Юрий Никольский ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА Проблемы, | урок исторический, политический, экономический | ||
Эта же тема под другим углом затронута на странице сайта О нарушении технологий при реформировании.
*О продолжительности кризиса *О глубине кризиса *Какие компании имеют лучшие шансы первыми выйти из кризиса *Какие страны имеют преимущества | *Глубину и продолжительность кризиса нельзя обосновать, так как нельзя предсказать те решения, которые будут приниматься *Первыми выйдут из кризиса те компании, которые смогут сформировать экономические кластеры, имеющие высокий уровень доверия *Преимущества получают компании тех государств, где политические решения нацелены на формирование более широких контактов с развитыми в экономическом отношении странами и способствуют ликвидации конфликтов на базе компромиссов |
Ниже говорится о причинах кризиса о способах его преодоления | Сайт содержит материалы о технологиях подготовки решений, о технологиях формирования устойчивых экономических кластеров и о технологиях по подготовке решений, минимизирующих риски возникновения конфликтных ситуаций |
В последние десятилетия мир отходил от либеральных принципов в области экономики. Во все большей степени усиливалась роль крупнейших компаний, которые заняли доминирующее положение в глобальном масштабе. Принимаемые решения не ограничивали монополизм, а поощряли его на глобальной территории. | В области политики принимались решения, которые усиливали роль бюрократического аппарата. Фактически в области принятия решений происходило снижение уровня демократии при сохранении демократической риторики. Демократия - это не только всеобщие выборы, защита прав личности, многопартийность, свободная пресса, а еще целый ряд процедур для подготовки решений с их последующей реализации. |
Бизнес оказался обескровлен до такой степени, что он не способен консолидировать финансовые ресурсы для решения проблем по выходу из кризиса за счет саморегуляции рынков. Крупнейшие же бизнес-структуры, став надгосударственными за счет своей глобализации, способны шантажировать политиков угрозой углубления кризисных явлений. | Государственные налоги столь велики, что позволяют государственному аппарату направлять значительные финансовые потоки по своему усмотрению. Попав в зависимость от наднациональных корпораций они вынуждены в первую очередь думать о поддержке наиболее крупных структур. Это в еще большей степени ведет к отходу от рыночных принципов в области построения экономических отношений и от демократических принципов в политике. |
Не редко крупные чиновники и консультанты, их обслуживающие, озвучивают идеи, что рынок себя исчерпал. На самом деле себя исчерпала надрыночная система, которая занимается регулированием рыночных отношений. Любой кризис вызван наличием диспропорций. Рынок - это саморегулируемая система. Если механизмы саморегуляции слабее механизмов администрирования, то рано или поздно возникает кризис. Очевидно, что в данной логике необходимо принимать решения по ограничению действий госструктур. Пока мы наблюдаем обратное, поэтому не приходится удивляться, что конец кризиса никто не может предсказать. | Необходимо обратить внимание, что руководители государств пытаются договориться о формировании наднациональных органов. Они не могут обсуждать вопросы о снижении уровня их воздействия на состояние крупных коммерческих структур. Поиск решения проблем идет разными путями: от поддержки потребителей до поддержки крупных корпораций. Но система, в которой возник кризис, при этом не затрагивается. |
Крупные коммерческие структуры снизили уровень мотиваций, который существует в жесткой конкурентной среде. Управленческий аппарат этих структур по своей деятельности все больше напоминает бюрократический аппарат государства. Не случайно поэтому появились учебники, предписывающие жесткие рамки для деятельности аппарата крупных компаний. И не случайно все чаще говорят о взятках в коммерческой среде. То есть для части работников аппарата собственные доходы не мотивируются в достаточной степени успехами корпорации. | Госаппарат и чиновники крупного бизнеса переходят с одного места работы на другое. Сегодняшний чиновник надеется перейти в коммерческую фирму. А аппаратчик коммерческой фирмы не прочь поработать в госаппарате. То есть навыки там и там требуются одни и те же. При такой схеме они находят общий язык по усилению аппаратных механизмов при управлении экономическими процессами. |
Даже самые большие оптимисты не склонны считать, что финансовый кризис будет разрешен быстро. Проблема даже не в том, когда он будет разрешен. Проблема в том, какие решения будут приниматься. Ведь именно от них будет зависеть глубина кризиса и его продолжительность.
