Лозунги и цели
Юрий Никольский
РЕШЕНИЯ: ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА
Лозунги и цели

Экономика и Интернет


Противоречия.
Способы их разрешения

Пример 1.
Работодатель
и наемный работник

Торг
и риски
кризиса отрасли

Пример 2.
Торг
для опережения
в модернизации

Пример 3.
Администрация региона
и бизнес

Моделирование
финансовых потоков
Города
(Муниципального образования,
региона)
для проведения анализа
на последствия
принимаемых решений

Финансовая модель
муниципального образования.
Основные коэффициенты

Подход,
основанный на
согласовании целей,
и подход
марксизма-ленинизма

о предвыборных лозунгах и целях подробнее на страницах сайта
Решение задачи: вертикаль власти без коррупции
и
Демократия: современная, суверенная, управляемая, большевистская.

Часто цели подменяются лозунгами.
Поясню, как это происходит в реальной жизни.
Начальник поручает подчиненному выполнить задание. Он сформулировал тот результат, который должен получить подчиненный. Но при этом не определил средство, способ, ресурсы и тому подобное для достижения конкретного результата. В этом случае подчиненный самостоятельно определяет, как он будет достигать цели. Это может вызвать в дальнейшем целый ряд противоречий, если результат не был достигнут. Кто же виноват? Подчиненный, который не уточнил задание? Начальник, который не определил технологии достижения цели? В своей практике я часто сталкивался со случаями, когда начальник вместо постановки цели формулировал лишь желаемый для него результат. Это еще пол беды. Беда, когда начальник кричит на подчиненного и обвиняет его в чем-либо.
Типичной также является ситуация, когда объявляется программа, которая в дальнейшем не реализуется. Я часто видел такие программы, когда не определены технологии, ответственность, порядок финансирования или иное для реализации. Высказаны пожелания, лозунги, но они не доведены до целевых установок. Целевая установка может быть сформирована только в условиях модели, где определены технологии и средства для достижения поставленных целей.

Лозунги или пожелания нужны, у них есть свое место, но они не являются целью.
Лозунг может быть использован как средство для выяснения позиций и для начала дискуссии о средствах достижения высказанного пожелания. Плох не сам по себе лозунг, а плохо, когда не видны пути превращения лозунга в реальность, а при этом принимаются повседневные решения, как если бы цель была достижимой.

Цель
указывает на достижимость сформулированного результата
с использованием средств, понятных исполнителям

Цель отличает от лозунга то, что ее достижимость
вписывается в реальную модель.

Достижимость цели должна обосновываться в рамках выбранной модели.

Пожелания или лозунги объявляются до формулирования цели. Дальнейший процесс связан с выработкой решения, когда становится понятным, что же реально достижимо. Процесс подготовки решения основывается на поиске решений, где лозунги достижимы. В ходе процесса подготовки решений желания могут быть приняты для реализации, или отвергнуты с заменой на достижение реалистичных результатов, либо трансформированы в близкие формулировки, указывающие на некоторые особенности и на наличие определенных условий.
Необходимо учитывать, что достижимость цели не всегда устраивает заказчика консалтинговых работ. Консультант формулирует условия для достижения цели, при которых возможно получить заявленный заказчиком результат, но теперь заказчика не устраивают сами условия.
Так, к примеру, заказчик работ просил сформулировать программу для завода. В его формулировке технического задания содержалось требование, что завод после реализации программы должен был привлечь инвестиции. Инвестиции можно было привлечь, но заказчика работ не устраивали условия привлечения инвестиций. В одном из вариантов инвестор требовал блокирующий пакет акций. Любые другие требования, на которые были согласны инвесторы, не устраивали собственников завода. В этом смысле задача, поставленная заказчиком, не имела решения. Заказчику хотелось получить то, чего в мире не существует. Добавим к этому, что без осуществления разработанной программы инвестиции не могли придти на предприятие ни при каких дополнительных условиях.

Практический консалтинг часто начинает работу с клиентом с того, что клиент должен сформулировать свои желания. Часто это называют целями, но на самом деле это еще не цели. Лишь после того, как будет полностью сформулирована программа развития, эти желания остаются лозунгами или могут стать целями. Обычно до окончания консалтинговых работ клиент соглашается с теми целями, которые реально достижимы в приемлемые сроки и на приемлемых условиях.

Обратим внимание на то, что цели формулируются в конце разработки программы, а не до начала работы над ее созданием. Цели формулируются после выбора модели и оценки последствий на принимаемые решения. Следовательно, они не могут иметь окончательной формулировки до начала работ по подготовке эффективного решения. Иное дело итоговый документ, описывающий программу. В нем цели обычно формулируются в самом начале. Это облегчает чтение документа теми, кто будет участвовать в реализации программы.

Здесь я не случайно подробно поясняю термин цели, так как на практике очень часто приходилось видеть путаницу. Путаница чаще всего связана с нарушением управленческих технологий, что можно объяснить отсутствием профессионального анализа действий руководителя. Пример такого начальствующего руководителя приведен в историях о Павле Петрове.
Претензии к консалтингу, что тот не смог дать решение по достижению названных целей, - типовой случай. Сказать о достижимости ранее сформулированных желаемых целей можно только по завершению рассмотрения всех вариантов принятия решений.
Консалтинг как раз и отвечает за анализ решений, а также предлагает клиенту рассмотреть дополнительные варианты достижимых целей, которые далеко не всегда способен сформулировать клиент.

Необходимо знать, что лозунги и цели могут не совпадать. Более того, лозунги могут иногда камуфлировать цели.
К примеру, лозунгом защиты национальной промышленности могут преследоваться цели для поддержки неэффективного собственника, который за счет этого получает прямую помощь или льготы (часто через повышение пошлин или через завышение цен на свою продукцию). Еще одна иллюстрация этого положения приведена в комментарии к книге М. Делягина (в нашем комментарии к книге показано, что лозунг повышения конкурентоспособности камуфлирует цель на ограничение информации).

Партии обычно для привлечения избирателей формулируют понятные людям лозунги. Они не всегда осуществимы. Здесь цель - привлечение избирателей, а не реализация лозунга. В бизнесе подобная путаница может приводить к плачевным результатам. Убедитесь в этом, посетив страницу, где говорится об экономическом кризисе. Посетите еще страницу сайта Силиконовая (кремниевая) долина в России - реальность или утопия?


анекдоты по теме

Продолжение

1
Предисловие

2
Познание мира
через моделирование

3
Наше сознание
и моделирование

4
Моделирование
и ожидаемые результаты

5
Основа -
согласование подходов

6
Активные
и пассивные решения

7
Структура -
основа моделирования

8
Открытость информации

9
Цели

10
Ниша деятельности

11
Инновации

12
Стандарты

13
Инвестиции

14
Участники процесса

15
Формирование команды

16
Дополнительная литература

17
Проблемы, обсуждаемые в СМИ

18
Анекдоты
по теме

На главную страницу сайта

Если Вас интересуют только отдельные темы сайта, то они перечислены на странице ТЕМЫ САЙТА

© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"