Юрий Никольский
РЕШЕНИЯ: ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА
Исполнители

Руководитель

Элита

Команда

Госрешения

Тендер

Техническое задание

Техническое предложение

Календарный план работ

Отсутствие необходимых контактов с исполнителями является распространенной ошибкой руководителей в странах с переходной экономикой после тоталитарных и жестких авторитарных режимов. Хотя в странах с устойчивой демократией данный тезис нарушается не так уж редко. Даже руководители коммерческих структур не редко считают, что систему мотиваций легко сформировать, а далее нужно наладить контроль и высокую требовательность. И при этом частенько ошибаются.

Получится
не лучше,
а как всегда,
а то и хуже,
если не выявить возможности и мнения исполнителей
Для иллюстрации ниже приведен пример, связанный с анализом проблем рождаемости в российских городах. Были приглашены аналитики, которые изучали состояние дел в городах. При постановке задачи они взяли за основу экономические характеристики. Шла подготовка решения по созданию мотиваций, которые послужили бы росту рождаемости.

По окончанию обсуждения был составлен тест, который был роздан руководителям администрации муниципального образования, местной думы и общественных организаций. Их просили расставить названные позиции по приоритетам. Результаты тестирования по одному из городов отражены на графике:


А ниже приведены результаты опроса молодых людей (того же города) от 16 до 22 лет. Их спрашивали, сколько детей они будут иметь. При этом им разъяснялось, что ответ необходимо дать в предположении, что у них будут все условия и возможности, которые они считают необходимыми для воспитания детей.

Получается, что рождаемость не возрастет, так как она слабо зависит от тех решений, обсуждение которых проходило.

Может показаться, что приведенный пример не типичен. Ниже приведены данные по другому городу.

Результаты тестирования элиты:


Ответы молодежи:

Есть определенные различия между опросами в различных городах, но они не столь уж существенны, чтобы попытаться понять, почему так происходит.

Был сделан опрос в одном из городов, где опрос был сделан без всяких условий. То есть предложили ответить на тот же вопрос при условии, что жизнь будет оставаться такой, какая есть в настоящее время. Результаты опроса оказались близкими к предыдущим двум опросам.


Конечно, есть некоторое улучшение ситуации, если принимать во внимание предложения по повышению рождаемости. Но эти результаты не столь существенны, что кардинально изменить положение с демографией, а ведь именно такую задачу ставила перед собой элита.

Для меня важным является то, что в ходе подготовки совещания по проблемам рождаемости не был проведен анализ, позволяющий выявить причины низкой рождаемости. Это связано с тем, что считалось само собой разумеющимся, что рождаемость станет высокой в достаточной степени, если будут решены обозначенные при обсуждении задачи.

Обратите внимание на то, что элита сосредоточилась на формировании мотиваций с целью роста рождаемости.
Рассматриваемые ими мотивации не могут существенно изменить ситуацию, так как причина была в другом.
Ошибка в процессе подготовки решения заключается в том,
что не были учтены желания и мнения тех, для кого формировалась система мотиваций.
Допущена типичная ошибка в технологии подготовки совещания для выработки решения.
Иными словами, руководитель не был достаточно квалифицированным. Этот пример хорошо иллюстрирует то, о чем говорилось в разделе "Руководитель". Руководитель должен был принять решение по технологии проводимой работы. Сначала необходимо было установить причины, почему рождаемость низкая. В описанных же нами случаях руководитель и работники администрации заранее решили, что низкая рождаемость происходит из-за финансовых трудностей родителей. Психологический фактор не был учтен, как и другие факторы.


