| Юрий Никольский
РЕШЕНИЯ: ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКАПроблемы, обсуждаемые в СМИ
|
| ЖАРА - 2010
|
|
|
|
|
Определение причин жары летом 2010 года не является праздной разминкой ума. В зависимости от причин необходимо будет принять различные решения, чтобы предотвратить трагедии в будущем.
Наши средства массовой информации трансформируют идеи, что причина жары кроется в изменении климата, а, как следствие, мы имеем аномальные явления природы. Изменение климата по наиболее распространенным оценкам может происходить по двум основным составляющим:
1. Цикличность изменения климатических явлений, что подтверждается анализом данных по истории биологического развития на земле. Решения руководителей государств не могут повлиять на процессы, поэтому необходимо просто готовиться к худшим сценариям.
2. Наличие активного воздействия из-за промышленных отбросов и из-за бесконтрольного роста числа жителей, пагубно воздействующих на природу, включая биосферу. Эти темы активно обсуждаются, став даже повесткой представительных саммитов. Наибольшее распространение получили идеи по уменьшению выбросов в атмосферу веществ, создающих парниковый эффект, по снижению воздействия на рост озоновой дыры над Антарктидой и тому подобное. Здесь решения ищутся в создание глобальных законов, которым должны подчиняться все государства мира.
Есть еще причина, которую называют. Это - костры, окурки, бутылки и тому подобное. Не будем обсуждать серьезность таких высказываний, если не считать, что русские глупее других наций, где пожаров таких масштабов нет.
Вне сомнения, что эти причины повлияли на аномальную жару в 2010 году. Но их вклад был ниже, чем парниковый эффект, сформированный пожарами торфяников.
Парниковый эффект из-за пожаров - основная причина аномалий
Пожары, возникающие на значительной территории, выбрасывают в атмосферу огромное количество самых разнообразных веществ, создающих парниковый эффект. Если пожар быстро ликвидируется, то парниковый эффект не возникает. Точнее, он быстро разрушается внедрением новых масс воздуха с тех территорий, где пожаров нет. Продолжительные пожары выбрасывают такое огромное количество веществ, которое распространяется в атмосфере на сотни километров. А это уже формирует парниковый эффект на многие недели. Это и произошло в 2010 году.
Сформировавшийся парниковый эффект не пропускает на данную территорию дожди с более прохладными массами воздуха. Этим объясняется парад рекордов высоких температур в Москве и в большинстве областей европейской части России, а на границах парникового участка формируются аномальные осадки и ураганы.
Здесь необходимо понимать, что отсутствие оперативных действий по тушению пожаров послужило причиной потери урожая в России из-за засухи.
Таким образом, можно констатировать, что бездействие по тушению пожаров нанесло огромный материальный ущерб всей экономике страны. Он исчисляется сотнями миллиардов рублей: сгоревшие дома, леса, потери урожая, болезни людей и так далее.
Система управления изменилась в худшую сторону
Подобные условия были в 2002 году, когда в Подмосковье были пожары, повлекшие задымление Москвы. Но в тот год были приняты меры, позволившие не создать столь мощного парникового эффекта.
После пожаров в 2002 года была названа причина: отсутствие необходимого уровня централизации. Считалось, что сосредоточение всего в едином центре позволило бы успешнее справиться с пожарами. Система по решению чрезвычайных ситуаций была реформирована за счет снижения средств и ответственности на местах.
После жары-2010 стало очевидно, что реформирование управления привело к той системе принятия решений, которая не позволяет достаточно оперативно реагировать на ситуации. Можно сделать вывод, что сформированная централизация властных структур управления не может гибко реагировать для принятия эффективных решений. Для тушения пожаров потребовалось вмешательство высшего руководства страны. При этом премьер-министра задействовали в шоу, где центром стало его прямое участие в качестве рядового специалиста в тушении пожаров в Воронежской области совместно с украинцами и с самолета в Рязанской области.
Необходимы личные указания руководителей страны, чтобы начали предприниматься консолидированные действия. И вся централизованная информация это хорошо демонстрировала.
Здесь необходимо вспомнить, что во времена зарождения советской власти, были те же проблемы. Отсутствие гибкости было таким значительным, что считалось нормальным, когда лично к Ленину шли ходоки. То есть вертикаль власти была столь значительной, что без вмешательства авторитарной личности не было возможности решать проблемы на местах. Как показал исторический опыт, централизм порождает авторитаризм, который может перерасти в диктат.
Вертикаль власти - основная причина аномальной жары
Вертикаль власти - это еще не означает наличие высокой эффективности управления. Вертикаль власти означает лишь то, что чиновник более низкой иерархии подчиняется чиновнику более высокой иерархии. Вертикаль власти породила безответственность чиновников, что снизило качество управления страной, создав предпосылки для имитации действий.
Пожары начинаются в местах, где были разработки торфа. Но никто не понес ответственности, что чиновники предоставили возможности для разработки в нарушении законов экологии. Если чиновник принял решение вне своей сферы ответственности, то он может понести уголовную ответственность. Но никто не несет даже моральной ответственности за транспортные пробки в городах, за ухудшение инфраструктуры жизнеобеспечения, за ухудшение экологии, за разрушение памятников истории и тому подобное.
Снижение экономических показателей, стагнация малых форм бизнеса, рост платы за коммунальные услуги и тому подобное не стало поводом для обвинения чиновников различных уровней в их неэффективности. Основа деятельности чиновников - это выполнение законов и инструкций вне зависимости от их реальной содержательной части. Система, когда под видом законности нарушаются реальные права людей, порождает коррупцию. Нарушений прав наблюдается все чаще, но это не стало темой для законодателей. Пошли по пути, когда формы борьбы с коррупцией предлагаются в основном не в поиске и ликвидации причин коррупции, а в создании дополнительных проверяющих органов и в усилении карательных мер.
