Юрий Никольский
РЕШЕНИЯ: ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА
БАБУШКАМ И ДЕДУШКАМ
ДЛЯ ВНУКОВ

О Павле Петрове

Урок
рисования

Урок
русского языка

Уроки
математики

Государственная
премия

Получение квартиры

Специалисты
делают свое дело

Офицерское
собрание

Физическая
подготовка

Политзанятия

Контроль
плановых занятий

Смена
замполита

Научная
работа

Технология
подготовки к защите
кандидатской

На защите
рубежей строя

Жилье
для офицера

Пенсионное
обеспечение

Мемуары

Рассказики Петрова
Письмо другу
и
От утра до утра

Руководитель
консалтинга

Консультант
комментирует

Застольные
концепции

1.
Быть бабушкой
или дедушкой
необходимо

2.
Бабушки и дедушки
умеют любить

3.
От этапа к этапу
вместе с внуками

4.
Сочиняем сказки
вместе с внуками

5.
Сказочка
о Юлечке и Гришечке

6.
Нравоучительные
сюжеты

7.
Байки

8.
Рисуем
вместе с внуками

9.
Дедушка,
ты шутник

10.
Не мешайте внукам

...

Сайт Гриши
ПРОГУЛКИ ПО МОСКВЕ

1. Быть бабушкой или дедушкой необходимо

Судьбы детей все больше зависят от бабушек и дедушек. Некоторые возразят, что от уровня наследства. Да, без сомнения, и это верно. Но в большей степени от участия в воспитании своих внуков. Более того, роль бабушек и дедушек в воспитании становится все более значимой. Тезис простой, но не каждый с ним согласится, поэтому поясню его.

Жизнь людей всего за несколько поколений изменилась существенно. Люди еще 200 лет тому назад не знали электричества. А вы, современные бабушки и дедушки, можете обойтись без него? Еще 100 лет тому назад радио рассматривалось как диковинка, не говоря уже о телевизоре и домашних кинотеатрах. А еще пару десятилетий тому назад не знали не только Интернета, а даже в наших прославленных НИИ персональный компьютер был диковинкой. Конечно, технические новшества повлияли на развитие педагогики. Но существенное изменение жизни коснулось не только технической стороны жизни. Меняются методики подготовки людей для получения профессиональных навыков.

Как получали профессию крестьянские дети всего несколько поколений тому назад? Отец и мать обучали своих детей приобретенным ранее навыкам в процессе своей практической деятельности. Этих навыков хватало до конца жизни. Конечно, кое-какие навыки приобретались дополнительно, но основой был опыт, который передавался от отцов к сыновьям, от матерей к дочерям. Бабушкам и дедушкам отводилась роль стабилизаторов. Они следили за выполнением традиций и за порядком, что обеспечивало устойчивость быта семьи. Конечно, все члены семьи формируют мировоззрение подрастающего поколения. Но старшие особенно тщательно следили за моралью. Воспоминания бабушек и дедушек, их рассказы и сказки становились основой воспитания. В эпоху доиндустриального быта книги были редкостью. Отцы и матери работали почти круглосуточно. Поэтому роль бабушек и дедушек была значительной.

А что внес XIX век и развил потом XX? Профессия перестала приобретаться на всю жизнь. Крестьянский сын, переехав в город, вынужден был освоить совершенно другие навыки. Профессий стало гораздо больше, навыки сильно различались, но они требовали определенных универсальных знаний. Поэтому в это время стало развиваться общественное образование. Ему характерны определенные стандарты. Стандартные знания и навыки, получаемые в ходе учебы, позволяли освоить новые профессии. Профессиональный консерватизм сменился необходимостью получать знания для освоения новых профессий. Человек, который трудился за устаревшим станком, не мог заработать много. А со временем просто терял работу. Поэтому выигрывали те, кто был способен учиться, постоянно совершенствовать свои навыки, менять профессию.

