РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА
Результаты анализа
управленческих решений
района (муниципального образования)
АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
Разработанная Антикризисная программа не привела к ожидаемым результатам. Это указывает на то, что проводимые мероприятия не дали необходимого экономического эффекта. Причины в том, что целевые установки Антикризисной программы слабо учитывают мотивации и формы управления в условиях рыночных отношений.

Антикризисной программой провозглашается (в качестве приоритетного направления): создать благоприятные условия для привлечения частных инвестиций. Но в следующей строке сделана оговорка: при этом избежать возможностей потери предприятиями юридической самостоятельности и перевода финансово-материальных потоков в головные предприятия.

Что означает, что предприятие сохраняет юридическую самостоятельность? У предприятия есть собственник. То есть предполагается, что собственник будет сохранен при наличии частных инвестиций. Если собственник является эффективным, то привлечение инвестиций является частным вопросом при переговорах между собственником и инвестором. Если собственник не является эффективным, то инвестиции не придут.

Фактически в Антикризисной программе провозглашается политика сохранения своего местного собственника вне зависимости от результатов деятельности предприятий. Результат такой политики налицо - ряд предприятий находится в банкротном или в предбанкротном состоянии (ОАО "Завод фильтровальных порошков", ОАО "Завод Свет", ОАО "Мебельная фабрика"). Налоги от этих предприятий уменьшались, зарплата наемных работников была мизерной, а инвесторы не интересовались данными предприятиями, так как менеджмент предприятий был низок. Если бы предприятия потеряли юридическую самостоятельность, но были бы сохранены рабочие места с достаточным уровнем заработной платы, то Консерватизенский район получил бы пополнение в бюджет. Ведь налоговые поступления в 2001 году почти наполовину составил налог от физических лиц.

Надо ставить иные цели, а сохранение юридической самостоятельности и денежные потоки - это только факторы в ходе ведения переговоров с инвесторами.

В Антикризисной программе утверждается, что финансовых ресурсов катастрофически не хватает. При этом указываются причины, которые не являются определяющими. Авторы Антикризисной программы сетуют на то, что район захлебывается в потоке неразрешенных проблем, что даже появился термин "финансово-экономическая несостоятельность территорий". На самом деле большинство проблем разрешимы на местах, если они правильно сформулированы и проводятся мероприятия по ликвидации причин, препятствующих финансовому оздоровлению района.

В первую очередь финансовых ресурсов не хватает, так как люди имеют низкие заработки. Доля поступлений за счет налогов от физических лиц имеет большое значение и почти достигает отметки в 50%. Средняя зарплата по Консерватизенскому району почти в 2 раза ниже, чем по России. Если бы экономика развивалась бы интенсивными методами, то уровень зарплаты в районе был бы выше общероссийского уровня. Низкая зарплата - это одна из причин финансового дефицита бюджета.

Повышение уровня доходов населения в условиях рыночной экономики возможно только в том случае, если будет создана благоприятная обстановка для развития бизнеса.

В документе по анализу состояния экономики района говорится, что необходимо ввести более жесткий контроль за объемами налоговых поступлений от предприятий. Нужен не жесткий контроль за налоговыми поступлениями, а соблюдение законодательства, в том числе в области уплаты налогов. Сама по себе фраза воспринимается бизнесом, как угроза, что снижает уровень инвестиционной привлекательности. После этой фразы идет указание на работу 4-х предприятий, которые увеличили выпуск товарной продукции на больший объем, чем отчисления в бюджет (ГП "Дунанский ПБК, ОГУП "Консерватизенский леспромхоз", ОАО "Нашэнергосервис", ООО "Лесоруб"). Рост выпуска продукции не всегда ведет к росту финансовых результатов деятельности предприятий, поэтому сам по себе довод с позиций рынка не состоятелен. Но данная позиция настораживает собственника и мотивирует его к переводу бизнеса на другую территорию.

В Антикризисной программе указывается, что ряд предприятий сменили свои юридические адреса и стали платить налоги по месту их регистрации. Можно сделать вывод, что Консерватизенский район имеет более низкую привлекательность для бизнеса, чем другие районы, куда перевели юридические адреса. Казалось бы предприятиям все равно, где платить налоги. Они их платят там, где имеют хорошие контакты с местной администрацией, где лучше предпринимательский климат, где их бизнес более надежно защищен и может быстрее развиваться.

Есть понимание того, что инвестиции необходимо привлекать, но реальная политика делает Консерватизенский район менее инвестиционно привлекательным по сравнению с другими районами, где происходит рост инвестиций и куда переходит бизнес Консерватизенского района. Консерватизенский район не выдерживает конкуренции с другими районами по этому важнейшему из направлений развития.

