Принципы налогового законодательства
Юрий Никольский
РЕШЕНИЯ: ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА

Проблемы,
обсуждаемые в СМИ

Налоги, фискал, поборы
и развитие экономики
К обсуждению предложений
по налогу на недвижимость
Вопросы
ослабления налогового бремени
чаще всего рассматриваются через
снижение базовых налоговых ставок
Процентные ставки важны,
но они играют меньшую роль,
чем механизм формирования
налогооблагаемой базы
На этой странице сайта
я попытался продемонстрировать,
что необходимо сначала реформировать
механизмы формирования налогооблагаемой базы,
а лишь после этого обсудить,
как процентные налоговые ставки
будут влиять на рост
экономической активности населения (бизнеса).

Данная схема стимулируется законодательством, когда отчисления в бюджеты идет в зависимости от кадастровой собственности. Такая схема не была возможна, когда отчисления шли по инвестиционной стоимости.
О сути налогов ниже на этой странице.
Принятие законов, порождающих новые коррупционные схемы, наводит на мысль, что преждевременно говорить о серьезности намерений по борьбе с коррупцией.
А тех, кого больше волнуют вопросы коррупции, обратитесь к странице сайта Решение задачи: вертикаль власти без коррупции.

Налоги никто платить не любит.
Государство вынуждено стимулировать уплату налогов
через действия силовых структур.
Только страх перед силовыми методами власти
заставляет людей платить налоги.
Государство берет столько налогов, сколько может взять.
Но при этом государство должно оставлять средства на развитие.
(подробнее в работах Е. Гайдара )

Можно сказать, что и за продукты питания платить не любят. А тем более не любят платить страховым компаниям.

На самом деле так:
Платят без сожаления, если понятен результат.

Бизнес всегда платит налоги без чувства горечи, если государственные структуры выполняют свои функции по равенству в вопросах конкуренции и по защите бизнеса от любых поборов, находящихся вне законодательного поля.

В частности, люди стремятся уйти от налогов, если нет равенства при предоставлении услуг в зависимости от форм собственности.

К примеру, налог на муниципальную и на частную собственность может быть различным. Люди, вынужденные обращаться за социальной помощью, предпочитают селиться в муниципальных домах, а не в частном секторе часто по причине отсутствия полного равенства разных форм собственности. Вред от подобных действий описан на страницах сайта Доступное жилье, Социальные расходы и собственность, Строительство и социальные задачи.

Власть обязана защищать бизнес от любых действий, находящихся вне правового поля. Она должна помогать людям исполнять свои обязанности и пользоваться правами, отраженными в законодательстве.
Это становится основой того, что люди понимают необходимость средств, направляемых через отчисления в форме налогов.

На самом деле так:
Налоги нужны для того, чтобы сформировать программы и работу по обеспечению общественных (социальных) программ.

Необходимо сначала определиться с понятием функций этих программ, с функциями государственных чиновников и служащих, а потом уже определять структуру налогов.

При цивилизованном управлении государством чиновник выполняет конкретные функции. Налоги должны определить минимум этих функций, что и становится основой для налогообложения граждан и бизнеса.

Только бесконтрольная власть:
- берет налоги без мысли об эффективности и качестве работ его аппарата;
- сначала определяет объем налогов, а потом лишь определяет программы, которые будут реализовываться госаппаратом.

Карьера чиновника должна быть зависима от населения, как бизнес зависит от качества обслуживания клиента.

Чиновник должен выполнять функции консультанта, а не контролера за правильностью оформления бумаг.
В частности, государственный чиновник не может требовать копию с документа. Раз требуется копия, то он должен сам ее сделать, а не отсылать клиента. Чиновник обязан взять у клиента заявление, сделать все необходимые запросы, чтобы убедиться в правильности заполненного бланка по заявлению, а потом в сроки, установленные законодательством, дать исчерпывающий ответ заявителю.
У нас же чиновник берет на себя функцию защиты госинтересов, забывая о функциях государства в помощи граждан в реализации своих прав и обязанностей.