Пока предлагается и реализуется один путь разрешения проблемы - закачка государственных средств в ключевые финансовые структуры. Этот механизм имеет в каждой стране свои финансовые особенности, но суть сохраняется одна и та же.
Вливание средств в экономику может на время смягчить последствия кризиса. Но результат не очевиден. Ослабление кризиса еще не состоявшийся факт, а лишь предположения тех аналитиков, которые предложили данный способ разрешения проблемы.
Закачка средств ведет к огосударствлению ряда крупных компаний. В первую очередь - банков. Но с изменением формы собственности причины, породившие кризис, не ликвидируются.
Выбранный способ борьбы с кризисом лишь создает иллюзию борьбы с ним, так как не ликвидирует причины его возникновения.
В чем же причины кризиса? Они совсем не в том, что банкам не достает средств для совершения платежей. Но именно сбой в кредитовании и в возвращении кредитов создает впечатление, что кризис можно решить скупкой неликвидных активов или накачкой экономики финансовыми резервами. Надо не забывать, что сами деньги и иные финансовые инструменты являются лишь средством для организации взаимодействия в экономической области. При нарушенном взаимодействии, а особенно при отсутствии доверия между субъектами рынка, деньги могут не стать тем инструментом, который вернет уверенность бизнесменам, что партнеры по бизнесу их не подведут.
Для пояснения отвлекусь лишь на мое удивление еще пять лет тому назад, когда я узнал от банкиров, что денег у них много. Так много, что они не могут их эффективно вложить в экономику. А о возможном кризисе неплатежей они уже тогда поговаривали. Это меня тогда и удивило, что при наличии избытка денег они указывали на боязнь неплатежей. Для этого надо было заниматься реструктуризацией всей экономической деятельности. Но это требовало вложение средств. И на это собственники, обладающие большими финансовыми резервами, не пошли.
А что произошло в результате? Ряд финансистов пошли на риски, чтобы как-то использовать образовавшуюся у них наличность. Часть банкиров продолжало придерживаться традиционной для финансистов консервативной политики. Кто в результате выиграл? Оказалось, что в выигрыше были те, кто вел политику без минимизации опасных рисков. Это породило желание у других менеджеров идти на риски, которые не компенсировались структурными и организационными мероприятиями. Наличие так называемых легких денег мотивировало финансистов к тому, чтобы отказаться от работ, нацеленных на повышение уровня менеджмента и на проведение работ по усложнения структур управления бизнеса.
В результате - кризис разразился для всех и сразу.
Мы уже являемся свидетелями того, что накачка деньгами экономики не ликвидирует те причины, которые вызвали мировой кризис. Но это не останавливает политиков принимать решения в уже привычном для них русле. Конечно, деньги могут сыграть свою роль в том, чтобы отодвинуть кризис на более поздние сроки. Но проблема не будет решена, если не будут устранены причины, повлекшие за собой кризис.
И здесь хочется подчеркнуть, что причины кризиса не названы. Конечно, кто-то о них говорит. Но это не стало центральной темой обсуждения. Следовательно, кризис будет отодвинут на время, а со временем он проявится с еще большим размахом.
Здесь нарушен один из центральных принципов при подготовке решений:
Должны быть названы причины, чтобы анализ на последствия предлагаемого решения обосновывал в первую очередь ликвидацию причин кризиса.
Этого не произошло. Вместо причин даются лишь характеристики положения тех или иных экономических институтов, чтобы определить суммы финансовых средств для поддержания их на плаву.
я изображаю следующей схемой | Реально предлагается слияние компаний. Это ведет к росту уровня монополизации. Предлагается увеличить контроль со стороны государственных администраций за фондовыми рынками.
