ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ МЕНЕДЖМЕНТ + ФИНАНСЫ | Дворецкая А.Е. 1995 год | |
так как соответствующие материалы в значительной степени переработаны с учетом опыта практической работы в последующие годы; для расширенного ознакомления нажмите мышью на ТЕМЫ САЙТА |
Структура и пути ее формирования
Планирование: практика внедрения стратегических решений
Информация: организация процесса сбора и анализа
Безопасность корпоративных интересов
Кадровая политика - неотъемлемая часть общей стратегии для формирования инвестиционного ресурса
1. Технологии планирования работ в сфере безопасности корпорации.
Вопросы безопасности часто ассоциируются с узкой сферой деятельности. В первую очередь их связывают с охранными функциями материальных ценностей и денежных средств фирмы, а также с охраной высшего менеджмента.
По мере развития бизнеса все чаще стали говорить о защите информации, в первую очередь той, которая связана с электронными средствами ее носителей.
Безопасность же может рассматриваться и в более широком смысле. Поэтому появились такие понятия как:
- физическая безопасность, то есть защита материальных ценностей и людей, в том числе от шантажа;
- информационная безопасность, то есть защита от уничтожения или похищения информации;
- финансовая безопасность - особенно важна для клиентов финансовых структур, которым необходимо, чтобы заемные средства возвращались в соответствии с договорными обязательствами;
- структурная безопасность, то есть защита структуры от ее разрушения, а также от возможной потери контроля над определенной частью бизнеса.
Возможна и другая классификация проблем, связанных с безопасностью.
Первое, что отличает безопасность от других проблем менеджмента, это то, что, как правило, существует внешний источник опасности. Необходимо уметь противостоять ей, соблюдать меры предосторожности, чтобы не быть застигнутым врасплох, нести в целях осуществления защиты определенные расходы. Кроме внешнего источника агрессии безопасность должна учитывать результаты различного типа бедствий, халатность персонала, неадекватность действий партнеров и т.д.
Таким образом, при анализе проблем безопасности с целью планирования работы по данному направлению, необходимо расклассифицировать источники, через которые может быть нанесен ущерб. Необходимо отделить те источники, которые целенаправленно осуществляют незаконную деятельность, от тех, которые могут нанести вред при отсутствии злого умысла и от тех, которые возникают из-за непрофессионализма (в том числе недисциплинированности) отдельного человека, а по причине отсутствия согласованности в действиях.
Необходимо понимать, что различные источники агрессии требуют различных мер по безопасности. Не все источники носят криминальный характер и требуют для противодействия им проведения в основном организационных мероприятий. К примеру, защита традиционных рынков требует создания структуры, которая может быть, в частности, финансово-промышленной группой.
Прогнозируемые потери не должны превышать по стоимости охранные мероприятия. Также нет смысла применять дорогостоящую систему защиты от одного типа потенциальной угрозы, если другой источник угрозы не может быть блокирован через эффективную систему защиты (например, нет смысла ставить дорогостоящую систему защиты информации, если сотрудник, имеющий к ней доступ, может быть подкуплен за значительно более низкую цену).
Невозможно обеспечить 100-процентных гарантий, поэтому необходимо выбирать между уровнем безопасности и расходами. Чем граница безопасности ближе к 100-процентной отметке, тем по более высокой цене обходится каждый отдельный процент.
Профессионала-менеджера в области безопасности отличает от профильного специалиста то, что он способен обеспечивать деятельность службы безопасности с наименьшими расходами при том же уровне рисков для компании. Более правильно сказать, что он при известных отведенных ему средствах способен осуществить наиболее эффективный уровень безопасности. Своей деятельностью уверенный в себе профессионал как бы заявляет: "Определите те расходы, которые фирма способна тратить на безопасность, а я обеспечу ее с максимальной надежностью исходя из данных возможностей". Если же при этом где-то уровень безопасности можно будет снизить без значимого потенциального ущерба, то расходы будут даже ниже планируемых.
