Юрий Никольский ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА | |||
Интуиция - основа принятия решений
ВВП и спад
Послесловие
Власть -
Конкуренция -
Современные
Моделирование - база для согласования
|
Данная страница знакомит с подходами по сравнительному анализу на основе анализа моделей по пенсионному обеспечению граждан. Я попытался осветить вопросы, возникшие в ходе дискуссий по накопительной системе. Ниже я выделил наиболее острый вопрос, на который обычно не отвечают авторы накопительной системы.
Люди с древнейших времен старались обеспечить свою старость. С этой целью они производили личные накопления и использовали общественные формы. К личным накоплениям можно отнести разнообразные запасы, дома, земли, дети и так далее. Своими накоплениями люди могли воспользоваться непосредственно сами. С развитием торговли стали производиться личные накопления долгосрочного характера, в частности, позволяющие иметь обеспеченную старость. Собирались материальные ресурсы, которые могли быть проданы в неблагоприятный период жизни, включая старость (наиболее распространенная форма накопления - драгоценности). В условиях развитого в достаточной степени рынка отложенный спрос позволял сохранить благополучие в старости. К примеру, старики и вдовы частенько сдавали в наем часть своего жилья (помещения) и землю. С появлением банков стали возникать разнообразные вклады, что рассматривалось также как часть накопительного механизма. С вводом в оборот производственного капитала люди стали обеспечивать свою старость за счет организационной деятельности. Они все чаще доверяли свои средства тем компаниям, которые умели управлять капиталом. Классификация накоплений может быть отображена в следующем виде:
Государство не оставалось в стороне от проблем жизнеобеспечения. Оно создавало условия для того, чтобы люди могли копить, а также создавало законы, заставляющие детей заботиться о родителях. В дальнейшем государство начало заботиться о стариках, в первую очередь о тех, которые находились на службе отечества. В конечном итоге было сформировано государственное пенсионное обслуживание. При обсуждении вариантов для замены традиционной формы пенсионного обслуживания на новую в основном обсуждались доводы, показывающие, по мнению разработчиков, преимущества внедряемой системы. На данной странице сайта проводится сравнительный анализ, предложенной системы реформаторами и традиционной системы обслуживания. Если считать, что экономика России еще находится на этапе переходного периода от административной системы к рыночной, то эксперименты по введению не апробированных в развитых странах форм пенсионного обеспечения могут оказаться преждевременными. К этому необходимо добавить, что в пользу новой системы пенсионного обслуживания населения приводился довод, что необходимо принимать решения, которые позволят обогнать развитые страны за счет смелого реформирования. Обратим на этот довод особое внимание. По логике моего сайта необходимо привести систему принятия решений к той, которая позволяет повысить эффективность принимаемых решений. В противном случае принимаемые решения могут иметь точно противоположный результат. Большевики, запретив рыночные формы экономической деятельности, фактически обрекли людей на дорыночные формы накопления, как это было в наиболее отдаленные времена исторического развития. Люди же уже существовали вне натурального хозяйства, работая на госпредприятиях, поэтому не могли обеспечивать себя за счет собственного натурального хозяйства. Их условия старости становились крайне неустойчивыми. Такое положение вызывало постоянную социальную напряженность, поэтому большевистская власть вынуждена была назначать пенсии. Конечно, это произошло не сразу, а пенсии назначались не всем. Огромная часть населения очень долго не получала пенсий. В частности, пенсия не выдавалась тем, кто не работал на госпредприятиях. Колхозники стали получать мизерную пенсию спустя почти полвека после прихода к власти большевиков. В годы Советской власти была принята следующая форма финансирования пенсий:
Государство определяет, какая часть средств должна быть изъята у работающих, чтобы эти средства перераспределить среди тех, кто получает пенсию. Иными словами, в данной схеме используется древняя форма обеспечения старости - через получение прямой финансовой помощи старым поколением от молодого поколения. Разница заключается в том, что при государственном пенсионном обслуживании вашу старость обеспечивают не собственные дети и внуки, а в целом дети и внуки старшего поколения данного государства. Тем самым те старики, которые обеспечили дееспособное потомство в большем объеме, фактически обеспечили спокойную старость тех, кто не заботился о количестве и качестве следующих поколений. Чем выше уровень пенсионного обеспечения, тем меньше стимулов для выращивания нового квалифицированного поколения у каждого отдельного гражданина данного государства (изменение комплекса мотиваций для роста числа детей). При такой логике можно утверждать, что наличие государственной пенсионной системы является отходом от принципов либеральной экономики. Логика либеральной экономики оставляет за человеком право на самостоятельные решения по выбору форм накопления на старость. Пенсионное же обслуживание забирает часть заработанных средств, чтобы обеспечить государственную систему финансирования. Как уже указывалось в данном разделе, отход от либеральных ценностей произошел для снижения социальной напряженности в обществе, хотя при этом, конечно, огромную роль играли моральные (гуманные) соображения. Данные соображение создали условия, когда в целом в обществе нет возражений против пенсионного обеспечения. Обсуждение касается размеров пенсий и используемых механизмов для сбора средств с работающего населения. В постсоветский период Схема 1 была преобразована с использованием инвестиционных фондов.
