Определение понятия ДЕМОКРАТИЯ
Юрий Никольский
РЕШЕНИЯ: ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА

Проблемы,
обсуждаемые в СМИ

Демократия:
современная, суверенная, управляемая, большевистская.

Ответственность руководителей страны и элиты
за процессы развития


О партийном строительстве на странице сайта
ПАРТИИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

Демократия относится к тем терминам, в который часто вкладывается различное содержание. Под демократией могут понимать форму, структуру, механизм и так далее.

Упрощенное понимание демократии
может приводить к самым неожиданным результатам
при принятии судьбоносных решений

Поучительный пример - это результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ). Я встретился с профессором одного из московских университетов. Он сказал, что такого низкого уровня студентов, как после первого года ввода ЕГЭ, он еще не встречал. При этом добавил, что придется снизить уровень требований к студентам. И пояснил: "Не закрывать же университет". Иными словами, качество подготовки национальных кадров будет снижено. А ведь решения по реформированию с помощью ЕГЭ преследовали совсем иные цели.
В СМИ распространено мнение, что с коррупцией надо бороться усилением контроля за доходами чиновников. Это мнение никак не следует из того, что пишется о ее причинах (посмотрите хотя бы цитату из книги Ахиезера). Контроль не ликвидирует причины коррупции, а поэтом контроль и наказание могут на время ее ослабить, но только силовыми методами ее победить нельзя. Об опасностях, связанных с этой проблемой я пишу на странице сайта, где дается комментарий к книге Фукуямы.

Любые технологии, которые применяются в демократических сообществах, будут не действенны, если руководители исходят только из принципов их формального соблюдения. Формальное соблюдение технологий еще не является доказательством наличия демократии.
Всеобщее голосование не является основным признаком демократии. Для понимания этого тезиса достаточно вспомнить советские времена, когда это голосование осуществлялось. Еще древние греки говорили о диктатуре личности, аристократии и диктатуре толпы. То есть решение большинства не есть демократия. Для понимания этого достаточно вспомнить опыт строительства социализма, когда на разных уровнях осуществлялись диктат большинства, коллективного руководства и Генерального секретаря Коммунистической партии.
Взгляните на страницу сайта
"Застольные концепции"
где идут рассуждения
на близкие темы

Демократические выборы подразумевают не только голосование, а возможность сравнить позиции различных мнений, а, конкретнее, определяют определенные позиции для принятия решений.

Демократические формы правления противопоставляются диктаторским, монархическим и иным тоталитарным или авторитарным методам управления.
Еще во времена Древней Греции обсуждались вопросы, связанные с принятием общегосударственных решений с помощью голосования всех граждан. Ряд философов еще с тех времен называли такое управление диктатурой толпы. Обычно диктатура толпы сменялась тиранией личности. Еще древние философы подметили эту тенденцию сменяемости форм управления государством.
Даже в двадцатом веке эта тенденция проявила себя в Германии и в России. Причинами образования диктаторских режимов в XX веке (в первую очередь Сталина и Гитлера) явились нарушения демократических принципов с заменой их на упрощенные технологии, почерпнутые из государств с демократическим строем.
Перикл сказал: "Мы считаем неправильным принимать решение без предварительной подготовки при помощи выступлений с речами "за" и "против".
Подготовка подразумевала проведение сравнительного анализа на последствия принимаемых решений. Об этом часто забывали большевики, заменяя сравнительный анализ последствиями верности следования установкам руководителей партийной элиты. Об этом же, между прочим, забыли разработчики ЕГЭ. Другие мнения публиковались (формальные принципы демократии соблюдались), но они игнорировались (сравнительный анализ в ходе подготовки решений по ЕГЭ не проводился).

Хочу сказать об одной особенности понимания демократии, которая была знакома еще тысячелетия тому назад. Еще во времена становления античного Рима под демократией понималось больше, чем простое всенародное голосование. В понятие государственности, а, следовательно, и демократии входило понятие законности. Судьбы людей решал не самодержец, а закон. В этом, по мнению римлян, было основное их отличие от варваров. Подчеркну, что варваром греки, а потом и римляне, называли человека, который выполняет требования царя, а не закона, В цивилизованном государстве человек не зависит от царской воли, от воли отдельной личности. А вот в демократии закон не может менять один человек.