РЕАЛИЗУЕМАЯ СХЕМА
(рудимент от времен социализма)

ЖЕЛАТЕЛЬНАЯ СХЕМА
(цивилизованный рынок)

Люди, не имеющие юридического образования, часто под налогом понимают следующее:
Налог - это государственный сбор с граждан и предприятий.
Такое представление является слишком простым. Нельзя назвать налогом сборы от имени государства, если сумма сбора осуществляется не на основе правил, устанавливаемых законодательством, а может изменяться на основе действий государственного аппарата (в том числе, на основе анализа фирм-консультантов по заданию административных органов власти).
Я не собираюсь давать развернутое определение понятия налога, так как это не является темой сайта. Я определяю только те позиции, которые необходимы для принятия решений в области налогообложения граждан и бизнеса. На страницах сайта я уже указывал на различие терминов при разной постановке задачи (даже юридические термины меняются с изменением законодательства).
О свободе использования терминов в современных СМИ смотрите
Словарик терминов.

Итак,
налог может устанавливаться только законодательством, которое позволяет любому налогоплательщику самостоятельно рассчитать сумму налога, который он должен оплатить.
Это позволяет гражданам (экономическим резидентам) государства вести финансовое планирование для себя и своей семьи.
Частые изменения правил, а тем более установление правил чиновниками, подрывает основы финансовой стабильности личности, делает личность зависимой от произвола чиновников.

К примеру. Плата за коммунальные услуги производится на основе решений РЭК. Плата не может точно определить издержки производства, поэтому они всегда выше издержек (с учетом или без учета инвестиций) или ниже. Одни государственные компании могут работать из-за этого в убыток, другие - иметь сверхприбыль. Образующаяся сверхприбыль в соответствующих компаниях, если они не являются частными, не является налогом. В этом случае я говорю, что государственный аппарат осуществляет поборы с населения. Поборы могут скапливаться в различных фондах, контролируемых аппаратом органов власти, для решения различных задач (в частности, для ведения строительства инфраструктуры в районах с низким качеством бизнеса или с низкой плотностью населения).
Поборы со стороны государства обычно образуются в процессе предоставления услуг.
Этим я хочу подчеркнуть, что поборы могут быть необходимы. Это в первую очередь касается сфер, где в настоящее время действуют монополии (обычно их наличие оправдывают с помощью сочетания слов "естественные монополии").

Основное отличие поборов от налогов заключается в том, что они создают условия для формирования коррупционных схем.

Налоги могут иметь чисто фискальную функцию. Я говорю, что налоги выполняют фискальную функцию в тех случаях, когда налоговое законодательство нацелено лишь на формирование бюджета без учета других последствий для экономики. И еще, когда налоговое законодательство не учитывает соответствие поступающих в бюджет налогов и качество услуг, которое предоставляется со стороны государства населению и бизнесу.
Многим приходилось сталкиваться с проблемой очередей при необходимости исполнения своего долга. Не редки случаи, когда нельзя получить квалифицированную консультацию от государственного служащего (касается не только вопросов по правам граждан, но и по их обязанностям). Это указывает на низкий профессионализм чиновников, следовательно, в моей интерпретации на фискальный характер налогообложения.
Низкое качество работы государственного аппарата порождает бизнес, который предлагает услуги по решению проблем, возникающих при контактах между гражданами государства и его чиновничьим аппаратом. Это в свою очередь порождает коррупцию. Отмечу, что в странах с низким уровнем коррупции такие фирмы отсутствуют.

При чисто фискальной функции изменение налоговых ставок не учитывает интересы бизнеса. При росте налоговых отчислений не каждый бизнес способен выжить. Надо учитывать, что бизнес работает на основе договорных отношений. Если новые налоги затрудняют их выполнение, то это в целом отрицательно сказывается на всей экономической ситуации. При принятии решений надо учитывать цикличность того или иного бизнеса.
Так, торговый бизнес, где краткосрочные отношения строятся исходя из цикличности товара, которые обычно равен одному году, может продолжать развиваться, если об изменении в налоговой сфере объявляется за год. А вот инвестиционной бизнес строит свои прогнозы по возвращению вложенных средств сроком, который исчисляется годами, поэтому изменение законодательства не в его пользу будет снижать инвестиционную привлекательность государства (региона государства, если происходит изменение законодательства в масштабах одного или нескольких субъектов Федерации).

ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ АВТОРЫ НОВОГО НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОСТЬ?
Предлагаются следующий вариант
реформирования налоговой системы.

