Юрий Никольский
РЕШЕНИЯ: ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА
БАБУШКАМ И ДЕДУШКАМ
ДЛЯ ВНУКОВ

О Павле Петрове

Урок
рисования

Урок
русского языка

Уроки
математики

Государственная
премия

Получение квартиры

Специалисты
делают свое дело

Офицерское
собрание

Физическая
подготовка

Политзанятия

Контроль
плановых занятий

Смена
замполита

Научная
работа

Технология
подготовки к защите
кандидатской

На защите
рубежей строя

Жилье
для офицера

Пенсионное
обеспечение

Мемуары

Рассказики Петрова
Письмо другу
и
От утра до утра

Руководитель
консалтинга

Консультант
комментирует

Застольные
концепции

1.
Быть бабушкой
или дедушкой
необходимо

2.
Бабушки и дедушки
умеют любить

3.
От этапа к этапу
вместе с внуками

4.
Сочиняем сказки
вместе с внуками

5.
Сказочка
о Юлечке и Гришечке

6.
Нравоучительные
сюжеты

7.
Байки

8.
Рисуем
вместе с внуками

9.
Дедушка,
ты шутник

10.
Не мешайте внукам

...

Сайт Гриши
ПРОГУЛКИ ПО МОСКВЕ

5. Сказочка о Юлечке и Гришечке

Сказка начинается словами: "Жили-были Юлечка, Гришечка, мама и папа".

Такое начало требуют дети. Для них оно, видимо, является основой нашего сказочного жанра. Если начало иное, то Юлечка обязательно поправит меня.

Жили - не тужили. А в том царстве, где они жили, был один хороший король. А у него был сын. Король решил женить принца. Для этого объявили бал. На бал пригласили всех девушек королевства. Решила пойти на бал и наша Юлечка.

Как, Юля, будешь к балу готовиться?

Юля начинает вспоминать и перебирать свои наряды. Отбирает лучшее. Обязательно скажет и о том, как украсит свой наряд.

Я сделаю себе красивые бусы. Сначала я посажу самые красивые бусинки. Они должны быть в середине. А потом остальные одену.

Ты у нас будешь красивой. Вы поженитесь с принцем?

На балу будут танцы. Он решит, что я самая красивая.

Но принцу нужна будущая королева. Ему же надо заботиться о людях в своем королевстве. Девушек там будет красивых много. А ему нужна еще и умная. Он устраивает конкурс на то, кто лучше прочтет стихотворение.

Юлечка читает стихотворение. Она старается это делать с выражением.

Меня ужалила пчела.
Я закричал: "Как ты могла?!"
Пчела в ответ:
"А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был ужасно нужен.
Я берегла его на ужин!"
(М. Бородицкая)

Я похвалил ее. Такие стихи всем должны понравиться. Ведь они об уважении к трудолюбивой пчелке.

Потом принц проверяет, кто лучше умеет готовить. Он устраивает пир на весь мир. Народу много. Все во дворце уместиться не могут. А каждая девушка принесла с собой еду. Ту, которую она сама приготовила. Что ты Юлечка приготовила?

Здесь встревает Гриша. Он считает, что надо взять чипсы и колбасу.

Но нужно ведь ту еду, которую приготовит сама Юлечка.

Гриша предлагает картофель фри.

Но она это готовить не умеет. Пусть приготовит кашу.

Здесь мы вспоминаем, как варится каша. Внуки забыли, сколько надо воды, предложив налить ее в кастрюлю слишком мало. Здесь мы вспоминаем ранее прочитанный рассказ Носова "Мишкина каша". Они с удовольствием вспоминают муки мальчиков, которые не могли сварить кашу. Вспомнили полный процесс варки каши, долив воды и положив соли.

Юля хочет приготовить еще пирог.

А ты помнишь, как пирог делается?

Я бабушку попрошу. Ты помнишь, я ей помогала.

Договорились, что Юлечка попросит бабушку. Итак, пирог и каша готовы. Можно идти на пир. По сюжету сказки пир устраивается во дворе около дворца. Гости рассаживаются вокруг стола. На нем стоят тарелки, лежат вилки и ложки.

Все гости попробовали кашу. Хорошая каша. Вкусная.

