Юрий Никольский ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА Проблемы, | и развитие экономики К обсуждению предложений по налогу на недвижимость | ||
ослабления налогового бремени чаще всего рассматриваются через снижение базовых налоговых ставок | но они играют меньшую роль, чем механизм формирования налогооблагаемой базы | я попытался продемонстрировать, что необходимо сначала реформировать механизмы формирования налогооблагаемой базы, а лишь после этого обсудить, как процентные налоговые ставки будут влиять на рост экономической активности населения (бизнеса). |
через действия силовых структур. Только страх перед силовыми методами власти заставляет людей платить налоги. | (подробнее в работах Е. Гайдара )
| |
Можно сказать, что и за продукты питания платить не любят. А тем более не любят платить страховым компаниям.
Платят без сожаления, если понятен результат.
Бизнес всегда платит налоги без чувства горечи, если государственные структуры выполняют свои функции по равенству в вопросах конкуренции и по защите бизнеса от любых поборов, находящихся вне законодательного поля.
В частности, люди стремятся уйти от налогов, если нет равенства при предоставлении услуг в зависимости от форм собственности.
К примеру, налог на муниципальную и на частную собственность может быть различным. Люди, вынужденные обращаться за социальной помощью, предпочитают селиться в муниципальных домах, а не в частном секторе часто по причине отсутствия полного равенства разных форм собственности. Вред от подобных действий описан на страницах сайта Доступное жилье, Социальные расходы и собственность, Строительство и социальные задачи.
Власть обязана защищать бизнес от любых действий, находящихся вне правового поля. Она должна помогать людям исполнять свои обязанности и пользоваться правами, отраженными в законодательстве. | Налоги нужны для того, чтобы сформировать программы и работу по обеспечению общественных (социальных) программ.
Необходимо сначала определиться с понятием функций этих программ, с функциями государственных чиновников и служащих, а потом уже определять структуру налогов.
При цивилизованном управлении государством чиновник выполняет конкретные функции. Налоги должны определить минимум этих функций, что и становится основой для налогообложения граждан и бизнеса.
Только бесконтрольная власть:
Карьера чиновника должна быть зависима от населения, как бизнес зависит от качества обслуживания клиента.
Чиновник должен выполнять функции консультанта, а не контролера за правильностью оформления бумаг. | |
налог может устанавливаться только законодательством, которое позволяет любому налогоплательщику самостоятельно рассчитать сумму налога, который он должен оплатить. Это позволяет гражданам (экономическим резидентам) государства вести финансовое планирование для себя и своей семьи. Частые изменения правил, а тем более установление правил чиновниками, подрывает основы финансовой стабильности личности, делает личность зависимой от произвола чиновников. | |
Налоги могут иметь чисто фискальную функцию. Я говорю, что налоги выполняют фискальную функцию в тех случаях, когда налоговое законодательство нацелено лишь на формирование бюджета без учета других последствий для экономики. И еще, когда налоговое законодательство не учитывает соответствие поступающих в бюджет налогов и качество услуг, которое предоставляется со стороны государства населению и бизнесу.
Многим приходилось сталкиваться с проблемой очередей при необходимости исполнения своего долга. Не редки случаи, когда нельзя получить квалифицированную консультацию от государственного служащего (касается не только вопросов по правам граждан, но и по их обязанностям). Это указывает на низкий профессионализм чиновников, следовательно, в моей интерпретации на фискальный характер налогообложения.
Низкое качество работы государственного аппарата порождает бизнес, который предлагает услуги по решению проблем, возникающих при контактах между гражданами государства и его чиновничьим аппаратом. Это в свою очередь порождает коррупцию. Отмечу, что в странах с низким уровнем коррупции такие фирмы отсутствуют.
При чисто фискальной функции изменение налоговых ставок не учитывает интересы бизнеса. При росте налоговых отчислений не каждый бизнес способен выжить. Надо учитывать, что бизнес работает на основе договорных отношений. Если новые налоги затрудняют их выполнение, то это в целом отрицательно сказывается на всей экономической ситуации. При принятии решений надо учитывать цикличность того или иного бизнеса.
Так, торговый бизнес, где краткосрочные отношения строятся исходя из цикличности товара, которые обычно равен одному году, может продолжать развиваться, если об изменении в налоговой сфере объявляется за год. А вот инвестиционной бизнес строит свои прогнозы по возвращению вложенных средств сроком, который исчисляется годами, поэтому изменение законодательства не в его пользу будет снижать инвестиционную привлекательность государства (региона государства, если происходит изменение законодательства в масштабах одного или нескольких субъектов Федерации).
