РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ УСЛОВИЙ
ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
ОБЪЕКТОВ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ
Каждый сектор жизнеобеспечения рассматривается через решение следующих задач:
1. Поддержание существующей инфраструктуры в работоспособном состоянии (оперативный ремонт и ликвидация аварий). Данное направление является вынужденным и несет в себе больше социальную функцию, чем экономическую.
2. Повышение устойчивости всей сферы жизнеобеспечения. Это подразумевает финансирование работ для уменьшения техногенных рисков и снижения нагрузки на бюджет (по пункту 1 - текущий ремонт и ликвидация аварий).
3. Повышение экономической эффективности секторов сферы жизнеобеспечения. Это позволяет освобождаемые бюджетные средства направлять на развитие для повышения качества обслуживания населения, создает условия для улучшения качества дорог, а со временем снижать тарифы на предоставляемые услуги в дома жителей г. Провинциальный.
4. Формирование условий для привлечения дополнительных ресурсов (инвестиционная привлекательность). Данное направление работ позволит городскому хозяйству развиваться с необходимым уровнем экономической устойчивости. Привлечение инвестиций позволяет решить задачи с получением экономического эффекта в более сжатые сроки.

Представленные ниже варианты требуют обсуждения через данные задачи. Процесс обсуждения позволит сформулировать приемлемые цели Программы и обозначить приоритеты для достижения разрабатываемых целей.


Рассматриваются следующие источники финансирования:
- Администрация г. Провинциальный (муниципальный бюджет)
- жители г. Провинциальный (оплата услуг)
- хозяйствующие субъекты и коммерческие структуры (производство услуг и инвестирование)

Предполагается, что поступление средств от вышестоящих бюджетов, от международных организаций, от благотворителей и иных источников будут являться дополнительным ресурсом, но не могут иметь первостепенное значение при разработке Программы.

Инвестиции для повышения экономической эффективности жизнеобеспечения можно привлекать при условии, что объем поступающих финансов от местного бюджета и населения будет достаточным для своевременного выполнения всех инвестиционных обязательств.

Объемы средств, формируемых бюджетом, могут увеличиваться за счет роста поступлений в процессе повышения уровня капитализации городского хозяйства и территории города.

Объем средств, поступающего от населения, может изменяться за счет проведения тарифной политики, а также в процессе формирования мотиваций для участия в различных программах (к примеру, использование накоплений для приобретения более качественного жилья и участия в ТСЖ - товарищества собственников жилья).

Размеры дополнительных инвестиций с привлечением к участию коммерческих структур определяются объемом внутренних инвестиций и уровнем инвестиционных рисков.

Решение проблем с привлечением инвестиций будет происходить поэтапно. На стартовом этапе будет отобран сектор экономики, где при приемлемых инвестиционных рисках можно достичь максимального экономического эффекта. Это позволит, начав с реализации пилотных проектов, последовательно проводить в жизнь всю Программу и наращивать привлекаемые дополнительные ресурсы.

Важнейшим условием решения задач по модернизации всей структуры жизнеобеспечения играют тарифы. Далеко не на все тарифы может влиять местная власть. Но тарифы и их степень оплаты по ним существенно влияют на возможность решения существующих проблем. Существующие тарифы необходимо отнести к одному из классов, а лишь после этого определить возможность получения дополнительных ресурсов для повышения инвестиционной привлекательности.

Отбор инвестиционных проектов по объектам, чьи услуги оплачиваются населением, будет зависеть от существующих тарифов. Все тарифы с этой целью разбиты на классы. При рассмотрении классификации тарифов целесообразно рассмотреть возможности за счет средств бюджета и смежных секторов, улучшить положительную составляющую того или иного тарифа, а также уменьшить возможность его негативных последствий, если такие имеются.

Выбор классификации нацелен на решение задач развития секторов жизнеобеспечения и на их поддержание в удовлетворительном состоянии.

Классификация тарифов:
A. Социальный.
B. Окупаемый.
C. Восстанавливающий.
D. Инвестиционный.
Данный вариант предполагает, что тарифная политика выполняет социальные функции, то есть население оплачивает частично потребляемые услуги. Социальный тариф предполагает, что состояние инфраструктуры зависит от бюджетного финансирования объектов, предоставляющих услуг населения. За счет тарифа окупаются текущие расходы, но при этом не происходит накопления средств для замены устаревшего оборудования. В тариф включены текущие расходы и амортизация. При этом амортизация позволяет накопить средства для обновления оборудования. В тариф входит текущий ремонт. Тариф должен позволить заменить оборудование в более короткие сроки, чем его полный износ (полный износ - не подлежит восстановлению). Тариф строится из условия, что его использование позволяет вновь поставляемое оборудование для жизнеобеспечения окупить за сроки, которые позволяют привлекать инвестора