Обычная ошибка многих руководителей заключается в том, что под системой мотиваций понимаются только экономические стимулы. Этого всегда не достаточно, о чем говорит статистика по странам с высоким жизненным уровнем даже при наличии всеобъемлющих социальных программ. Экономические стимулы важны, но они не всегда являются основными. Приведенные графики на данной странице сайта это хорошо демонстрируют. Молодежь не нацелена на создание семьи с двумя и более детьми даже в том случае, если материальное благополучие будет им обеспечено.
Государственная элита все время говорит об экономической стороне дела, забывая об остальных аспектах жизни людей. Нужно говорить о программе, под которую необходимы определенные средства. Экономическая сторона дела должна лишь показывать, что программа реалистична. Я попытался дать представление о том, что воспитание в семье двух детей способствует более качественному развитию детей (см. страницы сайта о воспитании). Подобных книг в продаже я не вижу. Почти вся литература рассказывает о проблемах лишь одного ребенка.
Программа по повышению рождаемости в России нацелена лишь на решение экономических проблем, не решив решение других проблем. И в этом причина ее низкой эффективности (см. страницу сайта о причине пробуксовки реформ).

Данный пример подчас вызывает возражения того толка, что он не отражает системы административного воздействия (обычно: пусть попробуют наши подчиненные не выполнить распоряжения начальника, мы быстренько разберемся с ними, наказав рублем). Типичное мышление людей, воспитанных в тоталитарной системе.
Тоталитарный подход часто заменяют авторитарным. В этом случае долго и подробно объясняют подчиненным их функции, цели, обязанности, мотивации и так далее. При авторитарном подходе считается, что есть носитель истины (начальник, консультант, ученый и так далее), а исполнители просто чего-то еще не усвоили. Типичное заблуждение людей, проповедующих авторитарное мышление. Здесь следует напомнить, что изложение на данном сайте исходит из определенных позиций, представленных в разделах "Познание мира через моделирование" и "Наше сознание и моделирование".
Часто людей просто тыкают в инструкции, заставляя их много раз повторять изложенные в них правила. Для меня же основной принцип следующий: раз можно полностью описать порядок действий, то вступает в силу алгоритм, который заменяет личность. Я же исхожу из той позиции, что человек используется в том процессе, который не поддается полной алгоритмизации. Исполнитель постоянно оказывается в ситуации, которая не прописана в инструкции. Он действует в соответствии со своим пониманием. Наказание не сделает его сообразительнее или профессиональнее. Для принятия решений необходимо иметь более широкое представление по сути решаемых задач.

Наказание не устраняет причину ошибок подчиненного, поэтому не должно применяться.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что авторитарные, а тем более тоталитарные методы руководства с силовым воздействием отходят в прошлое для постиндустриальной эпохи.

Пример с решением вопросов по деторождению характеризует ситуацию, когда предлагаются решения без профессионального анализа причин. Причины же обычно связаны с людьми, с их действиями.

Смысл современных технологий в области управления заключается в том,
чтобы не заставлять людей выполнять распоряжения начальника.
Исполнители должны сами стремиться выполнить работу с надлежащим качеством и в отведенные сроки.
Руководитель должен выявить причины, мешающие исполнителям выполнить задание или действовать в нужном направлении.
Для этого необходимо изучать и знать мнение исполнителей еще на этапе подготовки решений
(в зоне их ответственности)
.

Представление о том, что технологии принятия решений для государственных органов и для фирм сильно отличаются, обычное заблуждение. Конечно, отличия есть даже для различных компаний. Но есть и общие правила, которым подчинены технологии принятия эффективных решений вне зависимости от сферы их применения.

В советское время партработники любили произносить фразу: не можешь - поможем, не хочешь - заставим. Технологии современного менеджмента позволяют отказаться от данного принципа. Основное в технологии: программа соответствует тем желаниям, которые есть у исполнителей. А для развития желаний в нужном направлении формируется система мотиваций.

Продолжение

1
Предисловие

2
Познание мира
через моделирование

3
Наше сознание
и моделирование

4
Моделирование
и ожидаемые результаты

5
Основа -
согласование подходов

6
Активные
и пассивные решения

7
Структура -
основа моделирования

8
Открытость информации

9
Цели

10
Ниша деятельности

11
Инновации

12
Стандарты

13
Инвестиции

14
Участники процесса

15
Формирование команды

16
Дополнительная литература

17
Проблемы, обсуждаемые в СМИ

18
Анекдоты
по теме

На главную страницу сайта

Если Вас интересуют только отдельные темы сайта, то они перечислены на странице ТЕМЫ САЙТА

© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"