Проблема привлечения инвестиций стоит не только с промышленными предприятиями, но и сельхозпроизводителями. Их результаты деятельности показывают, что они не способны эффективно проводить свою продукцию на рынки. В результате этого объемы производства значительно выше объемов продаж. Капиталы предприятий связаны. Низкий оборот капитала сказывается на финансовом состоянии, что является причиной огромных долгов большинства предприятий. Низкая эффективность бизнеса привела к дефициту оборотных средств, создает проблемы с закупкой ГСМ, семян и удобрений. Предприятие, если оно не возвращает в срок долги, получает новые кредиты под более жесткие условия.

Практически на всех предприятиях суммы просроченной кредиторской задолженности очень значительны. Отношения кредиторской задолженности к дебиторской указывает на низкую финансовую состоятельность сельхозпредприятий и ряда промышленных предприятий. На такие предприятия инвестиции привлечь можно только после их существенной реструктуризации. Проблема не в том, чтобы больше производить продукции. Проблема в том, чтобы производить такую продукцию, которая может быть реализована на рынках по эффективной цене и в короткие сроки. Снижение управленческих издержек и формирование эффективных продаж потребует перехода на другие принципы управления.

В настоящее время затраты на производство сельхозпродукции выше, чем цена, по которой она продается. Это указывает только на одну проблему - сельхозпроизводство не конкурентоспособно. Сейчас жители сельской части Консерватизенского района в основном живут за счет горожан: налоги почти не платят и получают дотации. При такой постановке дел они плохо мотивированы к решительным действиям по изменению ситуации. Дотации можно предоставлять только тем предприятиям, у которых есть четкий план, позволяющий вывести эти предприятия на уровень эффективного бизнеса.

Отсутствие экономического кластера продовольствия в Консерватизенском районе - основная причина несостоятельности сельхозпроизводства. Директивные указания о том, кто и сколько должен производить не решат проблемы сельхозпроизводителей. Не решит проблемы обучение работников хозяйств по изучению и внедрению в производство малозатратных технологий выращивания с/х культур. Во-первых, в хозяйствах отсутствуют возможности для внедрения современных методов сельхозпроизводства, которые требуют наличия кроме желаний еще и средств. Во-вторых, необходимо наличие структуры для внедрения современных методов хозяйствования и продвижения товаров на рынки. Обучение, может быть, и снизит уровень убытков предприятий, но не сделает их успешными. В первую очередь необходимо обучать управлению в условиях рыночных отношений, а потом уже технологиям производства.

Наличие проблем - это результат политики в области поддержки предприятий. Они рассматриваются с позиций сегодняшнего дня, а не с позиций влияния на развитие экономических процессов в районе с учетом долгосрочной перспективы. Не случайно в Антикризисной программе утверждается, что налоговые льготы предоставляются тем предприятиям, которые являются слабыми в финансовом отношении. Правда, оговаривается, что по объективным причинам. Тем самым руководителям предприятий нет необходимости разрабатывать долгосрочные планы своего развития, а следует доказать, что слабая финансовая состоятельность предприятий связана с объективными причинами. Такая политика мотивирует руководителей не развивать предприятия, а искать причины для получения льгот.

Реструктуризация - это изменение управленческих принципов. Наличие проблем в ЖКХ требует реструктуризации. Простое разделение МП ЖКХ, как это предлагается руководством района, на муниципальные предприятия по видам коммунальных услуг не оздоровит ЖКХ. Нужны иные принципы работы в данной сфере.

В 2001 году население оплачивало 30% расходов при потреблении тепла. Это очень низкий процент. Основной стандарт для России - 80%. Не случайно поэтому МП ЖКХ находится в предабнкротном состоянии. Необходим быстрый переход от прямой финансовой поддержки отрасли к адресной поддержке малоимущих, которые не способны проводить своевременную оплату.

Из 22 котельных 21 работает на мазуте и 1 на угле. Оборудование затратное. Многие котельные загружены лишь на 15%, что значительно ниже уровня рентабельной загрузки. Переход на энергосберегающие технологии потребует значительных ресурсов. Возможно привлечение инвестиций при условии, что будут определены тарифы, позволяющие окупить инвестиции за 3 года, а также будет гарантирована своевременная оплата. Только после решения данного вопроса и других вопросов по развитию коммунальной сферы можно определять механизм реструктуризации МП ЖКХ.

Консерватизенский район имеет низкий имидж по выполнению своих обязательств. ОП "Энергосбыт" Пер-ской железной дороги имеет обоснованные претензии к оплате за поставляемую энергетику. Это сильно снижает инвестиционную привлекательность Консерватизенского района, в том числе для замены существующих систем выработки тепла на более эффективные.