реформирования налоговой системы. Предлагаемая реформа называется рыночной. | 1. Необходимо установить рыночную стоимость недвижимости и брать налог в соответствии с этой стоимостью. 2. Необходимо учитывать, что рыночная стоимость изменяется, поэтому стоимость недвижимости должны определять фирмы, которые способны дать оценку реальной стоимости недвижимости. 3. На основе оценок аналитиков этих фирм будет формироваться стоимость недвижимости, которая станет базовой ставкой при определении налога. 4. Законодательством утверждается процент, который налогоплательщик обязан раз в год оплачивать в соответствии с той стоимостью, которую определила фирма. 5. Постепенное введение реформированной системы. Это связано с существенным бременем, которое ложится на бизнес и граждан. |
Теперь представим себе, что некто решил купить дом для жизни. Он рассчитал стоимость дома и эксплуатационные расходы. В эксплуатационные расходы он включил налоги. Рядом с его домом образовался коттеджный поселок, куда устремились люди значительно более высокого уровня достатка. Стоимость соседних домов возросла. По предлагаемому "рыночному" механизму необходимо больше платить налог. Но он же не рассчитывал на такой рост налогов. Следовательно, становится банкротом, должен уехать с насиженного места.
А теперь другой случай. Люди поселка создают на свои деньги современную инфраструктуру. Налоги тогда вырастут?
Тем самым поощряется та административная система, которая ничего не делает. А наказаны будут те люди, которые заботятся об инфраструктуре.
А теперь представим себе бизнес. Много сил и энергии потратил на формирование структуры. Налаживал партнерские отношения. Его бизнес местный. Он сделал привлекательным именно то место, где расположен его бизнес. И что же? Он разорен только потому, что его деятельность привела к росту цены на его недвижимость. Бизнес он продал. Новый владелец не смог поддерживать инфраструктуру в соответствующем виде. Его недвижимость резко упала в цене. Налог снижается?
Иными словами, такой вариант налоговой системы поощряет того, кто хуже работает.
Налоговое законодательство должно стимулировать рост капитализации. В предлагаемом же варианте необходимо ждать обратный эффект, когда люди не заинтересованы в проведении таких мероприятий, которые ведут к росту их частного капитала.
Фактически налоги заменяются поборами со стороны местных правителей, которые смогут использовать данное законодательство для манипуляций с помощью оценок стоимости недвижимости. | |
А тем более не относится к понятию либеральной реформы, как основы развития наиболее успешных экономик мира. | За 2-3 года сформируются коррупционные схемы, позволяющие развиваться опережающими темпами лишь тому бизнесу, который связан с местной властью. |
А теперь любой может взглянуть на те страницы сайта, которые относятся к инвестициям. В частности, на страницы
Графики расчетов для принятия инвестиционных решений
Доступное жилье
Инвестиции
Стандарты
Тогда станет понятным, что
Изменение принципов формирования налоговой системы опасно для привлечения инвестиций в сферу экономической деятельности с целью повышения благосостояния граждан России.
реформирования налоговой системы. Предлагаемый вариант не противоречит понятиям рыночной экономики. | 1. Цена на основе договора купли-продажи определяет налог на недвижимость. 2. Закон определяет процесс амортизации. Тем самым налоговые сборы снижаются, если новых продаж не происходит. 3. Переоценка недвижимости происходит после новой сделки купли-продажи. 4. Если цена купли-продажи существенно отличается от средней цены на рынке на основе проведенных оценок, то это может стать поводом для проведения следственных мероприятий о сговоре с целью снижения налоговых сборов. 5. Не требуется особый период для постепенного введения нового налогового законодательства, так как налог определяется только после совершения сделки купли-продажи. |
Необходимость изменения законодательства аргументируется необходимостью пополнения бюджетных средств для развития региона. Вспомним, что в последние годы регионы потеряли ряд источников для пополнения своих бюджетов, так как произошло перераспределение налоговых поступлений в пользу федеральной власти. При таком развитии событий можно ожидать любого законотворчества в пользу административных структур в ущерб граждан и частного бизнеса. | Эту вставочку я сделал для того, чтобы еще раз обратить Ваше внимание на те схемы, которые я нарисовал в начале данной страницы. Сначала надо определить стратегию. Она должна быть нацелена на рост доходов граждан, а не на рост бюджетов. А потом определить те функции и те налоги, которые способны обеспечить рост благосостояния людей. |
Обоснование через необходимость увеличения пополнения бюджета не является корректным. | Корректным может быть обоснование, что рост поступлений в бюджет позволит более высокими темпами осуществлять рост доходов граждан. Стратегия государственного аппарата может быть направлена на рост средств, которыми власть распоряжается. Но это не может быть стратегией государства, если под государством понимать не власть, а граждан (избирателей). |
В ряде развитых стран налогооблагаемая база уменьшается на инвестируемую сумму. К примеру, направленные средства в недвижимость вычитаются из доходов (в том числе из зарплаты при покупке жилья), а потом лишь определяется сумма, с которой берутся налоги.
