|
Интуиция - основа принятия решений
ВВП и спад жизненного уровня населения
Человек - это животное
Исторический подход
Накопление
Обмен
Специализация
Конкуренция
Коммуникации
Послесловие по модели исторического развития
Накопление и пенсии
Обмен и факторы стабильности
Власть - это результат специализации
Конкуренция - исторический опыт
Современные тенденции в бизнесе
Причины и следствия
Мораль и законы
Моделирование - база для согласования позиций
|
Мы в своей практике должны уметь отделять законы природы от тех законов, которые формируются на основе знаний и наших решений. Данная проблема является философской и имеет существенное отношение к подготовке принятия решений, поэтому ей отведено определенное место на сайте. Здесь ставится задача не по решению данной проблемы, а лишь предлагается обратить внимание на некоторые ее аспекты, знание которых позволяет подчас уйти от грубых ошибок.
Здесь не приведена строгая классификация, а лишь демонстрируются принципы ее построения.
Ниже приведены примеры, которые позволяют отследить различные формы организации природы:
|
|
А. Наблюдая за жизнью растений, мы замечаем, что береза растет лучше там, где есть достаточное количество солнца. На опушке леса береза вытягивает свои ветки к открытому пространству, а не к затемненной части, где растут другие деревья. Это находит простое объяснение общими законами живой природы. Лучше идут процессы в той части дерева, где поступает больше солнечной энергии.
Б. Понаблюдайте за двумя елями, одна из которых находится в лесу, имея мало доступа к свету, а другая ель растет на открытом пространстве. Первая ель тянется вверх, слабо развивая боковые ветви. Вторая ель имеет широкие ветки. Первая ель как бы поставила перед собой задачу вытянуться вверх, где должно находиться солнце. Она как бы стремится вырваться из более темной среды в более светлую. Это нельзя объяснить большим количеством света. Природа данного явления находит свое объяснение на генетическом уровне. Генетика сформировала те правила, которых нет на уровне общих физико-химических биологических процессов. Мы считаем, что это свойство приобретено в процессе эволюции. Это свойство связано с тем, что отбор сформировал передачу определенных правил поведения с целью формирования этих правил еще до рождения.
В. Собачку тренировали на определенные сигналы. С помощью одних она получала положительные эмоции, а с помощью других - отрицательные. Собачка научилась отличать сигналы и использовать их для снижения уровня отрицательных последствий и для получения положительных эмоций. Открытие данного явления послужило созданию теории о врожденных инстинктах и о приобретенных навыках.
Г. Маленький человечек научился распознавать образы. Он хорошо отличает свою мать от остальных людей, радуется ее появлению и плачет, когда видит чужого человека. Но он при этом не расстраивается, когда появляются чуждые неодушевленные предметы. Человечек научился распознавать образы.
Д. Я гуляю с ребенком четырех лет. Он устал, ему хочется домой. Но для того, чтобы добраться до дома, необходимо войти в метро. Вдруг он радостно закричал: "Вот вход в метро!". Вход не имеет особых признаков против обычных подземных переходов. Конечно, там стояла буква "М", а также было гораздо больше народа. Я спросил: "Почему ты так решил?". Ребенок не смог объяснить это. Он лишь сказал: "Я знаю". Он уже что-то знает на интуитивном уровне, но объяснить логически этого не смог.
Е. Математик решил, как ему казалось, задачу. Доказательства он не знал, но запрограммировал алгоритм и получал практические результаты на вычислительной технике. Решение он нашел благодаря великолепной интуиции. Его друг смог доказать с помощью математических теорем, что интуиция не подвела. Казалось бы, на этом процесс закончился. Но не тут-то было. Описание, которое он приводил, было малопонятным. Он мечтал защитить кандидатскую диссертацию. В оформлении результатов ему помог доктор наук. Задача была доведена до логического состояния, когда она могла быть опубликована, то есть произошли те самые изменения коммуникационного свойства, которые позволили результат использовать другим людям. От интуиции перешли к логике. Пример данного абзаца показывает, что граница между интуицией и логикой размыта.
| Эти примеры я привел для того, чтобы была понятна та классификация, которая приведена на схеме ниже
|
|
|
Правила, которые участвуют в моделировании, можно изобразить на оси. Границы их условны, размыты, отсутствуют, но в целом они подчинены некоторой схеме: от правил, формируемых природой и генетикой, до правил, которые формируются сознанием (интуицией и логикой).
