Юрий Никольский
РЕШЕНИЯ: ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА
БАБУШКАМ И ДЕДУШКАМ
ДЛЯ ВНУКОВ

О Павле Петрове

Урок
рисования

Урок
русского языка

Уроки
математики

Государственная
премия

Получение квартиры

Специалисты
делают свое дело

Офицерское
собрание

Физическая
подготовка

Политзанятия

Контроль
плановых занятий

Смена
замполита

Научная
работа

Технология
подготовки к защите
кандидатской

На защите
рубежей строя

Жилье
для офицера

Пенсионное
обеспечение

Мемуары

Рассказики Петрова
Письмо другу
и
От утра до утра

Руководитель
консалтинга

Консультант
комментирует

Застольные
концепции

1.
Быть бабушкой
или дедушкой
необходимо

2.
Бабушки и дедушки
умеют любить

3.
От этапа к этапу
вместе с внуками

4.
Сочиняем сказки
вместе с внуками

5.
Сказочка
о Юлечке и Гришечке

6.
Нравоучительные
сюжеты

7.
Байки

8.
Рисуем
вместе с внуками

9.
Дедушка,
ты шутник

10.
Не мешайте внукам

...

Сайт Гриши
ПРОГУЛКИ ПО МОСКВЕ

9. Дедушка, ты шутник

Вы, наверное, заметили, что сюжеты в сказках и в картинках все время повторяются. В этом я не виноват. Так хотят внуки, а я им потакаю. Потакаю не случайно. Им нужно усвоить определенные принципы, а эти принципы усваиваются при повторах. Но каждый раз я ввожу что-то новенькое. Это новенькое и является для меня основой развития нестандартного мышления.

Я глубоко убежден, что стандартному мышлению их обучат в школе. Там все будут решать одинаковые задачи, заучивать правила, усваивать те основы, которые необходимы для восприятия последующих знаний. Без стандартов не бывает понимания людьми друг друга. Классическим стандартом является родной язык, как устный, так и письменный. К тому же на экзаменах обычно ставят оценки за знание стандартов, а не за способность к инновационной деятельности. А ведь им надо получать приличные оценки, чтобы переходить из класса в класс с дальнейшим поступлением в высшее учебное заведение. Короче, я не отвергаю стандарт, а лишь пытаюсь на его базе подготовить внуков к творческой работе, к ориентации на инновационную деятельность, к способности адаптироваться в будущем к постиндустриальным отношениям.

Изменения в сказках и рисунках происходят постепенно. Главное, что я для себя усвоил, - не надо спешить.

Сначала я при конструировании сюжетов пытался просто соединить разные знакомые уже мне и внукам действия героев. Это очень просто. В одной сказке сначала помогли зайчику, а он уже помог главному герою. В другой сказке сначала помогли ежику, а он уже помог главному герою. А в третью сказку введены и зайчик, и ежик. Поэтапная последовательность позволяет детям начать самим применять те или иные формы, которые являются уже усвоенными, а со временем и привычными. Они с удовольствием справляются с оказанием помощи любому животному, которое им встретится по дороге, а потом уже сообразят, в какой момент надо ожидать помощь от него.

