Содержание       Начальная страничка
      
      Глава 10. Что несет с собой стареющее общество
      
      И из старой скрипки иногда
      извлекается хороший звук
      
Поговорка
      Из-за стареющего населения в общественной дискуссии на передний план выдвинулись необходимые изменения государственной перераспределительной системы страхования по старости. Но экономики со стареющим населением могут рассматриваться и с многих других сторон. Это относится как к совокупному предложению, так и к совокупному спросу. В стареющих обществах по иному предстают факторы экономического роста; экономический рост может ослабевать. Специфические условия складываются для общественных финансов и экономической политики.
      
      Предложение труда уменьшается
      Непосредственным следствием сильного старения населения является количественное сокращение предложения труда. Так, для Германии ожидается, что в периоде между 2010 и 2020 годами, если отвлечься от миграции, число людей в трудоспособном возрасте (с 20 до 65 лет) ежегодно будет сокращаться на 0,5%, а между 2020 и 2030 годами даже на 1,4% .
      При прочих равных условиях труд станет более дефицитным фактором и реальная зарплата возрастет. Возрастет производительность труда, так как с уменьшением использования одного из факторов на его единицу приходится больший результат производства. Капитал наоборот окажется в относительном избытке и реальная ставка процента (цена капитала) снизится. Технически это интерпретируется как сдвиг вдоль границы цен факторов производства, которая определяет, сколько при прочих неизменных условиях максимально можно платить за единицу труда и единицу капитала.
      Изменится также возрастная структура предложения труда.
      Пожилые рабочие обладают большим опытом, но их знания в условиях ускоренного технического прогресса быстро устаревают и для многих не просто быстро приобрести необходимые новые способности или вообще перейти на новые технологии. В связи с этим освоение новых технических знаний может затормозиться. Пожилые рабочие больше предпочитают остаться на прежнем рабочем месте, чем перейти на новое. Поэтому в стареющем обществе перелив труда между предприятиями и приспосабливаемость экономики к новым условиям снижается. Между профессиональной квалификацией пожилых рабочих и потребностями экономики возникает несоответствие. Эта проблема обострится в связи с тем, что в последующие годы предусмотренный законом пенсионный возраст будет на несколько лет отодвинут, чтобы обеспечить финансирование пенсионной системы. В целях предотвращения обсуждаемые здесь отрицательные последствия для технического прогресса, нужна прочная система переподготовки пожилых рабочих. В будущем создание человеческого капитала приобретет наибольшее значение для пожилых рабочих. Нужно также искать формы частичной занятости, которые позволят пожилым рабочим продолжить свою трудовую жизнь.
      
      Слабое накопление капитала
      Капиталу как фактору производства стареющее общество приносить снижающуюся производительность, а следовательно, и уменьшающуюся доходность. С одной стороны, существующий капитал оказывается избыточным относительно снижающегося числа людей и должен сократиться. Это достигается за счет того, что инвестиции не возобновляются. С другой стороны, в стареющем обществе из-за ослабления совокупного спроса уменьшается и инвестиционный спрос. К тому же часть капитала оказывается неиспользованным из-за изменения структуры совокупного спроса. Особенно отчетливо это проявляется в сфере недвижимости, где вследствие старения населения уменьшается спрос на большие и обставленные квартиры; Существующий жилой фонд больше не соответствует потребностям и должен измениться.
      Снижение доходности капитала ведет к замедлению его накопления; не выгодными становятся вложения в реальный капитал. Этой тенденции противостоит определенный рост сбережений, поскольку молодые семьи должны больше сберегать для обеспечения своей старости. Но увеличивается и число старых семей, которые расходуют свои сбережения. В целом оказывается, что народное хозяйство меньше сберегает. Относительное удорожание труда из-за его недостатка приводит к замещению труда капиталом. Но это увеличение спроса на капитал не компенсирует отрицательный эффект, вызванный снижением доходности капитала. Накопление капитала ослабевает и лишь иногда под влиянием технического прогресса в новых отраслях экономики неожиданно возникают всплески инвестиций.
      Изменяется также потребительский спрос под влиянием того, что домашние хозяйства должны накапливать имущество на старость; в результате потребление в юные годы уменьшается. Структура потребительского спроса меняется в пользу тех благ, которые потребляют пожилые люди: услуги развлечения и отдыха, туризм, услуги здравоохранения. Технология производства большинства этих благ трудоемка и характеризуется низкой производительностью; это способствует к росту издержек в экономике в целом. По этой же причине реальная ставка зарплаты растет быстрее реальной ставки процента.
      
      Экономический рост ослабевает
      В стареющем обществе меняются условия экономического роста. Если умножить ожидаемый для Германии темп уменьшения предложения труда на долю вклада труда в экономический рост, которая равна 0,7, то получается, что в последующие после 2010г. три десятилетия ВВП будет сокращаться от 0,4% до 1% в год. К тому же по указанным выше причинам ослабевает второй фактор экономического роста - накопление капитала. Вследствие этого стареющие экономики имеют более низкий график экономического роста; их производственный потенциал развивается слабее.
      Что касается третьего фактора экономического роста - технического прогресса, то условия для его развития тоже меняются. У стареющего общества меньше склонность к риску. Если этот тезис верен, то предприниматели будут более насторожено относиться к инновациям. Государство при принятии решений тоже будет отражать настроение граждан, и общество окажется более консервативным по отношению к новым продуктам и новым технологиям. Инновационные процессы будут проходить более сложно. Это означает замедление экономической динамики. К тому же ассортимент спроса может оказаться менее благоприятным для инноваций; такова специфика продуктов для пожилых людей. Да и готовность признать новые продукты "своими" снижается, если пожилые люди не могут овладеть новыми технологиями, будь то в качестве работника или потребителя. В целом в стареющем обществе существует ярко выраженная тенденция к торможению экономического роста.
      
