ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА | ||
Целевые стратегии
Групповые цели
Локальные
Цели менеджмента
|
Далеко не всегда принимающий решение размышляет об отдаленных последствиях. Чаще всего такое происходит, когда ближайшая выгода затуманивает мозги. Не редко бесцельное метание происходит при наличии полосы неудач, что лишь усугубляет ситуацию. Решения могут возникать спонтанно, а не на базе анализа на последствия по достижению ранее сформулированной цели, как это описывается в учебниках по управлению. Трудно найти человека, который не знает, что необходимо двигаться к цели. Но, к сожалению, практика не всегда согласуется с теорией. К тому же, упорство при продвижении к цели не всегда необходимо и может граничить с глупостью. Особенно, если произошли события, когда цель не достижима, а остается основой для принятия решений. Чаще же одна цель подменяется другой. И люди не всегда осознают это. Чтобы этого не происходило, необходимо с кем-то обсуждать решения через достижимость целей. К этому желательно привлекать консультантов, которые специализируются в работах по постановке целей. Обычно такие работы заказываются на этапах постановки новых целей, при структурной реорганизации, после принятия программ развития. И еще одно замечание. Следование к цели не должно ухудшать позиций по другим важнейшим параметрам. Это особенно часто бывает, когда какое-то отдельное подразделение принимает решения, ведущие к сформулированной цели, а при этом забываются другие параметры, которые могут ухудшать положение фирмы, компании, региона и так далее.
В качестве примера приведу результаты работы консультантов по заказу промышленного предприятия. Предприятие производило продукцию и поставляло ее в торговые точки ближайшего региона с оплатой к оговоренным срокам. Тем самым предприятие предоставляло кредиты своей клиентуре, неся дополнительные риски. В ходе анализа было выявлено, что клиенты регулярно задерживают выплаты за поставленную продукцию. Для наглядности это отображено на схеме:
Для нас не так важно было построить график по срокам задержки платежа и по ее суммам, как важен качественный вывод о том, что при задержке платежа торговая точка возвращала ту же сумму, что и торговая точка, которая произвела расчет в установленные договором сроки. На схеме слева те клиенты, которые реже задерживали своевременные выплаты, а справа те, кто наиболее часто нарушал свои обязательства. Был сделан вывод, что фактически предприятие давало товарный кредит на менее выгодных условиях тем, кто выполнял свои обязательства, а ненадежным заемщиком товарного кредита выдавала кредиты как бы с более низкой ставкой, так как срок погашения кредита растягивался. Работники предприятия сразу объяснили логику своего поведения. Они поставили цель по удержанию и расширению рынка. Если они не будут поставлять товар тем, кто не выполняет свои обязательства, то их рынок сузится.
Итак, фиксируем, что в данном случае ситуация создалась во благо осуществляемой цели по расширению рынка сбыта. Но таким образом цель не может быть достигнута, так как фактически поощрялось невыполнение обязательств клиентурой. В таком случае не трудно предвидеть, что расширения рынка не произойдет. Нужна иная стратегия. Произошла подмена целей по расширению рынка на финансовую поддержку ряда торговых точек. Фактически принимаемые решения ухудшали финансовое положение предприятия.
Консультанты были приглашены из-за ухудшения финансовых показателей предприятия. Был нарушен принцип, когда привела к нарушению планов по реализации другой цели (финансовая устойчивость). Приведенный пример основывается на реальной моей практике при работе не с одним предприятием. Для нас же важен вывод о том, что
Целевые установки являются основой планирования. Трудно найти учебник, где не затрагивались бы основы управленческой деятельности с указанием на необходимость постановки целей. В том или ином виде цель всегда присутствует, хотя может быть не осознана четко. Высказывание о том, что цель должна быть сформулирована, является в настоящее время тривиальным. Но именно вокруг данного понятия ведутся наиболее существенные дебаты при выработке планов. Для некоторых кажется естественным, когда профессиональная постановка целей подменяется подачей сигналов. Мы уже говорили, что информация должна быть открытой . Подача же сигналов вместо постановки целей обычно используется мафиозными структурами, так как формулирование их истинных целей противоречит уголовному кодексу. Поэтому отсутствие четко сформулированных целей или получение результатов, противоречащих объявленным целям, порождает недоверие к соответствующим руководителям. Еще раз подчеркну, что
Любой план корректируется в зависимости от реальности его достижения. Это же относится и к цели, как части плану. Цель не может быть сформулирована на все случаи жизни. Под действием обстоятельств изменяется среда, которая способствует достижению цели. Со временем меняется информация, на основе которой принимались целевые установки, поэтому они могут устаревать. Модель, на основе которой была сформулирована цель, может измениться в процессе движения к определенной цели, а это потребует изменения самой цели. Первое, что мы должны для себя решить, это отношение к самим целевым установкам.