Важно для всех нас, что в понятие демократии входит не просто устройство государства с народным голосованием, а форма принятия решений по всем вопросам, от которых зависит быт людей, проживающих в данном государстве. Напомню, что демократия связана с правами личности. Именно права личности позволили развиваться рыночным механизмам или, по терминологии марксистов-ленинцев, капитализму, а на другом понятийном языке - осуществиться промышленной революции.

Так что же такое демократия в ее современном понимании?
Демократия - это технология принятия решений с учетом интересов всех групп населения.
При демократии не могут приниматься решения, в том числе и законы, в угоду одной группы населения в ущерб другой группы людей.

Для соблюдения данного принципа проводятся опросы населения, в том числе через голосование, чтобы убедиться, что решения принимаются с учетом интересов всех групп населения.
Особое внимание следует обратить на тех людей, которые должны исполнять принятые решения (в частности, подготавливаемые к исполнению законы). Исполнители должны быть убеждены в необходимости принятия данных решений. Иначе в ходе реализации решений будут достигнуты не те цели. К примеру, именно это произошло с ЕГЭ, когда решения принимались без учета мнений работающих преподавателей высших и средних учебных заведений.
И еще одно замечание. Человек, утверждающий, что его партия представляет только одну группу населения, не является демократом. Не важно, говорит ли он от имени тех, кого называет трудящимися, или говорит от имени тех, кого называет предпринимателями.

А что значит с учетом всех групп населения?
Это означает, что любая группа населения имеет право на высказывание своего мнения публично. И более того, любое предложение должно рассматриваться на последствия в ходе подготовки решения, а тем более в ходе его реализации.

Тогда понятно, что ограничения на партийную деятельность и на присутствие в парламенте в зависимости от процента от всех проголосовавших за партию является ограничением демократии.

А что дает наличие различных мнений?
Различные мнения формируют множество вариантов для принятия решений.
Сравнительный анализ этих вариантов позволяет сформировать вариант с наилучшим учетом интересов всех граждан государства.

Здесь хочу привести пример с товариществами собственников жилья. Принят закон, которые фактически ставит жителей одного дома в условия по принятию решений те же, что и собственников акционерного капитала. Собственниками акционерного капитала становятся люди, которые считают, что они в достаточной степени разбираются в юридических, в экономических и в иных вопросах, связанных с деятельностью данного акционерного общества. Такое положение редко возникает у собственников одного дома. В этом отношении принятый закон не состоятелен. Но он всячески внедрялся (на моем сайте можно с этим ознакомиться на нескольких страницах, в том числе на следующих "Башиловская" и "Доступное жилье"). Кроме моего мнения я рекомендую ознакомиться с работой Михайлова Виктора Камоевича "ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ" (Специальность 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право - диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук, работа выполнена на кафедре гражданского права и процесса юридического факультета ГОУ ВПО "Российского государственного торгово-экономического университета"). Наличие других вариантов не стало темой обсуждения при подготовке законодательства. Это фактически привело к напряжению в обществе в ходе реализации программы по формированию ТСЖ и возникновению новых форм нарушения прав собственников жилья.

В качестве варианта решил привести пример одного анализа, который был сделан на базе пожаров, произошедших в 2010 году. Посмотрите страницу ЖАРА-2010.

Обращаю внимание на то, что демократия в ее современном понимании не является диктатом большинства над меньшинством. Для согласования позиций образуются различные комиссии, проводятся конференции, пишутся статьи и предлагаются решения по согласованию целей.

А возможно ли такое?
Возможно, если идет обсуждение в обществе на последствия принимаемых решений. В ходе дискуссий вырабатывается компромисс на основе согласованных целей.