Несвоевременное выполнение обязательств, а тем более их невыполнение формирует отрицательный имидж района. Можно оправдываться, называя причины, но имидж все равно будет препятствовать привлечению эффективных инвестиций.

Называются причины отсталости предприятий района. Называемые причины мало зависят от решений управленцев предприятий и администрации: скачки цен на энергоносители, законодательство, принятие решений во внешней среде по отношению к Консерватизенскому району.

В Антикризисной программе декларируется, что Администрации области необходимо помочь (району) срочно решить вопрос об обеспечении доступности банковских кредитов для предприятий на пополнение оборотных средств и восстановление производственных фондов, как по уровню ставок, так и по срокам. Данная просьба говорит о низком понимании механизмов рыночной экономики. Администрация области не сможет помочь по той причине, что банк в своей деятельности от нее не зависит. При предоставлении кредитов банковский работник в первую очередь посмотрит на шансы возврата кредита. Предприятиям Консерватизенского района с просроченными кредитами будет трудно доказать банку, что в дальнейшем они смогут выполнять свои обязательства. Зная, что из района уходит бизнес, банк даже для состоятельных предприятий предъявит более высокие требования.

Уровень ставок и сроков погашения определяется рынком, а не администрацией. Уровень ставок и сроков может быть изменен в сторону смягчения, если при предоставлении кредита банк достигает более сложных целей, чем простое возвращение предоставленных средств. Для этого банку или другой финансовой организации (фонд, страховая компания, лизинговая компания и пр.) должны быть понятны цели Консерватизенского района и предприятий, которые будут получать финансовую или иную поддержку.

Указываются причины, связанные с нехваткой кадров. При этом не проводится анализ причин, почему эти кадры покинули свои предприятия. Проблему предлагается решать за счет подготовки новых кадров. Конечно, отсутствие квалифицированных кадров требует подготовки новых, но при этом должны быть ликвидированы причины того, что наиболее квалифицированные кадры снова покинут предприятия Консерватизенского района. Подготовка кадров не решит проблемы, если зарплата в районе будет не конкурентная с зарплатами в других регионах, куда смогут перейти на работу жители района. Необходимо указывать на причины, которые находятся внутри района.

Основной причиной является: низкий уровень предпринимательской активности населения, а, как результат, низкий уровень менеджмента в целом.

В Консерватизенском районе на 1 апреля 2002 года всего 555 предпринимателей без образования юридического лица. Это составляет менее 3% от трудоспособного населения. Данный уровень один из самых низких по России. В районах с наиболее интенсивным развитием количество лиц, вовлеченных в предпринимательскую деятельность, превышает одну треть. Сильное отставание в данном направлении сильно сдерживает развитие Консерватизенского района.

Отсутствие экономических кластеров, в том числе кластера продовольствия, является существенным тормозом для развития предпринимательства. Основные производства придерживаются устаревшей структуры управления. Формирование управленческих технологий с вовлечением малого бизнеса в субподрядные работы не производится.

Большинство предприятий Консерватизенского района строят свою работу на рынке в условиях жесткой ценовой политики. К этому их толкает отсутствие товаров с высокими потребительскими свойствами. Именно такие товары с ростом покупательной способности населения имеют все больший спрос. Товары низкого качества приобретает все меньшая часть населения, что в конечном итоге приводит к постепенному снижению финансовых поступлений в район.

Предприятия должны ориентироваться в первую очередь на внешние по отношению к Консерватизенскому району рынки. Работа только на внутреннем рынке района приводит в конечном итоге к потере части рынка и к ухудшению финансового положения предприятия. Это ярко продемонстрировало предприятие ОАО "Симбирск-спирт".
Отсутствие устойчивого рынка вне района не указывается в качестве основной причины ухудшения состояния предприятия. Отсюда решения по улучшению состояния с реализацией продукции ищутся внутри района, а нужно было бы определить управленческие решения, позволяющие предприятию выйти на внешние по отношению к Консерватизенскому району рынки. Принятый соответствующий план мероприятий, если приведет к улучшению состояния предприятия, то только лишь временно. Повышение качества продукции - это основа современного бизнеса. Инвестиции приходят в первую очередь на те предприятия, где способны осуществлять мероприятия по развитию технологий в области повышения качества. Определенным стандартом наравне с техническими и с технологическими процессами должен удовлетворять менеджмент. Тогда он понятен инвестору и тот готов развивать предприятие. В Консерватизенском районе предприятия не имеют сертификатов международного стандарта менеджмента качества, а основная масса управленцев просто ничего не знала о наличии стандартов в области менеджмента.