Накачка экономики финансами приводит к инфляции, которая способствует снижению перекосов в ценообразовании (в том числе и на фондовых рынках). Это приводит к улучшению ситуации в сфере финансовых потоков на некоторое время. |
Были ли сигналы, поступавшие с рынка? Да, они были. Но они не были глубоко проанализированы. Сигналы следовали один за другим уже несколько лет, но из них не были сделаны необходимые выводы аналитическими службами государств и крупнейших банков. Точнее, анализ проводился абстрактно, а не как механизм для принятия решений. Истоки кризиса искались в финансовой области, а кризис был порожден сформированным порядком принятия решений, влияющих на глобальные экономические процессы.
Во всем мире сформировались авторитеты, чье мнение стало непререкаемым. Взять хотя бы МВА. Его наличие ничему не противоречит и полезно. Но более глубокое образование в области управления стало подменяться системой обычных рекомендаций со стороны разработчиков МВА. Если человек усвоил их рекомендации, то ему готово хорошо оплачиваемое место. МВА в чем-то сродни ЕГЭ. Конечно, МВА не стал официально обязательным, как ЕГЭ, но на практике он подменил сложный процесс принятия решений общедоступными рекомендациями.
Наличие МВА не может быть причиной мирового кризиса. Причиной мирового кризиса стало то, что благополучие очень ограниченного числа субъектов экономической деятельности может влиять на состояние всей мировой экономики. Монополизм страшен тем, что узкий круг людей может принимать решения, от которых зависит судьба даже не миллионов, а миллиардов людей. Руководители крупнейших корпораций и государств уверовали в свою исключительность и отказались от обсуждения стоящих перед мировой экономикой проблем. Они забыли уроки кризиса 30-х годов, поэтому не препятствовали развитию монополизма в глобальном масштабе. Более того, они все чаще поощряли монополизацию, защищая национальных монополистов в глобальных масштабах.
Политики ведущих государств стали заниматься проблемами экономики, а не проблемами управления. Не случайно Буша, Шредера, Берлускони в прессе обвиняли в причастности к лоббированию для процветания тех или иных крупнейших компаний. Дело не в том, что причастны они на самом деле или нет. Дело в том, что такое мнение могло возникнуть только тогда, когда политики занимаются не вопросами организации принятия решений, а непосредственно сами влияют на принятие решений в тех областях, которые являются не политическими, а экономическими.
В прессе сейчас много пишется о влиянии госорганов на принятие чисто экономических решений. Очевидно, что необходимо разграничить функции руководителей государств и субъектов экономической деятельности. В условиях глобальных рынков необходимо особенно тщательно разделить область политики и область экономики. Политики должны заниматься формированием правил, препятствующих монополизации, а не влезать в решения по финансовой поддержке отдельных институтов экономической деятельности.
Совсем не допустима ситуация, когда с одних субъектов экономической деятельности собираются налоги, чтобы их передать другим субъектам экономической деятельности. Это приводит к искажению сигналов с рынков, что чревато усугублением кризиса.
В последние годы происходило слияние различных крупных компаний. Поглощались средние компании и даже малый бизнес. Это были сигналы с рынка о том, что далеко не все благополучно. Но сигналы не были услышаны. Точнее, трактовка была не той, которая ведет к разнообразию экономических образований. Более того, многие политики приветствовали рост компаний, как способ улучшения экономической ситуации. И еще хуже, политики начали участвовать в переговорах по проектам в области экономики. Их во все большей степени стали окружать специалисты не в области принятия и подготовки решений, а специалисты, которые зарекомендовали себя в экономических областях.
