Юрий Никольский
РЕШЕНИЯ: ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА
Либерализация экономической жизни

Экономика и Интернет


Мониторинг

Примеры
мониторингов:

Суммарные
продажи
вне города

Антимонопольные
решения

Изменения
жизненного
уровня населения

Средняя зарплата
выпускников,
как критерий
качества обучения

Авторы новых законопроектов, пропагандируя свои предложения через СМИ, часто указывают на их либеральный характер. На практике же вновь вводимые законы подчас не имеют ничего общего с либеральными ценностями, а лишь снижают уровень ответственность правительства и чиновничьего аппарата, повышают зависимость людей от произвола чиновников, усиливают коррупцию.

Мониторинг, приведенный на этой странице сайта, составлен с целью оценки вновь вводимых законов (решений) на их эффективность по либерализации экономической жизни государства.

При этом исходим из принципа, что вновь вводимые законы способствуют либерализации экономики, если происходит улучшение (или хотя бы не ухудшение) по следующим показателям мониторинга:

Накопление.
Увеличивается объем накоплений в целом каждым жителем государства (региона).
При подсчете среднего жителя отбрасываются наиболее богатые и наиболее бедные люди (к примеру, по 10% с каждой стороны). В ходе формирования данного показателя необходимо анализировать накопления различного типа, а не только банковские вклады. Формирование стабилизационного фонда или иных средств, управляемых чиновничьим аппаратом, не может быть отнесено к либеральных решениям.
Обмен.
Происходит рост торговых операций между регионами.
Каждый регион имеет определенные объемы производства для внутреннего потребления, что в советское время называлось самодостаточностью, а для нашей модели фактически характеризует степень натурализации хозяйства региона.
Специализация.
Каждый человек имеет определенную специализацию в процессе своей деятельности. Это же касается каждого отдельного юридического лица. Рост числа профессий и фирм, специализирующихся в отдельной области, определяет тенденцию по данному показателю мониторинга.
Рост обмена между регионами ведет к специализации регионов в тех отраслях, которые имеют тенденцию к более высокой конкурентоспособности. Чем регион больше ввозит и вывозит, тем он имеет большую степень специализации.
При формировании данного показателя необходимо определиться с понятием регион. Может быть несколько вариантов разбивки на регионы, что позволит делать несколько срезов для оценки возрастания специализации. Поясним, что часто регион отожествляют с субъектом Федерации; в нашем контексте это не так.
Конкуренция.
Должен происходить рост числа фирм, специализирующихся в отдельных областях.
При оценке надо учитывать, что ряд специальностей отмирает, заменяется другими (к примеру, кучер заменялся шофером, токарь автоматикой).
Рост фирм, имеющих одну и ту же специализацию, создает условия для роста числа реально действующих фирм (не всегда совпадает с числом зарегистрированных юр. лиц), то есть происходит рост малого и среднего предпринимательства.
Исходим из того предположения, что рост числа предприятий ведет к росту конкуренции, а их сокращение ведет к снижению конкуренции. Показателей может быть несколько, если их формировать по отдельным направлениям бизнеса и производства.
Коммуникации.
Мониторинг основывается на числе регионов, из которых вывозятся товары в данный регион. А также число регионов, в которые ввозится продукция из данного региона.
При росте данных показателей можно предполагать, что устойчивые коммуникационные связи растут. Данный показатель вводится для каждого региона отдельно, чтобы сделать выводы по эффективности принимаемых решений по регионам и по стране в целом.

Обратим внимание на то, что в понятие либерализации экономики не входит улучшение управления финансами государства, или замена натуральных льгот денежными выплатами, или изменение системы пенсионного обслуживания населения, как и многое другое, что часто нашими средствами массовой информации преподносилось как реализация либеральных идей. Все эти мероприятия в разных условиях могут приводить как к либерализации экономики, так и к усилению бюрократических форм управления государством.

Показателей для оценки решений с точки зрения их либеральной значимости, существует множество. Так как получение данных по каждому параметру стоит денег, то их число стараются минимизировать.
Для иллюстрации приведу пример, взятый из моей практики (один из районных центров России). В начале консалтинговой работы руководители администрации были уверены, что они реализовывают в своем городе идеи либеральной экономики. Результаты же анализа не подтвердили их убеждения.




По первой схеме видно, что имеются положительные результаты в промышленной сфере экономики.
Следующие две схемы указывают на то, что прогресс не произошел в процессе либерализации.
Самое крупное предприятие города получило госзаказ, создало при себе обслуживающие отрасли для своих рабочих, а в результате сократился внутренний рынок для остальных предпринимателей города. Дополнительно произошло увеличение разрыва в доходах тех, кто связан с данным предприятием и тех, кто оказался вне поля его интересов. Поэтому следующий опрос можно считать не оценкой принимаемых решений, а характеристикой степени социальной напряженности. Оценка проводилась по пятибалльной шкале в процессе анкетирования, где было охвачено почти четверть всех предпринимателей города.

Либерализация часто путается с другими понятиями. Для понимания этого рекомендую ознакомиться с некоторыми оценками тезисов Е.Гайдара. Оценка реформ на их либерализм возможна только в условиях открытого обсуждения.

И еще одно важное замечание.
Нельзя говорить о либерализации жизни в условиях, когда в стране коррумпирован госаппарат. Эта тема раскрывается на странице сайта Решение задачи: вертикаль власти без коррупции

Продолжение

1
Предисловие

2
Познание мира
через моделирование

3
Наше сознание
и моделирование

4
Моделирование
и ожидаемые результаты

5
Основа -
согласование подходов

6
Активные
и пассивные решения

7
Структура -
основа моделирования

8
Открытость информации

9
Цели

10
Ниша деятельности

11
Инновации

12
Стандарты

13
Инвестиции

14
Участники процесса

15
Формирование команды

16
Дополнительная литература

17
Проблемы, обсуждаемые в СМИ

18
Анекдоты
по теме

На главную страницу сайта

Если Вас интересуют только отдельные темы сайта, то они перечислены на странице ТЕМЫ САЙТА

© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"