В Антикризисной программе (Вводная часть) стратегическая цель, в частности, достигается, по мнению ее авторов, на основе интенсивного труда. На самом деле - на основе строгого выполнения всех технологий, в том числе управленческих. Знание основ современного менеджмента и умение их применять на практике - основа развития для любой территории, в том числе для Консерватизенского района.

Слабая предпринимательская активность и низкий уровень менеджмента - это естественное наследство от периода, когда страна не жила в рыночной системе экономики. Подготовка в этом направлении не велась. Изменение ситуации не было учтено в процессе обучения, при подготовке кадров в Консерватизенском районе. Ученики, как и в былые годы, получают большой объем знаний, но этот объем знаний плохо сориентирован на получение знаний и навыков в предпринимательской деятельности.

В Антикризисной программе говорится о необходимости сохранения библиотечного фонда и о его расширении. Состав книг в библиотеках не анализируется на их соответствие новым реалиям. В первую очередь необходимо сформировать ту литературу и читательскую аудиторию, которая позволит жителям войти в предпринимательскую деятельность и научиться самостоятельно извлекать доходы с выполнением всех существующих законодательных норм. Часть людей уходит в теневой бизнес как раз по той причине, что они плохо себе представляют те возможности, которые гарантируются законодательством. Они просто очень слабо знают нормативные акты. Обычно их знания не выходят за рамки тех, которые они получили в результате практических действий.

Отсутствие программы по подготовке предпринимателей в Консерватизнеском районе является результатом провозглашаемой политики. В Антикризисной программе сказано, что основное направление повышения реального уровня доходов населения заключается в создании условий для восстановления роли оплаты труда как основного источника денежных доходов. Данная фраза воспринимается, как противоречие тезису о развитии малого предпринимательства, так как оплата труда воспринимается в контексте, как оплата труда наемного работника.

Повышение реального уровня дохода будет при условии, что сформирован рынок труда. Рынок труда предполагает, что житель Консерватизнеского района имеет возможность от менее эффективного собственника переходить к более эффективному собственнику, заниматься самостоятельным бизнесом и иметь выбор при определении своих источников доходов. Работа по основному месту работы и дополнительный заработок за счет предпринимательства в свободное время должно стать реальной практикой большой части населения. Тогда собственник для удержания наиболее квалифицированных кадров будет повышать уровень оплаты своим работникам. Рост доходов отдельных граждан явится основой для роста доходов бюджета района (подчеркнем - граждан, а не предприятий).

В настоящее время жители района стремятся к получению дополнительных источников для своего существования. Они выращивают продукты питания на своих подсобных участках. Тем самым они устремлены на пассивную деятельность при натурализации своих хозяйств вместо активных действий для получения дополнительных источников дохода. Район не ставит богатым, если работа на собственных участках позволяет получать больше, чем маленький бизнес данных людей.

В Антикризисной программы в разделе Ожидаемые результаты не ставятся цели по росту реальных денежных доходов жителей Консерватизенского района. Об этом не говорится в задачах. Проблема качества жизни людей оказалась второстепенной для Антикризисной программы. Без основного мотивационного принципа, который позволяет развивать инициативу для получения больших доходов, остальные результаты не могут быть достигнуты.

Если продолжать идти прежним курсом, то реальный результат к концу 2003 года (крайний срок реализации Программы) будет следующим: техническое перевооружение и модернизация предприятий не произойдет, производительность труда не повысится в такой степени, чтобы говорить о преодолении кризиса. Инвестиционная привлекательность почти всех предприятий Консерватизенского района при наличии груза просроченных долгов и устаревшей техники крайне низка. Привлечение инвестиций потребует от предприятий серьезной подготовительной работы. Данная работа в Антикризисной программе не спланирована. Основная цель, объявленная Антикризисной программой, по созданию условий для устойчивого развития реального сектора экономики не может быть достигнута при сохранении сложившемся понимании решения задач в области развития.

В вводной части Антикризисной программы утверждается, что увеличение объемов производства на предприятиях района будет способствовать увеличению налоговых поступлений и повышению реального уровня жизни работающих. Вывод о том, что это не совсем так можно сделать на основе результатов деятельности сельхозпредприятий. Они произвели больше, а выручили меньше. Данный тезис позволил принять решения, которые не привели Консерватизенский район к развитию.