Руководитель службы безопасности не редко входит в руководящие органы. Одной из его задач является упредить неправильные решения, которые в дальнейшем могут повлечь увеличение расходов его службы. Например, декларирование каким-нибудь участником совещания агрессивных замыслов (иногда проходит в форме того, что мол мы способны применить силовые методы - подчеркнем еще раз, что это может означать просто использование финансового давления) может в дальнейшем принести дополнительные расходы в определенной сфере, связанной с безопасностью (подчеркнем, что это может оказаться восстановлением разрушенной части структуры). Таким образом, руководитель службы безопасности должен понимать дальние цели и стремиться к уменьшению издержек в дальнейшем. С его стороны будут исходить предупреждения о последствиях того или иного шага других менеджеров или принимаемых решений (именно со стороны руководителя службы безопасности, а не начальник охранного подразделения). При такой постановке вопроса можно быть уверенным в том, что руководитель службы безопасности будет анализировать ситуацию в компании в целом, а не только вверенного ему участка. Он будет не расширять собственный штат, а станет стремиться к влиянию на решения в разнообразных сферах, связанных с вопросами безопасности.
Менеджер, который работает в сфере обеспечения безопасности должен поощряться в первую очередь не за то, что он сумел противодействовать агрессии, а за то, что агрессия не была совершена. Соответствующим образом должны быть продуманы мотивации для роста его профессионализма, где его работа нацелена не на мероприятия по противодействию уже наступившему факту агрессии, а сосредоточена в области нецелесообразности со стороны внешнего агрессора пытаться совершить противозаконные действия.
Технология планирования анализа в сфере безопасности начинается с того, что составляется матрица потенциальных угроз. Она должна включать не только те угрозы, которым в обязательном порядке должны осуществляться противодействия, а в целом содержать всю необходимую информацию на случай изменения ситуации и необходимости принятия мер в новом направлении деятельности службы безопасности. Не обязательно с каждой угрозой связывать какие-либо мероприятия, организуемые сотрудниками в области безопасности по противодействию ей.
В дальнейшем матрица наполняется материалами, где отражаются вопросы:
- уязвимость по отношению к названной угрозе и возможная сумма ущерба;
- возможные технические формы защиты и их оценочная стоимость (как в момент установки, так и в период эксплуатации);
- необходимые организационные мероприятия, в том числе по распределению ответственности отдельных менеджеров, с оценкой введения в штатное расписание дополнительных должностных лиц; - оценка расходов на мероприятия в области безопасности (проводимых не только службой безопасности).
Очевидно, что в первую очередь служба безопасности собирает информацию о тех источниках и причинах, которые нанесли ущерб другим коммерческим организациям, а также по методам, которые позволяют уменьшить соответствующий ущерб. Данная информация также позволяет регулярно пополнять матрицу потенциальных угроз.
На базе матрицы потенциальных угроз составляются возможные мероприятия, которые необходимо совершить в сфере безопасности. Мероприятия должны включать в первую очередь организационные действия. Они могут быть связаны с психологической подготовкой персонала, с созданием системы мотиваций или с решением внесения изменений в конвейерный процесс.
К примеру, в целях установления контроля за действиями бухгалтерии устанавливается двойной контроль проведения операций - одни видимые оператору, другие - нет. Это делает программное обеспечение более дорогим, но позволяет не только противодействовать умышленным действиям, но и способствует обнаружению случайных ошибок. Знание персоналом, что существует программа контроля, но в то же самое время отсутствие знаний по принципам ее работы, является дополнительным психологическим фактором, который не позволяет поддаться соблазну совершать несанкционированные операции.
Так как безопасность пронизывает буквально все сферы деятельности, то обычно в любой составляемой матрице (например, в матрице ФПГ сфера безопасности присутствует), как основе комплексного планирования, отражаются в тех или иных пунктах вопросы безопасности (вот почему освещение данных вопросов дано в той или иной форме на протяжении всей этой книги). В процессе составления специализированной матрицы по безопасности происходит взаимное дополнение различных матриц с целью согласования в них позиций. Важно разделить функции по безопасности и исключить возможность дублирования, если в этом для этого нет необходимости.
В зависимости от матрицы, где представлены вопросы безопасности, будут искаться свои специфические методы работы в данной области. Данная специфика будет учитываться при наполнении содержанием матрицы по безопасности.