Предлагаемая реформа называется рыночной.
Тем самым подразумевается, что происходит следующий этап отказа от системы, которая досталась нам от административно-командной системы (точнее, от социализма, как его понимали большевики).

1. Необходимо установить рыночную стоимость недвижимости и брать налог в соответствии с этой стоимостью.
2. Необходимо учитывать, что рыночная стоимость изменяется, поэтому стоимость недвижимости должны определять фирмы, которые способны дать оценку реальной стоимости недвижимости.
3. На основе оценок аналитиков этих фирм будет формироваться стоимость недвижимости, которая станет базовой ставкой при определении налога.
4. Законодательством утверждается процент, который налогоплательщик обязан раз в год оплачивать в соответствии с той стоимостью, которую определила фирма.
5. Постепенное введение реформированной системы. Это связано с существенным бременем, которое ложится на бизнес и граждан.

Рыночной стоимостью является та, которая установлена между продавцом и покупателем.
Все остальное лишь от лукавого.

Может быть предметом разбора соответствие оценки и реальной продажи. Правоохранительные ведомства могут рассматривать более низкие или более высокие цены результатом сговора. Но априори, без проведения следственных мероприятий, обвинить в сговоре нельзя.
Работники фирм проводят анализ рынка, чтобы сделать прогноз по изменению стоимости продуктов, от которых зависит благополучие их бизнеса. В зависимости от профессионализма оценок возникают риски. Без рисков бизнеса не бывает. Успешный бизнес стремится спрогнозировать риски для принятия решений по дальнейшей их минимизации. Реальная же цена будет зависеть от многих факторов. Часть этих факторов перечислено в разделах Наше сознание и моделирование , Моделирование и ожидаемые результаты, Структура - основа моделирования. Все факторы (названные в сайте, как и оставшиеся вне моей темы) аналитики учесть не могут. Если бы стало возможным оценивать изменение цены с большой достоверностью, то бизнес можно было бы заменить плановым заданием. Всегда возникают ошибки. Посмотрите оценки цен на энергоресурсы или на курсы валют. Оценщики не редко ошибаются на год. А ведь налоги нельзя менять каждый месяц.

Теперь представим себе, что некто решил купить дом для жизни. Он рассчитал стоимость дома и эксплуатационные расходы. В эксплуатационные расходы он включил налоги. Рядом с его домом образовался коттеджный поселок, куда устремились люди значительно более высокого уровня достатка. Стоимость соседних домов возросла. По предлагаемому "рыночному" механизму необходимо больше платить налог. Но он же не рассчитывал на такой рост налогов. Следовательно, становится банкротом, должен уехать с насиженного места.
А теперь другой случай. Люди поселка создают на свои деньги современную инфраструктуру. Налоги тогда вырастут?
Тем самым поощряется та административная система, которая ничего не делает. А наказаны будут те люди, которые заботятся об инфраструктуре.
А теперь представим себе бизнес. Много сил и энергии потратил на формирование структуры. Налаживал партнерские отношения. Его бизнес местный. Он сделал привлекательным именно то место, где расположен его бизнес. И что же? Он разорен только потому, что его деятельность привела к росту цены на его недвижимость. Бизнес он продал. Новый владелец не смог поддерживать инфраструктуру в соответствующем виде. Его недвижимость резко упала в цене. Налог снижается?
Иными словами, такой вариант налоговой системы поощряет того, кто хуже работает.

Налоговое законодательство должно стимулировать рост капитализации. В предлагаемом же варианте необходимо ждать обратный эффект, когда люди не заинтересованы в проведении таких мероприятий, которые ведут к росту их частного капитала.

ВЫВОД
Фактически налоги заменяются поборами
со стороны местных правителей,
которые смогут использовать данное законодательство
для манипуляций с помощью оценок стоимости недвижимости.
Предлагаемый вариант реформирования налоговой системы не является рыночным
А тем более не относится к понятию либеральной реформы,
как основы развития наиболее успешных экономик мира.
За 2-3 года сформируются коррупционные схемы,
позволяющие развиваться опережающими темпами лишь тому бизнесу,
который связан с местной властью.

