РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА
Открытость информации
1
Предисловие
2
Познание мира
через моделирование
3
Наше сознание
и моделирование
4
Моделирование
и ожидаемые результаты
5
Основа -
согласование подходов
6
Активные
и пассивные решения
7
Структура -
основа моделирования
8
Открытость информации
9
Цели
10
Ниша деятельности
11
Инновации
12
Стандарты
13
Инвестиции
14
Участники процесса
15
Формирование команды
16
Дополнительная литература
17
Проблемы, обсуждаемые в СМИ
18
Анекдоты
по теме

Финансовые коэффициенты

Предварительный формуляр
для муниципального образования

Формуляр-отчет 1

Формуляр-отчет 2

Памятка консультанту

Анализ на последствия принимаемых решений происходит на основе имеющейся информации. Наличие информации влияет на выбор модели, которая ложится в основу подготовки решения. Искаженная информация приводит к искажению данных в ходе моделирования. Очевидно, что каждый специалист, занимающийся анализом и прогнозированием, в первую очередь определяет полноту информации и ее достоверность.
Само по себе выше приведенное высказывание вряд ли вызовет у кого-то возражения. Я сформулировал данный постулат для того, чтобы напомнить еще раз важность информационной открытости. Кроме составления модели на базе имеющейся информации, люди делают определенные выводы для своей деятельности в зависимости от полноты информации. Их выводы обычно приводят к следующим результатам, которые затрагивают интересы носителей информации:

Результат 1
Намеренное сокрытие информации приводит к снижению уровня положительного имиджа.
Это связано с тем, что отсутствие информации из-за ее сокрытия часто трактуется, как наличие негатива в соответствующей структуре. Оговорюсь, что это относится к тому типу информации, которая раскрывается другими, успешными структурами, то есть не приводит к отрицательным последствиям при нормальном развитии бизнеса.

Результат 2
Намеренное сокрытие информации приводит к разрушению коммуникационных связей, а, следовательно, к снижению устойчивости структуры.
Искажение или сокрытие информации вызывает подозрительность у ближайших партнеров. Они начинают предполагать, что их партнер либо перестал быть надежным из-за испытываемых трудностей, либо, что партнер затевает что-то негативное, либо иное в зависимости от сложившейся ситуации и уровня взаимоотношений.

Результат 3
Отсутствие гласности при проведении новых работ снижает количество рассматриваемых вариантов при принятии решений теми, кто скрывает информацию, то есть снижает эффективность их собственных решений.
Подготовка и рассмотрение вариантов для принятия решений является основой любого профессионального процесса при подготовке решений. Чем больше привлечено людей для составления вариантов, чем больше вариантов рассматривается, тем будет выше эффективность принимаемых решений. С этой целью, к примеру, объявляется тендер на осуществление консалтинговых работ. Добавлю к этому, что в моей практике нам приходилось объединять усилия по завершению тендера (несколько независимых претендентов в дальнейшем совместно выполняли работы заказчика). В ходе тендера нам рекомендовали организовать пул на выполняемые работы. Пул из нескольких участников тендера позволил сформировать больше вариантов для их рассмотрения в ходе подготовки решений. Более того, в ходе предварительной защиты Итогового документа по этой работе были приглашены независимые эксперты, которые высказали ряд существенных критических замечаний. Результат: в ходе реализации существенные коррективы плана перспективного развития отсутствовали. И все это благодаря тому, что тендер был полностью открытым с максимальным уровнем гласности.

Результат 4
Информационная открытость позволяет выбрать более устойчивую клиентуру и согласовать действия с более профессиональными партнерами, заключить наиболее выгодные долговременные соглашения.
Очевидно, что чем больше клиентов, тем выше спрос, тем больше возможностей для выгодного торга. Я же хочу обратить внимание на дополнительные возможности. Гласность позволяет увеличить круг лиц, которые нацелены на объявленную стратегию. Так как не все возможные клиенты и партнеры будут включены в реализацию стратегии, то можно вести более удачный торг и отбирать из множества клиентов и партнеров тех, кто способен наиболее эффективно вписаться в стратегию. Для примера можно рассмотреть стратегию одного из регионов или одной из отраслей, которые отражены на отдельных страницах сайта (при просмотре страниц по ссылкам обратите внимание на последовательность инвестиций, эффективность которых повышается при открытости информации по реализуемой стратегии).