Со временем подход для компиляции усложняется. Так, Юлечка хорошо помнит сказку о Маше и Медведе. Она знает, что для того, чтобы вернуться к бабушке и дедушке, необходимо напечь пирогов, сложить их в корзину, а потом попросить медведя отнести подарки бабушке с дедушкой. Теперь в сказке уже действует не Маша, а сама Юлечка. Она с удовольствием рассказывает о том, как она вернется домой. Но тут ей поступает совершенно неожиданная для нее вводная: "Так уже поступала Маша. Медведь это хорошо запомнил, поэтому он сначала осмотрит корзину, а потом лишь согласится отнести пирожки-подарки". Внучка встала в тупик. Ей пришлось напомнить другую сказку, когда в мешке была дырка. Из этой дырки высыпалась крупа, которая и помогла потом найти дорогу. В таком случае не обязательно было Юлечке прятаться в корзине у медведя. Как только девочка поняла идею, заимствованную из другой сказки, она сразу стала активно участвовать в сочинении новой сказки. При этом с удовольствием смаковала появление новых деталей, которых не было ни в одной из заимствованных сказок. Ей очень понравилось, как медведь проверяет корзину, чтобы убедиться в том, что там нет Юлечки. Она представляла, как медведь все же сел на пенек и съел пирожок. Ничего страшного, Юлечка потом еще напечет. Главное, чтобы он дошел до их дома. В конечном итоге, старые две сказки не просто помогли создать за счет компиляции новый сюжет сказки, а сформировать условия для новых событий и дополнительных объяснений по ним. В новой обстановке появляются новые детали. Ребенок с удовольствием занимается творчеством.

Разрушение стереотипов чаще всего происходит за счет вводных, изменяющих привычный подход.

Вот, другой пример по разрушению сложившегося стереотипа. Жили-были дед и баба. Жили - не тужили. Собирали в лесу грибы и ягоды, умели готовить из них вкусную еду. Продавали эту еду. И на это жили. А далее они поссорились. Дед, в этом сюжете, - это скупердяистый Кощей Бессмертный. А бабу звали Ягой. После ссоры Кощей построил свой замок. А баба Яга осталась жить в лесу. Отход от стереотипа в самом начале повествования побуждает детей к творческому поиску при дальнейшем сочинительстве. Это может быть даже своего рода игрой по нахождению неожиданных построений.

Рисунки и сказки для меня являются связующими звеньями всей жизни внуков. Они и иллюстрируют жизнь, и являются тренингом для жизненных ситуаций. Вот почему рисунками я стараюсь иллюстрировать сочиненные сказки или события из реальной жизни. Слово бывает неожиданным. С рисунком сложнее, здесь трудно найти неожиданный поворот. Я не изображаю бантик для завершения верха дома, как это может сделать Юля. Это ее индивидуальный подход при отходе от натурализации при рисовании. Моей выдумки обычно хватает на то, чтобы изобразить какой-то предмет, о котором в сочиненной сказке не было сказано ни слова. Ведь мы потом обсуждаем мой рисунок, поэтому такой подход расширяет и одновременно закрепляет наше устное совместное творчество. Здесь я для себя сформулировал интересное явление. Мне легче отойти от стереотипа при устном общении, а дети чаще отходят от стереотипов в процессе рисования.

Мой опыт показал, что внуки легче отходят от сложившихся стереотипов в рисунках, чем в сказках. Видимо, зрительный образ облегчает возможности по поиску новых сюжетных решений. К тому же, рисунок статичен, а сказка динамична. Но что любопытно: фантазия на рисунке может быть перенесена в дальнейшем в сказку.

Разрушение стереотипов я старался строить на неожиданности. Ведь часто произнесенная фраза предполагает ее однозначное понимание. В то же самое время ее можно развернуть совершенно в иную сторону. Я пытаюсь, когда могу, дать иное содержание. Это принимает форму шутки. Вообще, шутка хороша тем, что строится на чем-то неожиданном. Понятный внукам юмор разрушает сложившиеся стереотипы.

Гриша посещает прогимназию, где его готовят к школе. Он читает в прогимназии по одному букварю, а дома по другому. Как-то пришел с занятий и сразу заявил: "Дед, я сегодня в школе уже 2 раза читал". Под этим заявлением он подразумевает, что читал уже много, поэтому дома по другому букварю можно не читать. Дедушка уточняет: "Что ты под этим подразумеваешь? Значит, ты уже хорошо читаешь? Будем вместо букваря читать уже серьезную книгу?". Этого Гриша не хотел. Он знает, что букварь читать проще, чем книгу. Шутку не понял, поэтому начал давать серьезные объяснения брошенной им фразы. Начал нервничать. Дед успокаивает, что, мол, пошутил. Гриша засмеялся: "А ведь прикольно!".