Внимание! Данная технология подготовки решений отходит от принципа, когда решение принимается обыкновенным большинством, то есть когда фактически реализуется принцип диктата одной группы населения над другой.
Вспомним первые годы советской власти. Сначала диктат позволил расправиться с одной группой людей. А после ее физического устранения началось уничтожение другой группы населения, включая единомышленников. Постепенно круг лиц, допущенных к принятию решений, сужался.
Сужение лиц, допущенных к принятию решений, снижает их эффективность.
Более того, порождает деградацию самой элиты, принимающей концептуальные решения (яркие примеры этого приводит Е.Гайдар в своих книгах). Это определило тенденцию по отставанию СССР во всех областях развития, а не только в экономической области.

Учет реальных возможностей - основа любого демократического решения.

Я часто слышу, что разработчики реформ хотели одно, а получилось другое. После этого слышатся оправдания типа того, что население или еще кто-то виноват. Страна не готова к демократии, население не было готово к реформированной пенсионной системе, вороватый чиновник провалил ЕГЭ, и кто-то, а не разработчики виноваты, если результаты оказались иными, чем предполагались разработчиками. Ссылки на международный опыт в этих случаях не состоятельны, так как при любом моделировании необходимо учитывать начальные условия. Если чиновник коррумпирован, то сначала надо ликвидировать коррупцию, а потом внедрять опыт тех стран, где коррупция не в таких масштабах.
Дело в том, что нарушены демократические принципы подготовки решений, влияющих на жизнь всех граждан в долгосрочной перспективе. Не население не готово к демократии, а лидеры, подготавливающие решение, не учитывали реалии в полном объеме. Не учитывали, так как игнорировали мнения других, не организовывали диспут, а навязывали свое мнение.
Здесь вынужден дать ремарку, связанную с моим опытом работы с администрациями муниципалитетов. Обычно они имеют концепции развития, которые утверждают и отправляют в инстанции выше. Но потом эти планы не реализуются. Все дело в том, что в их концепциях есть желания, а не реалии. Мне со своими коллегами приходится проводить длительный процесс по разработке концепции, чтобы отобрать из возможных реалий то, что в наибольшей степени приближается к желаемой. При этом в работе приходится руководствоваться всеми теми принципами, которые описаны на сайте, включая данную страницу.

Структура государства - это отражение технологий принятия решений.

Большевики ввели в абсолют принцип демократического централизма. Принцип, когда вместо технологий по выработке согласованных решений принимается решение большинством. Этот принцип во многом сохранился, что вызывает нарекания тех, кто причисляет себя к оппозиции.
Этот принцип не был изменен, когда заговорили об управляемой демократии. Сама добавка к слову "демократия" сильно попахивает простой имитацией демократии. Все дело в том, что разработчики управляемой демократии сохранили в своей основе большевистское понятие демократии. Они, видимо, не были знакомы с современными технологиями принятия решений. Им показалось, что главным является не сам принцип дискуссий, а создание условий для сохранения у власти тех, кто по их мнению способен продвигать Россию к прогрессу.
В последнее время появилась приставка "суверенная". Суверенным может быть государство, но не математикат или демократия. Я пишу слово математика, так как она является наукой, создающей технологии для расчетов. А демократия в данном контексте является технологией по принятию решений. Добавка "суверенная" может быть воспринята, как не способность авторов добавки изучить современные труды по принятию эффективных решений.
Фразы для выхолащивания демократических принципов плодятся все последние годы. Чего стоит только одна фраза, услышанная мною "Демократия с мягким авторитаризмом". Это уже напоминает мне учебник по марксизму-ленинизму. Там утверждалось, что высшей формой демократии является диктатура пролетариата. Демагоги изобретательны всегда. А в данном случае они не являются исключением из правил, когда ставят своей целью оправдать отсутствие демократии. В этом случае им хочется все время сказать, что демократия есть, но просто она не в том понимании, как это существует в мире.
Данную страницу сайта я сделал в 2007 году. Но в 2011 году узнал об ущербной демократии. Ущербная демократия - что это такое? И сразу вспомнилось у М.Булгакова о вороватом буфетчике, который говорил об осетрине второй свежести. А здесь хочу пояснить, что демократии не бывает ущербной, если она демократия, как не бывает осетрины второй свежисти, если она пригодна для пищеварения.
Об искажении терминов, чем наш чиновничий люд балуется регулярно, говорится на странице Словарик терминов от жены Павла Петрова.

