Юрий Никольский ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА Дополнительная литература | Доверие | ||
Цитаты из книги | Российская элита и тенденции развития России | |||||||||
Факуяма глубоко изучал национальные особенности Японии, Китая, США. Он строит свою книгу на исследовании этих стран и Германии, Франции, Италии. При высказываниях о России он строит свои утверждения на базе контактов с российской элитой. Следовательно, не все выводы можно прямо перенести на все российское сообщество. По крайней мере, у меня сложилось такое впечатление. Это необходимо учитывать, когда вы знакомитесь с выводами, которые я привел при цитировании его книги.
Из всех областей современной жизни экономика является, пожалуй, той, где наиболее заметно прямое влияние культуры на благосостояние отдельных стран и на международный порядок в целом.
Закон, договор, экономическая целесообразность являются необходимым, но не достаточным базисом стабильности и благосостояния в постиндустриальный век - они должны опираться на такие вещи, как взаимодействие, моральные обязательства, ответственность перед обществом и доверие, которые, в свою очередь, живут традицией, а не рациональным расчетом.
Отожествление культуры не с рациональным выбором, а с привычкой не делает культуру чем-то иррациональным - она нерациональна лишь в отношении средств, которыми пользуются при принятии решений.
Этическая система всякий раз создает моральную общность, ибо является тем языком добра и зла, который позволяет владеющим им вести совместную моральную жизнь. Любое моральное общество, вне зависимости от исповедуемых им правил, способствует возникновению доверия как минимум между его членами.
Подлинно индивидуалистические общества, члены которых не умеют объединяться друг с другом, действительно существуют. В таких обществах слабыми являются и семья, и добровольные объединения, а наиболее крепкими сообществами подчас оказываются преступные группировки. В качестве примеров можно назвать Россию и некоторые другие бывшие коммунистические страны, а также отдельные районы некоторых крупных городов США.
Верно, что у американцев существует долгая антигосударственная традиция, - об этом свидетельствует и меньший по сравнению почти со всеми странами Европы размер госсектора экономики, и результаты опросов общественного мнения, согласно которым жители страны выражают значительно меньше уверенности в действиях правительства и значительно больше недоверия ему, чем в остальных промышленно развитых обществах. Однако предупрежденность против правительства совсем не то же самое, что враждебность к обществу. Отрицательно настроенные по отношению к государственному регулированию, налогообложению, собственности на средства производства и всегда подозревающие власти в неспособности управлять, американцы до удивления легко идут на сотрудничество в рамках компаний, добровольных ассоциаций, церквей, университетов, СМИ и т.д. Утверждающие, что чувствуют сильное недоверие к "большому правительству", они прекрасно умеют создавать и поддерживать жизнедеятельность крупных и сплоченных частных структур.
Американцам необходимо уяснить, что их традиция не является чисто индивидуалистической и что всегда люди в их стране объединялись, сотрудничали и признавали над собой власть огромного множества сообществ.
Возможно, одним из самых деструктивных последствий социализма, как он на деле осуществлялся в Советском Союзе и странах Восточной Европы, было практически полное разрушение гражданского общества - разрушение, воздвигшее серьезные барьеры на пути возникновения, как рыночной экономики, так и стабильной демократии.
…. По иронии судьбы, воплощение доктрины, которая объявила своей целью искоренение человеческого эгоизма, привело к тому, что люди стали более эгоистичны.
Тоталитаристский проект отстраивал планы разрушения независимого гражданского общества социалистического типа, собранного исключительно вокруг государства. Когда это в высшей степени искусственное образование потерпело крах, не нашлось никакой альтернативной формы общественного устройства, которая могла бы его заменить помимо семьи, этнической группы или преступных сообществ.
Можно утверждать, что в будущем оптимальную форму промышленной организации не будут преимущественно составлять ни малые, ни большие компании, но сетевые структуры, разделяющие преимущества и тех, и других. Сетевые организации могут использовать экономию масштаба, вместе с тем избегая накладных и административных расходов больших централизованных организаций. Если так и случится, общества с высоким уровнем социального доверия получат естественное преимущество. Сетевой принцип может дать существенную экономию на операционных издержках, если участники сетей будут следовать набору неформальных правил торговых отношений, вынесения решений и воплощение этих решений в жизнь - правил, которые либо сократят эти издержки, либо не будут требовать их совсем. Если доверие между участниками бизнес-сети рушится, их взаимоотношения должны быть детально оговорены, неписанные правила должны обрести письменную форму, и третья сторона должна быть приглашена для урегулирования ситуации. В этом случае сеть перестает быть собой и перерастает в нечто, напоминающее, в зависимости от уровня интеграции членов, либо обыкновенный рынок, либо старомодную иерархическую корпорацию.
