мире все целесообразно, то можно попытаться найти ответ на этот вопрос, точнее, оправдать просмотр подобных мультфильмов. Я для себя как-то решил, что они нужны, как нужны в лесу волки, если в нем бегают зайцы. Волкам попадаются наименее приспособленные к жизни зайчики, то есть больные. Через джидаев я увидел пробелы в моих сказках. Но если в лесу будет слишком много волков, то и зайчиков не останется. Вот и мы на семейном совете решили определить порядок потребления эффектных глупостей моими внуками.

Итак, я вместе с моими любимыми внуками сочиняю сказки. Точнее, мы каждый раз сочиняем новый сюжет с известными им уже героями. Постепенно, не спеша, когда уже освоено поведение старых героев, я расширяю мир, вводя новые образы и персонажи. Для меня не имеет значения чистота жанра. Я, как большинство бабушек и дедушек, слабо разбираюсь в жанрах, оставив это для школьных занятий и для умных книг, которые при желании внуки со временем прочтут. Я смешиваю реалии жизни моих внуков и наши фантазии. При этом, как могу, стараюсь соблюдать логику поведения моих героев. Их поступки должны быть мотивированы. Об этом я уже писал, но повторяю для себя еще и еще раз. Вот и здесь решил еще раз напомнить об основных принципах.

Я начинаю, а дети должны поучаствовать. Сказка является основой для проверки знаний внуков, для получения новой информации, для развития их творческого потенциала. Через сказку отрабатывается система поведения, внедряются в сознание моральные устои, формируются жизненные позиции. Роль сказки велика. Я по своей работе занимался тренингом для взрослых людей. Сначала придумывал ситуацию, которая может быть близка к реальности, а потом заставлял людей размышлять над принятием решений в соответствии с этой ситуацией. Тренинги помогали им потом в реальных ситуациях. Сказку я как бы превращаю в тренинг. Но ведь детям без жизненного опыта ситуация, приближенная к жизни, будет либо не интересна, либо не понятна. А сказок они наслушались много, поэтому она для них как раз та реальность, в которой можно проводить тренинг.

В сказке часто присутствуют мама, папа и братик Митя. Митя еще совсем маленький. Он даже ползать еще толком не научился. Юля с Гришей хотят, а то и требуют, чтобы в сюжет были обязательно включены все. Сказку сочиняем вместе, поэтому желания внуков обязательно выполняется. Чаще присутствие родителей чисто условно, к примеру, в начале и в конце сказки.

Сказка может быть очень длиной, а может быть и очень короткой. Как уж получится. Вспоминаю, как Юлечка после моей краткой сказочки как-то сказала: "И это все?". На что получила ответ: "Как ты мне вчера". А потом я услышал после очередной сказки, сочиненной ею самостоятельно: "Вот и ты теперь длинную сказку расскажи". И вынужден ведь был рассказать длинную сказку.

Все персонажи в сказке должны быть понятны детям. Как правило, они взяты из уже известных им произведений с разбавлением окружающих реалий. Это один из элементов приближения нашего творчества к реальности. Ведь дети почти одинаково переживают при описании реальной ситуации и при сочинении событий, в которых присутствуют нереальные герои.

Я не продумываю сюжет сказки заранее. Он у меня возникает по ходу работы с внуками. Ведь от их реакции и интереса сюжет может пойти в одну или другую сторону. К тому же я стараюсь связать сюжет с событиями семьи, которые произошли в этот день или еще свежи в памяти. Это не означает, что ничего не планирую. Я слушаю радио, читаю книги. И для себя, и для внуков. По ходу у меня возникает план сказки. И я его могу начать его осуществлять. Но план может быть сломан в процессе совместного творчества. План - это лишь руководство к творчеству, а не производственное задание.

К тому же, я не собираюсь вырастить из внуков сказочников или писателей. Напомню, что моя сказка больше похожа на тренинг. С помощью сочинительства я помещаю детей в различные ситуации, где они должны принимать решения. Они начинают где-то соображать, что их поступки каким-то образом должны объясняться, что от собственных поступков, совершенных сегодня, зависит их завтрашний день, что они должны придерживаться определенных моральных правил. Список задач сочинительства вы, бабушки и дедушки, можете продолжить.

