В 1247 году в Европу из далекого и опасного путешествия в империю Чингизхана вернулся папский посол францисканец Джованни да Плано Карпини
1), оставивший современникам и потомкам описание увиденной страны, описание, содержащее массу фактографического материала, признаваемого историками вполне достоверным. Пятая глава книги "О происхождении империи татар и о ее князьях и о власти императора" резко отличается от остального текста изложением фантастических событий, которые, как мы полагаем, своей символикой некоторым образом перекликаются с темой нашей монографии. Согласно Карпини, Чингизхан, стремясь к завоеванию всего мира, запретил своим воинам возвращаться раньше завоевания полной победы, покорения не только ближних и потому культурно близких, но и далеких, варварских народов. Воины Чингиза сражаются, или пытаются сразиться с людьми, которые уже не принадлежат к нашему земному миру, присоединяя к империи пространство хаоса; попытка обретения всемирного господства выталкивает монголов в запредельные сферы. Эта увлекательная притча в то же время и поучительна: автор предрекает скорый крах этой фантастической империи.
Империи не вечны. Мы знаем это, пожалуй, лучше современников тех далеких событий. Постимперское российское государство мучительно пытается свернуть с наезженной веками имперской колеи, и столь же мучительно, конкурируя с неоимперским проектом, пробиваются ростки нового демократического государства. Империя, стремящаяся к всемирному охвату, а именно такой империей был СССР, неизбежно включает в свое тело абсолютно разнородныеи потому несовместимые социокультурные элементы, территорию таких цивилизационных антиподов, как Эстония и Таджикистан. Вобрав в себя культурную и, естественно, человеческую всемирность, империя погибает. Смерть старого расчищает пространство для переформатирования основополагающих качеств культурно-цивилизационной системы, на развалинах империи вырастают национальные государства, идущие своей культурно-исторически обусловленной дорогой: кто в Европу, к свободе и демократии, кто в серую зону авторитаризма, насилия, доминирования "спасительных" идеологий: реже светских, чаще религиозных. Здесь кажется уместным вспомнить предостережение русского философа Е. Н. Трубецкого, отметившего опасные тенденции своего времени, достаточно явственно воспроизводящиеся и в дне сегодняшнем: "Громилы, лжеправославные, лжепатриоты, а с ними и новые лжепророки подготовят новый и более страшный, чем теперь, взрыв большевизма"
2). И речь сегодня скорее идет не столько о возрождении большевизма, сколько
об искушении воинствующим национализмом и имперскостъю. Да минет нас хотя бы в этот, очередной раз чаша сия. Первый путь куда как светлее, рациональнее и попросту эффективнее. И потому
мы искренне надеемся на изменение содержания и целей российской модернизации: модернизация не ради укрепления империи, но ради человека, его земного, повседневного существования, комфорта, сытости, если хотите, буржуазности, более или менее размеренной жизни по европейскому образцу. Ищущие да обрящут; шанс на переход от преимущественно имперской к либеральной модели модернизации сегодня очень невелик, но все проходит так быстро, скоро наступит иная эпоха, а вечно прятаться от истории нельзя.
* * *
Р. S. Дождливое лето 2004 года. Книга уже написана, а за окном ломается старая и рождается новая эпоха. Поэтому несколько слов постскриптум. Итак. Сценарии развития страны, естественно, различны и столь же естественно не все из них ведут к строительству основанного на либеральных ценностях российского государства,
многие из них просто ведут в никуда. И именно в такой, еще не очень запущенной, а значит, поддающейся лечению стадии исполнения очередного/внеочередного сценария развития страны, мы, по всей вероятности, и находимся сегодня. Дальнейшее движение в этом направлении способно привести Россию в очередной исторический аппендикс, к вероятности третьего за сто лет цивилизационного срыва, сопровождающегося очередным нарушением культурной преемственности.
После октябрьской революции 1917 года Уинстон Черчилль говорил о том, что Россия затонула у входа в спасительную гавань. Сегодня Россия как никогда приблизилась к гавани европейской жизни, но
имперская/неоимперская власть сама, в третий раз (!) за столетие, открывает кингстоны. Три цивилизационных кризиса за сто лет - это симптоматика глубокой болезни социокультурного организма России. Мертвецы хватают живых, Должное уже мертво, но посредством своих отдельных, инерционно существующих и угасающих субдискурсов еще способно к имитационно-фарсовому возрождению.
Во имя агонизирующего Должного
сегодня начинает разрушаться фундамент новой постсоветской российской государственности. Нельзя построить
устойчивую постсоветскую Россию на новых московских процессах, с учетом сегодняшних исторических реалий, скалькированных с процессов середины - второй половины 30-х годов прошлого века. Если крупнейшие российские бизнесмены не из социально близкой для советской власти уголовной среды, но из среды советской/российской интеллигенции объявляются чуть ли не серийными уголовными убийцами, то почему бы завтра не открыть стенограмму ежовского "публичного" и "правового" процесса и не обвинить сначала их же, а потом и безвестное число малых сих в подготовке к распродаже родины по частям (Дальний Восток - Японии, Украина - в сегодняшних реалиях Кубань - Германии)
3) и шпионаже в пользу иностранных разведок? Почему бы тогда не спустить на места разнорядку по арестам безродных космополитов, "шпионов" и прочих врагов народа? К сожалению, эти вопросы сегодня из области виртуальных страхов советской/российской интеллигенции переходят в практическую плоскость; как мы уже заметили выше,
в России история никого и ничему не учит4). Вспомним хрестоматийное: в 30-е годы руководители среднего звена
5) и другие исполнители/свидетели массовых репресий переживали свои жертвы на год-два, от силы три. Сегодня история повторяется скорее в фарсовой форме, но все же, все же...
Но не все так плохо, есть у сегодняшнего термидора и следствия хорошие. Например, наконец-то возникнет в стране сильная и объединенная наличием общего, так скажем, оппонента правая партия, благо вопрос,
против кого дружить будем, ключевой в российском партстроительстве, в общих, а частично и персональных, чертах уже решен. Успешному партстроительству послужит и традиционно сопутствующая термидору известная доля ночного адреналина. Итак, формула новой эпохи, то, что все острее ощущается в воздухе новой российской жизни: меньше бизнеса, какой уж тут бизнес, больше частной жизни и, наверное, политики
6), благо пока еще есть Интернет, компьютеры со сканерами и принтерами, да порядком подзабытое за 90-е годы старое и надежное радио "Свобода". Занавес поднимается, все мы опять стоим на ветру истории, и снова "Времена не выбирают, / В них живут и умирают. / Большей подлости на свете / Нет, чем клянчить и пенять. / Будто можно те на эти, / Как на рынке поменять"
7).