A
Социальный
B
Окупаемый
C
Восстанавливающий
D
Инвестиционный
Тариф Самый низкий тариф Выше, чем А, но ниже С Выше А и В. Выше также варианта D, так как требует накопления финансов при эксплуатации низкоэффективной инфраструктуры. Ниже варианта С, так как оплата идет в период более эффективной работы оборудования.
Состояние
инфраструктуры
От состояния инфраструктуры не зависит. Требует бюджетных средств для предотвращения ухудшения состояния. Чем хуже состояние инфраструктуры, тем тариф выше. Без поддержки бюджетных средств состояние инфраструктуры ухудшается. Чем хуже состояние инфраструктуры, тем тариф выше. Чем тариф ниже, тем больше сроки для накопления средств для модернизации. Тариф зависит не от состояния инфраструктуры в настоящее время, а от состояния ее после модернизации.
Бюджет Наибольшая поддержка бюджетом. Требуется поддержка бюджетом. Требуются бюджетные средства, так как накопительный период при низкой эффективности требуется значительный. Привлечение внешних инвестиций не требуют бюджетных средств. Требуются гарантии бюджета от рисков того, что платежоспособность населения резко упадет.
Сроки
модернизации
Нет модернизации Нет модернизации Значительно выше, чем в варианте D. Наиболее короткие. При наличии гарантий возврата равны срокам запуска проекта.
Мотивации
руководителей
Мотивирует к обоснованию получения средств из вышестоящих бюджетов. Не мотивирует к формированию условий для роста доходов. Мотивирует к завышению тарифов, чтобы иметь резерв при низкой эффективности. Мотивирует к обоснованию получения средства из вышестоящих бюджетов. Мотивирует к закупке нового оборудования у "своих" компаний, так как результат не зависит от экономической эффективности. Мотивирует к завышению тарифов. Мотивирует к стабильным оплатам и экономической эффективности, так как позволяет наладить долгосрочные отношения с инвестором.
Инвестиционная
привлекательность
Крайне низкая Крайне низкая Зависит от величины тарифа. Может быть низкой. А при надежных оплатах со стороны населения создает условия для установки тарифов, позволяющих получать сверхприбыли после модернизации. Оптимальная. Возможно установление тарифов, соответствующих инвестиционному климату города Провинциальный (более высокий тариф для городов с низкой инвестиционной привлекательностью).


Формирование тарифов создает ситуацию, когда часть населения не способна оплачивать услуги в полном объеме. Это снижает инвестиционную привлекательность предприятий, предоставляющих услуги населению. Возможны две схемы субсидирования. Поддержка предприятий может осуществляться непосредственно, либо за счет выплат малообеспеченным гражданам.
Схемы субсидирования

Вариант 1
Вариант 2
Бюджет Снижение бюджетных средств на нужды сферы жизнеобеспечения происходит при росте тарифов. Уменьшение средств для поддержки малоимущих происходит при росте доходов населения. При этом не требуется пересмотр тарифов.
Социальные последствия Наибольшую поддержку получают те, кто потребляет больше услуг. Жители, не пользующиеся услугами, поддержку не получают. Получают поддержку только наиболее обездоленные. Остальные мотивируются к экономному потреблению услуг.
Мотивации для руководителей предприятий жизнеобеспечения Демонстрировать необходимость поддержки своих предприятий за счет получения средств из бюджетов. Упор делается на социальную составляющую. Проводить мероприятия для снижения производственных издержек. Упор делается на экономическую составляющую.
Инвестиционная привлекательность Датируемое из бюджета предприятие имеет более низкую инвестиционную привлекательность. Наличие устойчивых оплат со стороны потребителей повышает инвестиционную привлекательность предприятий, обеспечивающих сектор жизнеобеспечения.

Компенсации могут осуществляться за счет средств налогоплательщиков (бюджет) или компенсироваться за счет средств другой части населения (закладывается в тариф). В различных секторах жизнеобеспечения могут применяться различные схемы. Хотя предпочтительнее является схема адресной поддержки (вариант 2), но она не всегда осуществима из-за отсутствия необходимого законодательства. Инвестор (обобщенный термин всех структур: банки, лизинговые и другие финансовые компании - государственные, муниципальные, международные, частные … ), до принятия решений по вложению своих средств может пользоваться различными соображениями. Эти соображения необходимо учитывать при выборе вариантов. Инвестиционные проекты должны учитывать цели потенциальных инвесторов. Крупные инвесторы могут рассматривать вопросы продвижения продукции своих предприятий, диверсификацию по территории своего бизнеса, повышение устойчивости уровня продаж и так далее. Цели бизнеса могут быть различными, в том числе перевести свои средства в бизнес, который формируется для обеспечения устойчивой работы сферы жизнеобеспечения. Они могут участвовать в инвестиционных проектах даже в тех случаях, если не получают прямой финансовой выгоды, когда реализация определенных инвестиционных проектов способствует решения задач их бизнеса. Есть инвесторы, которые не ставят перед собой целей по бизнесу. Средние и мелкие инвесторы могут преследовать цели по сохранению/накоплению своих средств. Основным конкурентом таких инвестиционных проектов являются банковские вклады (депозиты). При этом инвесторы могут желать использовать схему получения регулярных отчислений (типа дивидендов). Некоторые из них заинтересованы в росте стоимости ликвидного имущества, когда его продажа позволяет вернуть вложенные средства с уровнем выше депозитного вклада. Люди обеспечивают свою старость за счет участия в пенсионных фондах, но они могут приобретать жилье, которое будет ликвидным через много лет. Накопления могут также проводиться с целью создания определенных жизненных условий для детей и внуков. Любой инвестор рассматривает возможные риски. При рассмотрении вариантов инвестиционных проектов для секторов жизнеобеспечения необходимо выбирать те варианты, где понятны механизмы минимизации рисков инвесторов. Чем риск выше, тем дороже инвестиции, если они вообще возможны (уровень инвестиционной привлекательности не соответствует принятым нормам). Отсутствие инвестиций указывает лишь на наличие слишком высоких рисков (при наличии достаточной экономической результативности проекта). Необходимо разрабатывать механизмы снижения рисков, так как только варианты с более низким уровнем риска являются предпочтительнее для инвестора часто даже при снижении его доходной части при завершении проекта и выхода из него инвестора.
Город Провинциальный находится в конкуренции с другими городами (как с большими, так и с малыми).
Опережение в принятии решений для создания инвестиционной привлекательности - основа модернизации через привлечение дополнительных ресурсов.

Сектора жизнеобеспечения, обслуживаемые ЕРКЦ г. Провинциальный

К настоящему времени сложилась следующая структура при предоставлении услуг жильцам домов и их оплате.