А вот другой розыгрыш. Я задаю Грише простой вопрос: "Что лучше? Когда есть два брата или брат и сестра?". Гриша не задумываясь, отвечает: "Конечно, два брата!". И тут следует еще один вопрос: "Значит, Юле больше повезло, чем тебе?". Этот вопрос совершенно неожиданнен. Гриша задумывается. Подвох он понял, но не смог найти ответ для возражения.

Как-то, выходя из леса, мы вышли на поселок. На краю поселка стоит дом с высоким забором. На углах забора что-то вроде башенок. Гриша заметил этот необычный дом. Задает вопрос: "Дед, что это за дом?". Я отвечаю, что это дом Кощея Бессмертного. Гриша запомнил. Причем, запомнил на долго. Через год выходим там же уже с Юлей. Гриша делится с сестрой: "Юля, смотри, это дом Кощея Бессмертного". И они ускоряют шаг, чтобы быстрее пройти опасное место. А потом еще через год опять выходим к тому же дому. Гриша говорит: "Дед, а ведь ты тогда пошутил, а я поверил".

Внуки с каждым разом все лучше разделяют шутку и познавательную информацию. Сами могут уже употреблять шутки, понимание которых требует определенных знаний.

Юля любит поболтать. И не только. Она любит и поплакать при душевном расстройстве. Как-то прибегает ко мне вся в слезах. Пытаюсь узнать причины. Через всхлипывания она объясняет: "А Гриша хочет мне рот пластырем заклеить". Обращаюсь к Грише. Он объясняет просто: "Так я ведь всего лишь пошутил. У меня даже пластыря нет". Казалось бы тема исчерпана. Но через несколько часов Гриша меня спрашивает: "А ты, дед, что сказал бы бабушке, если бы она целый день болтала? Я не могу ни на чем сосредоточиться". Мы говорим на эту тему, а он резюмирует: "Шутка должна быть понята. Но я же, дед, как и ты все время шучу с Юлей. Я не знал, что она из-за этого реветь станет". Конечно, Гриша старше, поэтому не все шутки, которые понятны ему, понятны также Юле.

Я шучу всегда, когда это у меня получается. Внуки любят повторять: "Дед - ты шутник". Конечно, слишком частая шутка приведет к полному разрушению стандартов. Поэтому эта роль у нас в семье отведена в основном мне. И я не стараюсь злоупотреблять этим. А все же именно я прослыл семейным шутником.

Возможно, мои шутки не всегда корректны. Приведу соответствующий пример. Как-то за обедом мне вдруг в голову пришла пародия на стихотворение А. Барто:
Зайку стукнула хозяйка.
Без зубов остался зайка.
Весь бедняжечка иссох.
Грызть морковку он не мог.

Даже сам плохо себе представляю, как это из меня выскочило.

Григорий сразу заявляет: "Прикольно, дед". А после комплимента деду сразу добавляет: "А ведь, Юлька, это про тебя. Это ты хозяйка". Юля в ответ: "И ты стукал зайку". Григорий на это: "Так у меня же лишь глаза вот такие стали". И он показывает жестом, что зрачки зайки остановились у переносицы. Такой заяц с глазами у переносицы был у них реально. Григорий доволен своей находчивостью. А вот Юля обиделась.

Привычка к шутке разрушает стереотипы, создает условия для компромиссов, помогает налаживать контакты. Шутка часто строится на парадоксе. Парадоксальность высказываний позволяет изменять логику мышления, отходить от сложившегося стандартного образа мышления, а это необходимо для развития творчества. Я бы даже сказал, что дело не парадоксе, а в неожиданности. Точнее, дан еще один вариант, которого не было в голове у внуков. Они начинают охватывать больший объем информации, а это необходимо при создании вариантов в ходе выработки решений. Решения будут приниматься потом, а сейчас закладываются основы для этого.