Развитие реального сектора экономики может не приводить к росту доходов населения. Развитие промышленности и сельского хозяйства может идти успешно, но при этом могут сохраняться низкие заработки. Полученные доходы собственниками могут использоваться в других регионах (в чем уже убедился Консерватизенский район). В этом смысле провозглашенная в Антикризисной программе цель может не соответствовать тем целям, которые ставит перед собой население. Развитие реального сектора экономики может быть условием для роста реальных доходов жителей Консерватизенского района, а не целью. Цель должна быть сформулирована иначе, чем она формулируется в Антикризисной программе.

Задачи, которые в первую очередь волнуют население, освещаются в Антикризисной программе слабо. Авторы Антикризисной программы исходили из принципов, что рост реального сектора экономики влечет за собой рост жизненного уровня. Но это не всегда верно. Развитие реального сектора приведет к желаемым результатам, если будет рост входящих финансовых потоков.

Одна из задач - создание новых рабочих мест не может удовлетворять наиболее активную часть жителей, так как они хотят иметь уровень оплаты труда хотя бы не ниже, чем в среднем по России. Новые же места могут создаваться за счет того, что труд при этом малоэффективен, поэтому зарплата при таком труде остается на низком уровне. Активная часть населения способна сама по себе создавать рабочие места с высоким уровнем доходов, если для этого есть условия. Активная часть населения в крайнем случае найдет себе работу вне Консерватизенского района, поэтому для них важны цели в других формулировках. Жители района, по крайней мере та часть, которая активна, в настоящее время сама себе находит рабочие места. Число занятых в экономике Консерватизенского района сокращается быстрее, чем количество жителей. Процент трудоспособного населения примерно остается на прежнем уровне. Уровень официальной безработицы остается низким. Это указывает на то, что растет скрытая безработица. Скрытая безработица побуждает людей заниматься теневым бизнесом или выезжать на заработки в другие места (чаще в областные центры и в Москву).

Выезд в другие места на заработки побуждает жителей Консерватизенского района искать возможность жительства там, где они могут быть востребованы. Это приводит к оттоку из района наиболее дееспособной части населения. Качественный профессиональный уровень жителей снижается. Район становится менее конкурентоспособным по сравнению с другими местами возможного жительства. Формирование новых рабочих мест не решает проблему, если заработная плата людей при этом будет значительно ниже, чем там, где можно найти работу с зарплатой хотя бы в 2 выше. Если учесть, что зарплата в Консерватизенском районе почти в 2 раза ниже, чем средняя по России, то отток населения будет продолжаться. Для Консерватизенского района необходимо создавать механизмы, которые позволят повысить уровень зарплаты жителей района. Основной механизм в условиях рыночных отношений - это развитие малого бизнеса.

Рост промышленного производства не всегда происходит одновременно с ростом зарплаты. Рост продаж может сопровождаться с повышением издержек производства и с продвижением продукции на рынки, с ростом цикла оборачиваемости капитала, с ростом цен на закупаемое сырье и так далее. Для каждого предприятия это индивидуально, поэтому определить подлинные причины низкой зарплаты без профессионального анализа состояния конкретных предприятий будет иметь очень большую степень допущений. Но даже те предприятия, где уровень доходов позволяет повышать зарплату, не будут это делать в полном объеме, если нет конкуренции за работника на рынке труда.

Работодатели вынуждены повышать оплату труда наемным работникам, если в районе средний уровень доходов жителей растет. В противном случае они теряют наиболее подготовленные кадры. Задача Консерватизенского района создать конкурентную среду на рынке труда через малое предпринимательство, что будет способствовать росту зарплаты наемных работников.

Антикризисная программа сформулировала желание поддерживать малое предпринимательство. В первую очередь малое предпринимательство нуждается в устойчивых заказах и рынках сбыта своей продукции. Рынок в настоящее время теряет границы. Наличие интернет-технологий позволяет продвигать продукцию в любые точки земного шара. Но это верно лишь при условии, что создана структура, которая способна заниматься профессионально продвижением продукции на рынки. В Антикризисной программе не сформулированы соответствующие задачи.

Антикризисная программа построена на традиционных технологиях оценки результатов деятельности. Отсюда происходит анализ сложившейся ситуации без учета реальной инвестиционной привлекательности Консерватизенского района и без учета конкурентоспособности района с другими районами. В этом смысле оценки состояния района слишком завышены. Взятый за основу огромный фактический материал не был проанализирован с точки зрения нахождения района в конкурентной среде.

Необходимо признать, что район имеет низкую конкурентоспособность по сравнению с другими районами. Первый признак этого - уход успешного бизнеса и снижение объемов инвестиций. Система оценки результатов работы по реализации Стратегии развития должна быть изменена. Она должна определять те положения, которые позволяют администрации принимать обоснованные решения. Собственник сам определяет, как и сколько ему производить, как продавать произведенную продукцию, кого и для чего нанимать и тому подобное. Если административные органы начинают вмешиваться в этот процесс, то наиболее перспективный бизнес уходит из района.