Часто на практике приходится сталкиваться с фразами типа того, что администрация не имеет цели, или перед бизнесом не поставлены цели. Необходимо понимать, что цели ставятся только перед людьми. Только люди могут достигать целей. Если же мы говорим о целях администрации города, то это необходимо понимать так, что существует согласованная цель для тех людей из администрации, от которых зависит достижение соответствующей цели. Тем самым, необходимо говорить о согласованности целей группы лиц. Более сложные цели требуют формирования среды, где формируются коммуникационные основы для их реализации. В общегосударственном масштабе это осознается на уровне того, что необходимо создавать условия для институционального развития бизнеса. На уровне бизнеса обычно употребляют термины, связанные с корпоративным развитием. Обратите также дополнительное внимание на то, что осуществление коммуникационных целей возможно только при наличии открытости и выполнения обязательств с учетом интересов другой стороны. Необходимо учитывать, что выбор целей не такое уж простое занятие. Для примера укажу лишь на следующий результат, который перевернул в 70-годы прошлого века многие понятия о бизнесе. Считалось естественным, что любой предприниматель стремится к достижению максимальной прибыли. На этой базе формулировались цели для менеджмента. При изучении наиболее успешных компаний было выявлено, что они перед своим менеджментом не ставили целей по получению максимальной прибыли. Цели ставились в иной плоскости, в частности, по максимальному захвату рынка (естественно, при наличии прибыли). Аналитиками было показано, что в разных условиях эффективность различных целей различна. Вот почему именно в те годы появилось большое число литературы в области бизнеса, посвященной целям бизнеса. Постановка целей не может быть алгоритмизирована. Здесь, как в любой другой сфере деятельности, ищутся инновационные подходы. Напомню, что именно инновации позволяют опережать в развитии другие компании и государства.
Коммуникационные цели обычно связаны с тем, что разные компании и лица ставят перед собой различные цели. В этом случае необходимо согласовать цели. На страницах сайта рассматривались примеры для согласования целевых установок. Обратите внимание на то, что во всех случаях согласованной целью стала та, которая имеет более высокий приоритет при сравнении ее с целями каждого из участников согласования целей. Вот почему возникло понятие о дереве целей. Иерархия целей (или, как еще называют, дерево целей) отражает задачи, стоящие перед теми, кто формулирует цели. Описание целей необходимо, чтобы согласовать принятие решений. Решения принимаются каждым из людей отдельно. Решения будут согласованы и непротиворечивы, если определены цели и распределены роли между участниками единого процесса. Предприятие для продвижения своей продукции на рынок должно учитывать интересы рынка. А что значит интересы рынка? Это в первую очередь означает, что на предприятии должны учитывать интересы покупателей продукции и поставщиков комплектующих. Следовательно, они должны представлять себе их цели (пример такой постановки целей дан на странице Цели менеджмента качества). В моей практике я всегда готовил документы, позволяющие вести успешные переговоры. Они составлялись обычно в форме матричных планов. Матричные планы помогают тогда, когда в структуре каждый принимает независимые решения, которые не должны быть взаимоисключающими. В этом случае можно говорить о локальных целях. Цели могут быть разбиты по срокам их осуществления. Любая стратегическая работа обычно разбивается на этапы. Пример подобных целей приводится на странице Локальные и этапные цели. Действия внутри любой структуры должны быть согласованы. Административная структура обычно имеет вид дерева. В этом случае формулирование целей для каждого из подразделений структуры будет подобно дереву, отражающему дерево структуры..
Расписать все в инструкциях не представляется возможным. К тому же, исполнители плохо помнят те правила, которые им в работе необходимы крайне редко. Следование цели позволяют в нестандартной ситуации выполнить работы с надлежащим уровнем полезности. Менеджеры и исполнители должны представлять себе не только цели их подразделений, но и влияние их решений на выполнимость целей другими службами. Все это хорошо в теории, но на практике количество инструкций разрастается до масштабов, когда исполнители просто не способны все их знать. Работы по постановке работы подразделений через выполнение целевых установок позволяют людям осознать принципы работы, что будет потом вести к подготовке решений, которые не противоречат дереву целей.
Постановка целей требует соблюдения определенных технологий, которые описаны на многих страницах сайта, но особое внимание обратите на раздел по формированию команды. При получении выводов исследования необходимо учитывать, что аналитики могут подбирать данные (моделировать ситуацию) под определенные цели. Посмотрите раздел "Лукавая цифра", которая позволяет выработать критическое отношение к "безупречным" данным. Загляните в дополнительную литературу, где приводится сравнительный анализ различных позиций, что позволит лучше осознать цели аналитических исследований. Будьте бдительны, когда автор интерпретирует факты, подгоняя их под свои выводы. У нас до сих пор на выбор целей и лозунгов сильно влияет авторитет отдельной личности. Загляните на страницы о демократии и о религии.
| |||||||||||||||||||||||||
.
Если Вас интересуют только отдельные темы сайта, то они перечислены на странице ТЕМЫ САЙТА
© Юрий Никольский