При сформированной вертикали власти отсутствует взаимодействие на местах между различными структурами, а часто между различными ветвями власти идет тихая война. А это порождает боязнь, что гражданское общество начнет участвовать в решении различных вопросов, которые власть взяла на себя. Стала привычной чиновничья фраза: "Ситуация под контролем". Она означает лишь одно: не вмешивайтесь. Это не относится к начальству. Это относится к обществу. Здесь остается добавить, что для развития гражданского общества условия не создаются.
Власть в редких случаях взаимодействует на местах с населением. Управление же на местах возможно, если это взаимодействие налажено. Ни в каких учебных заведениях не обучают будущих чиновников технологиям взаимодействия на местах. Это происходит по той простой причине, что вертикаль власти подразумевает диктат, а не взаимное сотрудничество.
Вертикаль власти не смогла консолидировать ресурсы для борьбы со стихией
В каждом городе есть техника, которая могла позволить быстро ликвидировать пожары. Но эта техника была в хозяйствах, которые не были подчинены власти. У власти на местах не было финансовых средств, чтобы оплатить использование техники коммерческих хозяйств. К тому же, не было необходимого уровня взаимодействия с местным сообществом, чтобы консолидировать наиболее активных людей на борьбу с огнем.
Министерства оказались пассивны в своих решениях. В СМИ много писали о несчастных стариках. Но редкий голос писал о том, каким будет будущее поколение. Беременные женщины и дети даже после того, как погорели их дома, продолжали оставаться в задымленных районах. Министерство обороны, которое любит указывать на плохое качество призывников, не озаботилось проблемой вывести будущее поколение в благоприятные с точки зрения экологии районы. И просто было ощущение, что во власти нет структуры, которая заботится о здоровье будущих поколений.
Далее один пример для иллюстрации. В г. Кисловодск санаторий Солнечный пустовал. Но погорельцев поселили в здание местного ПТУ, а не в него. И дело не в злом умысле чиновников, которые не перевезли за госсредства хотя бы беременных женщин и матерей с детьми. Такое решение было бы расценено, как нецелевое использование бюджетных средств, а за это чиновник понесет уголовную ответственность. Он не отвечает за здоровье людей. Сформирована структура властного подчинения, когда не требуется осознание проблем для поиска оперативного решения, а требуется выполнение инструкций с ожиданием указаний с более высокого уровня власти.
Сигналы и власть
Общую обстановку хорошо характеризуют передачи центрального телевидения. Вот основные выводы, которые можно сделать на основе их новостей:
1. Решения принимались премьер-министром и президентом страны. На местах власть приняла лишь меры с учетом местных возможностей, не требующих согласования и дополнительных средств. Нет смысла согласовывать, так как структура власти построена таким образом, что согласования заняли бы время, когда пожары уже погашены. Дополнительные ресурсы задействовались лишь после принятия решения на самом высоком уровне. При этом ощущалось, что высшие звенья власти не доверяют тем звеньям власти, которые осуществляют работы на местах.
2. Инициативу проявляли лишь отдельные граждане. Но это были только те люди, которые никак не связаны с вертикалью власти.
Эти пожары показывают, что существующая вертикаль власти губительна для страны. Власть получила очень ясный сигнал. Ведь сформированная система власти распространяется на все стороны жизни, а не только на борьбу со стихийными бедствиями. Сигнал мощный, но нет уверенности, что этот сигнал будет правильно понят. Правильно понять - это сделать выводы о существенном изменении всей политики по управлению страной.
Кто же и за что должен отвечать?
А. Высшее руководство страны должно отвечать за систему, которая позволяет повышать эффективность решений (с 2002 года эффективность принятия решений снизилась).
Б. Министерства должны отвечать за то, чтобы отдельные случаи не стали причиной массовых явлений. МЧС не принял меры к своевременной ликвидации очагов пожаров, что привело к экологической катастрофе. Другие министерства должны были сразу включиться в процесс каждый в своей сфере ответственности и понимания последствий. Но они этого не сделали. Действия МЧС больше напоминало действия пожарного депо, а не министерства. Нужно ли улучшить оснащение МЧС? Да, но не только это, если понять, что причина не только в природе.
В. На местах должны отвечать за экологическое состояние и качество жизни. Но местная власть в основном отвечают за принятие решений по использованию средств, полученных от поступающих налогов. А еще их могут уволить при наличии открытых протестов населения.
ВЫВОД:
|
|
Сигнал получен о том, что сбой дала вся система управления. Нужна иная концепция управления государством, а не просто комплекс мероприятий по предотвращению масштабных пожаров в последующие годы.
|
|
Этот вывод мною был сформирован в период пожаров. А после этого в декабре были обесточены населенные пункты в Московской области и еще в ряде мест. И опять была ссылка на катаклизмы природы.
Весной руководители соответствующих служб утверждали, что они готовы к пожарам. Осенью объявлялось, что все готово к буранам и налипанию снега.
Утверждения и обещания противоречат реальным фактам. Это говорит еще раз в пользу вывода, что причина в управлении.
По вопросам управления загляните на страницу сайта Решение задачи: вертикаль власти без коррупции
ТЕМЫ САЙТА
Вернуться к началу раздела
"Проблемы, обсуждаемые в СМИ"
На главную страницу сайта
© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"