Юрий Никольский
РЕШЕНИЯ: ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА
БАБУШКАМ И ДЕДУШКАМ
ДЛЯ ВНУКОВ

О Павле Петрове

Урок
рисования

Урок
русского языка

Уроки
математики

Государственная
премия

Получение квартиры

Специалисты
делают свое дело

Офицерское
собрание

Физическая
подготовка

Политзанятия

Контроль
плановых занятий

Смена
замполита

Научная
работа

Технология
подготовки к защите
кандидатской

На защите
рубежей строя

Жилье
для офицера

Пенсионное
обеспечение

Мемуары

Рассказики Петрова
Письмо другу
и
От утра до утра

Руководитель
консалтинга

Консультант
комментирует

Застольные
концепции

1.
Быть бабушкой
или дедушкой
необходимо

2.
Бабушки и дедушки
умеют любить

3.
От этапа к этапу
вместе с внуками

4.
Сочиняем сказки
вместе с внуками

5.
Сказочка
о Юлечке и Гришечке

6.
Нравоучительные
сюжеты

7.
Байки

8.
Рисуем
вместе с внуками

9.
Дедушка,
ты шутник

10.
Не мешайте внукам

...

Сайт Гриши
ПРОГУЛКИ ПО МОСКВЕ

7. Байки

Сказки, сочиняемые дедушкой с внуками, базируются на основе прочитанных произведений. Читает не только дедушка. Все взрослые в семье придерживаются мнения, что чтение является неотъемлемой частью в деле творческого развития детей. Книгам, конечно, придается огромное значение в деле развития инновационных способностей. Мы в этом не одиноки - я не знаю семей, где бы книг не читали детям. Книги позволяют не только черпать информацию. Книги имеют эстетическое и культурное значение. Конечно, если их изданием занимаются профессионалы.

Далеко не все книги соответствуют моим требованиям. Детские книги обычно имеют множество иллюстраций. Зрительный образ должен дополнять текст. Они же подчас не соотносятся друг с другом. Первое мое требование к книге, чтобы и текст, и иллюстрации способствовали развитию внуков.

К примеру, хороший познавательный текст о древних греках и римлянах может быть снабжен рисунками, которые вызывают у детей желание лишь похихикать. Я уж не говорю о моем раздражении, когда в тексте сообщается одно, а на рисунке художник изобразил иное. По тексту одной из прочитанных мною книг люди городской цивилизации защищали себя. Для этого у них были большие щиты, позволяющие сформировать живую крепость. А вот варвары имели маленькие щиты, так как им надо было не защищаться, а нападать, прорвать строй, а потом и пограбить. Большие щиты им будут мешать. Понятные объяснения были и при описании вооружения, и при описании одежды. Причем, все это в книге было описано не только подробно, а и логично. Я ощущал трагизм людей, оказавшихся в ситуации, когда они должны с оружием в руках защищать свой дом, свои поля, свои сады, свой многолетний труд. Ситуация по тексту книги никак не соотносится с юмором, а тем более с хохмой. А на рисунке полуголые люди в сражении как бы кривляются и корчат рожи. Картинки у Гриши с Юлей сразу вызывали смех, который как бы перечеркнул всю текстуальную часть книги. Я же начал раздражаться, так как вся моя работа пропала. Детали, которые необходимы для понимания логики автора текста, не были изображены художником, а если и были нарисованы, то различия в снаряжении воинов не соответствовало тексту. У меня создалось впечатление, что художник не взял себе за труд ознакомиться с текстом. Он, скорее всего, просто воспользовался имеющимися у него запасами, когда делал рисунки по другому поводу. Я потом нашел другую книгу, с помощью которой смог объяснить детям логику военного снаряжения в зависимости от задач воинов, от эпохи, от традиций, культуры и производственного уровня нации.