Бизнес тем самым мотивирован к тому, чтобы объявить, что у него выросла стоимость недвижимости (конечно, если дальнейшая уплата налогов будет мотивировать к этому с учетом роста безопасности бизнеса).
Так как сроки амортизации для разной недвижимости различны, то бизнес обязан указать тип недвижимости. Тем самым налоговое законодательство способно и должно мотивировать бизнес регистрировать свою недвижимость.
Поясню, что с регистрацией недвижимости в нашей стране есть проблемы.
если он дает чиновнику право на снижение или повышение налоговых ставок. Много шансов, что он будет фальсифицироваться в интересах чиновничьего бизнеса. |
Часто приходится слышать в СМИ о сравнении наших налогов с зарубежными без учета налогооблагаемой базы. То есть существенная составляющая налога как бы игнорируется. Это делают не только журналисты, но и профессиональные экономисты, финансисты, руководители экономико-финансовых подразделений структуры власти. Это указывает на их неосведомленность или пропагандистскую уловку? Ответ не может быть однозначным по той причине, что у разных людей это может происходить по разным причинам.
Часто в сравнительном анализе не дается оценка структур налогов различных государств, а при этом идут ссылки на их опыт для применения его в России.
В конечном итоге обыкновенных граждан, которые не заняты политикой и бизнесом, данный вопрос не очень-то и волнует. В самом деле: уменьшили налог с юридических лиц, то увеличилась зарплата, а при этом увеличился налог на получаемое вознаграждение от работодателя. Или: увеличили арендную плату с торговцев, что в первую очередь ударило по карману малоимущих, но вырученные средства позволили увеличить доплаты малоимущим.
Граждан волнуют не структура налогов, а те средства, которые остаются у них для решения своих задач.
Для пояснения привожу пример. В ряде стран налогооблагаемая база уменьшается на сумму инвестируемых средств. То есть, если экономический резидент купил акции, то он сначала вычтет из своих доходов эту сумму, а потом будет вычислять причитающийся ему налог. Такая структура налогов ведет к самоограничению людей с высокой зарплатой. Они истратят деньги не на потребление, а на развитие экономики. При последующей продаже акций он заплатит налоги, поэтому государство ничего не потеряет. Подобное же происходит, к примеру, с образованием. Сначала производится выплата за учебу, которая автоматически уменьшает налогооблагаемую базу. Примеры убедительны? Налог в процентном выражении может быть больше, чем в нашей стране, а вычеты в этой стране с высокой налоговой ставкой могут быть меньше. Вот почему не корректно сравнивать только налоговые ставки без обсуждения всей структуры налогообложения. | Власть определяет структуру налогов таким образом, чтобы было удобно наладить контроль за их сбором и для их дальнейшего использования. Не может быть кризиса в сфере обеспечения граждан пенсиями или с зарплатами бюджетников, если бюджет не превышает все поборы и налоги, которые государство собирает с граждан. Ссылки на то, что денег в пенсионном фонде мало или что не достает средств для учителей, не состоятельны, если стабилизационный фонд имеет достаточно средств для решения этих задач. Финансовую структуру государства определила власть, поэтому подобные формулировки не могут служить оправданием. Здесь можно сказать только одно: господа чиновники, определите иную структуру налогов, так как денег у вас уже достаточно для решения государственных задач. |
поэтому на сайте есть страница Лукавая цифра. | нацеленных на выкачивание средств на нужды своего аппарата, подчас напоминает анекдоты Павла Петрова. | |
© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"