Очевидно, что работа кучера сильно отличается от работы шофера, хотя одни и другие занимались одним и тем же делом, а именно, перевозкой грузов и людей. Это разные профессии. Разные профессии пряхи и ткачихи. Но не менее разные профессии программиста 70-х годов XX века и современного программиста. Совершенно разные профессии ткачихи оборудования 80-х годов прошлого века и оператора современного текстильного производства. Изменился и труд крестьян, приобретя черты индустриальных производств.

Родители трудились на производстве, зарабатывали средства для жизни, а бабушки и дедушки следили за тем, чтобы дети лучше учились. Они хорошо понимали, что без необходимых знаний трудно освоить высококвалифицированную специальность. Огромную роль приобрели книги. Мы хорошо усвоили фразу, что книга - источник знаний. Профессия, приобретенная за счет знаний, обеспечивала достаток в доме. А умение освоить новые производственные навыки становились основой стабильности семьи.

Индустриальный период развития человечества характеризуется тем, что глубокие знания стали основой жизни. Не случайно сроки учебы удлинялись, а высшее образование постепенно становилось естественным для возрастающего числа профессий.

С появлением электроники требования к людям опять изменились. На текстильном предприятии, где всего 30 лет тому назад работало примерно 4 500 человек, сейчас работает около 45 операторов. В 100 раз меньше! А остальные вынуждены были искать себе новое место работы. Хорошее образование позволяло им освоить новую профессию. Но ее хватало все на меньший срок, то есть сроки смены профессии имеют тенденцию к сокращению. Конечно, такой профессии, которая требует новых знаний и дополнительного обучения.

В производственной сфере остается все меньше людей. Всего 6-7% от всех работающих непосредственно у станков создает столько материальных ценностей, чтобы прокормить все население страны. Классики марксизма-ленинизма ошиблись, когда решили, что рабочие будут составлять большинство населения. В развитых странах их сейчас примерно столько же, сколько буржуев было в начале XX столетия. Зато резко выросло число людей, чья профессия заключается в том, чтобы заменить человека автоматом. Эти автоматы еще называют роботами, подчеркивая, что они заменяют человека, а не просто увеличивают его возможности, как это делала простая механика. Современный труд кардинально отличен от труда доиндустриальной эпохи и эпохи индустриальной. Не случайно стали говорить, что мы входим в эпоху постиндустриального общества.

Что же изменилось для нас с вами? А произошло то, что все более массовой профессией становится профессия по поиску новых технических решений. И не только технических. Компьютеризация заполнила весь спектр человеческих профессий, включая управление. Только вы освоили новые навыки, привыкли к стандартным операциям, как вас уже заменила новая техника или новое программное обеспечение. Для сохранения места работы людям постоянно приходится осваивать новые технологии. А уж для получения более высокого заработка необходимо уметь изобретать что-то новенькое. Появился даже новый термин - инновации. Говорят, что высокой конкурентоспособностью обладают те люди и фирмы, которые способны к инновациям.

Слово инновация появилось в начале этапа перехода России к рынку. Оно употреблялось в статьях, где говорилось о конкурентоспособности. В них утверждалось, что без инноваций нет успехов в современном мире. Конкуренцию проигрывают те, кто не способен к инновациям. Слово инновации было малопонятным. У нас ранее употреблялось слово творчество. И чем эти два слова отличаются? Я пытался найти ответ для себя. Наука считалась творческой профессией. Творчество проявляли изобретатели и рационализаторы. Творчество является обязательной составляющей любого искусства. Так чем же инновация отличается от творчества? Я пришел к выводу, что инновация включает в себя творчество. Творческий процесс индивидуален. А вот результат творчества в форме инновации должен быть понятен другим. Инновация после того, как она описана, будут повторять другие. К примеру, художник рисует картины, которые индивидуальны для его творчества. Он придумал новые приемы в ходе создания картин. Какие-то из этих приемов он смог объяснить другим художникам. Картины - это произведения искусства. А новый прием - это его инновация. Инновациями воспользовались другие художники, включив новые приемы в свое творчество, но полностью повторить художника не удается.