Предприятия, обслуживающие население, фактически имеют дело с единственным лицом, а не с квартиросъемщиками (непосредственными получателями услуг). Это удобно предприятиям. Им не требуется создание собственных подразделений, которые должны были бы работать с населением.
Населению со стороны ЕРКЦ предоставляется услуга в форме единого счета для оплаты всего комплекса услуг. Данная услуга является удобной для населения, повышает уровень оплаты и создает условия, когда процент оплачиваемых услуг является примерно одинаковым по каждой услуге.
Фактически ЕРКЦ является консолидированным плательщиком, что предполагает выполнение следующих основных функций:
- формирование и поддержание базы данных по всем потребителям услуг, предоставляемых населению (по квартиросъемщикам, составам жильцов города Город, по жилью и поступлению оплат)
- выставление счетов населению с учетом изменения потребляемых услуг и тарифов
- сбор средств от населения (через банковскую систему)
- проведение процедур по взысканию средств по задолженности с населения
- оплата поставщикам услуг в соответствии с существующими тарифами
- проведение процедур, связанных с ухудшением качества обслуживания, для выполнения своих обязательств со стороны предприятий, обеспечивающих услугами жителей города

В городе существуют естественные монополисты по отношению к населению, занимающему единую территорию. Это связано с тем, что к домам не может быть проведено две газовых сети, или подача тепла через иные тепловые сети.
ЕРКЦ фактически берет не себя функции по взаимодействию с естественными монополистами. Подчеркнем, что естественный монополист по отношению к определенным микрорайонам, а не для всех жителей города. Это порождает понятие кондоминиума, то есть территории с единой структурой. Жители территории кондоминиума должны вырабатывать совместное решение по получению услуг.
В то же самое время ЕРКЦ в настоящее время выступает монополистом ко всем жителям г. Провинциальный. Демонополизация выгодна, если при этом создаются условия для конкуренции. При этом необходимо подчеркнуть, что демонополизация потребует продолжительного времени и значительных средств. Тем самым при сравнении вариантов по развитию ЕРКЦ необходимо рассматривать различные варианты при сохранении монополии и при наличии нескольких структур, выступающих посредниками между поставщиками услуг и их потребителями (посредник предоставляет услуги, которые выгодны всем заинтересованным сторонам). Демонополизация имеет свои пределы. Эти пределы определяются границами возможных кондоминиумов. Город можно разделить на участки, которые имеют определенные границы в соответствии с наличием единых инфраструктурных особенностей. Это фактически прообразы кондоминиумов. Их соединяет общегородская инфраструктура. Условное разбитие города на сектора, которые могли бы быть кондоминиумами обозначены на схеме пунктирами.

Жители кондоминиума могут объединяться в Товарищества собственников жилья (ТСЖ). ТСЖ определяет самостоятельно формы взаимодействия с обслуживающими предприятиями и с ЕРКЦ.
Формирование ТСЖ на базе кондоминиумов может занять десятилетия. Это связано с тем, что на одной и той же территории живут люди различной готовности к объединению. Но, пожалуй, самой существенной проблемой является кадровая. В ТСЖ необходимо улаживать возникающие противоречия и уметь нанимать профессионалов, способных к защите интересов членов ТСЖ. Проблематично создание ТСЖ на территориях, где есть условия для неоплаты частью жителей потребляемых ими услуг, так как в этом случае обязательства по оплате перекладывается на других участников ТСЖ.
Сейчас часть функций ТСЖ практически выполняет ЕРКЦ, который фактически обслуживает гигантский (общегородской) кондоминиум. Структура по взаимодействию получателей услуг и предприятий по их предоставлению могла бы трансформироваться в структуру, в которой существуют ТСЖ и ЕРКЦ.
ЕРКЦ может перейти на сохранение своих функций в полном объеме для тех территорий, где не формируются ТСЖ, а при этом часть функций передать в ТСЖ (для территорий, где они сформированы).

ЕРКЦ обслуживаются территории, которые не объединены в ТСЖ. Территории, объединенные в ТСЖ, могут обращаться непосредственно к производителям услуг или к ЕРКЦ. При этом возможны смешанные формы, то есть часть услуг предоставляет ЕРКЦ (целесообразно при работе с крупными поставщиками), а часть предоставляют непосредственно предприятия обслуживания (с малым бизнесом, предпринимателями без образования юридического лица, просто через найм на работу в ТСЖ).

ТСЖ могут формировать собственные подразделения и фирмы для предоставления услуг в области жизнеобеспечения. К примеру, организовать уборку территорий и подъездов в пределах кондоминиумов, а в дальнейшем развивать данные услуги через платную уборку помещений и предоставление услуг вне рамок кондоминиума. ТСЖ могут приобретать малую энергетику. Могут формировать независимые источники водоснабжения, если возможно использование подземных вод. Могут освобождать часть помещений для сдачи их в аренду новым жильцам и фирмам (при этом могут помогать в улучшении жилья квартиросъемщикам). Могут зарабатывать иным образом, в частности, при размещении рекламы на своей территории. Средства, заработанные ТСЖ, могут использоваться на улучшение услуг, на уход за зелеными насаждениями, на улучшение детских площадок, на формирование удобных парковок автомашин и на иное.

Успешное развитие ТСЖ возможно только в тех районах, где собственники жилья имеют необходимый уровень доходов для полной оплаты всего комплекса услуг. Качество и количество услуг будет различным в каждом ТСЖ.
Качество обслуживания и состояние инфраструктуры кондоминиума будут определять рыночную стоимость жилья. Производимые вложения со стороны ТСЖ в кондоминиум создает условия для роста капитализации имущества жителей, то есть принимает форму прямой финансовой выгоды. Повышение качества услуг в сфере жизнеобеспечения и рост капитализации индивидуального жилья являются прямыми мотивациями для тех, кто мог бы объединится в ТСЖ на базе кондоминиумов.
ЕРКЦ сможет предоставлять услуги ТСЖ. Это в первую очередь информационные услуги (в частности, связанная с оплатой услуг жильцами), если учесть, что данная работа уже проводится. Это - юридические услуги (система договоров внутри ТСЖ и для поставки услуг, реализация процедур в случае невыполнения своих обязательств со стороны отдельных жильцов или поставщиков услуг в ТСЖ). ЕРКЦ может взять на себя решение вопросов с организациями, обязанными финансировать льготные категории граждан. Со временем объемы и разнообразие услуг ЕРКЦ будут расти по мере развития всего жилищного комплекса

