Юрий Никольский ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА Проблемы, | реальность или утопия? | ||
Повторить опыт США с силиконовой долиной идея хорошая. Но нужен разговор о том, что под этим понимать, а, следовательно, как осуществлять ее создание.
Первое, о чем необходимо знать, силиконовая долина в США размещает на своей территории в первую очередь компании и фирмы, которые занимаются продвижением научных и инновационных разработок на рынки. Это в основном те компании, которые ориентированы на мировые рынки. Второе, о чем необходимо знать, силиконовая долина в США образовалась до того, как Интернет стал повседневной практикой для общения людей, занимающихся инновациями. Теперь же работники, создающие инновации, и предприниматели, занимающиеся продвижением их на рынки, часто общаются вне единой территории. Третье, копирование зарубежного опыта в нашей стране происходило все годы. В частности, в советские времена формировались города, которые сейчас объединены общим названием наукоградов. Но это копирование не привело к опережающему развитию тех научных исследований и инновационных разработок, которые позволили бы выйти России с соответствующими технологиями на передовые рубежи.
В чем же причина отставания России от зарубежных стран?
Обратите внимание на страницу сайта, где рассказывается о нишах бизнеса.
Из материала, размещенного на той странице, следует, что
Теперь обратите внимание на страницу сайта, где описаны тенденции бизнеса. Там говорится о том, что в бизнесе формируют все чаще индивидуальные заказы. Конечно, индивидуальные заказы дороже по своей стоимости, но это не означает, что они не доступны достаточно широкому кругу покупателей. Современные технологии таковы, что разница в стоимости индивидуальной продукции и массовой все время сокращается, а в ряде отраслей она почти исчезла. У нас до сих пор слово эксклюзив ассоциируется с богатыми людьми, а это приводит к отставанию нашего бизнеса при формировании бизнес-стратегий. В результате у нас до сих пор основная часть населения ориентирована на готовую продукцию, а не на продукцию, которая удовлетворяет индивидуальным возможностям покупателя. А при такой позиции сложно выйти на наиболее перспективные мировые рынки. Хочу напомнить исторический опыт по созданию наиболее перспективных прорывных технологий. Вспомним паровоз. Первые паровозы были забавой наиболее состоятельных людей, занимающихся добычей угля в Англии. Со временем забава стала применяться для получения доходов, когда построили первые аттракционы на паровой тяге. Первая железнодорожная ветка была построена именно в качестве аттракциона. Вспомните, что кино в период зарождения имело развлекательную функцию, а потом мы уже не могли себе представить многие отрасли экономики без тех инноваций, которые были созданы именно для развития этого вида досуга. Таким образом, очень много инноваций было создано через увлечения людей, которые совсем не ставили перед собой цели по извлечению прибылей. Но при этом индустрия развлечений стала столь массовой, что это побудило коммерсантов получать средства для инноваций, извлекая прибыль за счет тех, кто развлекается или приобретает необычные игрушки. И эта тенденция сохраняется до сих пор с той лишь разницей, что российские состоятельные люди вкладывают свои деньги в то, что создают зарубежные технари. Огромную роль в инновациях сыграло государство. Но это в основном те инновации, которые разрабатывались для повышения уровня обороноспособности. Но и здесь не все так просто. Со временем все большую роль стал играть престиж государства. К примеру, в последние годы государства стали финансировать космические технологии не для извлечения доходов, а ради престижа.
У нас любят ссылаться на опыт Китая. В Китае госзаказы фактически получают в первую очередь те компании, которые способны что-то продавать на мировых рынках. Результат на лицо. Почти во всех странах мира мы сегодня наблюдаем активность китайских предпринимателей. Я обращаю внимание читателя на следующие факты. Мы построили Зеленоград с целью развития электроники. Но наша продукция не востребована массовым покупателем в мире. А вот в наших магазинах полно товаров с маркой китайских производителей. Мы объявили о создании скоростного поезда еще 30 лет тому назад. Сейчас произвели закупку у французов. А китайцы объявили о том, что они скоро уже наладят выпуск скоростных поездов. Напомню, что они были готовы закупать у нас любую железнодорожную технику 20 лет тому назад. А начали они продвижение своей продукции с наиболее простых товаров. Накапливая опыт, они создают все более сложную высокотехнологичную продукцию. Поговорите с нашим руководителем крупного предприятия. Редко встретишь человека, который с уважением относится к любой продукции, которую можно разместить на его предприятии. Обычно есть сектора рынка, к которым он относится с презрением. Китайцы начали с уважительного отношения к любой продукции, а теперь среди этой любой продукции все чаще можно увидеть ту, к которой с уважением относятся в мире. А стимулировали их к этому госзаказы, которые можно было получить только при продажах хоть какого-то продукта за рубежом. Обратите внимание на существенное отличие от стратегических концепций японского и китайского руководства. Япония ориентировала компанию на эксклюзивные рынки, а Китай осуществлял концепцию по выходу на массовые рынки. Но в одном и в другом государстве добились выхода на мировые рынки с высокотехнологичной продукцией. И опыт любого государства, где развиваются инновации, заключается в том, что везде основой стал не внутренний рынок, а мировой.
Пока в России радовались импортозамещению, в Китае осваивали зарубежные рынки*. В российских СМИ все чаще возвращается мнение о том, что только ВПК способен создать что-то такое, что даст толчок к модернизации наших промышленных предприятий. Так думали в советские времена, когда мы не смогли создать почти ничего, что было бы востребовано на международных рынках. При этом сейчас ссылаются на предыдущий опыт, вспоминая госприемку и знак качества. Для тех, кто не знает ближайшей истории, скажу, что я почти не знал случаев, когда продукция ВПК была востребована мировым рынком. Не редко КБ копировали чужие инновации. Госприемка, конечно, была задумана для блага потребителя, если не помнить другого. Вспоминаю огромные электронные вычислительные комплексы, поставляемые в нашу армию в 80-ые годы, когда мир уже формировался на базе персональных компьютеров. А о знаке качества, который ставился на лучшие образцы, только ленивый не рассказывал анекдоты. Конечно, ВПК выпускало более перспективную продукцию, чем другие отрасли. Но это за счет того, что другие отрасли имели гораздо худшее финансирование. Но в целом ВПК редко выполняло задачи по созданию прорывных технологий.
если не будут допущены грубейшие ошибки, о которых говорится на странице Рынок технических инноваций
Будет, если опыт США будет правильно понят и дополнен опытом других стран. Событие должно считаться чрезвычайным, если поддержка (за счет бюджета, или повышения пошлин, или наличия госзаказа, или иной формы господдержки) не дала обещанного эффекта. Люди, давшие определенные обещания, должны нести персональную ответственность за свои решения.
1. Необходимо при госзаказах объявлять тендер, где участники проходят не менее двух этапов.
На первом этапе должны отбираться те компании, которые способны проводить российские инновации на мировые рынки. На втором этапе предпочтение должно отдаваться тем компаниям, которые способны оставить больше средств на создание инновационных разработок. Иными словами, необходимо отойти от принципа, что покупать надо дешевле. Надо исходить из долгосрочных целей по развитию отечественных инноваций, а не вкладывать бюджетные средства в производства, которые дышат на ладан, не имеют перспектив для развития.
| |||||||||
© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"