Список задач я пытаюсь дополнить классификацией по сказкам:
1. Сказка без непосредственного участия внуков. К этому условному классу я отношу любые сюжеты, где внуки не задействованы. Такие мои сказки я сравниваю с телевизором, который они смотрят. Здесь они сопереживают, но от них развитие событий никак не зависят.
2. Внуки становятся непосредственными участниками сказки, которая построена по законам книжной сказки. В этих сюжетах дети как бы переносятся в обстановку привычных им сказочных героев. Они становятся участниками событий. Им знакомы характеры сказочных персонажей и обстановка. Но эта обстановка вне их реальной жизни.
3. Сказочные герои приходят в мир повседневного быта внуков. В этом случае сюжет строится на основе определенных правил поведения в быту.

Зачем я об этом? Просто меня уже не в первый раз куда-то занесло. Вот, если бы я собирался иметь тысячи внуков, то тогда моя классификация... Точно, занесло куда-то не туда. Но все же я наблюдаю за собственными действиями и анализирую их. А что я сам-то знаю и умею?

Честно признаюсь, что ко дню рождения первого внука позабыл почти все сказки. Первые недели, когда читал сказки Грише, я сам знакомился с ними. Поэтому еще не мог включить в сюжеты внуков, а тем более компилировать из всего многообразия новые сюжеты.

На последующих этапах я вводил своих внуков в обстановку сказочных героев. Например, при очередном рассказе сказки о Маше и медведе я сажал Юлечку себе на шею. Она представляла себе, что сидит в коробе. Я присаживался на табуретку, а Юля при этом произносила: "Не садись на пенек, не ешь пирожок. Высоко сижу, далеко гляжу".

А потом тематика сказок расширялась. Уже смешивались фантастические и сказочные герои. К примеру, время от времени в нашу жизнь вмешивается домовой, или к нам забрался человек-невидимка.

Конечно, реально сказка может начаться по любому варианту, обозначенному в классификации, а потом происходят различные события, когда внуки становятся то сторонними наблюдателями, то участниками событий в собственном доме, куда пришли персонажи сказок, то оказываются в обстановке, которая является естественной для сказочных героев.

Главное, не забывать, что действие должно быть понятно внукам. Понятно в том смысле, что они ощущают мотивированность поступков в ходе сюжета. А мотивы становятся для внуков естественными, если они сами действуют в этих сказках, а не какой-то герой за них. Для этого они должны почувствовать себя на месте героев, а еще лучше поучаствовать в развитии сюжета. Вот почему они так любят сказочки про Юлечку и Гришечку, где являются героями всех приключений, поэтому должны принимать самостоятельные решения. А это не просто предлагать решения, пытаясь оценить результаты собственных поступков. А ведь иногда в сказке происходит неожиданный поворот. С одной стороны, сохраняется та самая интрига, которая позволяет ждать событий и сильнее переживать. А с другой стороны, я могу развернуть события в неожиданном направлении для внуков. А тогда требуется соображать, чтобы найти решение и не погубить себя и своих героев.
Инновация? Конечно, нет, хотя и сделан еще один шаг, чтобы приблизиться к ней.

И это хорошо!

Далее
1
Предисловие

2
Познание мира
через моделирование

3
Наше сознание
и моделирование

4
Моделирование
и ожидаемые результаты

5
Основа -
согласование подходов

6
Активные
и пассивные решения

7
Структура -
основа моделирования

8
Открытость информации

9
Цели

10
Ниша деятельности

11
Инновации

12
Стандарты

13
Инвестиции

14
Участники процесса

15
Формирование команды

16
Дополнительная литература

17
Проблемы, обсуждаемые в СМИ

18
Анекдоты
по теме

На главную страницу сайта

Если Вас интересуют только отдельные темы сайта, то они перечислены на странице ТЕМЫ САЙТА

© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"