В настоящее время при задержках по оплате за услуги используются следующие технологии воздействия:
- прекращение подачи услуги, что обычно является нарушением законодательства, а, следовательно снижает инвестиционную привлекательность для всего города
- использование юридической процедуры


Участники ТСЖ защищены при исправной оплате от случаев отключения услуги (при условии выполнения законодательства). В то же самое время при наличии одного лица-потребителя (в рамках пунктирной линии) отключению подвержены не отдельные плательщики, а сама структура, с которой заключено соответствующее соглашение. В этом случае поставщик услуги может выбирать один из названных вариантов, если закон не запрещает прекращение подачи услуги. Тем самым могут пострадать лица, исправно выполняющие свои обязательства, если средств на оплату не достаточно у консолидированного плательщика. Данная схема иллюстрирует заинтересованность платежеспособной части населения в формировании отдельных счетов по территориям кондоминиумов.
Необходимо рассматривать 3 варианта, которые служат организационной основой для сферы обслуживания жителей домов:
Обслуживание ЕРКЦ - консолидированный счет
Разбивка на отдельные территориальные - счета внутри ЕРКЦ
Формирование структур типа ТСЖ с правами юридического лица - на базе кондоминиумов
Инвестиционная
привлекательность
Риски инвестора высокие, так как инвестиционная привлекательность соответствует инвестиционной привлекательности всей городской системы. Инвестор может получить информацию для формирования проекта, но риски остаются высокие. Можно отобрать проекты с наименьшими инвестиционными рисками. Риски инвестора возможно минимизировать.
Привлечение
средств населения
для улучшения
состояния
инфраструктуры
Маловероятно Маловероятно Возможно, если при этом будет рост капитализации частного жилья и/или улучшение качества услуг
Бюджет Расходуется на поддержание всей инфраструктуры. Максимальная нагрузка на бюджет. Облегчается задача поиска проекта, создающего наибольший экономический эффект (постепенное снижение нагрузки на бюджет). Средства бюджета могут быть использованы для привлечения дополнительных ресурсов. Минимальная нагрузка на бюджет.
Капитализация
города
Снижение капитализации при недостатке бюджетного финансирования Снижение капитализации при недостатке бюджетного финансирования Рост капитализации за счет привлекаемых ресурсов
Издержки
организационного
характера
Решаются за счет бюджетных средств Можно снижать издержки на более благополучных территориях Издержки берут на себя сами граждане, сформировавшие в ТСЖ
Оплата услуг
населением
в полном объеме
Мотивации связаны в основном с отключением услуг, что порождает другие проблемы, в том числе социальные. Возможно анализировать ситуацию в зависимости от типа проживаемых людей для принятия решений по дополнительным мотивациям Проблемы решаются обычно внутри ТСЖ, снижается уровень вмешательства в процессы со стороны Администрации.
Использование
средств
за оплату услуг.
Консолидированные средства позволяют формировать более дорогостоящие проекты (при наличии тарифов с возможностями для инвестирования) При наличии тарифов с возможностями для инвестирования позволяет определить их наиболее эффективное использование. Отсутствуют консолидированные средства. Средства накапливаются по отдельным юридическим лицам (ТСЖ).

Общественный транспорт

В настоящее время функционируют следующие транспортные компании:
- муниципальные
- частные
Муниципальный и частный транспорт находятся в разных условиях, так как муниципальный транспорт обслуживает значительную категорию льготных пассажиров. Это приводит к недофинансированию транспортной компании. Муниципальный транспорт при существующей системе может развиваться только при наличии дотаций.
Частный транспорт является самоокупаемым.
В настоящее время организации и учреждения, где работает льготная часть, не участвуют в финансировании поездок, так как механизм получения средств от них не сформирован. Повышение тарифов для муниципального транспорта при сохранении тарифов частного транспорта приведет к росту перевозок частным транспортом и к увеличению доли перевозок льготной категории граждан для муниципального транспорта.