Список можно продолжать. Для нас же важна суть последствий от закрытия информации или от ее открытости. Закрытие обычно объясняется благими целями, к примеру, ограниченность информации оправдывается желанием сохранить тайну бизнеса. Раскрытие тайн по бизнесу, естественно, может привести к определенным потерям, но для их оценки необходимо учитывать потери, связанные с закрытием информации.

До принятия решения по ограничению доступа к информации необходимо сравнить два варианта решений на их последствия:

Не давать информацию
Быть информационно открытым
Потери, связанные
с закрытием информации
Потери, связанные
с открытостью информации

Часто под информацией понимается очень узкий круг информационной деятельности, связанной с точными данными по той или иной фирме. Необходимо понимать, что информация - это и финансовые показатели, и планы, и отношение к концептуальным вопросам, и другое, связанное с принятием решений. Ниже приводится пример, взятый из документа по подготовке плана разработки проекта, который имел рабочее название "Ярмарка", а на практике являлся усеченной моделью того, что приведено на странице Терминал.

Проект "ЯРМАРКА"

Основные цели проекта:
снизить издержки и риски торговых компаний,
организовать устойчивый уровень закупок,
сформировать систему гарантий
и на этой основе повысить инвестиционную привлекательность местных производителей
.

Улучшение экономической ситуации в регионе за счет постановки современного бизнеса позволяет оказаться в выигрыше всем структурам и людям, стремящимся работать в цивилизованной среде.
Необходимо пригласить к обсуждению объединения предпринимателей, представителей общественных организаций и руководителей властных структур.
План запуска проекта будет учитывать их интересы и пожелания, высказанные в ходе дискуссий.

1. Предприниматели, занимающиеся организацией Ярмарки. Организация и координация работ по деятельности и развитию различных форм бизнеса с целью формирования условий для роста оборота продаваемой продукции.
2. Предприниматели, закупающие продукцию в регионе. Они получают дополнительные возможности для роста своего бизнеса. Те из них, кто сможет включиться в процесс оптовых продаж, получат еще более значимую выгоду.
3. Наиболее активная часть горожан. Предприниматели с ростом своих доходов смогут потреблять дополнительные услуги, что является основой для организации новых видов деятельности в сфере малого бизнеса.
4. Производители промышленной продукции. Рост продаж на Ярмарке и организация оптовых продаж позволит им продавать большие объемы своей продукции. Будет формироваться инвестиционная привлекательность региона, что позволит привлекать инвестиции для развития производств.
5. Остальные жители. Рост продаж через Ярмарку и выход на оптовые закупки и продажи послужит в дальнейшем формированию эффективных рабочих мест с более высокой оплатой труда, к росту ассортимента товаров, к повышению качества обслуживания.
6. Сопредельные области. Месторасположение Ярмарки позволяет формировать материальные и финансовые потоки на стыке областей. Здесь учтено, что областные центры, где уже существуют свои развитые торговые области, не сформировали условия для обслуживания районов, отдаленных от областных центров
7. Федеральная власть. Формируются условия для развития местных производств. Ярмарка может рассматриваться как пилотный проект по развитию малого и среднего бизнеса "в глубинке", по развитию местной промышленности, по повышению эффективности работ сельхозпроизводителей, по развитию традиционных производственно-трудовых навыков и народных промыслов.

Приведенный пример показывает, что возможные участники обсуждения имеют различную квалификацию и самый разнообразный характер деятельности. Подготовка информации для них является не простой задачей. Участники, которые были приглашены к обсуждению проекта "Ярмарка", интересовались состоянием дел в регионе. Инициатором разработки проекта выступила администрация муниципального образования. Она приняла решение подготовить концепцию развития проекта. На базе данной концепции предполагалось начать переговоры с торговыми компаниями для привлечения их средств в окончательную разработку проекта "Ярмарка", а также создание благоприятной атмосферы среди населения в ходе реализации.
Администрация МО продемонстрировала свою открытость, поэтому предоставляла полную информацию о своем муниципальном образовании. Для анализа привлекались специалисты из консалтинговой компании. Независимость проведенной экспертизы позволила сделать выводы более объективными, а также сформировать необходимый уровень доверия и взаимопонимания. Производственные предприятия предоставили информацию о своем финансовом состоянии. Надо отметить, что ряд предприятий отказалось быть достаточно открытыми. На презентацию проекта были приглашены все (вне зависимости от их открытости), а в процессе утверждения проекта участвовали только те, кто согласился на открытый диалог.
Представители некоторых компаний отвечали уклончиво на вопросы, связанные с их стратегическими целями. Это затруднило процесс согласования позиций. А некоторые из них просто не были включены в проект. В результате к проекту были приглашены корпорации из других регионов. Очевидно, что выиграли те, чья информационная открытость послужила скорейшему согласованию позиций и созданию условий для запуска проекта "Ярмарка". На страницах сайта, прилагаемых к данному разделу, даются основные документы, которые часто ложатся для формирования информационных документов. Это всего лишь примеры, демонстрирующие открытость информации. Подробно об организации самого обсуждения на базе собранной информации будет говориться в разделе "Формирование команды"