Вот взял в руки еще одну книгу. Она задумана, похоже, как часть патриотического воспитания подрастающего поколения. Книга о Руси. Оружие и доспехи показаны очень точно и подробно. Художник знает свой предмет. Воины разных национальностей имеют разное вооружение и разные доспехи. Они все серьезно относятся к ратному делу. А текст? Он ничего не пояснил для этих иллюстраций. Почему русские имеют иное оснащение, чем рыцари или татары? Внуки по другим книгам уже знают, что доспехи с оружием должны определяться задачами воина. А при просмотре книги создается ощущение, что все только и занимались тем, что убивали друг друга, не задумываясь об остальном. Война ради войны, без всяких мотиваций кроме завоеваний чужих территорий. Есть просто русские, а остальные являются их врагами. Ничего познавательного автор текста не сообщил, хотя и перечислил какие-то исторические факты. Создается впечатление, что автор, скорее всего, считает войну для русских основным делом, поэтому созидательный труд у него не просто ушел на третий план, а фактически отсутствует. Мой любимый Гриша сравнивает греков и русских. Для него понятно, что варвары не умели производить, но хотели попользоваться тем, что имели греки и римляне. Он мне сразу задает вопрос: "А где здесь варвары?". Такие книги мало, чем отличаются от мультфильмов с джидаями, о которых я рассказал на другой странице сайта.

Книги внукам я подбираю так, чтобы формировалось логическое мышление, а не разрушались основы понимания причинно-следственных связей.

Вот почему есть книги, которые я сразу убираю подальше от детей. Я, возможно, смогу их использовать в будущем при обучении внуков сравнительному анализу текстов. Наступит такой период, когда внуки подрастут. Короче, для каких-то книг отвел специальное место для хранения, подальше от внуков.

Гришу с Юлей знакомят с разными жанрами. У них появились любимые книги, сюжеты, герои. Гриша любит больше смотреть картинки в книгах с военной тематикой, с пиратами, с монстрами, а Юля предпочитает книжки про принцесс, золушек, белоснежек и тому подобное. Читать они еще не умеют, поэтому с помощью иллюстративного материала закрепляют тот материал, который получили от родителей в процессе чтения. Я назвал текст книги материалом, так как он и есть материал для включения его в познавательный процесс. Для меня текст и иллюстрации в книге - это часть познавательного процесса. Иллюстрацию я изменить не могу, так как ее видят дети. А вот текст внуки прочесть не могут, поэтому могу с ним обращаться вольно. Могу позволить себе изменить текст автора. Текст книги для меня обычно всего лишь материал для организации познавательного процесса.

Книга пишется для всех, кто умеет читать или способен слушать читающего. Автор и читатель далеко не всегда находятся в одной эпохе. У каждого читателя свой жизненный опыт, свой опыт работы с книгой и свой словарный запас. Поэтому один и тот же текст воспринимается разными людьми по-разному. Это заставляет меня заниматься коррекцией текста книг. Я считаю, что я должен приблизить текст к восприятию моими внуками так, чтобы они могли увидеть определенную логику повествования. При этом, я могу для Гриши сделать иную коррекцию, чем для Юли.

Опять обращаю внимание на мою позицию по поводу книг для общего образования и для индивидуального воспитания. Рекомендуемая литература для школьников должна быть понятна почти всем ученикам. Для кого-то рассказ, прочитанный в качестве домашнего задания, покажется сложным, а для кого-то слишком простым. Для кого-то скучным, а кто-то будет увлечен в процессе чтения. Моя коррекция во время чтения книги заключается в том, что я могу слова и фразы заменять другими, более понятными для внуков.