В процессе сочинительства сказки я гляжу на улицу. Хотя уже конец апреля, трава зазеленела, и почки набухли, но вдруг небо потемнело и налетели белые хлопья. Настоящая пурга. Я говорю: "Взгляните в окно. Это же настоящая пурга". И мы представляем, что пургу наслал Черномор. Он схватил Юлечку и улетел вместе с ней.

Принц загрустил. Надо спасать бедную Юлечку. А он не может королевство оставить. Ведь он должен заботиться о людях своего королевства. Тут Гриша может помочь.

Гриша пошел домой на кухню. Он оделся так, чтобы не замерзнуть. И взял с собой из еды то, что было дома: хлеб, морковь и яблоки. И собрался в путь-дорогу.

Тут Юлечка добавляет: "А еще взял меч". Я спрашиваю: "Зачем?". Ответ на удивление логичен: "Он должен мечом бороду отрубить Черномору". Я про себя отмечаю цепкую память внучки. Ведь Черномор употреблялся в паре сюжетов где-то полгода тому назад. Тогда по сюжету он, как и здесь, схватил Юлечку, а Гриша справился с ним, отрубив ему бороду. Помнит не только само действие, а имя злодея. И еще. Юлечка уже представляет определенные действия персонажей. Она не просто следует за сюжетом, который я предлагаю внукам, она следит за тем, чтобы все было правильно.

Продолжаем сочинять сказку. Я не стремлюсь к правильной трактовке имен сказочных героев. Любые ассоциации, понятные внукам, для меня годятся.

Гриша пошел искать Черномора. А где он может обитать? Я поясняю, что есть Черное море, поэтому и Черномор. Оно на юге. А как определить, где юг? Солнце днем на юге.

Тут наблюдательный Гриша резонно возражает, что на улице метет, солнца не видно. Подсказываю ему. А ты помнишь, где с какой стороны солнце у нас во дворе светит? Оказывается, не знает. Я напоминаю, где солнце находится днем. Определили направление юга. Итак, Гриша пошел в сторону юга.

Вышел к лесу. Бредет лесом. Птички чирикают, есть хотят. Ведь Черномор набезобразничал, пургу наслал. Еда для зверюшек и птичек вся снегом занесена. Гриша помнит, что мы взяли с собой хлеб. Покормили птичек.

На этом этапе внуки легко продолжают действие сказки.

А вот и зайчик выскочил. Дали ему морковки.

Ежик съежился. Бедняжка, холодно и голодно ему. Да и боится Гриши. Гриша ему яблоко дал.

Внукам и следующий эпизод хорошо знаком. Лес все гуще. Гриша перебирается через чащобу, перелезает через поваленные деревья. Видит, стоит избушка без окон, без дверей, на курьих ножках. Юле не терпится, поэтому она подсказывает Грише, что надо сказать: "Повернись к лесу задом, а ко мне передом". Избушка развернулась к Грише.

Из окошка выглядывает Баба Яга: "Зачем, Гриша, ко мне пожаловал?". Гриша объяснил, что беда приключилась, злой Черномор утащил сестру Юлечку.

Здесь мы как бы повторили ситуацию, которая определяет сюжет сказки. Повторы необходимы, иначе дети могут потерять канву повествования, а они должны все время чувствовать логику событий. Я обращал внимание на то, что в скороспелых мультиках часто идет нагромождение событий и спецэффектов, а детское восприятие не способно уследить за логикой повествования. Я же слежу, чтобы сказка развивала у детей логическое мышление. Они должны научиться понимать, что события происходят не сами по себе, а имеют свои причины и влияют на последствия.

Баба Яга говорит, что она сейчас печь растопит и Гришу в этой печи изжарит. Что будем делать? Ситуация опять типичная. Гриша предлагает: "Не будь злой, бабушка, будь доброй. А я тебе за это рассказик сочиню". Гриша любит сочинять рассказики с выстрелами и боями. Но полного повтора в его рассказах я не замечал. Всегда один сюжет отличается от другого. Он краток. "Жили-были Юлечка и Гришечка. Вдруг прилетели люди с Марса. Нет, не люди. А такие монстры. У них много глаз. Туловища круглые. И щупальца. Помнишь, дед, я такие рисовал. Страшные. Они решили Юлечку утащить. Я им сказал, что они ее не утащат. У них на голове шлемы, защитные рубашки, как у ОМОНа, и автоматы узи. Они думали, что их убить нельзя. А я как достал свой лазерный меч. Раз-раз. И их больше нет. Всех поубивал. Спас я свою сестричку. Все". И при этом Юлечку обнял.

