Содержание            Другие книги
      
Со времени Петра Великого вы все более и более расширяете свои пределы, не потеряйтесь в безграничном пространстве.
      Клод Анри де Рувруа Сен-Симон -
      М. С. Лунину
      
Россия - это империя. Чтобы поддержать ее, государство должно держать в руках и другие стороны жизни нации.

      С. Ю. Витте
      
Почему все так вышло? И будет ложью
на характер свалить или Волю Божью.
Разве должно было быть иначе?
Мы платили за всех, и не нужно сдачи.

      И. Бродский
      

Предисловие


      На вопрос, почему у автора возник интерес к проблематике, связанной с модернизационными трансформациями в России, ответить достаточно просто. Русская "птица-тройка", все 70-е и большую часть 80-х годов понуро бродившая по разновеликим партийным собраниям и диссидентским кухням, к концу 80-х - началу 90-х ожила - да как ожила. Рванула с места в карьер, да так, что вылетели из нее подгулявшие седоки (республики бывшего СССР), волей, а кто и неволей попавшие в нее на разных этапах российской истории. И понесла. А у нас - современников - дух захватывает, калейдоскопически меняется не только мир вокруг нас, но и наша жизнь, мы сами. Вот он какой - новый этап российской модернизации.
      Захотелось, уже в который уже раз в нашей истории понять, кто мы, откуда, куда идем и сколь велики или малы шансы прийти в конце концов в приличное место, и сможем ли мы пройти "фейс-контроль" на входе в цивилизацию модерности1). Но, главное, желает ли этого большая часть общества и российская власть? И если да, то какими принципами мы готовы при этом поступиться, чем важным для себя готовы пожертвовать?
      Волны модернизации прокатываются по России уже в течение трех столетий, начиная с преобразований Петра I. За это время что-то удалось сделать, а что-то так и осталось в области мечтаний и прожектов. Так почему постоянное искушение модернизацией сопровождается не менее постоянным противодействием модернизационным процессам, когда за реформами следуют контрреформы, но через некоторое время процесс воспроизводится в той же последовательности? В нашей монографии мы попытаемся найти ответ на этот и на другие "больные" вопросы нашей жизни2).
      Часто говорят о следовании России по пути так называемой "догоняющей модернизации". Но это лишь часть правды, догоняющая модель работает только в некоторых сегментах российской социокультурной системы, но не в системе в целом. В течение всего модернизационного периода нашей истории мы догоняли западную цивилизацию модерности (изначально Западную Европу) прежде всего в сфере военных и промышленных технологий, всего того, что служило развитию военно-технического потенциала страны. Содержательного изменения социального устройства, которое включало бы не только принятие части институциональных образцов, предлагаемых цивилизацией модерности, но и ее духа, введение и соблюдение гражданских прав и свобод, формирование гражданского общества - всего этого в течение большей части рассматриваемого периода просто не было.
      Власти казалось куда как проще и надежнее не полагаться на частную инициативу "маленького человека", но принять очередное/внеочередное судьбоносное решение, мобилизовать все возможные силы на очередной прорыв. Когда ценой страшного напряжения/перенапряжения всех жизненных сил народа прорыв был осуществлен или, что случалось чаще, осуществлен частично, вдруг оказывалось, что вокруг безнадежно отставшее социокультурное пространство, которое просто не в состоянии не только воспроизводить, но и поддерживать этот локальный успех. Понимания того, что существование гражданского общества, уровень общественного развития в целом есть величайшая и высшая ценность, - во власти нет и сегодня.
      Итак, главное. В течение столетий основные усилия в процессе российской модернизации совершались не ради вхождения в западную по своей генеалогии цивилизацию модерности, но ради сохранения, воспроизведения и упрочения империи. Модернизация осуществлялась лишь в целях приведения в более современный и потому конкурентоспособный вид отдельных ее (империи) элементов, вынужденные жертвы и отступления в частных, локальных областях совершались ради сохранения и укрепления целого, духа и тела империи.
      Наконец, есть еще одна причина, побудившая нас столь подробно рассмотреть специфику российского модернизационного процесса. Как показывает проведенный нами анализ научных публикаций, существующие исследования не дают более или менее полной картины российских модернизационных трансформаций. Либо они отдалены от современных российских социокультурных реалий, либо феномен модернизации не был исследован с точки зрения изменений, происходящих в культуре и обществе в рамках теоретико-культурного (культурологического) подхода, позволяющего не только несколько упорядочить многокрасочную картину социокультурной эмпирики, через изменение которой и проявляются процессы модернизации, но и лучше понять причинно-следственные связи, приводящие к тому или иному повороту истории.
      В рамках этой монографии мы пытаемся рассмотреть исторические предпосылки и этапы российской модернизации, оценить ее перспективы и, вследствие этих перспектив, наши личные жизненные шансы, т. е. будем ли мы строить дом, растить детей и возделывать наш сад или опять будут грохотать сапоги, в моду войдет спецслужбистская выправка и Империя бросит нас в топку очередного идеократического проекта.
      Автор выражает искреннюю благодарность коллегам, которые взяли на себя труд прочтения этой книги: доктору философских наук, профессору Э. А. Орловой и доктору философских наук, профессору А. А. Пелипенко. Совместное обсуждение заявленной проблематики и высказанные замечания способствовали лучшей артикуляции авторской концепции. Особую благодарность хотелось бы выразить рецензентам, ведущему научному сотруднику Российского института культурологии, доктору философских наук Е. Н. Селезневой и доктору философских наук, профессору Л. Н. Воеводиной.
      
      

Сноски:
      1) Не претендуя на абсолютную полноту списка, в ее рамки можно включить большую часть Европы, Северную Америку (США и Канаду), Японию, некоторые наиболее развитые страны Юго-Восточной Азии.
      2) Это не столько очередная попытка представить на суд читателя душеспасительные рецепты на вечную тему "как нам обустроить Россию", сколько желание понять, куда, сметая все на своем пути, опять несет нас "неумолимый рок событий".