Служба безопасности должна накапливать у себя все возможные варианты действий криминальных элементов и формулировать меры для их противодействия. Должны находиться различные пути, которые связаны не только с охранными мероприятиями.
К примеру, для предотвращения возможного шантажа руководителя компании необходимо применять метод коллективного принятия решений. Шантаж иногда происходит с требованием подписать финансовые обязательства, которые должна оплатить фирма. При коллективном утверждении определенных действий в финансовой области (а также наличии стандартных как документов, так и процедур) возможности для успешного шантажа в значительной мере уменьшаются (одна из причин необходимости создания кредитного или финансового комитетов). Даже если менеджер обладает абсолютным авторитетом, то есть рассмотрение вопроса носит скорее формальный характер, коллективизм в принятии решения не позволит совершить определенных типов действий. К тому же при росте компании привычка к обсуждению скажется в дальнейшем при росте структуры положительно.
Обычно общие вопросы безопасности берут на себя сами менеджеры, определяя те участки, за которые отвечают их подразделения. Служба безопасности, естественно, отвечает за те направления деятельности, которые не закреплены в качестве функциональных обязанностей за лицами других подразделений.
На отдельных участках работы функциональные обязанности исполнительной службы безопасности и исполнителей других подразделений сильно переплетаются. К примеру, в кредитном отделе проверяют клиента по финансовым параметрам, а служба безопасности может накапливать информацию или запросить ее у одной из фирм-партнеров, специализирующейся в области безопасности, для понимания целей фирмы, запросившей кредит, и ее возможных связей с теми структурами, которые не соблюдают правила цивилизованного бизнеса, а то и просто с криминальными элементами.
Формализовать все аспекты безопасности невозможно. Но в каждом направлении работ необходимо выделять те существенные черты, которые специфичны для данного вида деятельности. О них должны знать руководители соответствующих подразделений и менеджмент компаний.
2. Безопасность в инвестиционной сфере.
Налоговое законодательство государства обычно содержит стимулы, которые заставляют фирмы вкладывать свою прибыль в ценные бумаги, то есть финансировать инвестиционный процесс. Наличие более высокого налога на прибыль, чем на приобретение ценных бумаг, и плюс к этому некоторый уровень инфляции могут являться такими стимулами.
Если ресурсы скапливаются у покупателя, то он, естественно, заинтересован в финансировании тех проектов, которые позволяют ему либо получить нужную продукцию, либо осуществить дальнейшее накопление капитала.
Совершая инвестиционную деятельность, предприятие, как правило, вынуждено войти в структуру корпоративного бизнеса. В зависимости от его целей и склонности к рискам оно может принять ту или иную стратегию работы на рынке ценных бумаг. Наиболее пассивная роль - покупка ценных бумаг с единственной целью: накопить средства на решение внутренних проблем. Такая стратегия не всегда является лучшей. Более активная позиция связана с решением вопросов расширения собственной сферы влияния. В этом случае встают вопросы корпоративной безопасности.
Проблемы корпоративной безопасности многогранны и в данной монографии они не будут рассматриваться в полном объеме. В качестве примера по решению вопросов безопасности с учетом корпоративных интересов рассмотрим одну из самых болезненных проблем российского бизнеса на современном этапе - инвестиции в осуществление новых проектов.
Инвестиционный проект должен базироваться в первую очередь на том, что ясно кто и какие риски берет на себя еще на стадии его проработки. Инвестиционная деятельность - это не деятельность с непредсказуемыми последствиями. В случае, если проект провалился, то совсем не обязательно все инвесторы несут равную ответственность, как и не обязательно, что тот, кто начал финансировать проект раньше понесет более существенные убытки. Риски на ранней стадии могут хеджироваться теми, кто будет завершать проект. Часто это бывают торговые фирмы.
Необходимо понимать не только риски, но и те мотивации, которые должны формироваться в процессе внедрения проекта. К примеру, часть расчетов может вестись уже на более поздней стадии через продажу и владение ценными бумагами. Необходимо, чтобы в дальнейшем была возможность получения прибыли при реализации продукции теми, от кого зависит качество выполнения работ на ранней стадии внедрения проекта. Основной принцип вознаграждения: не за выполненные работы, а по итогам деятельности в дальнейшем (вознаграждение по результатам), то есть в зависимости от получаемой прибыли от проекта в целом.