Я спрашиваю Юлечку: "Ну, и понравилась Бабе Яге такая сказка?". Юле понравилась. А раз сказка понравилась, то Баба Яга дала клубок Грише: "Пусть клубок сам катится. А ты иди по ниточке и придешь в царство Черномора".

Шел, шел Гриша за клубком по ниточке. Видит, дворец стоит. А в том дворце Юлечка бедная плачет. А рядом Черномор противный ей говорит: "Будешь у меня во дворце жить. Я хочу, чтобы ты моей женой стала. Ты красивая. Ты вкусную кашу приготовила. Ты умная девочка. Давно такую жену я себе искал".

Гриша вскочил во дворец и закричал: "Не будет по-твоему. Она за принца замуж выйдет". Схватил Гриша Черномора, начал с ним бороться, а тот взлетел, поднялся в небо. Гриша крепко держится за Черномора. А тот кричит ему: "Страшно высоко я лечу! Упадешь сейчас! Разобьешься!". Юля не выдерживает и говорит: "Сейчас Гриша ему бороду мечом отрежет".

Падает обессиленный Черномор без бороды. Взмолился: "Не убивай меня, Гриша". Гриша сказал: "А ты не будешь больше мою сестру похищать? Тогда прощаю тебя".

Вышли из дворца Юлечка с Гришечкой и пошли домой.

Тут возражает Юлечка: "А мы же птичек кормили. Зайца и ежика. Ты не забыл дедушка?".

Этим вопросом она меня порадовала. Помнит действия из данной сказки. Ждет развития. И знает, что добрые поступки должны потом вознаградиться. Это она еще в трехлетнем возрасте хорошо усвоила. Сказке еще не конец. Дальше сочиняем.

Надо обратно идти. А как дорогу найдем? Ясно, что по ниточке от клубочка.

Вот и дошли опять до Бабы Яги. Сидит у окошка, под нос себе бормочет: "А-а-а, справился с Черномором. Жив остался и свою сестренку спас". А Гриша как будто и не слышит этих слов, и говорит: "Спасибо тебе, бабушка. Помогла ты мне. Дошел я до Черномора". А она отвечает: "Сама вижу, не слепая. А теперь куда пойдешь? Дорогу-то ты не найдешь. Ха-ха-ха. Останетесь вы у меня с Юлечкой навсегда".

Тут-то я спрашиваю внуков: "Что делать будете?". Гриша уже в подобных ситуациях предлагал джидаев, которые без всякой причины прилетели и сделали все необходимое для завершения сказки. Но к данному моменту он уже усвоил, что они по ходу сюжета никак не вписываются. Ситуацию решил разрубить просто: "А я ее из пистолета застрелю". Тут мы вспоминаем, что пистолета он не брал с собой. "А у меня меч есть. Убью ее".

Это решение мне не нравится. Я и говорю: "Тут и сказке конец будет. Юлечка не выйдет за принца замуж. Ведь шли вы до избушки Бабы Яги по ниточке. А домой как вернуться? Ведь дороги не знаете". Внуки становятся в тупик. А я еще масло в огонь подливаю: "Чем питаться-то будете?". Юля пытается вырулить ситуацию: "Ягоды будем собирать". Я возражаю: "Долго ли на ягодах продержитесь?" Внуки вспоминают сказку из книги замечательного художника Сутеева. Там сначала заяц яблоки роздал разным животным, а потом эти животные принесли различной разнообразной еды его голодным детишкам. Это решение меня радует. Я помню, что подобное решение мы уже в одной из наших сказок находили. Помнят. Правда, там чуточку иная ситуация была. Тогда Юлечка с Гришечкой папу с мамой ждали, есть хотели. Звери, которым они сделали добро, еды принесли им. В той сказке сами поели и еще маму с папой угостили. А здесь другая задача: надо из леса выбираться.

