Юрий Никольский
РЕШЕНИЯ: ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА
Торг и риски кризиса отрасли

Противоречия.
Способы их разрешения

Лозунги
и цели

Пример 1.
Работодатель
и наемный работник

Пример 2.
Торг
для опережения
в модернизации

Пример 3.
Администрация региона
и бизнес

Моделирование
финансовых потоков
Города
(Муниципального образования,
региона)
для проведения анализа
на последствия
принимаемых решений

Финансовая модель
муниципального образования.
Основные коэффициенты

Подход,
основанный на
согласовании целей,
и подход
марксизма-ленинизма

На данной странице я обрисую те опасности, которые подстерегают предпринимателей в современном мире, если они будут действовать по схемам простого торга по цене. А после этого на следующей странице продемонстрирую примером возможную форму отношений, базирующуюся на достижении целей по модернизации производства.

Человек, вышедшей из административно-командной системы, упрощенно представляет себе рынок. Он недооценивает важность долговременных связей. Он видит рыночный механизм в той форме, что и домашняя хозяйка при хождении на колхозный рынок. Подошел к одной продавщице, потом к другой, к третьей, приценился. После этого выбрал продукт, соответствующий его понятию соотношения цена-качество. Это примитивное представление о рынке послужило одной из причин резкого снижения производства в период перестройки экономики России. Ведь знания о рыночной системе экономики было получено из примитивных политэкономических учебников по марксизму-ленинизму.

Рассмотрим современный рынок через пример, который ближе приближен к реальности, чем примитивное представление о рынке времен социализма. Этим примером будет проиллюстрировано, как примитивизм мышления может привести к спаду в целой отрасли производства.

Для рассмотрения подходов поиска причин кризиса в отрасли представим хозяйства, которые выращивают клубнику. Продукт скоропортящийся с очень коротким периодом сбора урожая. Есть предприятия, которые перерабатывают эту клубнику, чтобы продавать ее круглогодично. Есть предприятия, которые перевозят данную клубнику от производителя к консервным заводам. Есть предприятия, которые перевозят законсервированную клубнику к потребителю. И просто есть огромное число продавцов, которые продают уже готовый продукт. Есть также другие участники данного рынка. Все они между собой связаны обязательствами.

Очевидно, что цены на клубнику, а также на иные товары и услуги в отрасли меняются в зависимости от сборов клубники. Представим, что выдался удивительно богатый урожай клубники. Переработчикам избыток клубники не нужен по целому ряду причин. Это связано и с объемами возможных продаж, и с наличием мощностей. Не все хозяйства, выращивающие клубнику, смогут продать свой урожай. Цена на клубнику падает, поэтому не все смогут продать урожай с покрытием собственных издержек. Типичный случай перепроизводства, когда производители разоряются (в данном случае - производители клубники).

Представим себе ситуацию, когда на следующий год урожай клубники оказался ниже среднегодового. Мало того, что уменьшилось число тех, кто выращивает клубники, но и у них оказался урожай ниже ожидаемого. Часть перерабатывающих предприятий окажется не загруженными. Низкая загрузка повышает издержки производства, что приведет теперь к закрытию производств, производящих переработку клубники. Типичный случай остановки производства, связанного с отсутствием необходимого объема сырья на рынке (за этим может следовать банкротство).

Тем самым мы наблюдаем кризис в отрасли. Можно считать, что причиной кризиса отрасли являются климатические колебания. Причина указана верно, но при этом в рассуждениях не учтено, что рынок способен сформировать правила для снижения ущерба из-за климатических колебаний.
Я же вижу причину кризиса из описанного примера в следующем: отсутствие развитой структуры для снижения рисков, связанных с климатическими колебаниями.

Данный пример с клубникой указывает на необходимость вырабатывать иные формы торга. Договариваются не только о цене, а о правилах для сокращения негативных последствий от неблагоприятных климатических последствий. О превратностях перепроизводства много писалось еще в XIX веке. Марксизм-ленинизм делал вывод о том, что данное противоречие не разрешимо, что перепроизводство есть естественный процесс при капитализме, что кризисы возникают циклически, поэтому необходимо плановое хозяйство.
Логика же современного рынка построена на таких принципах, которые позволяют предотвратить массовые банкротства, сгладить влияние природных и иных факторов, стабилизировать работу всех производств. В процессе сглаживания негативных последствий участвуют финансовые структуры, страховые компании, оптовые компании, складские комплексы и многие другие, включая, конечно, производителей потребительской продукции и поставщиков для организации производства. Получается очень сложная модель для описания функционирования различных звеньев. В процессе задействовано так много факторов, что полноценная модель для большинства современных производств не может быть построена полностью. Весь материал сайта пронизан элементами, позволяющими максимально приблизить реальность к модели для принятия эффективных решений. Нас будет интересовать не сам факт загруженности производства и перепроизводства товаров, а факт налаживания отношений с целью повышения конкурентоспособности производства. Высокая конкурентоспособность сама по себе значительно снижает риски банкротства, о которых здесь упоминалось.

Примеры, приведенные в данном разделе, дают очень простые модели для совершения торга. Простота нужна для восприятия в дальнейшем более сложных моделей. Здесь же необходимо уяснить себе одно важнейшее положение современной рыночной экономики.
Структурные связи с согласованными целями позволяют снижать риски до приемлемых уровней.

Копирование институтов рынка, которые образовались в успешных государствах, не принесет успеха, если не понимать тех механизмов, которые снижают коммерческие риски. Торг же в системе партнерских отношений происходит по иным схемам, чем торг разобщенных компаний, имеющих каждый свою специализацию. Необходимо согласовывать и развивать схемы взаимодействия, ориентируясь на цели конечного потребителя. Этому и будет служить описание модели, данное на следующей странице сайта. В других разделах сайта будет показано, что структура взаимодействия позволяет снижать риски.
Конечно, структура может быть сформирована, если есть необходимый уровень доверия. Но об этом я подробно не пишу, а советую обратиться к книге Фукуямы, которая содержит достаточное количество примеров и ссылок на разнообразные источники для уяснения связи доверия и формирования современных структур бизнеса.

Хочу еще раз подчеркнуть, что структура - это результат коммуникаций, которые стали важнейшим фактором для разработки и реализации эффективных решений.

Продолжение

1
Предисловие

2
Познание мира
через моделирование

3
Наше сознание
и моделирование

4
Моделирование
и ожидаемые результаты

5
Основа -
согласование подходов

6
Активные
и пассивные решения

7
Структура -
основа моделирования

8
Открытость информации

9
Цели

10
Ниша деятельности

11
Инновации

12
Стандарты

13
Инвестиции

14
Участники процесса

15
Формирование команды

16
Дополнительная литература

17
Проблемы, обсуждаемые в СМИ

18
Анекдоты
по теме

На главную страницу сайта

Если Вас интересуют только отдельные темы сайта, то они перечислены на странице ТЕМЫ САЙТА

© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"