Язык меняется. К тому же, у меня нет желания объяснять значения всех слов, которые взяты из быта прошедших эпох. Это отвлекает от основной цели прочтения произведения. Да и сам подчас не знаю чего-то, что безвозвратно ушло из современной жизни. Не хочу пояснять славянизмы, которыми пестрит ряд наших книг. Славянизмы - это еще мягко сказано. Все это вынуждает меня что-то пропускать или заменять. При этом стараюсь не исказить дальнейшее восприятие текста. Я убираю иногда длинноты и другие обороты книжного языка, которые не соответствуют нашему времени. С изменением темпа жизни и объема информации изменился язык, построение фраз. И еще добавлю. Постиндустриальная эпоха содержит иные реалии, чем индустриальная, а тем более доиндустриальная. А эти реалии еще не в полной мере отражены в литературе для детей. Ощущение, что писатели не успевают за ритмом эпохи. Я иногда вынужден использовать литературу для взрослых, которую, естественно, адаптирую под восприятие внуками. Теперь понятна моя позиция, почему я не читаю внукам все подряд? Это я оправдался перед авторами и перед знакомыми, подарившими нам книги.

Папа читает книги детям на ночь. Определенный режим дисциплинирует малышей, в том числе не создает проблем с отходом ко сну. Ночное чтение не требует дальнейших разговоров на прочитанную тему. Это ограничивает тематику книг. Здесь читаются в основном художественные произведения. К тому же, такие книги, которые не перевозбудят малышей. Книга должна быть такой, которая не требует особых объяснений, так как разговоры на ночь необходимо снизить до минимума. А вот объем книги здесь может быть значительным. На следующий день перед чтением следующей главы можно вспомнить содержание предыдущих глав. И, самое главное, перед сном дети не занимаются сочинительством. Вот почему я, как дедушка, занимающийся с внуками днем, взял на себя иную роль.

Я уже говорил, что плохо разбираюсь в жанрах. Поэтому и для детей всю литературу разделил на две категории: сказки и не сказки. Одни из самых любимых книг детей, не являющимися сказками, стали книги о других детях. Видимо, это им ближе.

К сказкам отношение простое. Внуки с ними обращаются очень вольно, могут переделывать, компилировать, сочинять собственные. Реальную жизнь я их не прошу сочинять. А вот попросить кратко пересказать - это для меня позволительно. Пересказать длинные произведения они не в силах. Еще не тот возраст. Другое дело небольшие истории. Даже не рассказы, а рассказики. Маленькие истории о детской жизни побуждают их к собственному сочинительству.

Еще ближе и интереснее им рассказы о них самих и о маме с папой, когда те были еще детьми. Я сочиняю для них небольшие истории. Они основаны на реальных фактах, но содержат и элементы вымысла. Поэтому я их называю байками.

Григорий любит байки. Иногда он просит: "Давай, дед, сегодня расскажи какую-нибудь байку". Байка - не сказка. Ее сочинить не просто. Поэтому я не всегда на это соглашаюсь. Вот пример одной из баек, которая Грише очень понравилась.