Вспомните картины Канналетто. Освежить в памяти его шедевры можно, посетив Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. Обязательно сходите и еще раз посмотрите на его картины. Эти великолепные полотна живописи были созданы с использование оптики, точнее, камеры обскура. А это и есть та самая инновация, которую ввел Канналетто. Используемый им прием до сих пор в ходу у многих художников. Конечно, они используют не камеру обскура, а более сложную оптическую технику. Проверить мое утверждение просто. Возьмите цифровой аппарат, сфотографируйте своих внуков и попросите сделать портрет маслом. Где можно найти такого художника? Да хотя бы на Крымском валу в Москве. Среди десятков художников обязательно будет тот, который спросит лишь о технике живописи, а наиболее квалифицированный из них предложит на выбор несколько стилей. А фон или пейзаж для портрета возьмет с другого фото. Можно даже с фото картины из Лувра или Эрмитажа. Изобразит хоть в стиле передвижников, хоть в стиле кубизма, хоть в стиле соцреализма. Было бы фото, а имитация стиля зависит от профессионализма исполнителя и вкусовых предпочтений заказчика.

Результат творческого процесса становится инновацией, если новый прием может быть повторен. А повторить его смогут другие, если он описан.

Это понимание инновации меня устроило, так как оно сразу подсказывает нам, что нужно делать, чтобы внуки были успешны в будущем. Они должны творить. А если их творчество будет связано не с искусством, то они должны сотворить то, что смогут повторить другие. Тем самым они должны еще хорошо уметь объяснить, как повторить их инновацию. И, конечно, как с помощью этой инновации можно улучшить жизнь других людей. Тогда за эту инновацию ему заплатят. И кто заплатит? Предприниматель, так как он знает, как получить деньги с тех людей, жизнь которых улучшится за счет данной инновации.

Как-то я общался в теплой компании. Разговорился, почти не смолкал. Моей разговорчивости способствовало одобрительное внимание присутствующих. Один из приятелей вдруг сказал мне, что не надо все это рассказывать. Это же можно продавать. В нем была жилка предпринимателя, поэтому и рассматривал беседу через призму бизнеса. Я же ответил ему, что мне платят не за то, что я уже сделал, а за то, что я смогу придумать что-то новенькое. К чему это я? А к тому, что при приеме на работу будут рассматривать способность ваших внуков к созданию инноваций. Я ясно выразился? Не умения и навыки, а наличие творческой жилки. Поясню еще на одном примере. Я сменил работу. Через год старый работодатель жаловался мне на то, что никак не может найти людей, способных к творчеству.

Это и есть постиндустриальная эпоха.

Бабушки и дедушки, будут ли успешны ваши внуки в постиндустриальную эпоху? Будут, если смогут адаптироваться к новым реалиям жизни. То есть если их мозги будут в такой степени подвижны, что создание инноваций для них станет столь же естественной, как получение профессии в индустриальную эпоху и умение перенимать навыки отцов и матерей для жизни в крестьянском быту в доиндустриальную эпоху.

Мамы и папы целый день работают. Воспитанием детей они занимаются вечерами. А этого времени не достаточно, чтобы ребенок стал способен к созданию инноваций. Общественные учебные заведения стараются стандартизовать обучение. Индивидуальное обучение не по карману большинству семей. Оценка школы и ученика происходит по стандартизованным тестам. Стандартизация была эффективна в период индустриального общественного развития, но в наше время ведет к задержке развития инновационного потенциала ваших внуков.

А что такое стандарт? Это когда необходимо получить много чего-то одинакового. Стандартная сенокосилка проходит по стандартному полю, чтобы получить стандартный корм для стандартных коров. А вот красивые цветы растут в садах, где стандартная сенокосилка не применяется. Какие-то стандартные приемы в садах, конечно, присутствуют. А ровно подстриженная травка на бульваре нужна лишь для того, чтобы ярче подчеркнуть индивидуальную красоту цветов. Школа, в которую пойдут ваши внуки, больше похожа на стандартное поле или на сад с индивидуальным подходом? Чем больше она похожа на поле для выращивания корма, тем в большей степени судьба ваших любимых малюток зависит от вас, бабушка и дедушка.