Антикризисная программа ставит одной из задач улучшение прогнозирования по району. Прогнозирование нужно для принятия решений. Информация для анализа и прогнозирования аккумулируется в процессе бизнес-деятельности в ключевых узлах бизнес-структур. Без организации экономических кластеров прогнозы будут содержать значительные погрешности. При проигрыше в конкурентной борьбе с другими районами по формированию экономических кластеров Консерватизенский район будет иметь ограниченный доступ к информации для принятия управленческих решений.

Одно из условий выхода из кризиса - это научиться согласовывать свои действия с бизнесом, в первую очередь с тем, который является эффективным вне зависимости от того, где он юридически оформлен. Необходимо вовлекать сообщество в решение задач развития Консерватизенского района и для повышения инвестиционной привлекательности. Это потребует изменения управленческих принципов. Данные принципы не могут измениться директивным путем. Они потребуют многолетней кропотливой работы, поэтому должны быть основой стратегии развития Консерватизенского района.

Принятие долгосрочных решений должно основываться на глубоком анализе, который должен сформулировать причины, препятствующие развитию Консерватизенского района. При выработке решений должен проводиться анализ на их последствия для всех основных групп сообщества. Решения должны удовлетворять целям собственников по развитию их бизнеса с одновременным развитием Консерватизенского района. Согласованность целей бизнеса, сообщества и власти должно стать основой развития. Согласование целей возможно, если цели и средства их достижения обсуждаются в открытой и откровенной дискуссии.

Географическое положение Консерватизенского района благоприятное. Природные условия содержат хороший потенциал для развития промышленности и сельского хозяйства. Территория района является достаточной для развития на многие десятилетия вперед.

Коммуникации, включая транспортную инфраструктуру, позволяют развиваться бизнесу, проводить товарную и иную продукцию в любые регионы России и во многие регионы Европы и мира. Отсутствие достаточной пропускной способности телефонных сетей для развития интернет-технологий. С учетом того, что интернет-технологии являются все более значимым фактором для развития регионов, то данный фактор может служить тормозом по выходу на наиболее перспективные рынки.

Нахождение Консерватизенского района на стыке областей позволяет ему стать региональным центром для малых городов и других населенных пунктов, которые отдалены от своих областных центров и приближены к г. Консерватиза.

Сокращение объемов перевозок указывает на то, что Консерватизенский район не смог удовлетворить рынок в данном виде услуг. Учитывая месторасположение г. Консерватиза, данный вид услуг может развиваться при условии, что будет развиваться малый бизнес в Консерватизенском районе.

Состояние транспорта для перевозки людей ухудшается. Это является результатом того, что транспорт остается традиционным по форме финансирования и методам пополнения, что сдерживает его развития. Основные показатели экономического развития Консерватизенского района в последние годы имеют тенденции к ухудшению. Происходит снижение численности населения Консерватизенского района. В последние годы миграция стала складываться не в пользу района - число выезжающих стало превышать число въезжающих в район. В частности это вызвано тем фактором, что в Консерватизенском районе низкий уровень дохода на душу населения, а отношение средней зарплаты к прожиточному минимуму продолжает снижаться.

Это вызвало естественную тревогу руководства района и области. Была разработана Антикризисная программа на 20001-2003 годы. Итоги первого года выполнения программы показали, что она имеет мало шансов на то, чтобы быть выполненной.

За последний год экономика Консерватизенского района продолжала быть кризисной. Суммарная кредиторская задолженность в несколько раз выше дебиторской. Велика просроченная кредиторская задолженность. Часть собственников перевело свой бизнес из Консерватизенского района. Объемы привлеченных инвестиций, которые и так являются очень низкими, упали.

Показатели в рублях и натуральном выражении от года к году имеют резкие скачки. Это указывает на отсутствие стабильных партнеров, заинтересованных в постоянных закупках продукции Консерватизенского района.

Консерватизенский район является малопривлекательным для бизнеса, а тем более - для инвесторов. Имидж района по выполнению своих обязательств и по качеству менеджмента - низок. Консерватизенский район по многим своим показателям отстает от соответствующих показателей других районов. От наиболее развивающихся районов отставание значительное. Так, количество предпринимателей в районе отстает от передовых районов почти на десятилетие. Производственные фонды сильно изношены. Уровень продаж вне района не растет.