Обеспечения финансовой стабильности транспортной муниципальной компании с последующей заменой подвижного состава возможно в следующих случаях:
А. Муниципальный бюджет полностью возмещает ту часть средств, которая расходуется за счет перевозки льготной категории граждан (на основе оценок по количеству льготников, использующих общественный транспорт).
Б. Сформировать условия оплаты льготных категорий граждан от тех ведомств и организаций, которые имеют льготы для своих сотрудников. Это могло бы быть осуществлено за счет того, что соответствующие ведомства и организации заказывают проездные билеты в определенном количестве и оплачивают их. Или другая возможность, когда оплата происходит, но льготники получают отчет о поездке (к примеру, билет), который предоставляет в тот орган, который выдает ему компенсацию. В любом из этих случаев было бы ясно, кто и как должен оплачивать поездки льготников.
В. Повышение тарифов для пассажиров.
Данный вариант фактически позволяет производить оплату льготной категории граждан через завышенный тариф не льготной категории.
В1. Формирование монопольной транспортной структуры.
Конкуренция возникает в основном только со стороны частного извоза (такси). Фактически цена в такси задает предел для роста тарифа в общественном транспорте.
Монополизация затруднит выбор наиболее эффективных экономических решений для организации маршрутов и для принятия решений по модернизации транспорта.
В2. Повышение отчислений от частных компаний, занимающихся транспортными перевозками.
Средства, получаемые от частных транспортных компаний, могут использоваться для финансирования перевозок льготников.
Вариант В2 предпочтительнее варианта В1, так как позволяет сформировать альтернативные компании по перевозке пассажиров. Уровень цен оплаты проезда пассажиров для двух вариантов приблизительно одинаков, поэтому ни один из вариантов В1 и В2 не обладает ценовым преимуществом. Вариант Б отличается от варианта А тем, что позволяет привлекать средства других организаций и учреждений, чьи сотрудники пользуются льготами. Но осуществление варианта Б потребует доработки законодательства, поэтому практическая реализация может быть затянута на годы. Иными словами, вариант Б имеет мало шансов на успех даже в отдаленной перспективе. Вариант А приводит к сокращению средств бюджета для решения других общегородских задач. Варианты А и Б позволят иметь более низкие тарифы для населения по сравнению с вариантом В.
Отсутствие решений по поддержке транспортных средств при сохранении льготных перевозок приведет к дальнейшему ухудшению финансового состояния муниципального транспорта и к постепенному снижению качества перевозок, а, как следствие, к дальнейшему понижению его конкурентоспособности. Снижение конкурентоспособности может привести к ситуации, когда муниципальным транспортом в основном будут пользоваться только льготники. Для принятия решений после оценки данной ситуации необходимо рассматривать варианты А1 и А2. Вариант А1 предполагает, что будет сохраняться смешанная система транспортных перевозок (льготная и коммерческая). Вариант А2 предполагает, что муниципальный транспорт осуществляет только перевозки льготников (в этом случае может закупаться более экономичный транспорт с расчетом на меньшее количество пассажиров). Вариант А2 требует юридических решений, но в отличии от варианта Б решения могут приниматься на уровне ниже федерального (при этом юридически поездки могут быть разрешены при оплате, но при заполнении транспорта преимущества получают льготники, а цена на поездку при оплате может совпадать с ценой коммерческого транспортного средства). Ситуация может измениться, если льготы для проезда на транспорте будут заменены денежными компенсациями. Оценка сроков данных решений может повлиять на выбор одного из вариантов, так как в этом случае транспорт должен быть самоокупаемым. А привлечение инвестиций для его модернизации может происходить по рыночным схемам.

Сектора жизнеобеспечения, полностью финансируемые из бюджета

Сектора жизнеобеспечения, где механизмы оплаты населением отсутствуют, финансируются только бюджетом (к бюджетам в этом случае относятся фонды, которые пополняются не в процессе коммерческой деятельности, а за счет регулярных сборов и налогов, регулируемых на основе законодательства). К этим секторам относятся: ремонт дорог, уборка улиц, водостоки, светофоры, парки и т.д.
В ходе принятия решений по финансированию таких секторов жизнеобеспечения необходимо оценивать финансовый эффект с точки зрения снижения нагрузки на бюджет (за счет снижения издержек и повышения производительности труда).

Предприятия, осуществляющие работы по заказам городских властей и на бюджетные средства, могут проводить работы, как по заказу городских властей, так и заказу коммерческих предприятий. Наличие конкуренции между ними позволяет минимизировать расход бюджетных средств.
Вариант 1. Тендеры на проведение соответствующих работ могут отбирать исполнителей заказа по принципу наименьшей цены, то есть преследуется цель по минимизации бюджетных средств по конкретному виду работ.
Вариант 2. На практике можно также организовывать тендеры по получению максимального результата. В этом случае выставляется лот (сумма бюджетных средств) и определяется компания, которая возьмет на себя больший объем работ. Фактически это та же самая минимизация бюджетных средств, но выполненная по иной технологии. Тендер может учитывать формирование инвестиционной привлекательности для компании с целью обновления техники (оборудования).
Вариант 3. Обслуживающая компания предлагает условия, которые позволят ей привлечь инвесторов с целью модернизации технического оснащения. Модернизация предполагает получение экономического эффекта. Экономический эффект позволяет в дальнейшем снизить расход бюджетных средств.

Закупка новой техники должна учитывать экономический эффект на будущее. Бюджет может формировать условия для повышения капиталоемкости обслуживающих город компаний.

Ликвидное оборудование является основой для привлечения в дальнейшем более дешевых кредитов. Оборудование и техника, которые не продаются лизинговыми компаниями, имеют более низкую ликвидность, чем реализуемые по лизинговым схемам. К тому же отладка взаимодействия работы с лизинговой компанией позволяет в дальнейшем снижать ставки лизинговой компании, а также наладить взаимодействие с банком для получения финансового лизинга на более выгодных условиях (при наличии оборудования, реализуемого лизинговой компанией, которой доверяет банк).

При сравнении нескольких инвестиционных проектов возможно принятие решений при следующих вариантах:
Вариант А. Выбор 1-2 проектов, которые дадут наиболее быстрый эффект. Размеры проектов и их количество определяются финансовыми возможностями.
Вариант В. Отбор проектов, которые дадут финансовый эффект для бюджета через установленный срок. В этом случае определяется порядок осуществления нескольких проектов.
Вариант А имеет преимущества перед вариантом В, когда еще не сформирована структура по минимизации инвестиционных рисков и не имеется еще достаточного опыта по взаимодействию с инвесторами. Для варианта А легче оцениваются риски, что может сохранить вариант А, как более предпочтительный варианту В и при дальнейшем работе по отбору инвестиционных проектов.

В практике обычно отбирается один проект, который позволяет получить наивысший экономический эффект. Начинается его осуществление. А после получения первых положительных результатов, когда становится очевидным, что проект будет осуществлен в соответствии с планом, то начинается финансирование следующего проекта, который даст максимальный экономический результат.