Многие из случаев, которые были рассмотрены в данной книге, являются своего рода предостережением против слишком сильной политической централизации. Слабость и дисфункции общества свойственны не только бывшим коммунистическим странам. Такие общества с развитой семейственностью и низким общим уровнем доверия, как Китай, Франция и южная Италия, представляют собой продукты правления централизованных монархий прошлого (а в случае Франции - и республиканских правительств), которые в погоне за абсолютной властью создали препятствия для автономии социальных институтов "среднего звена".
Социальный капитал подобен храповику, который легко идет в одну сторону и не идет в другую: он может быть легко растрачен действиями правительства, но его уже не удастся собрать обратно. Сейчас, когда вопрос идеологии и институтов в основном решен, вопрос о сохранении и дальнейшем накоплении социального капитала выходит на первое место.
|
Автор обосновал следующие позиции: 1. Бизнес успешно развивается там, где есть необходимый уровень доверия. 2. Отличительной чертой предыдущего этапа развития является то, что сформировались очень крупные компании. А современные тенденции - это формирование сетевых структур. 3. Крупная компания может быть успешной продолжительное время только в том случае, если она приглашает профессионалов-менеджеров. 4. Отсутствие достаточного уровня доверия ограничивает выбор ключевых фигур для управления бизнеса рамками семейных (клановых) отношений. Крупные компании в таких странах имеют более высокие издержки, а бизнес не способен развиваться в направлении создания сетевых структур. 5. От культурных традиций, сложившихся в стране, зависит уровень доверия в стране. Культурные традиции могут способствовать развитию или ограничивают возможности внедрения современных технологий ведения бизнеса. 6. Формирование культурных традиций сильно зависит от решений, принимаемых на общегосударственном уровне. Влияние доверия на развитие бизнеса огромно. В этом я полностью согласен с автором. Проиллюстрирую это одним примером. Я консультировал одну успешную компанию. Компания осталась без руководителя, отвечающего за хозяйственное обеспечение. Собственник компании никому со стороны не доверял, но на должность надо было кого-то взять. Выход только один - создание еще одного органа, который смог бы контролировать работу хозяйственного подразделения. Тем самым из-за отсутствия доверия к наемным работникам произошел рост издержек. Понятно, что в странах, где уровень доверия растет, снижается уровень управленческих издержек. Рост управленческого аппарата может указывать на то, что уровень доверия в стране падает. Статистика по России показывает рост управленческого аппарата в государстве и в крупных компаниях. Это наводит на мысль, что стоит проводить мониторинг на эффективность принимаемых решений с точки зрения укрепления уровня доверия с учетом данного показателя.
Автор наиболее подробно рассматривает те культурные особенности, которые формируются с детства в рамках семейных традиций. При этом автор показывает, что понятие семьи в разных странах различно. Семья в соответствии со сложившимися культурными традициями может быть ограничена одним-двумя поколениями, а может прослеживаться в пять и более поколений (тем самым семья превращается фактически в клановую систему отношений людей, имеющих общих предков). Автор показывает, что в странах, где клановая система сохраняется, развитие современных форм бизнеса задерживается. Здесь я делаю ремарку, так как автор не уточнил ряд позиций, где у меня возникают естественные вопросы. Задержка развития бизнеса может быть обусловлена снижением уровня доверия к людям внешней среды или обусловлена тем, что родственники осудят тех, кто берет работников со стороны, когда "свои" не всегда хорошо устроены. Может существовать доверие, которое заблокировано семейными традициями. Могут существовать и другие причины, когда собственник бизнеса не приглашает менеджеров со стороны. К примеру, собственник считает, что разбирается в вопросах собственного бизнеса лучше любого другого. Автор не рассматривает проблему менеджмента с учетом этих факторов, поэтому его логический подход при практическом применении может потребовать некоторой коррекции. Я этой ремаркой хочу сказать, что учет только тех факторов, которые рассматривает автор, может привести к ошибкам при установлении приоритетов в ходе подготовке решений для повышения уровня доверия.