Обратите внимание на случаи, когда решение может приниматься без обсуждения, если авторитетный человек высказал уже свое мнение. Опасно, если автором является человек, наделенный властью, а наиболее мощные средства массовой информации стараются доказать верность высказанного мнения. Диспут различных позиций подменяется поиском обоснований для данного решения. Здесь я должен уделить внимание оценкам в СМИ, которые предоставляют слово людям, считающих себя либералами и демократами. Часто от ведущих и корреспондентов этих СМИ приходилось слышать о базовых вещах (к примеру, стабилизационный фонд, пенсионная реформа, единый государственный экзамен) лишь положительные оценки по той простой причине, что их разрабатывали люди, позиционирующие себя на фланге демократов и либералов. Возражение против таких решений воспринимались лишь через поддержку тех, кто не хотел демократии и либерализма. Этим я хочу пояснить, что авторитаризм в кругах оппозиции нанес не меньший вред, чем просто ссылки на указания властвующего лица.

Часто авторитаризм смешивается с тоталитаризмом. Авторитаризм игнорирует мнения других людей. Тоталитаризм подавляет другие мнения.

При авторитарных и тоталитарных формах правления
снижается эффективность принимаемых решений
см. страницу
Власть - это результат специализации


Я специально на схеме соединил в одном кубе автократию и тоталитаризм. Автократы уверены, что только они правы. Ради собственных идей они не редко нарушают нормы морали, принятые в демократических государствах. В дальнейшем они боятся ответственности перед общественностью, поэтому могут удерживать власть уже тоталитарными методами.

ЛЕГИТИМНОСТЬ

В демократических государствах власть легитимна тогда, когда процесс выбора власти признан честным на всех стадиях. На всех стадиях, то есть при наличии законодательства, признанного оппозицией, при предоставлении равных возможностей для доведения своей точки зрения, при наличии диспута по наиболее острым проблемам. И конечно, в ходе проведения самих выборов, когда отсутствие фальсификаций признается оппозицией.

Власть легитимна тогда,
когда она выбрана и
проводит работу по принятию решений
с соблюдением демократических принципов и процедур.
Демократия в современном ее понимании не может существовать без оппозиции, что подразумевает поиск решений и согласование их с различными политическими и общественными объединениями. Если власть принимает решение простым большинством, не считаясь с позицией оппозиции, то обществом такое решением не будет признаваться легитимным.
Исполнение принятых законов без их признания обществом требует применения силовых методов, что чревато возникновением конфронтационных настроений в общественном сознании. Так происходило в период существования СССР, что явилось основной причиной распада страны. Так происходило в последующие годы, когда часть законов продавливалась через думу без подготовки общественного согласия.
Ситуация, когда решения принимаются простым большинством, еще в Древней Греции приравнивалась к диктатуре толпы. Ленин, введя партийную дисциплину по принципу подчинения большинства с максимальным упрощением демократических процедур, заложил основу для возникновения диктатуры, чем воспользовался Сталин.

Люди, признающие демократию, не могут считать легитимными правительства тех государств, где нарушаются базовые принципы демократии. Это не означает, что де-юре правительства таких стран не будут признаваться демократами. Их признают для ведения экономической деятельности и выработки согласованных позиций для решения политических проблем.
В этом заключается принцип невмешательства во внутренние дела других государств. Но отсутствие легитимности может приводить к поддержке оппозиционных сил в этих странах. И это не есть принцип двойных стандартов, а итог признания или отсутствия легитимности власти.

Отсутствие демократии (следовательно, и легитимности) приводит к двоевластию. То есть параллельно с государственной властью складывается иная власть. Для этого достаточно вспомнить Россию начала XX столетия. О двоевласти в настоящее время смотрите страницу сайта
Решение задачи:
вертикаль власти без коррупции

Отход от принципов демократии привел мир к глобальному кризису.
Подробнее см. на отдельной странице сайта о причинах мирового кризиса.