Строительство нового жилья

Рынок жилья один из самых динамично развивающихся рынков с учетом удачного географического и климатического расположения. Рост жилищного строительства позволяет расширяться различным нишам бизнеса, обеспечивающих строительство, эксплуатацию зданий и модернизацию инфраструктуры. В этих условиях формируются новые фирмы, и идет расширение бизнеса уже существующих компаний. Каждая из них определяет свою нишу на рынке и создает условия для долгосрочного сотрудничества с другими субъектами данного рынка.
Стоимость жилья в стране имеет тенденцию к росту (в ряде городов рост продаж одного кв. метра за год превысил 1,3, что выше депозитных вкладов). Стоимость одного кв. метра колеблется от 300 долларов США и выше (при издержках строительства около 200 долларов США за 1 кв. м).
При анализе на последствия принимаемых решений в области жилищного строительства необходимо прогнозировать изменения цен на рынке жилья.
Люди покупают жилье, как для улучшения своих жилищных условий, так и для вложения своих свободных денежных средств. Для первой категории покупателей приоритетом является стоимость приобретаемого жилья, а для второй категории покупателей приоритеты лежат в плоскости динамики роста стоимости того жилья, которое будет приобретено.
Стоимость жилья во многом зависит от месторасположения дома. Если стоимость готового жилья выше в местах со сложившейся инфраструктурой, то рост стоимости жилья имеет более высокие темпы роста при освоении новых территорий (при условии, что формируется современная инфраструктура жизнеобеспечения). Фактически стоимость квартир определяется стоимостью земли в соответствующих районах города. Кроме многоквартирных домов строятся индивидуальные жилища и малоквартирные дома. Их строительство обходится в 2-3 раза дешевле, а жители этих домов стремятся получить в собственность земельные участки. Рост стоимости земельных участков выше на территориях, которые объединены единой инфраструктурой (кондоминиум, ТСЖ), а их жители имеют обычно достаточный уровень доходов для содержания инфраструктуры кондоминиума.
Высокая стоимость земли в городах, где выше 300 тыс. жителей, является значимым ресурсом для города. Данный ресурс может служить источником повышения капитализации города. Его рациональное использование позволяет городу решить многие проблемы жизнеобеспечения, создать условия для развития всего городского хозяйства.
Стоимость земли в настоящее время позволяет передать часть инфраструктурных издержек строителям, а в дальнейшем жителям, объединенных в ТСЖ на базе кондоминиума.
Выделение участков под различные типы строительства является важнейшей экономической задачей. В зависимости от ее решения городское хозяйство в условиях коммерческих продаж жилья может получить различную степень выгоды. Необходимо не только знать коммерческую стоимость самих участков на сегодняшний день, а и прогнозировать перспективы их продажи в дальнейшем.
При определении участков под строительство необходимо учитывать, что участки, приближенные к центру и элитным микрорайонам будут иметь более высокую стоимость. Иными словами, формирование элитных микрорайонов позволяет в дальнейшем использовать земли близлежащих районов с получением более высокого экономического эффекта.


При отборе строительных компаний необходимо обращать внимание на сроки строительства. Низкие темпы строительства, а тем более долгострой, воспринимается покупателями и инвесторами, как наличие повышенных рисков.
При выделении участков под строительство возможны следующие варианты:
Вариант А. Врезка дома в уже сформированную застройку (инфраструктура требует минимальной модернизации для обеспечения дома всем необходимым).
Вариант В. Выделение свободного участка, где формируется кондоминиум и ведется застройка (комплексное освоение территории). К данной категории можно отнести также территории бывших промышленных площадок, если соответствующие предприятия перестали существовать или планируются к закрытию.
Вариант С. Выделение участка, где предполагается снос ранее возведенных жилых построек. Необходимо переселить жителей в новые дома и модернизировать инфраструктуру (может оказаться, что дешевле создать новую инфраструктуру). К данной категории можно отнести также территории промышленных площадок, если целесообразно перенос предприятия на новую промышленную площадку (в случаях, если предприятие требует значительной модернизации, а стоимость земли в данной части города достаточно высока).

Каждый из вариантов будет реализовываться. Необходимо определиться в приоритетности данных вариантов на ближайший период, а также наметить те территории, где будет вестись комплексная застройка, а какие участки необходимо оставить в резерве на будущее.
Участки под строительство могут быть отведены под частное домостроение (коттеджи) и под строительство многоквартирных домов.
При приоритетности вариантов необходимо учитывать, что города будут конкурировать между собой в привлечении финансовых ресурсов не только в прямое строительство жилья, но и в стройиндустрию. В тех городах, где темпы строительства будут более высокими, там будут формироваться современные производства по выпуску строительных материалов, по техническому обеспечению кондоминиумов, по оснащению квартир санитарным и иным оборудованием. Ключевые предприятия будут поставлять свою продукцию, как в собственный город, так и в города региона. Это в свою очередь будет вести к росту доходов жителей и поступлений в бюджет.

Вариант 1 - это вариант, когда цена жилья увеличивается за счет решения задач по переселению жителей за счет бюджета.
Вариант 2 - это вариант, когда покупатели жилья оплачивают только рыночную стоимость своего жилья.


Чем выше стоимость жилья, тем меньше жителей города способны его оплатить. Это означает, что темпы жилищного строительства будут ниже, поэтому конкурентоспособность для развития стройиндустрии снижается по сравнению с другими городами.

Чем выше стоимость жилья, тем больше жителей города необходимо относить к той социальной категории, которая не способна оплатить улучшение своих жилищных условий.
График фактически демонстрирует следующее: чем выше цена на жилье, тем больше людей, которые необходимо обеспечивать социальным жильем. А также, тем меньше средств, которые могут поступить от жителей на финансирование нового жилья.
Необходимо также учитывать, что есть категория потенциальных покупателей, которые рассматривают жилье в качестве сохранения и приумножения своих капиталов (в частности, строительные фирмы, которые способны инвестировать на стартовом этапе строительства). Эта категория покупателей меньше привязана к конкретному месту. Они готовы строиться вне города (коттеджи) и даже в других городах. Если цена на жилье на первоначальном этапе строительства ниже, то потенциал для роста жилья будет выше. А это означает, что повышается конкурентоспособность города для привлечения средств от данной категории граждан.
Для принятия решения при выборе территории для комплексной застройки необходимо сравнивать площадки, которые не требуют переселения жителей и площадки, которые требуют переселения. Как только жители узнают, что их территория отведена под строительство, то они стараются установить наиболее высокую цену за участок. Компенсационное жилье потребует дополнительных расходов. Это можно отнести на издержки вновь возводимого жилья. Либо снижается доходность, либо растет цена.
Участки, занятые частным домостроением, могут рассматриваться, как территории, где можно постепенно формировать коттеджное строительство. Это может быть целесообразным, если учесть, что такой подход может увеличить привлечение средств в строительную отрасль, а также делает цену для продажи частных участков более приемлемой. Будущий владелец коттеджа самостоятельно определяет свои отношения со старым домовладельцем. Между домовладельцами, желающими улучшить свое жилье, возникает конкуренция. Домовладельцы, которые имеют накопления, будут заинтересованы вложить часть своих средств в новое жилье, как дополнение к тем средствам, которые им предложит будущий владелец коттеджа. Раньше переедут те жители, которые согласятся на более низкие цены при продаже участка. При комплексной же застройке конкуренция между домовладельцами отсутствует. Они имеют мотивации к завышению стоимости своих участков, а при этом слабо мотивированы к тому, чтобы свои сбережения вложить в строительный комплекс.