Цель не поставлена четко, поэтому ушли от самого главного. Это я про себя фиксирую, а вслух сказочка продолжается. Сначала объясняю, что им из лесу надо выйти, а не поесть вкусно. Озадачены. Соглашаются. Помогаю внукам найти выход. А может быть что-нибудь для Бабы Яги сделать? Она тогда отпустит и дорогу укажет.

Юля тут же подхватила идею: "А мы ей опять сказочку расскажем".

Тут я уже за Бабу Ягу говорю: "Ох, надоели уже все ваши сказочки. Лучше для меня дело сделайте".

Спрашиваю: "Согласны?"

Гриша сразу: "А какое дело?"

"А такое. Украл у меня Кощей Бессмертный ступу с помелом. По лесу на машине не поедешь. Другого средства передвижения у меня нет. Вот вы мне и верните эту ступу с помелом".

Делать нечего.

"А где Кощей живет?" - спрашивают у Бабы Яги.

"А здесь рядом. Вон туда идите".

Я в сюжет делаю небольшую вставочку. В этой вставочке Юлечка и Гришечка попросили Бабу Ягу накормить их: "Только как же мы дойдем? Мы давно уже ничего не ели, не пили". Напоила и накормила их Баба Яга. Уж очень ей хотелось получить обратно ступу с метлой. Эта вставочка сделана мною так, на всякий случай, на будущее.

Пошли Юлечка и Гришечка. Быстро нашли дворец Кощея Бессмертного. Сидит он у дворца на ступе Бабы Яги, а метла забор подпирает.

Я не прошу детей долго размышлять. Сам создал ситуацию, сам ее разрешаю. Выкрасть ступу с метлой нельзя. А вот мы знаем, где смерть Кощеева находится. Она находится на кончике иглы, игла в яйце, яйцо в утке, а утка в зайце. Что делать будем. Надо зайца этого найти. А как его найти?

Внуки опять в тупике. Юлечка, всегда первой в этом признается: "Не знаю".

А что если нашего зайчика попросить? Авось он знает, где другой заяц живет.

Наш заяц выгнал другого зайца. А тот бежит быстро. Не догнать его. Тут ежик под ноги зайцу подставился. Заяц укололся, от боли рот раскрыл, а изо рта утка вылетела. Тут птички на утку налетели, она растерялась, и яйцо из нее выскочило. Яйцо прямо к Юлечке в передник платья упала. Что делать будете?

Гриша сразу заявляет: "Это проще простого. Яйцо разбить и иглу сломать". Он, видимо, представляет себе, что можно и руку поранить. "Только осторожно надо. Лучше плоскогубцами. Только их нет у нас. Ну, и пусть. Поранимся. Ничего, плакать не станем".

Тут я опять даю совет. А можно на один камень положить, а другим ударить. Игла и сломается".

Внуки довольны. Психологическое напряжение снято. А они ведь сильно переживали. И не только по сюжету. Они переживали еще из-за трудностей в поиске решения.

Вернулись к Бабе Яге. Та свое слово сдержала. Направление указала. Пошли Гришечка с Юлечкой. Идут, радуются, природой наслаждаются. К тому же и погода улучшилась. Солнышко светит, птички весело поют, зайчики радостно скачут, ежики по ельнику довольные бегают.

Направление в лесу потерять легко? Легко. Что нужно сразу сделать?

Посмотреть на солнце и все время следить, чтобы оно было с одной стороны. Это понятно.

А что Баба Яга? Успокоилась и на печь легла? Нет. Она вскочила на свою метлу и помчалась к кикиморе и к лешему, чтобы попросить их не пропускать Юлечку и Гришечку. Коварная? Коварная. Слово-то сдержала, а потом напакостить старается.

Идут по лесу. Спокойно, хорошо. Болото надо перейти. Гриша берет палку и ощупывает кочки. Это он помнит из другой сказки, где башковитый ежик перебирался через топь с палкой, что ему и помогло безалаберного зайца спасти, который просто прыгал с кочки на кочку. Итак, Гришечка и Юлечка бредут по болоту.

Тут вдруг из тины болотной кикимора вылезает. Вся зеленая. И ну щекотать.