Наиболее сложное положение в сельской местности. Предприятия-производители сельхозпродукции работают в убыток. Натуральные показатели имеют тенденцию к снижению. Но даже там, где происходит рост производства, он сопровождался падением объемов продаж, выраженных в рублях.

Изменение средней зарплаты адекватно объемам продаж.

Средняя зарплата крайне низкая. Даже в финансовой отрасли она ниже отметки 2700 рублей в месяц. А в сельском хозяйстве, строительстве, культуре она ниже 700 рублей в месяц. Средняя зарплата почти в 2 раза ниже средней заработной платы по стране, что указывает на низкую эффективность работы бизнеса и на низкий уровень менеджмента в Консерватизенском районе.

Количество, задействованных в экономике, все время сокращается. При этом уровень официальной безработицы резких изменений не претерпевает. Это указывает на большой объем скрытой безработицы. Часть людей для решения своих финансовых проблем вынуждена выезжать из района на заработки. В этом смысле программа по снижению уровня безработицы малоэффективна.

Медицинское обслуживание остается примерно на одном и том же уровне. Улучшение некоторых усредненных показателей связано с сохранением старой системы здравоохранения при сокращении числа жителей района. Развитие платных услуг в области медицины почти не происходит. Состоятельные люди района вынуждены для получения более качественной медицины выезжать из района и оплачивать медицинские услуги в других местах.

Бюджетная медицина в Консерватизенском районе соответствует общероссийскому стандарту, а коммерческая медицина отстала в своем развитии.

Сеть образовательных учебных заведений сохранена. В г. Консерватизе открыт техникум Экономики и права, что способствует подготовке кадров при работе в условиях рынка. В целом же результаты анализа показывают, что большинство молодых людей плохо себе представляют способы действий, которые предоставляет им рынок, для получения более высоких доходов. Основная масса молодых людей, имея желания заняться более активной деятельностью с ростом собственных доходов, плохо себе представляет, как это можно сделать. Программы мало изменились со времен директивной экономики. Преподаватели не получают дополнительной информации о новых педагогических технологиях с целью подготовки закончивших учебные заведения к рыночным условиям.

Подготовка кадров плохо ориентирована на потребности рынка труда. Эффективная связь с бизнесом отсутствует. Платные учебные программы, которые позволили бы себя окупить в процессе дальнейшей трудовой деятельности, не разрабатываются. Прогнозирование рынка труда на несколько лет вперед не ведется.

Клубы в основном сохранены, но их развитие дальнейшее не ведется. Клубы не смогли сформировать услуги, которые были оплачены населением. Развлекательные центры для досуга молодежи, как это происходит в настоящее время во многих городах России, не формируются. Такая ситуация не позволяет создать условия для перекачки средств от алкогольной продукции на оплату цивилизованного досуга. Наличие двух школ искусства позволяет поддерживать тот же уровень культуры, что был в районе сформирован в предыдущие годы. Искусство не коммерциализуется, как это происходит в развивающихся районах России.

Библиотеки сохранили свое важнейшее значение для поддержки культурного и образовательного уровня населения. Но их книжные фонды практически не пополняются современной литературой, в том числе литературой для формирования индивидуальной предпринимательской деятельности.

В районе есть люди с разным уровнем достатка. Часть людей в достаточной степени обеспечена, чтобы оплачивать услуги в области повышения свой квалификации, в области медицинского обслуживания, при получении качественных досуговых услуг. В районе не ведется целенаправленная работа по формированию платных услуг по названным направлениям. Плата же за услуги в данной области могла бы помочь аккумулировать средства, находящиеся внутри района, привлечь средства из соседних районов и транзитных пассажиров. Это послужило бы росту средней зарплаты работников образования, медицины и сферы досуга.

Охрана труда в основном соответствует нормам. Число пострадавших в результате производственных травм имеет тенденцию к снижению.

Социальная защита людей происходит в соответствии с законодательством. Проводятся дополнительные мероприятия в сфере возможностей районного бюджета. Привлечение значительных средств от благотворительных организаций не произошло. В последнем факте нет ничего удивительного, так как благотворительные организации обычно связаны с бизнесом и оказывают поддержку тем регионам, где бизнес активно развивается.

Район не является самодостаточным. Он получает в различной форме субсидии, в том числе помощь оказывается предприятиям сельскохозяйственного сектора экономики. Бюджет района получает трансферты. Бюджет все годы формировался с дефицитом. Уровень дефицита с каждым годом падает. Получить кредиты для реализации каких-либо программ развития в настоящее время району крайне сложно, так как нарушение обязательств в предыдущие годы сформировало имидж района, как ненадежного плательщика по взятым на себя обязательствам.