Это было давно. Это было тогда, когда твой папа еще был подростком. Он жил в Москве, а я в это время жил в другом городе. Так уж сложилась судьба. И я, и бабушка работали. А у Антона, моего сына и твоего папы, были каникулы. И мы с бабушкой решили, что Антон может приехать ко мне в другой город. Взяли билет на поезд, и Антон поехал. А я его пошел встречать на вокзал. Состав поезда был очень длинный, было больше двадцати вагонов. Я стоял на платформе в ожидании поезда. И вот состав стал подъезжать к платформе. Я сразу увидел на одном из первых вагонов цифру 2, поэтому побежал по платформе за поездом, чтобы не отстать от вагона с Антоном. Поезд остановился, а я одним из первых вбежал в вагон. Но там моего сына не оказалось. Я прошел весь вагон. Уже почти все из него вышли. Ни в вагоне, ни около вагона сына не было. Я стал беспокоиться. Еще раз посмотрел на номер вагона. Ошибки не было. На нем стояла цифра 2. Тогда я подошел к проводнику вагона, чтобы спросить о том, ехал ли мальчик в вагоне. Проводник сказал, что много народу было, что всех он просто не помнит. В разговоре вдруг выяснилось, что этот вагон имеет не номер 2, а номер 22. Просто не было у них таблички с номером 22. Я понял, что я побывал не в том вагоне. Я быстро побежал к вагону с номером 2. Это противоположный конец платформы. Люди уже все разошлись, платформа была почти пустой. Я бежал быстро и прибежал к вагону с номером 2, но там уже никого не было. Я не знал, где мог быть Антон. Он в этом большом городе был первый раз, он мог не найти места, где я живу. А на платформе его не было. Я стал бегать по всему вокзалу. Я забежал в зал ожидания для пассажиров. В таких залах народу в то время всегда было много. Я внимательно всех рассмотрел, но Антона там не было. Я побежал в кассовый зал, но и там сына не было. Я обежал все залы. Каждый осмотренный зал вызывал у меня все большее чувство беспокойства. Я очень сильно переживал. Я все хуже представлял себе то место, где смогу найти своего сына. Я уже понимал, что в здании вокзала не найду сына. Я вышел на привокзальную площадь. Народу была тьма тьмущая. На посадку в такси стояла очередь. Но Антона там не было. Народ стоял на остановках трамвая и автобуса. Но и там Антона не было. Я уже был в отчаянии, как вдруг увидел сына у самого конца здания вокзала. Он стоял и рассматривал небо. Моему счастью не было предела. Я подбежал и спросил: "А почему ты здесь, а не на вокзале?". А он ответил просто: "Мама мне сказала, что как приедешь, то встань в одном месте. И не сходи с него. Папа тебя сам найдет. Главное, жди его и стой на месте".

Байки бывают не только из моей прошлой жизни. По возможности сочиняются байки по событиям, в которых дети сами участвовали. Такие байки позволяют обыденную жизнь сделать более яркой. Дети учатся иначе интерпретировать те события, где они были очевидцами, а то и сами в них участвовали.

Сочинительство сказок зачастую идет спонтанно. Это же совместное творчество. А вот байки я всегда продумываю без участия внуков. Более того, я по возможности их иллюстрирую. Конечно, я не рисую на бумаге папу с мамой для того, чтобы проиллюстрировать байку. Я для этого использую фотографии. К тому же, я могу сделать к фото краткие комментарии и поместить их в компьютер. Тем самым создается семейный архив в электронном виде. Это же принимает вид воспоминаний о нашей жизни! Так формируется семейный архив, пока состоящий в основном из баек, но со временем это может получить дальнейшее развитие. Лелею надежду, что внуки продолжат мой опыт, когда подрастут.

Итак, байки - это одна из частей воспитательного процесса. Ниже приведены примеры подобных баек. Они из детской жизни. Содержали в себе фотографии, на которых был дан очень краткий текст.

Каждая картинка - отдельный лист формата А3.
Нажмите мышью на картинку, чтобы ее увеличить

Байка была распечатана и листы были вставлены в файловую папку. Основой для байки послужили реальные события.

На самом деле имя для новорожденной не сразу удалось выбрать. Грише еще не было двух лет. Он еще говорил плохо. Ему все время говорили, что родится ляля, что подразумевало девочку. Он ждал рождения сестренки. И, когда ее привезли из родильного дома, то любил подходить к ее кроватке и говорить что-то похожее между Ляля и Юля.

Со временем байка стала частью реальности для детей. Позже, когда Юле было 3 года, а Грише исполнилось пять лет, они любили эту байку рассказывать всем знакомым и незнакомым.

Я продолжил создавать семейные байки. Вот пример еще одной из них.

Каждая картинка - отдельный лист формата А3.
Нажмите мышью на картинку, чтобы ее увеличить

Байки воспитывают во внуках доброе и заботливое отношение друг к другу. Наличие баек побудит внуков к самостоятельному сочинительству уже не на темы сказок, а для описания реальных событий. Время это уже не за горами. А сейчас: активизировать и разнообразить творческие процессы - это лишь одно из предназначений баек.

Внуки любят в той или иной форме пересказывать байки. Это вызывает у них дополнительные эмоции и способствует развитию фантазии на реальные темы.