Я уже много лет поддерживаю отношения со многими людьми. Но об одной паре хочу поведать отдельно. В семье была чудесная бабушка, которая определила цели воспитания своей внучки. Она всегда повторяла: "Знай и умей". Девочка знала и умела, отлично сдавала все экзамены, была в школе примером для других детей. А еще я знаю семью, где дедушка повторял своему внуку: "Соображай и создавай". Он не очень заботился об успеваемости внука. Лишь бы не было плохих оценок. Внуки выросли. Та самая девочка стала прекрасной дамой. Она работает в бухгалтерии и вполне довольна своей зарплатой. А тот самый мальчик в той же фирме возглавляет службу развития. Бабушка и дедушка тогда еще не слышали ничего о постиндустриальном обществе. Такого понятия еще не было. Правда, дедушка оказался ближе к тем целям воспитания, которые позволяют оказаться на творческой работе в ее современной интерпретации.

Не раз слышал мнение, что троечники лучше устроены в жизни, чем отличники. Соглашусь, если это те самые троечники, которые воспитывались под лозунг "Соображай и создавай". Они не будут трудиться над запоминанием того, что можно получить, нажимая кнопки на компьютере. А вот троечник, воспитанный по принципам "Знай и умей", конечно, будет менее приспособлен к работе, чем отличник. Школа создавалась в эпоху индустриальных технологий. Она сегодня лишь ищет формы для обучения, когда спрос на массовые специальности падает и растет спрос на специалистов, способных создавать инновации.

Вы согласны принять на себя роль современных бабушек и дедушек?

Только вы, бабушки и дедушки, способны дать те навыки детям, которые им пригодятся в будущем, то есть в постиндустриальном обществе.

Чем же вы займетесь? Воспитанием определенных моральных и мировоззренческих устоев? Получением знаний для освоения профессий? Развитием способностей к инновационной деятельности? Все сразу. Согласны с этим? Тогда согласитесь со мной, что ответственность за будущее внуков у современных бабушек и дедушек выше, чем во времена доиндустриального хозяйствования или промышленной революции. Внешние обстоятельства часто подталкивают к принятию на себя роли воспитателей. Так уж устроен мир. Раз законы общественного развития сформировались так, что от бабушек и дедушек во все большей степени зависит судьба будущих поколений, то они чаще других лишаются привычной для себя работы. Самые общие законы развития сами заботятся о том, чтобы появились воспитатели. А, следовательно, энергия, опыт и знания бабушек и дедушек должны быть переданы внукам. И это, подчеркну еще раз, общий закон жизни, а не результат старческой немощи.

Последнее утверждение проиллюстрирую утверждениями психологов. Они отмечают, что жизнь почти любого человека проходит следующие этапы развития:
1. Получение навыков, знаний, профессий. То есть обучение, которое определяет характер дальнейшей жизни.
2. Профессиональное совершенствование и способность к получению средств для себя и своих близких. Этот период характеризуется стремлением получать признание. Оно может быть выражено в деньгах, в почете и иным образом.
3. Передача опыта, знаний и навыков другим. В это время профессора стремятся воспитать учеников, актеры часто переходят на роль режиссеров, художники открывают школы мастерства, а бабушки и дедушки занимаются своими внуками.

Обратите внимание на то, что я поставил бабушек и дедушек рядом с теми, чья деятельность ассоциируется с творчеством. Конечно, я это сделал не случайно. Бабушки и дедушки - люди творческие. Они не работают по шаблонам и стандартам. Их методики воспитания, обучения, развития всегда индивидуальны.

И это хорошо!

Далее
1
Предисловие

2
Познание мира
через моделирование

3
Наше сознание
и моделирование

4
Моделирование
и ожидаемые результаты

5
Основа -
согласование подходов

6
Активные
и пассивные решения

7
Структура -
основа моделирования

8
Открытость информации

9
Цели

10
Ниша деятельности

11
Инновации

12
Стандарты

13
Инвестиции

14
Участники процесса

15
Формирование команды

16
Дополнительная литература

17
Проблемы, обсуждаемые в СМИ

18
Анекдоты
по теме

На главную страницу сайта

Если Вас интересуют только отдельные темы сайта, то они перечислены на странице ТЕМЫ САЙТА

© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"