Я полностью согласен с автором в том, что культурные традиции сильнейшим образом влияют на развитие отношений в обществе. У меня эта позиция сложилась еще при прочтении книги Ахиезера, где рассматривается значение культурных истоков на примере исторического опыта России (ротапринтная публикация была осуществлена в 80-х годах). Работы Ахиезера и Фукуямы объединяет то, что по их мнению культурные традиции существенно влияют на развитие любого государства (более узко - на развития бизнеса). Но я не согласен с выводом, что они являются самым важным фактором. В разных странах или в разных фирмах на первое место в различные эпохи могут выходить те или иные факторы. Для пояснения приведу пример из собственной практики.
Группа консультантов работала с градообразующим предприятием. Оно было в предбанкротном состоянии. Люди в городе с трудом сводили концы с концами. О существовании более-менее развитого бизнеса в городе речь даже не заходила. Состояние во всех сферах городской жизни было плачевным. В результате работы консультантов совместно с руководящим составом предприятия были разработаны основы развития бизнеса, сформулированы структурные схемы и формы взаимоотношений в этой структуре, согласованы основные позиции ключевых фигур по всем вопросам. Работа была не из легких. Потребовалось 8 месяцев работы, чтобы был сформирован необходимый уровень доверия. Ключевые посты заняли люди, как из этого города, так и приглашенные со стороны. Сложившиеся к этому времени культурные традиции, в том числе на уровне семейных отношений, этому не препятствовали. Сложно было найти лиц, которые вызывали бы доверие с точки зрения их профессионального мастерства. Профессионалы были найдены, а вся технология проведения консалтинговых работ позволила создать необходимый уровень доверия. И здесь хочу сказать еще об одном очень важном результате. Укрепление уровня доверия на уровне городской элиты укрепило уровень доверия в целом в городском сообществе. Опросы населения показали, что оно стало больше доверять тем решениям, которые принимались руководством города и градообразующего предприятия. Если ранее принятые программы воспринимались жителями без доверия в их осуществимость, то теперь почти все население поверило в реалистичность намеченной программы. Резко улучшилась морально-психологическая обстановка на предприятии. При этом резко сократились со стороны рабочих нарушения трудовой дисциплины, а брак фактически исчез.
Из логики книг Фукуямы следует, что с учетом консерватизма культурных традиций подобный метод проведения консалтинговых работ может быть с успехом применен в других городах России. Конечно, если в этих городах схожи культурные традиции. Но оказалось, что все не так просто.
Примерно в том же самом составе мы приехали в другой город. Предприятие, с которым мы работали, не было в предбанкротном состоянии. Более того, в городе был еще целый ряд успешных коммерческих предприятий среднего масштаба. Деньги не надо было привлекать в город, как в первом случае, так как их могли предоставить сами коммерсанты. Нам было почти очевидно, что сюда можно будет легко перенести полученный нами опыт. При составе населения того же типа, что в первом городе, ситуация была явно лучше. Мы были уверены, что в этом городе мы без труда разработаем программу для успешного развития бизнеса и сможем подобрать ключевые фигуры, которые вызывают доверие. Работу мы успешно завершили за полгода. Программа была разработана и нашлись люди, которые готовы были инвестировать в нее. Но тут оказалось, что для успешной работы надо утвердить у чиновничьего аппарата городских властей и естественных монополистов ряд документов. Эти документы были связаны с правом пользования землей, с получением необходимого объема газа и с отдачей части тепла и электричества от генераторов в город. Все расчеты показывали, что это выгодно не только реконструированной системе управления бизнесом, но населению города и естественным монополиям. Препятствие возникло неожиданно. Чиновники потребовали взятки в форме включения в разработанную структуру бизнеса аффилированных с ними физических и юридических лиц. А это разрушило доверие, которое было сформировано. Программа не осуществилась. В этом случае ключевым фактором оказалась не культура самого бизнеса, а культура государственной