Для людей, покупающих дорогое жилье, необходимы престижность места, хорошая автодорога и необходимый уровень безопасности. Само расстояние от центра города имеет все меньшее значение, так как покупка жилья обходится значительно дешевле автомобиля. В настоящее время для крупных городов осуществляются проекты элитного строительства на окраинах городов, где одновременно строятся современные офисные здания и куда выводятся современные торговые комплексы. Центр города в таких городах сохраняет в основном представительские функции. При выборе площадок для строительства необходимо свободные на окраине территории рассматривать в качестве альтернативных вариантов.
Даже при наличии достаточного уровня цены на жилье и с удовлетворительным прогнозом по росту цен на готовое жилье, инвестор может вести себя осторожно, если он не может прогнозировать свои риски. Обычно находится инвестор, который готов профинансировать начальную стадию строительства, если будет уверен, что в дальнейшем жилье будет распродаваться по ценам не хуже, чем при вложении денег в строительство другого города. Как только люди видят, что идет строительство и темпы возведения дома достаточно высокие (один из дополнительных факторов, влияющих на повышение инвестиционной привлекательности), они готовы покупать еще не завершенное строительство. Покупатели - жители города готовы платить, если будут уверены, что финансовая составляющая компании позволит завершить строительство.

Механизм по снижению рисков может организовать специализированный банк (финансовая компания). Каждый отдельный покупатель не может обладать информацией о том, сколько средств уже собрано под строительство дома. Смысл операции по снижению рисков заключается в том, что банк (финансовая компания) берет на себя обязательства по сохранению денег в банке клиента до момента, пока риски не станут приемлемыми. Банк обладает совокупной информацией по всей клиентуре, поэтому он проводит кредитование строительства с учетом уже собранных средств на строительство жилья. Покупатели либо накапливают средства через банк, либо дают поручение банку перевести деньги за оплату жилья при наступлении определенных условий (типа безотзывного аккредитива). Система безотзывных аккредитивов и накопительных счетов под покупку жилья являются центральным механизмом ипотечного строительства. Реально должна сформироваться управляющая компания, позволяющая координировать действия банка, риэлтора, страховой компании, строительной компании, поставщиков и т.д. Можно рассматривать вариант, когда ей под управление передается комплексная застройка определенной территории. Поэтапное возведение зданий позволяет, как показывает опыт, собирать средства быстрее, чем технология возведения позволяет обеспечить строительство на данной площадке. Это позволяет на более выгодных для города условиях рассматривать проекты по врезке новых зданий в уже существующую городскую застройку.

Энергетический сектор

Автономность в разумных пределах имеет право на существование и является в достаточной степени эффективной по своим экономическим показателям. Все больше промышленных предприятий переходит на автономную децентрализованную энергетику, что дополнительно указывает на экономическую эффективность малой и муниципальной энергетики.

Единая система по обеспечению всего городского хозяйства энергетикой с получением услуг от одного-двух поставщиков преобразуется в систему, где каждая отдельная ячейка производит автономную энергетику и обращается к централизованной системе лишь эпизодически. Сопряжение с централизованной системой выгодно для снижения расхода денежных средств и для повышения устойчивости. Подача энергии из централизованной системы в автономную может рассматриваться, как необходимый резерв на время пика потребления или на случай аварийной ситуации. При развитии малой энергетики вместе с экономическим эффектом может повышаться устойчивость жизнеобеспечения, а также происходит снижение рисков техногенных катастроф.

Проекты по строительству жилья с планированием автономной энергетики имеют для инвестора более высокую инвестиционную привлекательность. Выделение площадки под комплексную застройку с формированием всей инфраструктуры позволяет формировать кондоминиумы и ТСЖ, которые в дальнейшем полностью обслуживаются жителями, что способствует ослаблению нагрузки на бюджет. Кроме экономической эффективности и повышения надежности при снабжении пользователей энергетикой, малая энергетика требует меньшего объема инвестиций, что снижает риски инвесторов, так как позволяет инвестору поэтапно наращивать объемы инвестиций.

Чем территория более автономна при получении услуг, тем выше ее капитализация.

Планирование строительства новых жилых кварталов позволяет привлечь инвестиции отдельно в само строительство и в энергетику. Тем самым отработка технологий по модернизации городских сетей с установкой энергоэффективного оборудования позволяет поэтапно модернизировать все городское хозяйство (тарифы для населения определяются на время пика, когда идет дополнительное потребление из централизованных источников, и другой тариф, когда достаточно мощности автономного источника).

Стратегический подход, связанный с автономным обеспечением фактически позволяет разбивать территорию г. Провинциальныйа на отдельные блоки. Автономность территорий удешевляет проектирование. Увязывание отдельных модулей облегчается. Разбивка города на автономные участки позволяет отбирать наиболее эффективные проекты, постепенно модернизировать городское энергетическое хозяйство, начиная с решения задач с наибольшим экономическим эффектом.

