Юрий Никольский ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА | |||
.
Концептуальные подходы для принятия решений по модернизации предприятия Производственный B. Ассортиментный C. Корпоративный
|
Рынок для каждого вида товара имеет свои особенности. Продвижение разных товаров требует различных подходов со стороны менеджмента. Обычно всем очевидно, что продажа автомобилей происходит по другим схемам, чем продажа хлеба. Рынок инноваций для улучшения потребительских свойств изделий имеет свои существенные отличия. О ключевых отличительных особенностях рынка технических инноваций я решил рассказать на этой странице сайта.
Наиболее частая ошибка - это создавать инновацию до того, как найден на нее покупатель. Покупателем может быть только фирма, которая данную инновацию внедряет в производство для выпуска продукта с новым качеством. Она проводит маркетинговые исследования для того, чтобы понять, какая именно инновация сулит успех. Потом она заказывает разработку или закупает инновацию, которая по мнения аналитиков сулит наибольший успех. Обратите внимание, что я не пишу о финансовой составляющей. Успех может определяться стратегическими позициями, например, возможностью выйти на новые рынки сбыта своей продукции. Само собой разумеется, что инновация не должна быть в убыток. Лишь после внедрения руководство фирмы определяет, в какой степени оказался верен прогноз, который составили маркетологи. Еще раз подчеркну, что не разработчик инновации определяет, что какое-то ноу-хау будет востребовано производителем продукции, а маркетолог определяет ту инновацию, которая нужна данному производителю для достижения определенных успехов в процессе продажи конкретного продукта. Инновация может быть в каком-то смысле очевидной, то есть о ней догадываются многие производители и внедряют ее. Другое дело инновация, которая кардинально меняет возможности по продажам и необходима для обеспечения лидирующих позиций на рынке данной продукции. Такая инновация носит название ключевой, так как от нее зависит успешность реализуемой стратегии. Апробирование ключевой инновации начинается с эксклюзивной продукции. Такая инновация не может быть создана без профессиональных маркетинговых исследований. Любое маркетинговое исследование строится на информации по продажам. Следовательно, инициатива по ее созданию с достаточным финансированием должна исходить от тех, кто проводит товар на рынок. Не надо думать, что в системе, где необходимо формировать условия для заказов на разработку ключевых инноваций, не остается места для рынка инноваций. На этапе, когда ключевая инновация переходит в массовый продукт, конкуренты увидят, что инновационная разработка создает коммерческий эффект. Им необходимо в спешном порядке внедрить подобную инновацию. Они могли бы разработать ее сами, но на это уйдут месяцы, а то и годы. Надо не забывать, что конкурентов много, если рынок не монополизирован. В худшем положении по продажам окажется тот, кто данную инновацию внедрит последним. В условиях, когда время является решающим фактором, выход один - купить инновацию у разработчика, чтобы не остаться без покупателей.
Тем самым разработчик инновации сначала зарабатывает на заказе, а потом зарабатывает дополнительно на продаже своей инновации.
Здесь описана лишь одна из возможных схем. Их много и они разнообразны. К примеру, если инновация принадлежит заказчику, а не разработчику, то оплата разработки происходит по более высокой цене. Во всех же схемах присутствует обычно понимание того, что инновация получает выход на рынок за счет успешной продажи готового продукта, содержащего данную инновацию. Продажа готового (часто эксклюзивного) продукта является своего рода рекламой для инновации, как специфического рыночного продукта. Только люди, не знающие особенности функционирования рынков, предполагают, что инновацию можно продавать, как ракету или как атомный реактор. Ракета или атомный реактор купят тогда, когда увидят их в действии. Так и инновация должна быть увидена в действии. А это означает, что продукт, где она применима, востребован рынком.
Приведенная схема позволяет понять, почему инновации развиваются в тех странах, где есть лидеры по продажам определенных видов продукции. Если, к примеру, в Японии нет корпорации, которая занимает лидирующие положение по продажам конкретного вида продукции, то инновации в стране по этому виду продукции не создаются, а инновационные идеи по данному направлению в лучшем случае находятся на зачаточном уровне (опыт других стран дан в описании силиконовой = кремниевой долины). Теперь становится понятно, почему в странах, где развита инновационная деятельность, государство десятилетиями стремились поддерживать те фирмы и компании, которые могут работать на мировых рынках. Только мировой рынок является той лакмусовой бумажкой, которая определяет уровень продукции, а, следовательно, лидирующие возможности корпорации.
Советский Союз строил наукограды. Но это не сделало производство российских товаров конкурентоспособными. Здесь в очередной раз, как это почти всегда было во времена социалистического строительства, телега была поставлена впереди лошади. Да и до сегодняшнего дня мы еще продолжаем жить в прежних пониманиях и представлениях.