элиты, развращенной коррупционными возможностями. Этот случай описан мною при повествовании о Павле Петрове. Фукуяма в книге не прослеживает, в чем именно состояло отсутствие доверия. Доверие может отсутствовать из-за того, что боятся взять на работу человека с недостаточным уровнем профессионального опыта и знаний. Доверие может отсутствовать из-за боязни криминала. Доверие цементируется единством понимания целей и четким соблюдением установок программы развития бизнеса. Консалтинговые работы, которые проводились нами, должны были сформировать уровень доверия по всем направлениям. Именно для этого проводились необходимые мероприятия по согласованию позиций будущих участников бизнеса в единой структуре. А результат показал, что в коррумпированном государстве нельзя создать крупную структуру, построенную на принципах доверия. В таком государстве современные формы бизнеса не образуются, а, следовательно, бизнес-структуры данного государства проигрывают в конкуренции на международной арене. И дело здесь не в культурных традициях, а в поведении элиты, управляющей государством. Книга Фукуямы, как и книга Ахиезера, никак не противоречит тому, что написано на страницах моего сайта. Авторы этих трудов лишь указывают на важный принцип создания и сохранения определенных культурных основ общества. А я здесь еще раз хочу подчеркнуть, что подбор параметров, влияющих на моделирование, достаточно индивидуален для каждой конкретной ситуации. И одна из причин успехов или провалов при составление программ связана со способностью определить необходимый список параметров, влияющих на повышение эффективности принимаемых решений.
Я с удовольствием читал мемуары тех людей, которые были во главе своих государств в период преобразования их экономик. Я обратил внимание на то, что все они начинали с работ, нацеленных на ликвидацию коррупции. Обратите внимание, что в этих странах сначала ликвидировали коррупцию, а потом лишь стали проводить работы по укреплению вертикали власти и по наведению порядка для пополнения бюджетов. Наша государственная элита пошла по пути, изменившим порядок целевых установок. Тут я вспоминаю, что когда-то хотели наладить работу АЗЛК - крупнейшего производителя легковых автомобилей в России. Плохое знание мирового опыта в этом вопросе привело к тому, что автомобиль москвич перестал выпускаться. Получился точно противоположный эффект, так как изменили отработанный мировой практикой порядок целевых установок. Нарушение порядка при принятии приоритетов в общегосударственном масштабе сказывается на судьбах всей страны. Поэтому так важен опыт других государств.
У меня есть знакомые, которые уехали за границу и не собираются возвращаться. Они утверждают, что им надоел криминал и коррупция. Они хотят иной жизни. Каждый из них говорил мне, что криминал не победим, если существует коррупция. При этом они говорили не о любом криминале, а лишь о том, который не позволяет развиваться бизнесу. Они не уехали бы из страны, если бы были уверены, что государство справится с коррупцией. Именно недоверие руководству страны в вопросах, связанных с борьбой с коррупцией, побудило их уехать в те страны, где данная проблема не стоит остро. Тем самым я затронул еще один из параметров в области доверия, который существенно влияет на развитие экономики любого государства. Уровень доверия проверяется социологическими опросами. К ним можно относиться с определенным уровнем скепсиса. Часто люди уезжают не за высоким заработком, как показывают результаты опросов, а по той причине, что низок уровня доверия к руководству страны, что оно способно изменить ситуацию в России. А при этом, естественно, уезжают туда, где уровень достатка выше российского. В ходе опроса они могли подразумевать, что руководитель больше работает на государство, чем на себя. В этом смысле они ему доверяют. А уезжают по другой причине, по которой они ему не доверяют. Но этот смысл не был отражен при анализе опросных листов. При этом я считаю, что общая культура населения влияет значительно на развитие бизнеса. Человек, который развит в культурном отношении, будет соблюдать нормы поведения, способствующие развитию морали. А без морали не существует цивилизации, которая сформировала основы для развития современных форм отношений, включая взаимодействие в бизнесе.