Я начинаю щекотать Юлю и Гришу. Они довольны. Они давно уже знают, что от кикиморы есть хорошее средство. Нужно что-то смешное рассказать.

Начинает Юлечка. Она произносит стишок из букваря, по которому сейчас работает Гриша:
- Где купили вы, синьор,
Этот красный помидор?
- Вот не вежливый вопрос,
Это собственный мой нос.
(С. Маршак)

А теперь пусть Гриша расскажет что-нибудь для Кикиморы.

Григорий рассказывает свой любимый анекдот.

Одной девочке дали пакет. И сказали, чтобы она в него не заглядывал. А любопытно все же. Открыла пакет, а из него рука выпрыгнула. Она испугалась - и бежать. А рука за ней. Она все быстрее. И рука все быстрее. Прибежала домой. И рука в дом, к ней. Не знает уже куда бежать. Тут рука ее коснулась и говорит: "А теперь ты за мной побегай".

Правда, дед, смешно? Я смеюсь. Сказка продолжается.

Тут от дерева отделился леший.

Это внукам понятно. Воображение у них включается на такую ситуацию быстро. Они много раз гуляли по лесу. И мы с ними часто представляли, что отдельные деревья на что-то похожи. Поэтому им легко представить, как совершенно неожиданно возник леший.

Леший в наших сказках состоит из сучьев. Пальцы страшные, сучковатые, тело в форме бревна, руки напоминают ветки, а нос в форме короткого сучка. Следит за порядком в лесу.

Юлечка и Гришечка рассказали ему, что кормили птичек, покормили зайчика и ежика. Леший понял, что детишки хорошие: "А мне Баба-Яга сказала, что вы скверные дети. Обмануть меня хотела". И указал еще раз дорогу Юлечке и Гришечке.

Вышли они на опушку леса. Да не рядом с домом. Место оказалось для них совсем не знакомо. Что делать?

Гриша и Юля хорошо знают ответ на этот вопрос. Надо обратиться к любому взрослому человеку и пояснить им, что они не знают дорогу домой. Здесь мы с внуками повторяем в очередной раз домашний адрес. Итак, Юлечка и Гришечка пришли домой. Мама рада. Папа рад. И Митя рад. Все рады. Гриша и Юля рассказывают им об основных приключениях.

Я прошу внуков сказать о том, что они в первую очередь расскажут маме и папе. Это идет как бы закрепление материала. Дети с удовольствием вспоминают о наиболее ярком для них эпизоде.

Гриша говорит, что он расскажет о том, как он сражался с Черномором.

Юля считает, что ей интересно рассказать про Бабу-Ягу.

Итак. Мы дома. О принце не забыли.

Вот он, принц наш дорогой и любимый. Как только увидел Юлечку, то сразу обрадовался и взял ее под руку. Потом повел к королю и королеве: "Это моя жена". Пир закатили на все королевство. А Гриша теперь был самым главным командиром в этом королевстве.

Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец!

В конце сказки я всегда стараюсь зафиксировать отношение внуков к сказке. Иногда они говорят о том, что по их мнению не хватило для полного удовольствия. Это может быть отсутствие каких-нибудь героев. Они могут считать сказку слишком короткой. Бывает, что им жалко какой-нибудь персонаж. Иногда Гриша высказывает свои соображения по самому сюжету. Обязательно объяснит, что в сказке его не устроило, а потом добавляет: "В другой сказке этого не надо, дед". Я никогда не возражаю, соглашаюсь. А на этот раз они оба сказали, что сказка им очень понравилась.

И это хорошо.

Далее
1
Предисловие

2
Познание мира
через моделирование

3
Наше сознание
и моделирование

4
Моделирование
и ожидаемые результаты

5
Основа -
согласование подходов

6
Активные
и пассивные решения

7
Структура -
основа моделирования

8
Открытость информации

9
Цели

10
Ниша деятельности

11
Инновации

12
Стандарты

13
Инвестиции

14
Участники процесса

15
Формирование команды

16
Дополнительная литература

17
Проблемы, обсуждаемые в СМИ

18
Анекдоты
по теме

На главную страницу сайта

Если Вас интересуют только отдельные темы сайта, то они перечислены на странице ТЕМЫ САЙТА

© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"