Укрупнение компаний трактовалось политиками через повышение конкуренции на мировых рынках. | Реально же укрупнение компаний приводит к снижению уровня сигналов от рынка для принятия решений в области управления. |
Государством финансировались аналитические работы только крупных исследовательских центров. Анализ других специалистов часто игнорировался, как не заслуживающий доверия. Фактически научная и аналитическая работа строилась на базе работы только крупнейших корпораций. | Реально же образовались непререкаемые авторитеты, что уменьшило число вариантов для обсуждения в ходе подготовки решений. Произошло снижение качества аналитических исследований в ходе подготовки управленческих решений. Из-за этого сигналы, поступающие с рынка от среднего и малого бизнеса, часто игнорировались. |
Известно, что монополизм опасен для экономического развития. Для политиков он опасен еще тем, что уменьшается число людей, способных анализировать сигналы с рынка. Монополизм в области принятия решения формировался медленно, но тенденции на монополизм в области подготовки решений захватывал все больше сфер деятельности государственной политики.
| |
решения должны ликвидировать причины кризиса | |
Государственный монополизм еще хуже частного, так как в одних и тех же головах, принимающих решение, будут объединены политические и экономические цели. То есть, произойдет принятие решений по формированию условий для прибыли госпредприятий и по формированию правил для ведения бизнеса, во властных структурах государства. Тем самым существующее разделение политических функций и функций бизнеса будет ослаблено, если не уничтожено. А именно отход от этого принципа стал одной из причин данного кризиса.
Короче, создаются условия, которые послужили причиной краха социализма в СССР и распадом одного из крупнейших государств мира.
Я не пишу о том, что принимаемые решения по выделению средств являются ошибочными. Я не занимаюсь их оценкой, а лишь утверждаю, что любые решения в условиях глубокого кризиса могут и должны быть этапными, о чем я писал на странице сайта Локальные и этапные цели. Я хочу обратить внимание на стратегические решения. А они рассматриваются опять в основном в форме усиления роли государства. Предлагается усилить контроль над деятельностью банков и крупных структур. Оговорюсь, что это мнение сложилось на основе информации в русскоязычных СМИ.
К чему это в результате приведет?
Скорее всего к тому, что кризис повторится. Но сейчас виноватыми объявляются бизнес-структуры, а государство оказалось как бы над проблемой. А при повторении кризиса государство окажется в центре этого кризиса. Недоверие, которое сейчас распространяется в бизнес-среде, распространится на сферу государственной деятельности, как это произошло в СССР. Тогда уже не будет структуры, которая станет способной заняться разрешением кризиса.
Сначала рассмотрим основные последствия тех причин, к которым привел монополизм на принятие решений.
Финансовый кризис связан с тем явлением, которое стали обозначать словом "недоверие". Под этим словом подразумевается, что сложилась ситуация, когда финансисты перестали доверять общепринятым нормам при выдаче кредитов. Но не только финансисты. Ведь кредиты не редко предоставлялись в товарной форме. Бизнесмены оказались в ситуации, когда они не могут выдавать кредиты под ценные бумаги, так как их курсы оказались не устойчивы. Кредиты не могут предоставляться под имущество, так как ожидание спада в экономике может привести к тому, что ликвидное имущество станет не ликвидным. Этим можно объяснить то, что деньги в экономике есть, но их стало не хватать. Не происходит перетока капитала из одной сферы бизнеса в другую сферу бизнеса. Это стало побудительной причиной того, что государственные структуры стали скупать те финансовые инструменты, доверие к которым упало. Фактически реализуется следующая схема:
На это указывают аналитики, публикующиеся в СМИ, но вопрос укрепления доверия не стал темой обсуждения для госчиновников. Точнее, они рассматривают доверие в контексте различных инструментов финансирования, а не через контекст доверия к их решениям. | система подготовки решений не является достаточно эффективной. |
Примерно тот же характер имеет ситуация из-за действий компаний, дающих рейтинговые оценки и прогнозы (особенно важно для России, где часть аналитических центров старалась высказывать мнения, согласующихся с мнения правительства). Ситуация изменилась, а модель для построения рейтингов осталась той же.
Все это приводит к тому, что бизнесмены перестают доверять не только партнерам и клиентам, а государству и аналитическим центрам. Решения и заявления августа-октября усугубили кризис. Необходимо признать, что из-за принятых в это время решений кризис расширился, перейдя из чисто экономической области в область отношений и психологии.