Вот еще один пример, позволяющий разрушать стереотипы. Юля и Гриша играют в принцессу и короля. Естественно, Юля старается походить на настоящую принцессу. И вот я задаю вопрос: "А кто будет потом королевой?". Ответ прост: "Принцесса". Уточняю, а есть ли принц в королевстве? Гриша сразу дает утвердительный ответ. Поясняю, что он женится и его жена станет королевой, а не принцесса. Гриша задумался. Юля озадачена. Тут я делаю жесткое утверждение, что королевой станет Золушка. Внуки ошарашены столь простой мыслью. Эффект неожиданности! Я доволен собой. Вы скажете, что у них была ошибочка. А легко ли найти подход для правильного понимания любой другой проблемы? Не так все просто. Я потом проверил на кое-ком из взрослых. У них были те же заблуждения. А сколько люди сделали ошибок в своей жизни, когда не так прогнозировали развитие ситуации! И все из-за того, что в детстве не получили достаточной гибкости мышления.

Не все мои приколы внукам нравятся. Как-то нарисовал два профиля человека, которые образовали вазу. Грише это не понравилось. С тех пор он, когда просил что-либо для него нарисовать, всегда говорил ту фразу, о которой я уже писал: "Дед, нарисуй мне, что хочешь. Только не прикол и не шутку".

И все же я шучу в рисунках. Но уже с пониманием того, что внуками будет воспринято, а что нет.

Юля от месяца к месяцу все лучше понимает юмор. Она уже умеет пользоваться этим понятием, если попала впросак. К примеру, она отказывается надевать шапку, хотя на улице прохладно. Гриша же решил шапку надеть. Тогда она берет шапку и говорит: "Это я пошутила, что пойду без шапки".

Гриша же уже любит пересказать анекдот. Самостоятельно пытается сочинить смешную историю. Он уже с соответствующих позиций оценивает других. Детям свойственно в определенном возрасте любят произносить со смехом слова какашка, пиписка. Но, освоив более сложный юмор, они уже не будут хихикать, когда услышат эти слова. К Грише зашел в гости мальчик. Когда он ушел, Гриша сказал, что этот мальчик, конечно, еще маленький. Я поинтересовался: "Почему?". И получил исчерпывающий ответ: "Ему кажутся смешными глупые слова. Ну, какашка, пиписка". К этому остается только добавить, что они были одногодками, мальчик был даже на несколько дней старше Гриши.

Стили поведения, которые разрушают стереотипность мышления, ничуть не препятствуют усвоению новой информации. Более того, способствуют видеть больше вариантов, что помогает лучшему освоению любого предмета, в целом - расширяют кругозор.

Я пытался тестировать детей на их восприимчивость к самостоятельному мышлению. Ведь расширение вариантов через юмор, парадоксы, неожиданность суждений должны были воспитать в них самостоятельность мышления. С этой целью я задавал вопрос, в котором заложены уже ответы. Например: "Что будешь на обед? Кашу или картошку?". И получал дополнительный вопрос: "А еще что-нибудь есть?". Или, на вопрос, не хочет ли он поиграть в ту или иную игру, следовало названия игры, в которую он хочет поиграть. Здесь в вопросе навязывается вариант ответа, но самостоятельность мышления побуждает рассматривать другие варианты.

И это хорошо.

Далее
1
Предисловие

2
Познание мира
через моделирование

3
Наше сознание
и моделирование

4
Моделирование
и ожидаемые результаты

5
Основа -
согласование подходов

6
Активные
и пассивные решения

7
Структура -
основа моделирования

8
Открытость информации

9
Цели

10
Ниша деятельности

11
Инновации

12
Стандарты

13
Инвестиции

14
Участники процесса

15
Формирование команды

16
Дополнительная литература

17
Проблемы, обсуждаемые в СМИ

18
Анекдоты
по теме

На главную страницу сайта

Если Вас интересуют только отдельные темы сайта, то они перечислены на странице ТЕМЫ САЙТА

© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"