      Внешнеэкономические последствия
      Старение общества имеет также очевидные внешнеэкономические последствия: сдвиг спроса в сторону свободного времени и здоровья переориентирует производство на выпуск неэкспортируемых товаров. Такая специализация не стимулирует развитие экспортного производства. Из-за большого спроса на иностранные туристические услуги ослабляется внешнеэкономическая позиция страны; сальдо ее внешнеторгового баланса становится отрицательным. Такое изменение структуры совокупного спроса приводит к относительному повышению цен на неэкспортируемые товары по сравнению с экспортируемыми товарами; в результате подавляется экспортный сектор экономики.
      Если для обеспечения старости приобретается и иностранное имущество, т. е. осуществляется импорт капитала, то возрастает дефицит и по счету капитала. Дефицит платежного баланса можно уменьшить за счет девальвации отечественной валюты. Так как наряду с Германией обе другие континентальные европейские экономики Италии и Франции имеют стареющее население, то в следующем десятилетии евро угрожает девальвация.
      Все сказанное можно обосновать и по-другому. По экономическим соображениям потоки капитала устремляются в страны с молодым населением. Эти страны динамично развиваются и занимают центральное место в мировой экономике. В стареющих обществах, скорей всего, проявится тенденция к стагнации; они потеряют свою значимость в мировом хозяйстве. Это еще одна проблема для Европы.
      
      Воздействие на государственный бюджет
      Государственный бюджет будет затронут с разных сторон. При ослаблении экономического роста уменьшаются налоговые поступления. Государственные расходы по ряду причин, наоборот, увеличиваются, в том числе из-за больших потребностей системы социального страхования. Это относится к пенсионному обеспечению и материальной помощи старым людям, а также к медицинскому обслуживанию. При увеличивающейся средней продолжительности жизни населения эти расходы будут расти ускоренно. С какой силой будет проявляться этот эффект, зависит от того, насколько успешно и последовательно в следующие годы будут перестраиваться системы страхования по старости и медицинского страхования. К тому же в государственном бюджете тикает бомба замедленного действия в виде пенсий государственным служащим, число которых сильно возросло в 70-е годы - годы строительства государства общественного благосостояния. И наконец, государственные расходы могут возрасти потому, что применительно к новой ситуации инфраструктура (школы, транспортные системы, правительственные здания) оказалась избыточной и быстро не может приспособиться к новой обстановке; издержки не всегда можно вернуть назад.
      Без корректировки расходов государственного бюджета его дефицит будет существенным. Если не предпринять особых мер, то следует ожидать несбалансированность государственного бюджета. Некоторые расчеты указывают на то, что будущие поколения кроме взносов в перераспределительную пенсионную систему должны будут нести немалую дополнительную налоговую нагрузку. Поэтому встает вопрос, могут ли общественные финансы с их трансфертной системой сохранить устойчивость, что необходимо для монетарной стабильности.
      
      Изменившаяся политическая экономия
      Открытым остается вопрос, как должна измениться экономическая политика стареющего общества. Пожилые избиратели - "темные лошадки" - имеют другие предпочтения; они могут быть менее склонны к риску и настолько по другому вести себя на выборах, что политическим партиям придется изменить свои основные ориентиры и даже политику в целом.
      Сейчас наступило время, когда экономическая политика в трех крупнейших континентальных странах Европы, - в Германии, Франции и Италии, которые особенно затронуты старением населения, -должна создать амортизаторы для неизбежной перестройки, пока процесс старения общества действительно начнется. Для этого осталось не много времени. Речь идет не только о том, чтобы создать условия для поддержания системы пенсионного страхования посредством ясной миграционной политики и перехода от государственного перераспределительного страхования к частному накопительному страхованию. Необходимо упрочить систему медицинского страхования. Задача фискальной политики - уменьшить нагрузку на будущие поколения. Это означает, что ни в коем случае нельзя увеличивать государственный долг. Дефицит государственного бюджета в 48 млрд ДМ, как это было в 2001 году, ничем не может быть оправдан даже в том случае, когда налоги поступают хорошо. Но не делать дополнительных долгов, этого мало. Фискальная политика должна быть направлена на снижение долгов. Необходимо также, чтобы экономики со стареющим населением могли осуществить необходимые преобразования в институциональном механизме. Для этого экономическая система должна стать значительно более гибкой и не в последнюю очередь это относится к рынку труда.
      Но, прежде всего, нужно создать условия для предотвращения замедления экономического роста в стареющих обществах. Экономическая стратегия в первую очередь должна быть направлена на высвобождение сил инновации. При этом речь идет о создании необходимых предпосылок для предпринимателей посредством налогообложения, инфраструктуры и институциональных правил. Необходимо позаботиться о высококвалифицированных работниках и благоприятных институциональных условиях для образования человеческого капитала, в том числе за счет непрерывной переподготовки кадров. Решающей основой инноваций является преобразование исследовательского и университетского ландшафтов. К этому я вернусь в главе 13.