Ошибок на первом этапе решений можно было избежать, если бы государственный аппарат был нацелен на следующую схему:
В представленной схеме появляется информация для анализа причин кризиса крупной компании.
На странице сайта Стабилизационный фонд России приводится пример того, что организация получения иных сигналов и иных решений, возможна. Я, конечно, не даю полных технологий и аналитических исследований. Мой сайт - это показ определенных принципов для организации процесса подготовки и принятия решений. Пример по использованию Стабилизационного фонда лишь показывает, что поддержка крупных структур через поддержку тех, кто потерял возможности для оплаты своих обязательств, более эффективна, чем прямая поддержка крупной структуры.
Обратите внимание на то, что для снижения уровня вброса денег на поддержку экономики, необходимо осуществлять задачи социального плана без прямого вмешательства в процессы бизнеса. К тому же, оказание помощи бизнес-структурам нарушает принципы равной конкуренции.
Сейчас раздаются голоса о том, что рынок не способен к саморегуляции, что требуется более жесткое вмешательство государства. На самом деле рынок отвечает определенным законам. Вмешательство государства без учета этих законов может привести к глобальным катастрофам. Нужно не подправлять законы рынка, а подправлять решения, которые формируют дополнительные законы. Дополнительные законы формирует государственный аппарат. Тем самым от решения госаппарата будет зависеть, в какой степени могут быть применимы законы природы.
Вынужден сделать еще одну ремарку, связанную со структурой бизнеса. На странице сайта Активная стратегия развития приводится пример рыночной структуры. К сожалению, она не редко превращается в профанацию, то есть внешне она выглядит так, как показана на странице сайта, а реально она является структурой с отработанной вертикалью власти. В этом случае сигналы с рынка поступают в искаженном виде.
1. Средства направляются в первую очередь тем предприятиям, которые способны расширить сбыт продукции (не обязательно только своей) 2. Средства направляются в ту сферу, которая позволяет наладить коммуникационные связи, восстанавливая доверие к ценным бумагам 3. Преимущества получают те предприятия, которые способны выйти на зарубежные рынки 4. Средства используются так, чтобы снижался уровень монополизации бизнеса (основа для роста ликвидности ценных бумаг) |
+ Наличие внятной программы по росту продаж
+ Реструктуризация
(как основной механизм перераспределения рисков)
+ формирование устойчивых бизнес-связей
+ Демонополизация
|
Кризис начался с ипотеки. Он породил ситуацию, когда перестали работать отлаженные технологии межбанковского обмена (на языке СМИ - обрушился рынок межбанковского кредитования). За этим последовала волна снижения котировок на биржах (стали применять термин перегрева экономики). Под ценные бумаги, признаваемые биржами, выдавались кредиты. Перестали работать отработанные технологии кредитования под ценные бумаги. Это ведет к сокращению инвестиций. Сокращение инвестиций в промышленный сектор ведет к тому, что все труднее будет прогнозировать спрос на промышленный капитал. А это приводит к снижению доверия к целому ряду других финансовых инструментов. Иными словами, рушится вся система отношений, на которой базировались современные валюты. Напомню, что еще век тому назад национальные валюты подкреплялись реальным капиталом. А сейчас они базируются на устойчивой экономике и профессионализме политиков. Заявления политиков, которые стараются остановить панику, но не способны выработать решения по локализации кризиса, может привести к резкому снижению доверия к любым решениям. А это может стать началом краха современной финансовой системы. Глубина кризиса во многом зависит от решений политиков в настоящее время.