Из приведенных схем становится понятно, почему российские предприятия не могли выйти на мировые рынки, а отечественного покупателя теряли во все большей степени. Более того, положение наших промышленных предприятий с каждым годом ухудшалось, поэтому основой экономики России во все большей степени играло сырье. Нефть и газ не требуют инноваций. А вот оснащение предприятий, занимающихся добычей, их требует, поэтому не удивительно, что наши добывающие корпорации вынуждены закупать иностранное оборудование. Еще раз хочу повторить то, о чем я уже писал. Пока в России говорили об импортозамещении и защите отечественного товаропроизводителя в Китае, в Индии и в ряде других стран стремились поддержать тех, кто способен проводить товары на мировые рынки. Не случайно в этих странах стали формироваться инновационные компании. Конечно, не под все виды продукции, а только под те, которые могут выпускаться компаниями, способными оказаться лидерами на мировых рынках. А теперь можно сказать еще об одной стратегической ошибке топ-менеджеров наших крупнейших корпораций, которые получили в период перестройки крупнейшие предприятия. Они сформировали свои стратегии на выпуск той продукции, которую считали массовой. А по моей терминологии - низкокачественной. Им казалось, что выпуск массовой продукции с низкой ценой приведет к захвату или хотя бы к удержанию рынков. Но произошло в точности обратное. Они стали терять те рынки, на которых их продукция была когда-то востребована. Они не знали, что захват рынка всегда начинается с той ниши, которая соответствует наиболее качественной продукции. Хочу при этом добавить, что направление по выпуску эксклюзивной продукции наших топ-менеджеров просто пугало. А ведь с этого им надо было начинать.
У нас любят удивляться, посещая зарубежные выставки, теми изделиями, которые на сегодняшний день кажутся почти фантазией. Любят посмотреть на диковинки, но не создают их на своих предприятиях. Наиболее богатые люди приобретают эти уникальные образцы, используя их в повседневной жизни. И, между прочим, некоторые образцы потом переходят в частные музейные коллекции. Обращаю ваше внимание на то, что покупка этих изделий известными людьми формирует тем самым моду на определенные свойства новых товаров. Наши наиболее обеспеченные граждане покупают эти диковинки, финансируя тем самым разработки зарубежных корпораций (и формируют моду на чужие инновации). Именно эти диковинки сначала апробируются на рынке, а потом спускаются до уровня тех покупателей, которые не обладают столь значительными средствами, постепенно снижаясь по потребительской нише к массовому покупателю.
Инновация не может формироваться от массового покупателя по потребительской нише к более состоятельному покупателю. Реализовать такую стратегию еще никому не удавалось. И тот в нашей стране, кто это поймет первым, сможет выйти в мировые лидеры. Путь долгий, но только он может привести к успеху выбранной стратегии по выходу на рынки, где будут востребованы инновации. Сейчас объявлена стратегия на модернизацию. Она будет провальной, если ошибки предыдущих лет не будут учтены. Поясню одним примером. При спасении нашего автопрома пытались заменить в устаревшей модели выпускаемого автомобиля отдельные узлы на импортные. Результат известен - предприятия не вышли из кризиса за 20 лет реализуемой стратегии. Напомню, что стратегия была поддержана законодательно через повышение пошлин и финансовым вливанием средств налогоплательщиков. Но даже огромная помощь, которая обошлась нашему населению в стоимость нескольких новых автозаводов, не спасла ту стратегию, которая противоречит опыту мирового рынка. Начинать надо было с выпуска продукции высокого качества, реализуя на первом этапе сборочное производство, так как только они позволяют внедрять инновации любого производителя. Но этот путь не устраивал собственников. А о том, какие доводы при этом приводились, уже не пишу, так как это не является темой моего сайта. Сейчас решено сформировать центр инноваций в Сколково. Есть критики и сторонники этого проекта. Я же уверен, что Сколково ждет судьба наших наукоградов, если пойдут по пути, когда создаются инновации не под рынок конкретной продукции с пониманием продажи этой продукции. Сколково с его научным потенциалом станет прообразом будущей нашей экономики, если сначала будут сделаны конкретные шаги по выходу на рынки наиболее качественной продукции. Люди же, способные создавать инновации, будут обеспечивать лидерство этой продукции на мировых рынках.
Только ленивый не скажет о том, что России нужна модернизация, основанная на технических инновациях. Но при этом игнорируются основы этой деятельности. Думаю, что не по злому умыслу.
В 1615 году Монкретьен выпустил "Трактат о политической экономии" (Traite d'economie politique). Еще 400 лет тому назад он сформулировал тезис: "Источник богатства страны - внешняя торговля".
Но руководители нашей страны заботились все время об импортозамещении и защите отечественного производителя (реально - о защите неэффективного собственника). То есть фактически реализовывали политику по натурализации экономики страны.
Обоснование для принятия государственных решений проводится всевозможными НИИ, финансируемых государством. Там работают доктора и кандидаты наук. Все они сдавали экзамены по кандидатскому минимуму. Философия - это обязательный экзамен для них.
Опять же я не вижу в использовании устаревших подходах ничего удивительного, когда читаю учебники для высшего образования. На один из них я дал свой комментарий. А ведь люди, формирующие вектор развития, пропускают или не пропускают научные работы в печать. А если выразиться грубо, то не способны понять новое мышление, блокируя соответствующие публикации в научных журналах.
|
Предисловие
Познание мира через моделирование
Наше сознание и моделирование
Моделирование и ожидаемые результаты
Основа - согласование подходов
Активные и пассивные решения
Структура - основа моделирования
Открытость информации
Цели
Ниша деятельности
Стандарты
Инвестиции
Участники процесса
Формирование команды
Дополнительная литература
Проблемы, обсуждаемые в СМИ
Анекдоты по теме
|
|||||||||||||||||||||
Если Вас интересуют только отдельные темы сайта, то они перечислены на странице ТЕМЫ САЙТА
© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"