Информационная открытость позволяет проводить аудит бизнеса (для коммерческих компаний). Высказанные профессионалами рекомендации часто дают толчок к повышению эффективности принимаемых решений, а подчас и к принятию решений даже по модернизацию управления в целом.

Материал, помещенный на страницах данного раздела сайта, может быть также полезен тем, кто занимается консультационной деятельностью. Для них, в частности, помещена "Памятка консультанту".

Формуляры формируются консалтинговыми компаниями для того, чтобы стандартизовать свои работы. Формуляры могут занимать десятки страниц вопросов. Но это не означает, что все формуляры для практической деятельности одинаковы. Консультанты выбирают из них только то, что необходимо для выполнения заказа. Приведены два формуляра-отчета, которые использовались сборщиками информации от консалтинговых компаний, чтобы демонстрировать их полное отличие в зависимости от решаемых задач.

Открытость информации позволяет проводить работы по следующей схеме

Кризис всегда стимулирует компании к открытости информации. Мировой кризис не является исключением.
Необходимо сформировать стратегию развития и показывать, что она достижима, а проводимая деятельность руководством компании успешна.
Руководители, которые не способны наладить работы по стратегическому планированию, обычно говорят о подаваемых сигналах. Обществу должны подаваться не сигналы, а демонстрироваться последовательность при реализации стратегии и реалистичность достижения стратегических целей. Тогда развиваются коммуникационные связи. Развитие коммуникационных связей позволяет формировать устойчивых партнеров, чьи стратегии вписываются в стратегию данной компании.
Это положение, которое обеспечивается только честностью и открытостью информации. Информационная доброжелательность позволяет выходить из кризиса с опережением. То есть опережать в развитии тех, кто не смог сформулировать профессиональную стратегию и действовать открыто при ее реализации.

Отмечу, что в ходе кризиса не редко меняют менеджеров. При профессиональном управлении смена менеджеров происходит на основе предоставления ими концепций развития.
В добавление к этой теме хочу сказать, что я имел опыт работы по предотвращению кризисных явлений в нашей экономике в 90-годы. Тогда накачка деньгами приводила к плачевным результатам. Реальные результаты стали ощущаться лишь после того, как начали сравнивать концептуальные подходы по развитию отдельных предприятий с открытым обсуждением по результатам реализации.

На следующих страницах данного раздела 8 приводятся примеры технологий по сбору информации консультантами консалтинговых компаний. Я остановился на них подробно, так как данные вопросы почти не освещаются в литературе по управленческим технологиям.

На различных страницах сайта даются примеры, которые предполагают, что взаимодействие возможно только при доверии и информационной открытости партнеров. Обратите внимание на страницу, где рассматривается маркетинговый вариант при работе в кластере рынка труб. Приведенный в примере бизнес не будет успешным, если компания стремится к закрытости своей деятельности. Обратите внимание, что данный вид бизнеса предполагает работу на территориях, где уже сформированы постиндустриальные технологии бизнеса. Иными словами, открытость информации - это тенденции развития бизнеса.

Для ознакомления с принципом Парето обратитесь к "NVS Business Solutions"

******************

Страницы разделов сайта Дополнительная литература и Проблемы, обсуждаемые в СМИ, дают дополнительные доводы в пользу открытости информации.
А написание мемуаров Павлом Петровым указывает на то, что может произойти, если наложить запрет на публикацию информации.

Продолжение

Рудченко И.С.
Экономика в условиях роста
виртуального бизнеса

Рынок в постиндустриальном мире имеет существенные отличия от того, что было 15-20 лет тому назад
В книге
"Экономика в условиях роста виртуального бизнеса"
подробно описаны новейшие технологии бизнеса

Рекомендуемая книга является дополнением к материалам сайта для практикующих менеджеров

.

На главную страницу сайта

Если Вас интересуют только отдельные темы сайта, то они перечислены на странице ТЕМЫ САЙТА

© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"