Известно, что дети любят фантазировать. Фантазия внуков направляется на сочинительство сказок. Но байки позволили развить у них желание фантазировать на реальные темы. Детское творчество не всегда принимает форму рассказа. Фантазия может рождаться в диалоге.

Как-то я играл с Гришей на улице. Ему еще не было шести лет, но он уже посещал подготовительный класс в школе (прогимназия). Я стараюсь быть в курсе его событий там. После возвращения с занятий расспрашиваю о том, что было в классе.

Привожу диалог, который реально состоялся:
Дед: "Гриша, что в школе у вас было интересного?".
Гриша: "Да там все то же самое".
Дед: "Но все-таки, что-то новенькое есть?".
Гриша: "И нового ничего нет". Вдруг радостно. "А вспомнил! Мне пятерку поставили".
Я, зная, что оценки не ставят, спрашиваю: "А что значит пятерка?".
Гриша: "А это высшая оценка за то, что сделал".
Дед: "А разве вам оценки ставят?".
Гриша: "Ну, просто преподаватель так сказал - это ты сделал на пятерку".
Дед: "А по какому предмету?".
Гриша: "По карате."
Дед: "А как вы занимаетесь карате?".
Гриша: "Ну, преподаватель что-то показывает, а мы потом боремся".
Дед: "А с кем ты борешься?".
Гриша: "С Гришей".
Я знаю, что в классе действительно есть еще один Гриша: "Как же ты с Гришей борешься?".
Гриша: "Преподаватель нам объяснил, чтобы мы друг друга не изувечили. Я могу высоко ногу поднимать, даже до головы достать". Показывает. "Но я так не делаю. Удар ногой очень сильный. А преподаватель следит, чтобы мы правильно боролись".
Дед: "А девочки что в это время делают?".
Гриша: "А у них в это время бальные танцы" .

Вечером дед, то есть я, с удовольствием говорит отцу, как хорошо, что у Гриши есть карате, а у девочек танцы. Отец спокойно отвечает, что в школе этого ничего нет, что все это Гришины фантазии.

Этот пример иллюстрирует, что Гриша уже был способен сочинить байку. Он хотел заниматься карате, по-видимому, мечтал об этом, поэтому байка сложилась так естественно. Сочинительство в ходе диалога является нормальным у большинства детей, за которыми я наблюдаю. Хотя предполагаю, что участие в сочинениях сказок, влияет на более раннее творчество в этом направлении.

Я не тороплю их с сочинительством. Настанет для них такое время, когда они будут делать это с удовольствием. Удовольствие будет, если у них будет получаться. Будет получаться, если я буду следить за тем, чтобы не произошло форсирование каких-то этапов. Этап за этапом, а не спешка с желанием похвастаться успехами воспитания, - вот нормальное кредо заботливого дедушки. Сначала рассказики с фантазиями о реальной жизни в диалоге с дедушкой, бабушкой, мамой и папой. Потом короткие байки на базе личных наблюдений из собственной жизни или из своего окружения. А потом способность составлять из небольших баек более сложные произведения. Я верю в то, что это время уже не за горами.
Ведь Гриша и Юля уже сочиняют сложные для своего возраста истории и даже снабжают их своими рисунками.

И это хорошо.

Далее
1
Предисловие

2
Познание мира
через моделирование

3
Наше сознание
и моделирование

4
Моделирование
и ожидаемые результаты

5
Основа -
согласование подходов

6
Активные
и пассивные решения

7
Структура -
основа моделирования

8
Открытость информации

9
Цели

10
Ниша деятельности

11
Инновации

12
Стандарты

13
Инвестиции

14
Участники процесса

15
Формирование команды

16
Дополнительная литература

17
Проблемы, обсуждаемые в СМИ

18
Анекдоты
по теме

На главную страницу сайта

Если Вас интересуют только отдельные темы сайта, то они перечислены на странице ТЕМЫ САЙТА

© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"