Проработка проекта должна быть такой, что тот, кто не должен вникать в его детали, должен нести минимальные риски. Минимизация рисков, естественно, осуществляется за счет ответственности каждого потенциального участника собственным капиталом.
Корпоративная ответственность обычно реализуется через банковскую сферу (для крупных проектов организуется как минимум банковский пул). Это не означает, что инвестиционная компания, которая смогла составить необходимый бизнес-план на базе представленных ей материалов со стороны потенциальных производителей, не рискует собственным капиталом и отстраняется от управления проектом в дальнейшем. Каждый обычно несет свой собственный и понятный ему риск. Но вот расчеты с целью определения надежности гарантий по выполнению взятых на себя обязательств ведутся служащими банка (это должно осуществляться совместно с другими задействованными под проект компаниями, в первую очередь с финансовыми).
Обычно под проект создается управляющая компания, которая называется холдингом. Холдинг управляет проектом и следит за выполнением обязательств каждым из его участников, а также координирует их деятельность. Сам холдинг может не обладать контрольным пакетом акций для принятия решений (так же, как он следит за выполнением обязательств, но не выступает гарантом по их выполнению). Находящиеся у него права должны дать возможность влиять на процесс в целом, а при необходимости он может иметь право обращения в третейский суд. Наличие третейского суда, который не зависим от участников проекта, позволяет решить все возникающие проблемы оперативно.
В первую очередь в проекте должны быть указаны все заинтересованные физические и юридические лица. Должно быть понятно распределение между ними рисков. В этом случае проект может оказаться ликвидным, то есть потери в случае неудачи будут минимальными (в идеале - отсутствовать, если не считать упущенную выгоду), а основную тяжесть провала понесут те, кто не смог выполнить своих обязательств. При этом в случае ликвидности проекта возможна продажа акций по незавершенному проекту.
Минимизация рисков не может происходить без наличия взаимных обязательств. Эти обязательства, как правило, гарантируются акционерным капиталом.
Ликвидным проект может быть только в том случае, если потенциальные инвесторы способны профинансировать его и гарантировать это собственным капиталом (в случае неплатежеспособности одного из участников проекта, тот теряет часть своего акционерного капитала, который должен быть достаточным, чтобы либо покрыть убытки, либо найти фирму-заменитель). Наличие капиталов является обязательным условием существования частной инвестиционной инициативы.
В настоящее время в России обычно предлагаемый инвестору инновационный проект содержит описание той продукции, которая будет выпускаться, а также примерные подсчеты получаемой окупаемости. Но окупаемость проекта может быть просчитана лишь в том случае, если известно какая именно торговая фирма способна реализовать продукцию, по какой цене, когда эта фирма возьмет на себя соответствующие обязательства.
Именно торговая фирма (в случае со строительным бизнесом такой фирмой может быть риэлтерская) должна взять на себя соответствующие риски, а, следовательно, участвовать уже на ранней стадии либо своим капиталом, либо гарантийными обязательствами (они могут быть самого различного свойства: залоговые, опционные и тому подобное). На стадии проработки проекта должны быть указаны все участники рынка капитала, то есть кто берется продавать акции и другие обязательства, кто способен кредитовать, кто должен фиксировать движение капитала и т.д.
Продажу акций, естественно, должна гарантировать та компания, которая специализируется в данной области. Лучше, если еще до начала осуществления проекта, она способна спрогнозировать стоимость акций на каждом из этапов инвестиционного процесса. Это является одной из причин, побубуждающая компанию участвовать в торгах на фондовой бирже.
Инвестиционный проект - это в первую очередь наличие цепочек рисков в финансовой схеме с четко обозначенными партнерами-участниками проекта. Это возможно осуществить только при наличии развитой структуры.
В случае, если необходимая структура отсутствует, то есть в проекте существуют пробелы, когда ясны риски, но не ясны все партнеры по ним, то никем не закрытые риски может на себя взять венчурная (рисковая) компания. Именно она должна рисковать своим капиталом, а не кто-либо иной.