Сложное проектирование централизованной системы и необходимость, как правило, сразу крупных вложений, под силу крупным компаниям. Развитие малой энергетики позволяет привлекать более мобильные компании, способствующие привлечению дополнительных инвестиций.

Мотивации
Централизованная система
Децентрализованная система
Руководитель объекта Отвечает только за техническое состояние и эксплуатационные свойства объекта. Заинтересован в обосновании для получения наибольших ресурсов для управления объектом. Модернизацию объекта обосновывает с точки зрения социальных проблем. Несет полную ответственность за объект. Способствует минимизации затрат при эксплуатации объекта. Разрабатывает предложения по модернизации объекта на основе поиска приемлемой экономической эффективности. Создает условия для привлечения инвестора.
Инвестор Сложность просчета рисков мотивирует инвестора к полному контролю над всей инфраструктурой. В этом варианте возможно появление в основном крупного инвестора. Крупный инвестор может иметь цели, которые не согласованы с целями Администрации г. Провинциальный, действующей в интересах горожан. Снижение рисков при работе с отдельным объектом мотивирует инвестора к тому, чтобы модернизированный объект принес необходимый уровень дохода для вложения средств в следующий объект. Заинтересован производить вложения в городское хозяйство г. Провинциальный.
Управляющий инвестиционным проектом Снижение рисков при работе с отдельным объектом мотивирует инвестора к тому, чтобы модернизированный объект принес необходимый уровень дохода для вложения средств в следующий объект. Заинтересован производить вложения в городское хозяйство г. Провинциальный. Управляющий инвестиционным проектом мотивирован к тому, чтобы в ходе реализации проекта создавать условия для модернизации следующего объекта в г. Провинциальный. Иными словами, прибыль, полученная от проекта, имеет хорошие шансы на вложение (реинвестирование) в г. Провинциальный.

Надежность

Централизованная система
Децентрализованная система
Отдельный объект Существуют объекты/узлы, поломка или авария на которых может привести к сбою всей системы и даже вызвать техногенную катастрофу. Поломка или авария на отдельном объекте приводит к локальным нарушениям системы. Другие объекты могут выполнять функцию резервных и уменьшить ущерб при нарушении работы отдельного объекта.
Потери при транспортировке Большая протяженность сетей увеличивает в них потери. Требуется более дорогое оборудование для надежности передачи в дома энергетики. Повышаются эксплуатационные расходы по поддержанию сети в работоспособном состоянии. Наличие локальных объектов позволяет снизить эксплуатационные расходы сети при тех же параметрах ее надежности. За счет снижения расстояний от выработки энергетики до потребителя снижаются потери в сетях.
Генерирующее оборудование Мощные установки по основным параметрам не имеют существенных преимуществ, но требуют наличия более высокого качества сетей для обеспечения необходимого уровня надежности. Современные генераторы позволяют сделать КПД очень высоким. При утилизации тепла КПД превышает 90%. Простота в установке, в эксплуатации оборудования, минимум площадей.
Кадры Централизованная (крупная) система требует наличия специалистов, которых трудно заменить в случае увольнения работника. Наличие нескольких однотипных объектов фактически формирует общегородской кадровый резерв. Снижаются риски того, что появится необходимость привлечения специалистов со стороны.

Инвестиции

Централизованная система
Децентрализованная система
Кадры Проект осуществляется на всей территории города, снижает нагрузку на местных управленцев. Привлечение необходимых специалистов в ходе реализации проекта обычно берет на себя крупный инвестор. Используются в основном местные кадры, что позволяет сформировать постоянные рабочие места, а также подготовить местные кадры управленцев для организации других инвестиционных проектов.
Экономика В проект включена группа объектов с различным экономическим эффектом. Сроки окупаемости растягиваются. Повысить инвестиционную привлекательность централизованных проектов сложнее. Выбирается проект, позволяющий достичь наибольшей экономической эффективности. Это позволяет повысить экономическую эффективность, формируя цепочку проектов.
Сроки Сроки модернизации всей инфраструктуры сокращаются в случае успешной реализации проекта. Но при этом возникают риски того, что проект превратится в долгострой, если не будет с самого начала четко определены финансовые источники до полного завершения проекта. Поэтапная модернизация растягивает сроки модернизации всей инфраструктуры, но при этом сроки реализации отдельных проектов короче модернизации всей системы. Обычно наибольший экономический эффект имеют участки, которые требуют скорейшей замены. Именно эти участки могут быть модернизированы в первую очередь.
Диверсификация Высоки риски того, что работа инфраструктуры будет монополизирована отдельными коммерческими структурами. Или, иными словами, высоки риски того, что результаты будут зависеть от экономического состояния инвестора и от его заинтересованности работы в Городе. Число потенциальных инвесторов выше. Наличие конкуренции между инвесторами мотивирует к реализации последующих инвестиционных проектов на более благоприятных условиях.
Выход в регион Получив опыт и необходимый уровень контактов, крупный инвестор будет стараться закрепиться в регионе, перенося опыт работы, полученный в городе Городе. При этом местные структуры могут не приглашаться к участию в новых проектах. Получив самостоятельный опыт работы по запуску объектов, местная структура сможет развить свою коммерческую деятельность в регионе, приглашая к сотрудничеству инвесторов. Есть шансы освоить региональный рынок.

Эффективность малой энергетики повышается при более равномерном расходовании электричества и при утилизации тепла (возможно и холода). Можно рассматривать проекты, когда малая энергетика обеспечивает одновременно жилой квартал, выделенный в кондоминиум, и предприятие. Целесообразно в первую очередь рассмотреть предприятия МУП, к примеру, отдельные участки МУПП "Городводоканал". Тогда город может получить дополнительный эффект, снижая затраты в сфере жизнеобеспечения.

Вернуться к Итоговому документу

На главную страницу сайта

Если Вас интересуют только отдельные темы сайта, то они перечислены на странице ТЕМЫ САЙТА