Я в своих оценках действий политиков придерживаюсь правил, которые сформулировал в этой таблице.

Политик-профессионал.

Способен найти согласованное решение, удовлетворяющее все основные группы населения.
Такой политик обязан знать технологии подготовки решений, основанных на принципах демократии.
Политик-интриган.

Стремится достичь целей с помощью демагогии, обмана, подкупа и иных методов, далеких от кропотливой работы по поиску решений, удовлетворяющих в долгосрочной перспективе все заинтересованные стороны.
Такие политики не долговечны. Они часто в дальнейшем скатываются к экстремизму. Яркий тому пример - Ленин.
Политик-экстремист.

Игнорирует мнение других групп, добиваясь целей с помощью силового давления.
Логика такой политической деятельности толкает их к утверждению диктатуры. Наиболее яркими примерами являются Сталин и Гитлер.

Много раз приходилось слышать знаменитый афоризм, приписываемый Черчиллю. Он сводится к тому, что демократия является плохой формой, но лучше человечество ничего не придумало. Логика моего сайта позволяет сформулировать следующую позицию:
Демократия является той формой государственного управления, которая позволяет максимально повысить эффективность принимаемых решений
Добавлю к этому, что в первую очередь демократия позволяет повысить эффективность долгосрочных решений
В работе "Ошибки топ-менеджеров ведущих корпораций" даются примеры того, как авторитаризм при принятии решений приводит к банкротству даже мощнейшие корпорации. А на странице сайта "Руководитель" показана недооценка многими руководителями стратегии. Люди, не понимающие принципов долгосрочного планирования, реже приветствуют демократические преобразования. Социологи изучают проблемы, связанные с тем, какие группы население поддерживают демократические формы правления.
Я придерживаюсь того мнения, что к сохранению демократических форм правления стремятся те группы населения, которые задумываются не только о своем личном материальном положении, но и о том, как будут жить их дети и внуки.

Обратите внимание, что я придерживаюсь мнения, что последовательные сторонники демократии объединяются в социальную группу не по уровню образования, не по отношению к среднему классу, а по их отношению к собственным детям и внукам, по их способности анализировать собственные решения на долгосрочные последствия.

Мне не раз приходилось слышать о том, что демократы не могут договориться между собой, так как это является свойством самой демократии. Мол, терпимость к чужому мнению приводит к трудностям, связанных с объединением демократов.
Это типичное заблуждение. Оно противоречит тому, что существуют демократические государства. Демократические государства существуют потому, что демократы в этих странах сумели договориться о порядке принятия решений в общегосударственном масштабе. То есть они договариваются не по решению любых задач, а только по технологиям принятия решений.
А вот в авторитарных и тоталитарных государствах договариваться не надо. Необходимо следовать диктату лидера. Привычка, когда в обществе формируется только единое мнение, является в период перехода от авторитаризма к демократии той основой, которая мешает людям приходить к согласованным решениям.
Амбиции являются естественным качеством человека, но они мешают объединению тогда, когда порядок принятия решений не принят всеми демократами. Именно договоренность о порядке принятия решений, отраженных, в частности, в структуре управления государством, позволяет этим государствам оставаться демократическими.
Авторитарные и тоталитарные сообщества построены на основе подчинения. Демократические сообщества построены на основе принятия правил. В этом их основное отличие. Это основное отличие является существенным препятствием при переходе от форм правления с низкой эффективностью к формам правления, где эффективность принимаемых решений повышается.

