Юрий Никольский
РЕШЕНИЯ: ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА
Антимонопольные решения

Мониторинг

Примеры
мониторингов:

Суммарные
продажи
вне города

Изменения
жизненного
уровня населения

Средняя зарплата
выпускников,
как критерий
качества обучения

Либерализация
экономической
жизни

Мониторинг был разработан в ходе подготовки стратегии для монопрофильного города, то есть для города, где находилось градообразующее предприятие.
Реальное положение дел в городе представлено на схеме (названия реальных предприятий заменены условными)

Вызывало тревогу то, что основное предприятие находится на рынках, имеющих повышенные коммерческие риски. При изменении конъюнктуры для выпускаемой им продукции могла произойти массовая безработица с вытекающими отсюда социальными последствиями.

К этому необходимо добавить опасения, связанные со следующими рисками (в документе по стратегии развития данные риски не были указаны).
Сильная зависимость бюджета от одной-двух структур бизнеса приводит к зависимости власти от собственников данного бизнеса. Бизнес может начать шантажировать власть. Власть с целью самосохранения может начать наступление на бизнес. Создается конфронтационная ситуация, которая может закончиться тем, что бизнес и власть будут слиты в единое целое.
Необходимо снижать данные риски, так как бизнес, слитый с властью, может быть не заинтересован в развитии города и прилегающего к нему региона. Монополизация по предоставлению рабочих мест в данном регионе позволяет снижать оплату наемных работников, а тем самым извлекаемая прибыль не мотивирует менеджмент к повышению качества управления и к снижению издержек производства.
Монопрофильный город становится заложником бизнеса и власти, координирующих свои решения из единого центра. Бизнес может ставить цели по выкачиванию максимальной для себя финансовой выгоды. После этого он может покинуть данный регион. Иными словами, высоки риски того, что любая разработанная стратегия развития города не будет реализована (не является реалистичной).

При наличии коррумпированности силовых структур и правоохранительных органов может сложиться мафиозная структура. Это наихудший вариант рисков, которые существуют в регионах, зависимых только от одной-двух групп бизнесменов (собственников).

Концепцией развития города предусмотрены мероприятия, стимулирующие бизнес к формированию новых рабочих мест. Поставлена задача по проверке действенности решений по снижению зависимости от одного производства. Фактически город принимает решения с целью предотвращения монопольного диктата от узкой группы предпринимателей. В этом контексте мониторинг может быть разделен не по производствам, а по группам влиятельных участников бизнеса.

В основу мониторинга берутся входящие финансовые потоки, образующиеся в ходе коммерческой деятельности за исключением градообразующего предприятия (или для бизнеса единой группы предпринимателей по той же схеме, что для мониторинга "Суммарные продажи вне города", но без данных по данной группе предприятий).

В ходе мониторинга берется
отношение входящих потоков от наиболее мощных бюджетообразующих предприятий к остальным входящим потокам.

При закрытости данных от предприятий может браться отношение поступлений в бюджет от предприятий, считающихся градообразующими, к остальным поступлениям.
Данные по бюджеты могут существенно отличаться от данных по входящим финансовым потокам. К примеру, многие предприятия, обслуживающие внутренний рынок, будут отчислять в бюджет, но не формируют входящие финансовые потоки. Поэтому при работе с данными по бюджету необходимо делать соответствующую коррекцию.
Схема, приведенная на данной странице, отражает именно состояние входящих финансовых потоков. В то же время отчисления в бюджет основным предприятием составляло лишь 18% (на схеме же 54%), поэтому не вызывало обеспокоенности местной власти.

При снижении доли остального бизнеса в доли входящих финансовых потоков (в бюджете города при корректирующих коэффициентах) считается, что растут риски того, что город станет заложником группы собственников, которые не заинтересованы в развитии города (региона).

Статистические данные для мониторинга, позволяющие оценить эффективность решений по развитию бизнеса без учета градообразующего предприятия, могут быть использованы также при постановке целей, к примеру, по росту средней заработной платы в городе. Это возможно, если развитие других направлений бизнеса в городе приводит к конкуренции за наиболее квалифицированные кадры. Градообразующее предприятие перестает быть монополистом на рынке труда и вынуждено повышать заработную плату своим работникам. Властные структуры с этой целью могут оказывать поддержку бизнесу в процессе прогнозирования потребности в кадрах и в организации переквалификации людей (в соответствии с прогнозами по состоянию на рынке труда).

Мониторинг фактически создает условия для оценки действий властных структур по противодействию монополизации бизнеса в городе (регионе, стране). Данный мониторинг мотивирует власти принимать решения для снижения описанных рисков (при наличии влияния общественного мнения на судьбы города).

Данный мониторинг был мною разработан еще в прошлом веке. На сайт он попал за несколько лет до событий, когда В.Путин в 2009 году вынужден был выехать в один из городов России из-за действий собственников и поставщиков градообразующего предприятия. Руководитель государства тем самым занимался латанием дыр. Латание дыр опасно, о чем я писал в разделе Власть - результат специализации. Мониторинг, видимо, по данному проблеме не проводился, что привело к напряженности ситуации, когда жители города перекрыли транспортную коммуникацию.

Послесловие

В 2008 году разразился кризис глобальных масштабов. Основные мероприятия по стабилизации направлены на поддержку небольшого числа ключевых финансовых структур. Это указывает на то, что уровень монополизма столь высок, что судьба нескольких предприятий влияет на результаты деятельности всей экономики.
Или, иными словами, ошибки очень узкого круга топ-менеджеров задает характер и глубину экономического кризиса сотен миллионов людей.

Изложенный на данной странице мониторинг не сложно доработать для того, чтобы снизить риски, которые зависят от решений только узкого круга топ-менеджеров и госслужащих.
Продолжение

1
Предисловие

2
Познание мира
через моделирование

3
Наше сознание
и моделирование

4
Моделирование
и ожидаемые результаты

5
Основа -
согласование подходов

6
Активные
и пассивные решения

7
Структура -
основа моделирования

8
Открытость информации

9
Цели

10
Ниша деятельности

11
Инновации

12
Стандарты

13
Инвестиции

14
Участники процесса

15
Формирование команды

16
Дополнительная литература

17
Проблемы, обсуждаемые в СМИ

18
Анекдоты
по теме

На главную страницу сайта

Если Вас интересуют только отдельные темы сайта, то они перечислены на странице ТЕМЫ САЙТА

© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"