Title of your page
Юрий Никольский
РЕШЕНИЯ: ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА

Проблемы,
обсуждаемые в СМИ

Единый государственный экзамен
Анализ последствий

Вопросы, связанные с Единым государственным экзаменом, уже не первый год обсуждаются в России. Отношение в обществе далеко не однозначно, поэтому актуально рассмотреть тему через призму концепций данного сайта.

Были заявлены следующие темы, которые нашли активный отклик в СМИ и в литературе:
Единый государственный экзамен -
часть программы по реформированию системы образования
Единый государственный экзамен -
это борьба с коррупцией при поступлении для продолжения образования
Единый государственный экзамен -
это равенство для поступления в вузы (в частности, это борьба с репетиторством, которое обслуживает людей с более высоким достатком).
Экзамен не может быть целью, так как это лишь технология для достижения целей. Необходимо понять, какие цели можно достичь с помощью данной технологии.
Цели по повышению уровня образования единый экзамен не может достичь, так как он стандартизует образовательный процесс по всей стране. Следовательно, мотивирует людей не получать образование выше, чем того требует единый государственный экзамен.
По версии данного сайта стандартные операции будут заменяться искусственным интеллектом (роботами в производственной деятельности, программным обеспечением в интеллектуальной сфере). Для человека остается одна основная сфера деятельности - это инновационная.
Единый экзамен будет стимулировать процесс обучения не на развитие инновационных качеств личности, а на развитие памяти обучающегося. Человек, нацеленный на инновационную деятельность, должен уметь специализироваться в тех областях, где он может получить наивысшие результаты. Единые требования препятствуют индивидуализации личности, а, следовательно, более глубокой специализации.
Наличие людей с самыми различными направлениями по специализации в области знаний повышает общий интеллектуальный уровень государства. Единые программы, которые будут формироваться под единый экзамен, а также единые методики для достижения максимального удовлетворения государственных стандартов, снизят уровень интеллекта страны, если под суммарным интеллектом страны подразумевать суммарные знания всех граждан государства.

Напрашивается вывод, что реформирование образования с помощью единых стандартов для обучения приведет к интеллектуальному отставанию от государств, где достигается либерализм в области требований к получению объема и содержания знаний. И это касается не только экзаменов, а также учебных программ, школьных учебников и методик обучения.

По версии данного сайта возможности для коррупции возникают там, где государственный чиновник влияет на результаты деятельности отдельных личностей. Только конкуренция создает условия для снижения уровня коррупции, когда деятельность чиновника не может повлиять на результат.
Единый экзамен заменяет одного чиновника, принимающего экзамен в вузе, на другого чиновника, принимающего экзамен по месту учебы. Тем самым возможности для коррупции сохраняются.

Можно предположить, какие технологии при этом будут применяться.
Экзаменатор всегда имеет возможность подсказать экзаменующемуся, если ответ носит формальный характер.
Экзаменационные ответы могут подменяться.
Вместо одного человека экзаменационный лист заполняет другой.
Будут использоваться технические средства (уже сейчас не проблема в ручке расположить дисплей, а информацию передавать с любого расстояния).
И так далее.
Формы подсказки будут совершенствоваться, что послужит росту спроса на соответствующие технические средства, но не росту качества обучения.

В конечном итоге в стране начнет более широко формироваться неправой менталитет. Можно ожидать, что со временем государство будет финансировать обучение тех, кто лучше смог встроиться в коррупционную систему или, по крайней мере, кто лучше смог заучить или списать ответы, не вникая глубоко в суть предметов.

Равенство, связанное с отказом от репетиторства, приведет к снижению уровня знаний у части населения, но не повысит уровень знаний у остальной части школьников. Все методики будут нацелены на один единственный результат - максимально лучше заполнить экзаменационные тесты.
Следовательно, равенство по данному принципу приведет в целом к снижению уровня обучения по стране.
Равенство нужно достигать не за счет снижения уровня части населения, а за счет повышения возможностей для остальных учащихся (бесплатные дополнительные занятия для детей из менее обеспеченных семей).

Нас не удивляет, что спортсмены специализируются с детства. Разная подготовка не только у шахматиста и боксера, но и у близких видов спорта. Разные вузы - это разная специализация.
Примитивно себе представлять, что дополнительное образование, каким, в частности, является репетиторство, не повышает интеллектуальный уровень населения в целом.
Вместо финансирования дополнительного образования с учетом будущей выбранной специальности вводится ограничитель в виде единого экзамена.