Есть демократия или ее нет? Этим вопросом часто задаются люди, обсуждающие политические проблемы того или иного государства.
Демократия не может определяться только процессом всеобщего голосования. Надеюсь, что данный тезис понятен.
Возможно выделение целого ряда признаков, которые свойственны демократическим странам. Для примера некоторые из них сведены в таблицу:

При полной демократии
При слабой демократии
Стратегия, понятная населению Руководители государства подают сигналы обществу
Уважительное отношение к населению и подчиненным. Оценка по достигнутым стратегическим целям, которые оглашены до принятия кадровых решений. Заигрывание с населением через разнос подчиненных, что приводит к искажению информации от исполнителей.
Предсказуемость решений руководителями государства. Открытость информации. Подготовка решений, которые являются совершенно неожиданными для всех. Снижает уровень безопасности и ведет к искажению кадровой политики.
Соблюдение всех демократических процедур Игнорирование процедур с авторитарным влиянием в ходе подготовки решений

В России не наступит демократия до тех пор, пока не будут осознаны методы для принятия решений, отвечающие современному постиндустриальному этапу развития человечества.
В первую очередь эти методы должна понять и внедрить политическая элита.

В прессе еще любят называть реальные угрозы для России.
Чаще всего они ищутся во внешней среде.
Мое мнение следующее:
Самая сильная угроза для России - это наличие авторитарного мышления,
усугубляющегося коррумпированностью госаппарата.

В силу своей профессиональной деятельности я анализирую выступления любых руководителей на их концептуальные основы.
В моей практике я часто сталкивался с тем, что провозглашаются одни лозунги по целям, а реально достигались иные цели. Это происходит далеко не всегда для продвижения каких-то идей, которые руководитель не хочет объявлять открыто. Часто это происходит по той простой причине, которая называется в моей профессиональной среде подменой целей. В ходе проведения консалтинговых работ я обязательно анализирую решения и высказывания руководителя-заказчика. А потом формулирую те цели, которые не провозглашены, а реально реализуются. Не редко это вызывает изумление у руководителя, так как он не ожидал, что принимаемые им решения приводят не к тому, чего он хотел добиться на самом деле.
С этой позиции я проанализировал высказывания Путина В.В. в нашумевшем интервью, которое было опубликовано в газете "Коммерсант" (Интервью брал Колесников, опубликовано 30.08.10).
Цитата из интервью Путина В.В.
Мое видение
Нужно получить разрешение местных органов власти. Получили? Идите и демонстрируйте. Если нет - не имеете права. Вышли, не имея права,- получите по башке дубиной. Я обратил внимание на то, что не власть должна прислушиваться к мнению общественной группы, а общественная группа должна подчиниться власти.
Места для диспута здесь не оставлено.
Такая позиция, на мой взгляд, противоречит понятию демократии, которое я здесь сформулировал.
У нас, по сути, экономика переходного периода, и эту экономику переходного периода обслуживает политическая система переходного периода, и, по мере того как у нас экономика будет становиться более зрелой, эффективной, нам, конечно, потребуются другие способы политического регулирования. Согласен, что политическая и экономические структуры общества связаны. Но давление на общественное сознание в условиях авторитаризма* существенно влияет на возможность формирования гражданского общества. Если считать, что можно разгонять людей, которые не согласны с мнением руководства, то гражданское общество в таких условиях не может сформироваться. Могут формироваться лишь общественные структуры, поддерживающие основную линию авторитарных руководителей.
Переходный период должен обязательно отводить место для формирования различных вариантов, которые открыто обсуждаются до принятия решения.
В данных двух фразах звучат мотивы, которые не способствуют повышению эффективности принимаемых решений.

*Напомню, что авторитаризм означает, что человек имеет высокий уровень авторитета, который позволяет проводить сформулированную им линию в жизнь с опорой на большинство, а в данном случае еще с использованием силовых структур.