Наши люди хорошо усвоили основы политэкономии, преподаваемой в коммунистическую эпоху. Не случайно на рекламном плакате одного крупного издания была помещена картинка, взятая в качестве основного мотива с картины Брейгеля. Там средние рыбки поедали мелких, а крупные поедали средних. То есть авторы этого рекламного произведения не понимают, что современный бизнес успешен тогда, когда находит партнеров. А нацеленность российских крупных структур на поглощение более мелких не позволяет развиваться бизнесу длительное время, блокирует развитие современных форм бизнеса. Рано или поздно тактика поглощения приводит к низкой управляемости всего бизнеса с естественным крахом такой стратегии. Приведу еще один пример из моей практики. Я пришел к руководителю одной из фирм с предложением сформировать современную структуру управления бизнесом с обучением менеджеров новейшим бизнес-технологиям. Он, естественно, задал вопросы о том, что его бизнес от этого получит. Все мои доводы он парировал тем, что у него все схвачено в администрациях и в силовых структурах. Как я понял, он всегда может дать взятку, получив более успешный результат, чем от постановки современного менеджмента. И это не вызывало бы у меня высокой степени тревоги, если бы его бизнес не был более успешным, чем бизнес законопослушных компаний.
Взятка противоречит законодательству. Она более доступна тем, кто склонен к криминальным методам для решения проблем своего бизнеса. Рост коррупции ведет к сращиванию государственного аппарата с людьми, склонными к силовым методам.
Доверие может быть ниже или выше, а тенденцию формирует элита. В каждую эпоху именно элита закладывала определенные культурные основы. К примеру, она выбрала определенную религию в целях создания новых для того времени культурных основ общества. Здесь я расхожусь во мнение с Фукуямой, что религия формировала культурные основы. Религия была лишь инструментом в руках элиты. Вспомните, что до крещения Руси рассматривались несколько вариантов выбора религии. Элита, которая не могла сменить вектор культурного развития в рамках католичества, сформировала новые направления развития христианской идеи. В России Петр Великий и Екатерина Великая стали делать все от них зависящее, чтобы в стране стала преобладать культура, на основе которой империя стала великой. В их правление ценности высокой культуры вошли в моду государственной элиты. И это дало импульс для развития России. Большевики внедрили новую идеологию, которая базировалась на ненависти, называя это классовой борьбой, что привело к краху их вместе с СССР. Но при этом в массы внедрялась идеология, что только культура и мораль являются основой коммунистического строя. Современный мир развивается в направлении, когда необходимо согласовывать цели, вести открытую дискуссию и создавать партнерские отношения. Если элита России не сможет выйти на этот путь культурного понимания процессов развития, то ее ждет не самый радужный период. А пока элита внедряет идеологию, что успешен тот, кто может подавить другого, кто силен, инициативен и способен на самые резкие поступки вне интересов других членов сообщества.
Сейчас проходят активные дискуссии о внедрении в массы культуры православия через внедрение в школы соответствующих предметов. Нельзя решать современные проблемы России, идя по пути, по которому шли князья древней Руси. Мир стал иным. В этот контекст хорошо вписывается воспитание патриотов своего отечества. Будет ли патриотом сын взяточника? Возможно, если он будет воспитываться на примере Павлика Морозова. Если не решить проблему с коррупцией, то проблема патриотизма останется сферой деятельности воспитателей, проповедующих силовые методы. Люди же, стремящиеся к развитию доверия, останутся вне данной тематики. Александр III поставил патриотизм на одно из первых мест, а Николай II продолжил его политику. А в результате экстремизм в сознании людей возрос до масштабов кровавой гражданской бойни. Приоритеты при формулировании целей повторяются в России из века в век. Исторический опыт не подтолкнул к мысли, что приоритеты необходимо изменить. Надо сначала сформировать такую элиту, для которой станет естественной потребностью создавать законы демократической направленности и строго соблюдать эти законы. А основой такой постановки должно быть воспитание культурой, далекой от решения вопросов методами противоборства конкурирующих сторон. На развитие любой деятельности в России влияет отсуствие правил, подчиненных общегосударственным законам. Правила, провозглашаемые элитой России, нарушаются самой элитой уже столетие. Это породило то, что в исторической науке называется двоевластием. А причина отсутствия первостепенства права ищется не в моральном облике элиты, а формулируется через политическую волю. А политическая воля обычно реализуется через силовые методы.
Решение задачи: вертикаль власти без коррупции. Книга Фукуямы заставляет задумываться над многими вопросами, которые в той или иной форме автор затрагивает. И этим ее прочтение является полезным.
| |||||||||