Единый экзамен делает равенство по минимуму, а необходимо формировать условия для равенства по максимуму (и не только для самых одаренных).

Сейчас уже очевиден результат, что единый экзамен привел к тому, что репетиторство, которое ранее было нацелено на знания, теперь нацелено на сдачу ЕГЭ.

ЕГЭ фактически заменяет рыночные механизмы получения знаний административными решениями госаппарата.
Административное регулирование образования необходимо нацелить на проверку минимума знаний. Тогда ЕГЭ будет играть роль повышения уровня знаний.
В существующей форме ЕГЭ фактически приводит к тому, что процесс обучения все в большей степени будет нацелен на получение тех знаний, которые оторваны от реальной жизни. Представленные в настоящее время вопросники для ЕГЭ показывают, что они не нацелены на проверку тех знаний, которые нужны людям по завершению образования. Более того, опыт первых ЕГЭ демонстрирует торжество наукообразия и схоластики взамен тех основ, которые востребованы современным обществом.
Практика жизни не может быть одинаковой в небольших населенных пунктах и в мегаполисах, на юге и на севере страны. Возможности выбора программ для углубленного изучения с учетом специфики местопребывания учителя и ученика позволяют использовать преимущества огромной территории и большой численности населения.
В далекой перспективе ЕГЭ приводит к интеллектуальному отставанию нации от стран, где сформированы механизмы на получение знаний, которые востребованы рынком, как основы развивающегося общества.

Кроме системы образования
на интеллектуальное качество нации
огромное значение имеет полноценная семья.
Об этом очень подробно на
отдельной странице сайта
на примере воспитания дошкольников.

Не случайно то, что сдавшие ЕГЭ не могут воспользоваться своими правами в нашей стране. Они просто не знают этих прав, не знают, куда и как обращаться, если их права нарушены, не способны составить элементарные акты, заявления, прошения и тому подобное, чтобы восстановить справедливость в соответствии с законом.
А более точно: ЕГЭ сильно оторвано от практической жизни и не нацеливает людей на реальные действия в реальных обстоятельствах.
Тем самым ЕГЭ приводит не только к интеллектуальному отставанию нации, а еще и побуждает наименее законопослушную часть населения к неправовым методам получения дипломов. В целом это будет ухудшать качество российской элиты (о значении качества элиты смотрите комментарий к книге Фукуямы).

На следующей странице сайта представлен вариант реформирования образования. Описанный вариант не ставит задачи обсудить весь круг возникающих проблем. Задача сбора информации по всем вариантам с анализом последствий на возможные решения - это под силу только квалифицированным коллективам. Наша же задача - показать, что концепции, представленные в данном сайте, позволяют формировать варианты, которые не оказались в поле зрения отечественных СМИ.

Данная страница сайта была сформулирована еще в период, когда реформирование образования с введением ЕГЭ только начали обсуждать. С введением ЕГЭ я решил сформировать страницу о причинах того, почему реформы пробуксовывают.
А после опыта 2009 года стали говорить о том, что необходимо ввести коррекцию в ЕГЭ. Думаю, что коррекцию надо начать с того, чтобы отменить обязательность по ЕГЭ.
Еще я пошел бы на иной принцип оплаты высшего образования. Целесообразно рассмотреть следующий вариант.
Всем желающим получить высшее образование предоставляется кредит. Кредит обучающимся возвращается после завершения учебы. Кредит возвращается долями в зависимости от доходов того, кого кредитовало государство. Если доходы в течение пяти лет ниже определенного уровня, задаваемого общегосударственным законом, то кредит гасится, возвращать его больше не надо. Каждое высшее учебное заведение получает дополнительные средства от государства в зависимости от возврата средств теми, кого государство кредитовало. Для социально значимых профессий (к примеру, медицина и педагогика) государственным законом определяется иной порядок погашения кредита (к примеру, 5 лет работы в районных поликлиниках и в общеобразовательных школах при самостоятельном трудоустройстве и 3 года при распределении со стороны госорганов).
В этом случае институты получают дополнительные средства, если готовят специалистов, востребованных рынком. Они мотивируются набирать к себе на учебу наиболее успешных выпускников средних учебных заведений, поддерживать свой положительный имидж, заниматься переподготовкой вузовских работников, реагировать на рынок труда и способствовать трудоустройству выпускников.

Вернуться к началу раздела
"Проблемы, обсуждаемые в СМИ"

Все темы сайта

На главную страницу сайта

© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"