Визуализация мониторинга
Юрий Никольский
РЕШЕНИЯ: ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА
Мониторинг

Примеры
мониторингов:

Суммарные
продажи
вне города

Антимонопольные
решения

Изменения
жизненного
уровня населения

Средняя зарплата
выпускников,
как критерий
качества обучения

Либерализация
экономической
жизни

Сформулированные цели могут иметь краткосрочный характер, но могут быть поставлены на длительный период, даже на многие годы. Изменяющаяся ситуация, в которой поставленные цели должны достигаться, требует коррекции ранее принятых решений по достижению целей. Мониторинг является механизмом для коррекции ранее принятых решений.

Мониторинг - это постоянное отслеживание ключевых параметров результатов по достижению целей. Он необходим для проведения анализа эффективности принимаемых решений. Анализ на базе мониторинга должен содержать предложения по повышению эффективности управленческих решений.

Цели могут быть сформулированы без четких критериев для оценки эффективности решений по их достижению.
К примеру, цель может быть сформулирована так: Повышение инвестиционной привлекательности территории. Критерием эффективности проводимых мероприятий может служить динамика по объемам привлеченных инвестиций. Под словом инвестиции могут пониматься различные финансовые инструменты, поэтому необходимо их определить. Я пишу об этом не случайно. Мне приходилось встречаться с руководителями регионов, которые ссылались на рейтинговые оценки по привлечению инвестиций. Эти рейтинговые оценки формировались независимой группой людей. Рейтинговые оценки выстраивали регионы России по инвестиционной привлекательности. Руководители региона с гордостью указывали мне на то, что регион занимает с каждым годом все более высокие позиции в проводимом мониторинге. Регион сравнивался с другими регионами. Гордостью руководителей было то, что данный регион начинал обгонять в рейтинговом списке другие регионы. И здесь я говорю: стоп. Все дело в том, что инвестиции в регион практически не поступали. Следовательно, цель по привлечению инвестиций в регион не была достигнута. Параметры для мониторинга убаюкивают руководителей. Не более того. А параметры должны заставить руководителей задуматься над проблемой и искать решения по привлечению инвестиций.
Мониторинг должен содержать параметры, которые позволяют проводить сравнительный анализ для различных временных промежутков.
Например, место государства в рейтинге по существенным для достижения целей позициям. В этом случае должны быть указаны алгоритмы для составления рейтинга, период для составления рейтинговых оценок и та организация, которая будет проводить работы в соответствии с выбранным алгоритмом.
Естественно, что организация, привлекаемая к рейтинговым оценкам, не должна зависеть от тех, кто осуществляет достижение целей, а также должна иметь доступ к необходимой информации и быть мотивирована к получению объективных оценок.
Мониторинг должен дать информацию для размышлений. Необходимо понимать, какие новые факторы появляются в ходе реализации долгосрочных решений, а также дать анализ на причины, препятствующие достижению целей.
Анализ должен дать возможность скорректировать поставленные цели. Не исключено, что проявились новые факторы, которые показывают, что сама цель не достижима.
Выводы по мониторингу являются существенными, если они отражают показатели в динамике. Чем за больший временной интервал получена динамика развития, тем более действенным является мониторинг.

Каждый параметр мониторинга отражается на отдельном временном графике в соответствии с выбранным интервалом. График позволяет визуально проследить результаты оценок, включая рейтинговые оценки.
На основе графиков (визуального отображения динамики)
аналитики формулируют выводы.
Основной вывод должен указывать на соответствие прогноза реальным результатам.
Второй вывод должен формулировать предполагаемые причины того, что прогноз и результат не совпадают.
Третий вывод должен дать предложения по коррекции модели, на основе которой принимаются решения.

Четкие выводы позволяют начать процесс подготовки решений. Визуализация с четкими понятными выводами является основой для подготовки решений по ликвидации причин, препятствующих достижению целей.

Основной итог мониторинга - сформулированное предложение по управленческим решениям для планово-организационной деятельности. Тем самым при подготовке коррекции ранее принятых решений участвуют составители рейтинга, аналитики и управленцы.

При планировании деятельности должны быть сделаны прогнозы по ожидаемым результатам. Прогнозы могут отличаться от тех, которые были сделаны ранее. Более того, если стали проявляться новые факторы, которые ранее не были учтены, то мониторинг должен позволить изменить ранее используемую модель.

Часто в средствах массовой информации даются отдельные показатели, определяющие итоги решений властных структур за отдельные периоды их деятельности. Фактически это и есть прообраз мониторинга. Разница в том, что мониторинг должен отвечать определенным целям. Высшие властные структуры создают условия для деятельности ниже стоящих властных структур, а также всех граждан, включая бизнесменов. Люди принимают решения в сфере своей ответственности и проводят реально те мероприятия, которые оказывают влияние на результаты мониторинга. В этом случае мониторинг более высокого звена властных структур должен оценивать свою деятельность через анализ того, насколько люди мотивированы способствовать движению к цели, поставленной высшими органами власти. Те же принципы закладываются в любую структуру. Собственники фирмы должны уметь мотивировать своих наемных работников для достижения собственных целей.
Мониторинг должен позволять проводить анализ на эффективность создаваемых мотиваций.

При выборе показателей мониторинга необходимо учитывать, что он должен проверять точность следования целям. Если целью является получение экономического эффекта в процессе реформирования экономических отношений, то мониторинг должен быть способным оценить именно результаты реформирования.
Для пояснения укажем на важнейший показатель, каким является ВВП государства (региона). Нет сомнений, что это является одним из основных показателей. Данный показатель применяется фактически всеми странами, где интересуются экономикой. СССР не был исключением. Конечно, он должен быть взят за основу, чтобы определить успехи в области экономики. Но экономические показатели должны быть дополнены другими показателями. Об этом, в частности, говорится на странице сайта Коммуникации.
Интегральные финансовые потоки гораздо лучше отражают успехи по повышению конкурентоспособности российских предприятий, чем ВВП. Финансовые потоки могут стать основой для построения мониторинга, так как все коэффициенты доступны органам государственной (региональной) власти.

В нашей стране существует множество мониторингов, которые применяются органами власти и коммерческими компаниями. На различных страницах сайта приводятся параметры (к примеру, финансовые коэффициенты), которые используются для мониторингов во многих успешных структурах. Далее же даны примеры возможных мониторингов, которые не известны широкому кругу практиков. Выведение их на отдельные страницы данного раздела сайта сделано преднамеренно, чтобы расширить границы восприятия и побудить составителей мониторингов думать менее стандартно.
Пример еще одного мониторинга дан в комментарии к книге "Доверие", которую написал американец японского происхождения Фрэнсис Фукуяма.

Продолжение

1
Предисловие

2
Познание мира
через моделирование

3
Наше сознание
и моделирование

4
Моделирование
и ожидаемые результаты

5
Основа -
согласование подходов

6
Активные
и пассивные решения

7
Структура -
основа моделирования

8
Открытость информации

9
Цели

10
Ниша деятельности

11
Инновации

12
Стандарты

13
Инвестиции

14
Участники процесса

15
Формирование команды

16
Дополнительная литература

17
Проблемы, обсуждаемые в СМИ

18
Анекдоты
по теме

На главную страницу сайта

Если Вас интересуют только отдельные темы сайта, то они перечислены на странице ТЕМЫ САЙТА

© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"