Венчурная компания должна понять, на какой стадии ей необходимо создать недостающие звенья структуры и договориться в обозначенные в проекте сроки с теми, кто способен взять эти риски в дальнейшем на себя. Венчурная фирма может создать недостающую компанию, в процессе работы которой будет образовываться капитал. Продажа такой компании позволяет венчурной фирме компенсировать свои затраты и получить причитающуюся ей прибыль.
Обычно государство помогает осуществлять те или иные проекты в том случае, если в данной отрасли происходит структурная перестройка и государство вынуждено заменять недостающие звенья в структуре. Эта помощь не может быть постоянной и требуется только на определенных этапах структурной перестройки, естественно, при условии, что эти этапы обозначены и ясна концепция самого процесса переструктурирования данной отрасли или кластера. В частности, должны быть определены сроки обучения менеджеров (не только в учебных аудиториях, но и в практической деятельности), которые должны со временем заменить государственный аппарат, если намечена приватизация предприятия (одна из мотиваций для перехода госслужащих в коммерческие компании).
Очевидно, что лоббисты в этом случае должны уметь представить проект и описать примерные временные рамки по завершению строительства полноценной структуры. Особенно если они требуют защиты национальных рынков с помощью различных ограничений от проникновения иностранных производителей. Требования по повышению, скажем, пошлин должны основываться на проекте по совершенствованию структуры, а не быть абстрактными, не вести к созданию особых условий вне обозначения предельного временного срока. Если же определенные условия создаются просто под лозунги защиты отечественного товаропроизводителя, то роль государства в инициировании процесса структуризации соответствующего кластера сводится к нулю.
Заканчивая данную тему, подчеркнем еще раз, что для уменьшения издержек, связанных с безопасностью, в общей структуре необходимо учитывать специализацию различных компаний, понимать, какая информация и где собирается естественным образом, а также знать те фирмы, которые специализируются на предоставлении услуг в конкретной сфере. Только в этом случае просчет рисков и их хеджирование различными участниками проекта будет иметь реальную основу.
3. Базовые принципы в сфере безопасности ФПГ.
Финансовая сфера деятельности всегда находится под особым вниманием различных аферистов и разнообразных криминальных структур. Она подвергается более значительной агрессии с их стороны, чем другие виды бизнеса. Это и понятно, ведь любой товар требует реализации. Ликвидность же денег практически абсолютна, операции с ними сопряжены с минимальными рисками. Поэтому вопросам финансовой безопасности должны уделять особое внимание не только лица, непосредственно обслуживающие финансовые институты.
Главное, что необходимо уяснить: любые контакты с фирмами и лицами, которые имели финансовые связи с криминальным бизнесом, необходимо пресекать. Хотя данное положение очевидно, но на практике не все компании его реализуют.
Внутри ФПГ, когда партнеры давно знают друг друга и их совместная работа является достаточно прозрачной хотя бы для банков, многие работы по безопасности упрощаются и сводятся к традиционным и стандартным операциям вне сферы службы безопасности.
Некоторые виды услуг не могут быть осуществлены в широких масштабах, так как клиенты боятся утечки информации. Дело не только в финансовом состоянии отдельных фирм. Простые люди боятся действий со стороны не только организованной преступности, но и просто отдельных криминальных личностей. Даже покупка дорогостоящих предметов быта иногда вызывает у них желание подстраховаться от возможной утечки информации.
Здесь опять же на себя могут брать обязательства те банки и фирмы, которые связаны единой структурой. Накопление средств именно через банк, который гарантирует сохранение конфиденциальности не только накапливаемой суммы, но и приобретаемых дорогостоящих товаров является дополнительным стимулом развития бизнеса в условиях устоявшейся структуры. Естественно, что банк может гарантировать то, что не будет допущена утечка информации только в том случае, если он хорошо знает своих партнеров по бизнесу (при условии, что накапливаемые средства имеют целевое значение).