Схема 1 отличается от Схемы 2 тем, что изъятые у населения деньги возвращаются населению не сразу, а после некоторого промежутка времени. Схема 2 включает в себя коммерческие риски, а в Схеме 1 они отсутствуют. Схема 1 подразумевает, что все равны при получении пенсии вне зависимости от их квалификации в области инвестиций, а Схема 2 позволяет получать пенсию выше тем, кто удачнее вложил изъятые на персональный счет деньги. Схема 2 позволяет воспользоваться информацией, которой обладают те, кто знает планы правительственных структур, а Схема 1 не зависит от этих планов. При Схеме 1 власть несет ответственность за состояние пенсионного обслуживания. При Схеме 2 данная ответственность размыта, так как задействовано несколько поколений чиновников, в том числе может произойти кардинальная смена власти, включая смену по партийной принадлежности (одна партия будет ссылаться на ошибки другой партии). Новая схема содержит значительные риски для пенсионеров. Дополнительную аргументацию посмотрите на странице сайта, где дается комментарий к книге Тодда Сэндлера "Экономические концепции для общественных наук".
Идея авторов схемы 2 предполагала, что будут сформированы инвестиционные ресурсы из средств населения. Напомним, что система жизнеобеспечения нуждается в больших объемах инвестиций. Было бы эффективнее увеличить покупательную способность населения и за счет этого привлечь внешние инвестиции.
Посмотрим на схему 2 с точки зрения либерализации экономических отношений в стране, как она понимается в контексте исторического развития цивилизации:
Разработчики предусмотрели наличие нескольких пенсионных фондов. Этим они считали, что достигается конкуренция за средства граждан. На самом деле это лишь увеличивает коррупцию для включения в соответствующие госпрограммы. Система по схеме 2 могла бы быть доработана до либеральной при условии, что люди добровольно, а не в законодательном порядке участвуют в дополнительном пенсионном страховании их старости. Включение же ее в обязательный принцип не позволяет людям самостоятельно определять для себя использование разнообразных механизмов накопления средств на старость (на ту сумму, которая у них отбирается в законодательном порядке).
Необходимо обсуждать вопросы, связанные с тем, насколько это оправдано в плане решения задач по формированию экономики, способной перевести Россию из разряда догоняющих цивилизаций. Для сравнения различных предложений необходимо понимать те причины, которые вызвали дефицит государственных пенсионных фондов. Для понимания данных технологий в процессе принятия решений я сформировал страницу сайта Причины и следствия.
налогам на недвижимость посмотрите отдельную страницу сайта.
|
Предисловие
Познание мира через моделирование
Моделирование и ожидаемые результаты
Основа - согласование подходов
Активные и пассивные решения
Структура - основа моделирования
Открытость информации
Цели
Ниша деятельности
Инновации
Стандарты
Инвестиции
Участники процесса
Формирование команды
Дополнительная литература
Проблемы, обсуждаемые в СМИ
Анекдоты по теме
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Если Вас интересуют только отдельные темы сайта, то они перечислены на странице ТЕМЫ САЙТА
© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"