Проблема классификации является одной из самых интересных и сложных философских проблем. В настоящее время она активно обсуждается, ей посвящены серьезные работы, в том число и на научно-популярном уровне. Опытным путем отличить один тип информации от другого типа удается далеко не всегда.
В частности, ученые стараются понять, какая информация имеет генетическую основу, а какая передается от матери в утробном виде. Попробуйте самостоятельно разграничить действия водителя автобуса, когда действие подчинено инстинкту, когда действие происходит автоматически за счет выработанного многоразового повтора одной и той же операции, когда принято обдуманное решение, созревшее почти моментально, когда решение принято на основе разработанной строгой модели и так далее. Классы часто не имеют четких границ (это вам не математика).
Мир живет по законам. Они проявляются не только в естественных областях типа физики и химии, но также и в системе общественных отношений. Поведение людей во многом зависит от эмоционального состояния, от получаемой информации, от воззрений, от убедительности приводимых логических доводов и так далее.
В процессе построения моделей для принятия решений необходимо понимать, в какой степени учитываются законы природы.
Эффективные решения осознанно усиливают или ослабляют действие тех или иных законов для достижения наивысших результатов.
Мотивации, о которых пишет любой учебник по менеджменту, является лишь частным случаем учета законов природы.
|
|
|
|
В процессе описания порядка подготовки решений и их дальнейшей реализации нас будут в первую очередь интересовать те факторы, которые являются отличительной чертой человека. Именно они меньше подвержены общим законам. Но выделить данные факторы не просто. Для разных научных школ они будут различны. В качестве иллюстрации сложности выделения свойств, присущих людям, приведена таблица на странице сайта Человек - это животное.
Я привожу примеры с классификацией здесь и на других страницах не для того, чтобы их выучили и применяли как абсолют. Примеры носят иллюстративный характер для понимания следующих существенных позиций:
выводы зависят от построенной модели
| построение модели зависит от принятой классификации
| классификация выбирается людьми, поэтому всегда субъективна.
| Классификация - основа для принятия решений
|
|
|
|
|
Классификация не редко является продуктом интуиции того, кто ее предложил. Другие могут принять предложенную классификацию, могут ее дополнить, а то и просто предложить совсем другую классификацию. Следовательно, ни один вывод в процессе подготовки решений не может считаться окончательным, а тем более абсолютной истиной. Но он может служить инструментом для согласования позиций сторон в ходе подготовки совместных решений.
Порядок согласования выводов и выработка на этой основе согласованных решений входят в понятие технологий подготовки решений.
На последующих страницах данного раздела сайта дана классификация, использующаяся для объяснения хода исторического развития (экономический аспект). Она отличается от той, которую приводят в своих книгах Е. Гайдар, ,И.Дубровская и В.Мау, как от любой другой подновленной теории марксизма-ленинизма.
Более того, внимательный читатель, сравнив мой сайт и труды Е.Гайдара, найдет достаточное количество случаев, когда причины и следствия меняются местами. И все это за счет изменения классификации основных законов исторического развития.
|
1 Предисловие
2 Познание мира через моделирование
4 Моделирование и ожидаемые результаты
5 Основа - согласование подходов
6 Активные и пассивные решения
7 Структура - основа моделирования
8 Открытость информации
9 Цели
10 Ниша деятельности
11 Инновации
12 Стандарты
13 Инвестиции
14 Участники процесса
15 Формирование команды
16 Дополнительная литература
17 Проблемы, обсуждаемые в СМИ
18 Анекдоты по теме
|