Страна должна быть сильной. А с силой у нас в первую очередь отожествляется возможности реализации силовых методов. Это не является чем-то экзотическим для нашей страны. В этом отношении показательна лекция Натальи Басовской на телеканале "Культура" в цикле передач ACADEMIA "Зарождение средневековой цивилизации Западной Европы" (07.09.10).
Одна из позиций Н.Басовской,
как я ее воспринял,
прослушав лекцию.
Моя позиция на эту же тему.
Лекция увлекательна и содержательна. Со многим я согласен, но здесь остановлюсь на одном нюансе, который, вполне возможно, сама Басовская не заметила. Могла не концентрировать на этом свое внимание в ходе подготовки к лекции, так как основная тема лекции иная. Но для меня важно, что человек может раскрываться в своих убеждениях там, где он говорит о побочном.
У меня осталось впечатление после прослушивания лекции, что Рим пал после того, как он потерпел первые поражения. Было ощущение того, что в этом причина того, что варвары от этого осмелели, а потом и разрушили Римскую империю.
По моему глубокому убеждению причины падения Римской империи в другом. Рост Римской империи осуществился в период демократии и снижения налогового бремени для новых провинций. Со временем происходил все больший отход от демократических форм правления. Это дало возможность образоваться очень богатым гражданам. Богатство формировалось за счет приближения к власти. А это в свою очередь приводило к росту налогового бремени. Диспут внутри страны стал заменяться сначала на авторитарность, а потом и на прямой диктат.
Варвары всегда окружали Рим. Но все время происходил поиск взаимных соглашений. Этот поиск позволял сдерживать начало крупных военных действий. Но с отходом от демократии стали формироваться тенденции силового воздействия. Это-то и привело сначала к многочисленным войнам, а потом и к краху всей империи.
Обращаю еще внимание на то, что Византийская империя в первое время искала способы для избегания силового давления, что позволило Константинополю просуществовать значительно дольше Рима. Хотя для варваров Константинополь был не менее лакомым кусочком, чем Рим.

Не менее показательна лекция (в том же цикле ACADEMIA) Юрия Пивоварова "Традиции русской государственности и современность" (09.08.10). И здесь я воспринял некоторые его позиции, которые не являются для меня бесспорными.
Одна из позиций Ю.Пивоварова,
как я ее воспринял,
прослушав лекцию.
Моя позиция на эту же тему.
Формы правления в государстве существенно зависят от сложившихся культурных традиций. А они фактически слабо поддаются изменениям. Россия в силу климатических условий получила традицию, когда власть стоит над обществом. Это существенно отличает ее от Запада, где власть должна считаться с общественными структурами. В этом особенность особого пути России, который мы наблюдаем за ее тысячелетнюю историю. Я согласен, что культурный опыт любой нации имеет определенную инерцию (для примера смотрите страницы сайта "Ахиезер" и "Мораль и законы"). Но инерцию мышления людей нельзя абсолютизировать. Моя позиция существенно отличается от того, как я понял Ю.Пивоварова.
В российском общественном сознании всегда прибывали обе тенденции: демократическая и тоталитарная. С этим связаны наиболее значительные репрессии времен Ивана Грозного и Сталина. Если бы демократические тенденции были слабыми, то репрессий не потребовалось бы. Поэтому ответственность лежит не на нации, которая могла пойти по тому или иному пути исторического развития, а на государственной элите, которая подготавливала почву для идеологии правителей. И, конечно, на самих правителях России, так как страна всегда имела авторитарный и тоталитарный способы управления. Уверен, что при наличии государственной элиты, которая возьмет курс на демократию, потребуется не более одного поколения, чтобы образ мышления россиян не отличался существенно от образа мышления других стран с демократическими формами правления.
А точнее, при уважении граждан со стороны власти за пару десятилетий сформируется сильное гражданское общество. Иными словами управление государством перевернется, когда граждане будут сверху, а не власть будет диктовать свои условия гражданам.

Авторы приведенных мною лекций не являются сторонниками авторитарных форм правления. Но по своей сути, как я воспринял, их позиции во многом согласуются с ходом мыслей тех, кто принимает решения на высшем уровне в нашей стране. И здесь необходимо дать еще одну ремарку. Часто люди осознают необходимость демократического общественного устройства и рыночных форм экономической деятельности. Но им просто не достает знаний по принятию решений в современном постиндустриальном понимании этого не простого процесса. А в таком случае ими ищутся силовые решения, которые в конечном итоге приводит к тем результатам, про которые российский премьер Черномырдин сформулировал так: "Хотелось как лучше, а получилось, как всегда".