А теперь любой может взглянуть на те страницы сайта, которые относятся к инвестициям. В частности, на страницы
Графики расчетов для принятия инвестиционных решений
Доступное жилье
Инвестиции
Стандарты
Тогда станет понятным, что Изменение принципов формирования налоговой системы опасно для привлечения инвестиций в сферу экономической деятельности с целью повышения благосостояния граждан России.

КАКАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ НЕДВИЖИМОСТИ МОЖЕТ СТАТЬ ЭФФЕКТИВНОЙ?
Предлагается другой вариант
реформирования налоговой системы.

Предлагаемый вариант не противоречит понятиям рыночной экономики.
Не будет вести к изменению налогового бремени на уже сформировавшийся бизнес. Не будет вести к проблемам, связанным с изъятием жилья у граждан.

1. Цена на основе договора купли-продажи определяет налог на недвижимость.
2. Закон определяет процесс амортизации. Тем самым налоговые сборы снижаются, если новых продаж не происходит.
3. Переоценка недвижимости происходит после новой сделки купли-продажи.
4. Если цена купли-продажи существенно отличается от средней цены на рынке на основе проведенных оценок, то это может стать поводом для проведения следственных мероприятий о сговоре с целью снижения налоговых сборов.
5. Не требуется особый период для постепенного введения нового налогового законодательства, так как налог определяется только после совершения сделки купли-продажи.
Остановлюсь еще на одном существенном факторе.
Налог не берется с лиц, если их нормы владения жильем и иной собственностью не приводят к размерам бизнеса, который можно отнести к категории среднего или крупного.
К примеру, в ряде стран установлен предел для жилья до 100 кв. метров на человека и до 4 суток земли на человека под участок для дома.
Устанавливаемый предел для жилья не может быть меньше площади однокомнатной квартиры в 60 кв. метров. Такая норма в ряде стран установлена для лиц, которые по причине отсутствия необходимого уровня доходов (безработица, потеря кормильца, старость и тому подобное) не способны платить за свое жилье. Если их норма не превышает установленный размер в 60 кв. м, то они не могут быть выселены из занимаемой ими квартиры (дома).

Необходимость изменения законодательства аргументируется необходимостью пополнения бюджетных средств для развития региона. Вспомним, что в последние годы регионы потеряли ряд источников для пополнения своих бюджетов, так как произошло перераспределение налоговых поступлений в пользу федеральной власти. При таком развитии событий можно ожидать любого законотворчества в пользу административных структур в ущерб граждан и частного бизнеса. Эту вставочку я сделал для того, чтобы еще раз обратить Ваше внимание на те схемы, которые я нарисовал в начале данной страницы. Сначала надо определить стратегию. Она должна быть нацелена на рост доходов граждан, а не на рост бюджетов. А потом определить те функции и те налоги, которые способны обеспечить рост благосостояния людей.
Обоснование через необходимость увеличения пополнения бюджета не является корректным. Корректным может быть обоснование, что рост поступлений в бюджет позволит более высокими темпами осуществлять рост доходов граждан.
Стратегия государственного аппарата может быть направлена на рост средств, которыми власть распоряжается. Но это не может быть стратегией государства, если под государством понимать не власть, а граждан (избирателей).

Еще одно замечание

Предложения по изменению одного из налогов редко сопровождается обсуждением последствий, связанных с зависимостью различных налоговых ставок. Именно совокупность всего налогового законодательства определяет решения собственников и их наемных менеджеров.
А ведь зависимость внутри налоговой сферы существует и ее необходимо учитывать.

В ряде развитых стран налогооблагаемая база уменьшается на инвестируемую сумму. К примеру, направленные средства в недвижимость вычитаются из доходов (в том числе из зарплаты при покупке жилья), а потом лишь определяется сумма, с которой берутся налоги.
Бизнес тем самым мотивирован к тому, чтобы объявить, что у него выросла стоимость недвижимости (конечно, если дальнейшая уплата налогов будет мотивировать к этому с учетом роста безопасности бизнеса).
Так как сроки амортизации для разной недвижимости различны, то бизнес обязан указать тип недвижимости. Тем самым налоговое законодательство способно и должно мотивировать бизнес регистрировать свою недвижимость.
Поясню, что с регистрацией недвижимости в нашей стране есть проблемы.
Налоги, определяющие налоги на деятельность, и налоги, удерживаемые с имущества, могут мотивировать бизнес к указанию реальной стоимости недвижимости или к ее искажению.
Мониторинг на соответствие рыночной цены и цены, объявляемый бизнесом, необходим, чтобы определить, в какой степени налоги мотивируют бизнес к отражению реального положения в официальной финансовой отчетности.
Мониторинг же вреден,
если он дает чиновнику право на снижение или повышение налоговых ставок.
Много шансов, что он будет фальсифицироваться в интересах чиновничьего бизнеса.