Уровень оплаты коммунальных услуг населением крайне низок и значительно ниже средних показателей по России. Это увеличивает нагрузку на бюджет, снижает уровень доверия кредитных учреждений и формирует имидж района, как несостоятельного в финансовом отношении. Такая ситуация еще больше снижает инвестиционную привлекательность района.

Район имеет очень высокий уровень издержек в сфере коммунального обслуживания. Так себестоимость холодной воды в Консерватизенском районе в 10 раз выше, чем в Новолинском районе ***овской области. И это при наличии больших запасов воды на территории района. Себестоимость горячего водоснабжения в 40 раз выше, чем Старофаском районе ***овский области. Себестоимость отопления почти в 4 раза больше, чем в Чердакском районе ***овской области.

Переход на энергоэффективное оборудование в районе требует значительных финансовых средств. При существующей политике в области оплаты коммунальных услуг найти частные инвестиции будет не возможно. С учетом низкого имиджа района получение оборудования в лизинг на благоприятных условиях крайне сложно.

Санитарно-эпидемиологоческая обстановка постепенно ухудшается. Сохраняются проблемы, связанные с содержанием водопроводной сети.

Бюджет района в 2001 году был обеспечен за счет собственных доходов на 47%. Трансферты и ссуды ***овской области сформировали 43% бюджета Консерватизенского района. Основой налоговых поступлений является налог с физических лиц. В первом квартале 2002 года он составил 46% от всех налоговых поступлений, а в первом квартале 2001 года - 59%. Изменение произошло в основном за счет налога на прибыль, который в 1 квартале 2002 год стал составлять 28% против 1 квартала 2001, когда он составил 14%. Относительный рост налога на прибыль может быть побудительной причиной ухода бизнеса из района.

Бюджет района находится в сильной зависимости от работы одного предприятия ООО ПФ ДОЗ, который в первом квартале 2002 года перечислил 52,5% от всех налогов, поступивших от предприятий. Наличие бюджетообразующего предприятия содержит значительные риски благополучия района от успехов бизнеса небольшой группы собственников.

Морально-психологическое состояние населения на первый взгляд не вызывает особых тревог. Но опрос через анкетирование показал, что люди в основном не удовлетворены своим положениям и считают, что необходимы решительные действия по изменению ситуации в Консерватизенском районе.

Внутреннее морально-психологическое состояние людей чревато быстрым изменением настроения. Это может привести к опасным последствиям, когда их симпатии начнут склоняться к лидерам радикальных группировок. Изменение настроений будет возможно, когда большая группа людей будет включена в бизнес. Малый бизнес позволяет людей относиться более ответственно к своим поступкам. Люди, активно задействованные в предпринимательстве, во все большей степени рассчитывают на свои собственные силы, требуя от власти только создания условий для создания одинаковых условий для всех и защиты от криминала.

Наличие проблем, связанных с пьянством и хулиганством, является для Консерватизенского района фактором, который будет усложнять развитие района. Развитие досуга является одним из необходимых условий. Но этого не достаточно. Отказ от пьянства и хулиганства во многом связан с постановкой личных целей. Люди, имеющие цели и работающие в правовой системе, как правило, не склонны к пьянству и хулиганству. Малый бизнес стимулирует людей к постановке собственных целей. Обучению по самостоятельной постановке реальных целей и по их достижению должны заниматься все образовательные учреждения Консерватизенского района.

Основные причины отставания Консерватизенского района от ряда регионов России - это отсутствие структурированных экономических кластеров, низкий уровень большинства предпринимателей, отсутствие активности большинства населения для роста личных доходов.

Консерватизенский район сохраняет возможности по изменению ситуации в лучшую сторону и к занятию лидирующих позиций. Для этого необходимо сделать энергичные шаги по реализации Стратегией развития. Это позволить провести эффективную PR-кампанию и сформировать новый имидж Консерватизенского района.

Необходимо:
Провести работы, стимулирующие развитие бизнеса
Провести работы по формированию структур экономических кластеров
Добиться повышения качества продукции и осуществить постановку международных стандартов в области менеджмента
Создать условия для развития частного предпринимательства
Сформировать систему, позволяющую обучать предпринимателей ведению эффективного бизнеса
Четко выполнять все принятые на себя обязательств хозяйствующими субъектами и администрацией района
Изменить имидж Консерватизенского района на имидж района, где идет опережающее развитие бизнеса по сравнению с другими муниципальными образованиями

Вернуться к Итоговому документу

На главную страницу сайта

Если Вас интересуют только отдельные темы сайта, то они перечислены на странице ТЕМЫ САЙТА