Юрий Никольский ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА | |||
Пример 1 Вариант модели развития рынка водопроводных труб Пример 2 Рынок яиц и птицы на примере рынка яиц и птицы
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
|
Современный продвинутый покупатель в первую очередь рассматривает вопрос, связанный с необходимостью приобретения самого продукта. Потом определяет свои финансовые возможности, а лишь потом изучает рынок продукта в определенной ценовой категории. При этом большинство людей при приобретении бытовой продукции изучают рынок в определенных ценовых ограничениях. Естественно, что их мало будут волновать те продукты, которые не доступны им по цене. Но их также в меньшей степени будут волновать дешевые продукты, когда более низкая цена определена более низким качеством или меньшими дополнительными свойствами продукта.
Приведенная позиция для принятия решения по приобретению продукта определяет следующую схему товарной ниши в зависимости от качества (здесь в качество включены также дополнительные свойства продукта). Часто говорят о соотношении цены-качества. Мы нашей схемой подчеркнули, что товар может попасть в категорию, когда он не будет иметь спроса даже при условии, что имеет низкую цену. Примером может служить отечественный автопром, который пытался работать на нише низкого качества с низкой ценой. Об этом говорили те, кто определял стратегию производителей наших автомобилей. Но они не учли, что автомобили покупают люди с тем уровнем дохода. Уровень дохода покупателей автомобилей был таким, что они просто не рассматривали варианты покупки автомобилей низкого качества. Здесь у авторов разработки стратегии произошла подмена понятий. Они рассматривали категорию цена-качества вне зависимости от ориентации потенциального покупателя. Им казалось, что всегда найдутся покупатели для приобретения продукции по более низкой цене.
Покупательная способность населения может расти, а может снижаться. При снижении покупательной способности может происходить спрос на товары более низкого качества.
При принятии решения по развитию ниши рынка в первую очередь необходимо определиться с тем, как будут изменяться доходы населения. При росте доходов будет расти разнообразие товаров, как одна из составляющих качества. А при этом спрос на продукцию с более низким качеством будет снижаться. Разнообразие товара возросло, так как появился покупательский спрос. Но при этом часть товаров перестала пользоваться спросом, так как рост доходов позволяет покупать товары с лучшими потребительскими свойствами. В зависимости от ситуации по прогнозированию доходов населения необходимо принимать решения.
Основной вывод, который необходимо сделать, заключается в том, что в регионах, где уровень жизни растет, основная конкуренция разворачивается в инновационной сфере деятельности. Предприятия, имеющие инновационную высококачественную продукцию, снижают уровень ценовой конкуренции, так как их ниша товарной продукции все время увеличивается. Предприятия с низким уровнем качества вынуждены иметь жесткую ценовую конкуренцию, поэтому они все время находятся на грани банкротства.
Из этого вывода следует, что инвестиционная привлекательность региона возрастает тем сильнее, чем больше уверенность инвесторов в том, что покупательная способность его жителей будет расти. Инвестор будет оценивать надежность роста, риски того, что рост прекратится, а также возможные темпы этого роста. Это стандартная ситуация. Но необходимо еще учитывать, что при этом будет расти требовательность к самому продукту. Особенно важно учитывать привычки, связанные с традиционными предпочтениями населения. Я был в городе, где мною была разработана стратегия развития предприятия. Зарплата увеличилась. А что произошло с покупками? Я шел зимой. Почти все женщины были в шубах из хороших мехов, чего раньше они позволить себе не могли. Я обратил внимание на то, что в магазине стояли только дорогие детские коляски. Но мужчины были одеты точно так же, как два года тому назад. То есть прежняя зарплата останавливала потребности в одежде для женщин и детей, но не у мужчин. Это было через 2 года после роста зарплаты, поэтому в дальнейшем рост требований к одежде может коснуться и мужчин, но этого может и произойти.
Естественно, что предприниматели при лоббировании через чиновников государственного аппарата защищают свои интересы. Бизнесмены, ориентирующиеся на низкий уровень качества проводимой на рынок продукции, не заинтересованы в росте покупательной способности населения. Их задача за счет пошлин и иных инструментов государственного регулирования не пустить на свои рынки производителей с более качественной продукцией, не повышать зарплату своим работникам, не стимулировать процессы инвестиций, так как все это ведет к выталкиванию с рынков их продукции. И здесь я хочу подчеркнуть еще один момент. Отсутствие высококачественной продукции ведет к сдерживанию потребностей со стороны покупателей. Покупатель, привыкший к продукции определенного вида и качества далеко не всегда будет стремиться приобрести продукт следующей категории качества. И здесь я хочу подчеркнуть еще один важный вывод:
Для развития тезисов, высказанных на данной странице, я ниже привожу пример из собственной практики. Приведенная модель по анализу ниш рынка не является единственной. Каждый раз бизнесмены и менеджеры совместно с аналитиками и консультантами формируют такую модель, которая наиболее близка к их реальной обстановке. В данном разделе помещены Пример 1 ("Вариант модели развития рынка водопроводных труб") и Пример 2 ("Рынок яиц и птицы"), так как они позволяют расширить представление о моделировании товарных ниш с целью поиска наиболее эффективных решений. Читатель, ознакомившись с примерами, сможет убедиться в том, что в зависимости от поставленной задачи изменяются модели для анализа. Примеры позволяют понять, что моделирование может быть очень разнообразно. Менеджер или собственник должен уметь достаточно четко ставить задачи перед аналитиком или консультантом. В противном случае можно построить модель, которая не в полной мере адекватна проблемам, решаемым руководством компании..
Рынок технических инноваций Силиконовая (кремневая) долина в России - реальность или утопия?
|
Предисловие
Познание мира через моделирование
Наше сознание и моделирование
Моделирование и ожидаемые результаты
Основа - согласование подходов
Активные и пассивные решения
Структура - основа моделирования
Открытость информации
Цели
Инновации
Стандарты
Инвестиции
Участники процесса
Формирование команды
Дополнительная литература
Проблемы, обсуждаемые в СМИ
Анекдоты по теме
|
|||||||||||||||||||||||||||
Если Вас интересуют только отдельные темы сайта, то они перечислены на странице ТЕМЫ САЙТА
© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"