Подчеркну, не сами налоговые ставки, а совокупность налоговых ставок разных налогов с учетом образования налоговой базы.

Налоговая система содержит две основных составляющих:
налогооблагаемая база
и непосредственное отчисление.
Об этом можно было бы не писать,
если бы не те случаи,
о которых я вынужден сказать ниже.

Часто приходится слышать в СМИ о сравнении наших налогов с зарубежными без учета налогооблагаемой базы. То есть существенная составляющая налога как бы игнорируется. Это делают не только журналисты, но и профессиональные экономисты, финансисты, руководители экономико-финансовых подразделений структуры власти. Это указывает на их неосведомленность или пропагандистскую уловку? Ответ не может быть однозначным по той причине, что у разных людей это может происходить по разным причинам.

Часто в сравнительном анализе не дается оценка структур налогов различных государств, а при этом идут ссылки на их опыт для применения его в России.
В конечном итоге обыкновенных граждан, которые не заняты политикой и бизнесом, данный вопрос не очень-то и волнует. В самом деле: уменьшили налог с юридических лиц, то увеличилась зарплата, а при этом увеличился налог на получаемое вознаграждение от работодателя. Или: увеличили арендную плату с торговцев, что в первую очередь ударило по карману малоимущих, но вырученные средства позволили увеличить доплаты малоимущим.
Граждан волнуют не структура налогов, а те средства, которые остаются у них для решения своих задач.

Структура налогов воздействует на людей, принимающих решения в бизнесе. Напомню, что именно от этих людей зависит экономическое развитие государства
.
Структура налогов позволяет упростить контроль за расходованием средств, полученных с населения и бизнеса.
Для пояснения привожу пример.
В ряде стран налогооблагаемая база уменьшается на сумму инвестируемых средств. То есть, если экономический резидент купил акции, то он сначала вычтет из своих доходов эту сумму, а потом будет вычислять причитающийся ему налог. Такая структура налогов ведет к самоограничению людей с высокой зарплатой. Они истратят деньги не на потребление, а на развитие экономики. При последующей продаже акций он заплатит налоги, поэтому государство ничего не потеряет.
Подобное же происходит, к примеру, с образованием. Сначала производится выплата за учебу, которая автоматически уменьшает налогооблагаемую базу.
Примеры убедительны? Налог в процентном выражении может быть больше, чем в нашей стране, а вычеты в этой стране с высокой налоговой ставкой могут быть меньше. Вот почему не корректно сравнивать только налоговые ставки без обсуждения всей структуры налогообложения.
Власть определяет структуру налогов таким образом, чтобы было удобно наладить контроль за их сбором и для их дальнейшего использования.
Не может быть кризиса в сфере обеспечения граждан пенсиями или с зарплатами бюджетников, если бюджет не превышает все поборы и налоги, которые государство собирает с граждан. Ссылки на то, что денег в пенсионном фонде мало или что не достает средств для учителей, не состоятельны, если стабилизационный фонд имеет достаточно средств для решения этих задач.
Финансовую структуру государства определила власть, поэтому подобные формулировки не могут служить оправданием.
Здесь можно сказать только одно: господа чиновники, определите иную структуру налогов, так как денег у вас уже достаточно для решения государственных задач.

Подобные вопросы затрагивают не только налоги,
поэтому на сайте есть страница
Лукавая цифра.
Логика же рассуждений чиновников,
нацеленных на выкачивание средств
на нужды своего аппарата,
подчас напоминает
анекдоты Павла Петрова.

Тема по
пенсионной реформе представлена на отдельной странице сайта

. ТЕМЫ САЙТА

Вернуться к началу раздела "Проблемы, обсуждаемые в СМИ"

На главную страницу сайта

© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"