Структура ФПГ защищает своих участников и позволяет им нести минимальные издержки для обеспечения своей собственной безопасности. Это связано не только с тем, что партнеры давно знают друг друга и могут доверять ту информацию, которую не всегда желательно передавать внешним контактерам. Главное, как уже отмечалось, - это наличие общих интересов, осуществить которые невозможно вне структуры.
Общие интересы строятся нетолько на возможности минимизации рисков в единой структуре. Кроме финансовых рисков существует множество других, которые в конечном счете будут связаны с финансовыми потерями. Так, риски, связанные с потерей завоеванного имиджа, могут нанести существенный ущерб и привести даже к потере рынков.
Умение определять и формулировать риски - это одна из основных задач всех мозговых центров ФПГ. Аналитики ведущих компаний ФПГ должны накапливать данную информацию и искать те ноу-хау, которые уменьшают риски. Не так уж редки случаи, когда правильно найденная формулировка позволяет на ее базе сконструировать новый принцип взаимоотношений, который в конечном итоге приводит к уменьшению издержек в управленческой сфере.
К существенным моментам, которые позволяют уменьшить издержки и несут также функции защиты структуры, относится наличие стандартов. Так, стандартные договора позволяют в целом создать такую систему отношений, которая препятствует возникновению конфликтных ситуаций, а в случае их образования быстро разрешить их через третейский суд. Это особенно важно, когда в ФПГ появляются новые участники, которые не смогли сразу понять все аспекты сложившихся взаимоотношений (отметим также, что наработанные стандарты являются дополнительным источником дохода для аналитических служб).
Естественно, что издержки компаний при поиске новых клиентов или партнеров увеличиваются. Выход на новые рынки не может происходить без новых контактов. В этих условиях одна из сложнейших функций службы безопасности - выявление тех, в чью задачу не входит работа в общепринятых цивилизованных рамках.
Таким образом, службы безопасности отдельных компаний должны подразделять всех контактеров по бизнесу данной компании на следующие категории:
- участники ФПГ, то есть те фирмы, которые входят в структуру и не могут ее покинуть без существенных для себя потерь;
- постоянные клиенты, с которыми компания работает продолжительное время, но которые в силу ряда обстоятельств не стали полнокровными участниками ФПГ;
- временные клиенты, которые ищут для себя новые рынки, поэтому стремятся понять ситуацию и завязать более тесные контакты;
- временные клиенты, которые не хотят искать пути совместного долговременного сотрудничества, ставят себе цели только по решению возникающих сегодняшних проблем.
Существуют естественные ходы, позволяющие использовать накапливаемую информацию в финансовых институтах для уменьшения рисков. Отследить все фирмы и вести по ним досье не только слишком накладно, но и невозможно. Проще отслеживать банки и иметь с ними при необходимости партнерские отношения. Так как любая фирма держит свои счета в каком-нибудь банке, то необходимо получать гарантии от данного банка при заключении необходимых сделок. Банки, как правило, хорошо знают своих клиентов и стремятся их поддерживать, беря на себя определенные гарантийные обязательства.
Таким образом, вовсе не обязательно, что экономическое объединение (объединение в самом широком его понимании) должно держать дополнительную службу безопасности. Разнообразные компании этого объединения выполняют необходимые функции. Службам безопасности отдельных компаний, а также менеджерам и аналитикам, достаточно понимать за счет каких организационных мероприятий осуществляется уменьшение риска и защита от криминальных элементов.
Сотрудники банков на различных уровнях постоянно контактируют друг с другом, обмениваются информацией, позволяющей им поддерживать общий высокий уровень безопасности всей финансовой системы, способствуя продвижению на новые рынки своих партнеров.
Участники финансово-промышленной группы фирмы ведут себя открыто, им нет смысла скрывать о себе информацию. Защита данных фирм в информационном отношении происходит за счет того, что вся информация скапливается только в той комании, без которой невозможно проведение соответствующих видов деятельности. Соблюдается один из основополагающих принципов безопасности - рассечение информации по различным источникам и потокам. Конкретной же фирме необходимо понимать какая и где информация о их деятельности скапливается.
Необходимость рассечения информации является дополнительным стимулом к тому, что существует множество различных финансовых институтов, которые мирно уживаются внутри единой структуры. Каждая финансовая компания обладает только определенным видом информации, поэтому способна анализировать только часть рисков.
