Юрий Никольский
РЕШЕНИЯ: ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА

Дополнительная литература

Стратегический менеджмент
и долгосрочные решения
малых и средних компаний
в условиях глобализации бизнеса

Пример краха стратегии бизнеса


Рассмотрим пример, когда предприятие по производству изделий из молока обслуживает региональный рынок. Качество продукции высокое. Издержки достаточно низкие. Выйти другому предприятию на данный рынок сложно по некоторым очевидным причинам:
1. Местные жители знают продукцию, привыкли к ней, она их полностью устраивает.
2. Любое другое предприятие будет иметь более высокие транспортные издержки.

Предприятие отладило доставку своей продукции во множество торговых точек, находящихся в различных населенных пунктах, включая мелкие. Объемы продаж стандартны по сезонам, поэтому предприятие способно планировать выпуск своей продукции с минимизацией рисков, связанных с объемами производства (то есть не будет перепроизводства продукции, что может повысить издержки и оборачиваемость капитала, и не допустит дефицит своей продукции, что может образовать нишу для выхода на те же рынки конкурентов).
Конкуренты способны выйти в данный регион только при наличии новой продукции. Собственники предприятия понимают это, поэтому принимают решение по расширению ассортимента своей продукции. Но предприятие не может в короткие сроки расширить ассортимент продукции. Для этого необходимо обновление оборудования. Собственные средства находятся в обороте, поэтому требуются инвестиции. Принята стратегия на постепенное расширение инвестиций за счет внутренних ресурсов.

Стратегия реализуется успешно, но в это время в регион приходит крупная торговая компания. Она планирует строительство крупного торгового комплекса. Местные администрации поддерживают выход крупного бизнеса, так как это позволит привлечь дополнительные инвестиции и сформировать новые рабочие места с более высоким уровнем зарплаты.

По логике книги "КУРС МВА по стратегическому планированию" необходимо определить долю рынка и конкурентные преимущества старого и нового бизнесов. Руководство местной компании понимает, что доли рынка сопоставлять нет смысла, так как их компания является региональной, а собственники крупной торговой компании имеют масштабы мирового уровня. Возможности по финансированию проектов сравнивать просто смешно. Уровень менеджмента не сопоставим. Менеджеры теряются, так как им не совсем ясно, каким образом они могут применить к своему бизнесу те рекомендации, которые даны в книге "КУРС МВА по стратегическому планированию".

Обратите внимание на то, что местная компания ранее считала, что она может рассчитывать на расширение объемов продаж за счет того, что средняя зарплата в регионе растет. Теперь не факт, что это в пользу местного производства. Рост доходов ведет к приобретению легковых машин, а это в свою очередь расширяет возможности крупного торгового центра. Покупатели предпочитают закупать продукты именно в нем, так как за одну ездку могут обеспечить свою семью самой разнообразной продукцией, а не только молочной. Наличие высокого качества местной продукции не становится гарантией того, что жители не станут разнообразить свой стол. Они начнут покупать молоко с большим сроком хранения, другие виды йогуртов и иных изделий из молока. А подчас начнут покупать молоко с различными добавками, о которых прежде в регионе не слышали. Очевидно, что объемы продаж местного производителя будут падать.

К сожалению курс МВА в данной ситуации не поможет собственникам компании. Более того, здесь надо срочно менять стратегию, а МВА этого не предусматривает.

По логике нашего сайта изменилась модель, которой соответствует региональный рынок. Изменение модели ведет к сужению рыночной ниши для местного предприятия с его разветвленной сетью продаж в регионе.

Необходимо рассмотреть варианты, связанные с изменением структуры рынка и определить свое место во вновь формируемой структуре.

Этим примером я хотел еще раз пояснить технологию по подготовке планирования.
А также показать, что разные подходы к решению задач могут дополнять друг друга (в данном случае книга и сайт).

Вернуться к началу раздела "Дополнительная литература"

ТЕМЫ САЙТА

На главную страницу сайта

© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"