Европа пришла к демократическим идеям в те времена, когда она была раздробленной. Раздробленность позволила формироваться различным мнениям, внедрять в практику различные формы правления и конкурировать за наиболее интеллектуальную часть граждан, которая могла свободно менять место своего пребывания. В конечном итоге в сознании укоренилось мнение, что только демократия способна дать опережающее развитие.
Россия сейчас получила возможность принимать на работу людей из других стран. Она же теряет наиболее интеллектуальную часть своего населения в условиях отсутствия полноценной демократии. В этом смысле она сейчас напоминает одну из стран раздробленной Европы, когда между ними была конкуренция не только в экономическом и военном отношении, а в первую очередь конкуренция за интеллект. Таким образом, Россия в настоящее время включена в общий процесс, когда только сильные демократические тенденции в развитии способны удержать кадры для модернизации страны и в целом для ускоренного развития России.

Меня напрягают не так решения руководителей страны, как те концептуальные исторические и философские воззрения нашей политической и идеологической элиты. Эта озабоченность подтолкнула меня к созданию данной страницы сайта.

Для полноты картины
даю две знаменательные цитаты.
"Наши демократические писаки и оппозиционеры поливают нашу страну грязью, отрабатывая деньги, которые им платит Запад. Эти оппозиционеры существуют на деньги США и являются послушными псами своих заокеанских хозяев; не секрет, что все так называемые "оппозиционеры" - враги нашего народа - финансируются плутократическим Западом, живут на его подачки". (Йозеф Геббельс, 12 марта 1933 г.)

"Самобытность немецкого народа состоит в том, что ему чужда западная демократия…Справедливая ненависть немецкого народа к Западу вытекает из того, что плутократический Запад под демагогическим предлогом "защиты демократии" всюду насаждает политические режимы, которые служат самому Западу. Всюду Запад использует "двойные стандарты", всюду разное отношение к нормам "демократии": Запад не подвергает критике свои антинародные режимы, но принялся критиковать наше правительство…У Фюрера рейха Адольфа Гитлера есть абсолютная единодушная поддержка всего немецкого народа: какая еще демократия нужна демагогам Запада?" (Йозеф Геббельс, ноябрь 1943 года).

И еще для полноты картины
ознакомьтесь с некоторыми анекдотами,
которые связаны с подготовкой реформ
.

Эта страница сайта была сформирована в 2007 году.
Что изменилось с тех пор?
В плане выработки решений - почти ничего. Политическая элита опять ориентируется на лидеров, а не на программы. Механизм принятия решений за эти годы существенным образом не изменился. Провозглашенные цели остались лозунгами и переходят на следующую предвыборную кампанию. Анализ причин, почему не удалось достичь объявленных целей, отсутствует.
Иными словами, механизм демократических процедур принятия решений не сформирован.
В 2011 году, как и в 2007 году, я слышу о том, что демократия хороша, но Россия еще не готова жить по ее законам. И это говорят не только политики, а и наши маститые ученые. Иными словами, наша элита еще не осознала губительность для народов страны путь развития, игнорирующий демократические формы управления государством.
Каждый может задать себе простой вопрос:
СПОСОБНА ЛИ СОВРЕМЕННАЯ ПРАВЯЩАЯ ЭЛИТА УПРАВЛЯТЬ СТРАНОЙ В УСЛОВИЯХ ДЕМОКРАТИИ?
С трудом верится, что люди, идущие на выборы со сленгом НАРОДНОГО ФРОНТА или НАРОДНОГО ОПОЛЧЕНИЯ, способны мыслить вне конфронтации (демократия подразумевает поиск решений через диалог, а не конфронтацию). А политики, озвучившие эти лозунги, говорят от имени почти всех парламентариев нынешней власти.
И еще.
События в Северной Африке, Сирии и в Аравии в 2011 году еще раз продемонстрировали, что ограниченное понимание демократии ведет к трагическим событиям с последующим крахом сформированной политической системы страны.

Подчеркну еще раз, что
демократия в современном цивилизованном понимании предполагает в первую очередь
умение принимать решения с учетом интересов всех сторон общества
.

ОАЗИС

ТЕМЫ САЙТА

Вернуться к началу раздела
"Проблемы, обсуждаемые в СМИ"

На главную страницу сайта

© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"