Система безопасности структуры в целом должна строиться на соблюдении взаимных интересов. С этой целью постоянно обсуждаются многие возникающие проблемы, связанные с противоречивыми интересами отдельных владельцев. Споры могут разрешаться через третейский суд, который должен быть независим по отношению к каждому из участников ФПГ. Но при этом члены третейского суда должны осознавать, что они способны функционировать только в данной ФПГ, поэтому их решения исходят из понимания необходимости укрепления климата доверия внутри ФПГ.
Если фирма стремится работать в тени, то есть совершать сделки, которые не проводятся через банковские счета с целью укрытия от налоговых служб, то она находится в системе повышенных рисков и не может активно выходить на новые рынки. Поэтому если многие фирмы предпочитают работать в тени, то это лишь говорит о том, что налоговая политика государства толкает их к неправовым решениям.
В большинстве государств налоговое законодательство как один из основных регуляторов отношений в экономической области строится таким образом, чтобы было возможно минимизировать налоги и направлять получаемую прибыль на развитие собственного бизнеса. Основные вопросы государственной безопасности как раз связаны с разработкой соответствующего законодательства. Правильная налоговая политика поощряет работу цивилизованными методами, лишая тем самым криминал экономической базы. Если же криминальный мир имеет в государстве постоянную финансовую подпитку, то никакое увеличение силовых структур не может решить проблем безопасности в данном государстве.
Налоговая политика государства должна строиться таким образом, чтобы фирмам было выгодно быстро вкладывать образовавшиеся ресурсы в развитие. Иными словами, они должны образовавшуюся прибыль оперативно вложить во что-то, например, в ценные бумаги. В этом случае фирмы постоянно просчитывают инвестиционные риски и вынуждены работать на рынке ценных бумаг (он не обязательно биржевой, может быть внутренним для достаточно развитой структуры), чтобы уменьшить налоговые отчисления.
Но причина ухода от налогов может иметь и другие источники, а именно - низкую квалификацию менеджмента, которая не позволяет им создавать такие финансовые схемы, которые минимизируют налоги и позволяют уйти от искушения работать вне цивилизованных рамок.
Внутри ФПГ встают те же проблемы. С целью ухода от "внутренних налогов" могут совершаться действия, которые противоречат внутренним правилам. И здесь высшему менеджерскому составу ФПГ необходимо понять:
- как изменить внутренние правила;
- что не знают менеджеры компаний и какая форма обучения должна быть выбрана.
Любая нецивилизованная форма взаимоотношений, то есть такая, которая идет вразрез с принятыми правилами, ведет к разрушению структуры. А разрушение структуры приводит к необходимости переструктуризации и, как следствие, к потере рынков. Следовательно, чем раньше будет замечена негативная тенденция, чем раньше будут приняты соответствующие решения, тем безопаснее будет себя ощущать в целом каждый участник ФПГ.
Обратим внимание на то, что среди мер воздействия не могут быть те, которые называются силовыми. Под силовыми методами понимаются такие, когда на лицо оказывается давление. Правила взаимоотношений должны быть выбраны такими, чтобы сама структура выталкивала из своей среды тех, кто не способен соблюдать принципы цивилизованных отношений, включая мораль. Силовые же методы только загоняют проблему вглубь, заставляя структуру нести все большие издержки для решения проблем, связанных с безопасностью.
Коль скоро вся система ФПГ функционирует таким образом, что в ее внутренней среде выполняются принятые цивилизованные правила, основной упор в проблемах безопасности сосредоточивается на обеспечении надежности передачи информации. Это и защита различных платежных документов от возможной их подделки, это и защита средств автоматизации, это и защита средств связи.
Данные проблемы во многом связаны с развитием криптографии, которая в нашей стране всегда находилась на высоком уровне, создавая достаточно стойкие и надежные системы защиты информации. При развитой структуре бизнеса вопросы безопасности во многом упрощаются и имеют в своей основе организационные мероприятия для внутренней безопасности и работу в сфере традиционного понимания безопасности при выходе на рынке вне созданной структуры и для предотвращения возможной агрессии со стороны внешних источников.