Попробуйте ответить на следующий вопрос: | |
как она представляется на основе публикаций в СМИ | как она должна осуществляться профессионалами в области управления |
Принимается решение о выделении средств тем предприятиям, которые являются образующими для целого ряда экономических отраслей. После этого менеджеры и собственники данных предприятий определяют тот объем средств, который необходим для спасения конкретного предприятия. Аналитики, нанимаемые чиновниками, вычисляют общий расход средств для финансовой накачки экономики. Определяется тот объем средств, который государство может представить на настоящий период. Происходит корректировка по объемам выделяемых средств. СМИ, которые нацелены на оправдание любых решений чиновничьего аппарата, стараются обосновать данные решения. Фактически происходит PR-акция по разъяснению правильности принятого решения. Происходит окончательное принятие решения, если нет слишком резкого отторжения данного решения населением. В этом случае чиновник и собственники предприятий не несут ответственности за принятые решения. Риски неудач перекладываются на налогоплательщика, который не виноват в кризисном состоянии конкретных предприятий. |
Сначала проводится анализ любого конкретного предприятия, которое нуждается в поддержке. На основе анализа делаются выводы о причинах, препятствующих предприятию выйти из кризиса. Рассматриваются варианты концепций развития. Обязательно в вариантах. Возможные варианты решений рассматриваются на последствия в ходе реализации решений с учетом отдаленных последствий. Обсуждения происходят гласно. Сначала в системе семинаров и круглых столов, а потом в процессе проблемно деловой игры (ПДИ). Финансовые структуры и партнеры обязательно привлекаются в качестве экспертов. Определяются цели поддержки предприятий. Объявляются ожидаемые результаты для населения, если поддержка осуществляется на средства налогоплательщика или иным способом затрагивает интересы населения. Идет корректировка возможных решений с целью снижения отрицательных социальных последствий. Формируется система мониторинга на основе локальных и этапных целей. Определяется круг лиц, которые отвечают за достижение реальных результатов (они несут личную ответственность, если не будет результата). Принимается окончательное решение.
Все эти механизмы прописаны на сайте. |
кроется в нарушении технологий подготовки и принятия решений | |
Необходимо отделить оперативные задачи от задач стратегического значения | Принятие оперативных действий должно учитывать стратегические решения. |
ПРИМЕЧАНИЕ
Кризисы, послужившие экономическому спаду, имели разные причины на пути исторического развития цивилизованного человечества. Нашему населению больше известны кризисы перепроизводства, так как именно о них писали в учебниках политэкономии в коммунистическую эпоху.
Писали в те времена и о кризисах доверия. В основном в контексте создания денег, не обеспеченных золотовалютными резервами. Наиболее известен кризис, вызвавший в свое время медный бунт в Москве.
Современный кризис связан с тем, что коммуникационные связи для развития экономики поддерживаются не только деньгами, но и многими другими инструментами. Формированием инструментов занимаются не только органы государственной власти. Более того, в условиях глобализации отдельное государство не способно контролировать хождение данных инструментов в международном масштабе.
Требуются международные соглашения, препятствующие монополизму в мировых масштабах.
Современный кризис доверия - это кризис доверия к способности руководителей государств выработать эффективные решения. Сначала по стабилизации инструментов, формирующих коммуникационные связи. А потом - к выработке порядка решений, препятствующих монополизму на глобальном уровне, чтобы судьбы мировой экономики не зависели от решений всего нескольких десятков человек крупнейших экономических объединений.
Иными словами, руководители должны выработать решения в условиях всеобщей глобализации. В первую очередь выработать правила, которые не позволят монополизировать решения, которые могут влиять на судьбы всего мира.
К сожалению, прослеживается связь монополистов с государственными органами почти во всех странах мира. И это является основным препятствием к тому, чтобы были ликвидированы причины, породившие настоящий кризис.
Накачка экономики деньгами приводит к определенным результатам экономического характера.
Выделение средства - это реальные действия.
А еще экономику можно накачивать лозунгами. Самый популярным из них был лозунг, что экономика должна быть экономной, который озвучивался в брежневские времена.
Не менее любопытны лозунги, которые сейчас обсуждались в наших СМИ, как основа развития экономики:
Эти лозунги не дали ожидаемых результатов не потому, что они не верны. Они оказались пустышкой, так как не были подкреплены реальными программами.
Об энергосберегающих технологиях написаны тома книг. Сайт не оставался никогда равнодушным к этой теме. Обратитесь хотя бы к следующим его страницам:
Не надо быть экономистом, чтобы понимать следующее: Так почему об этом заговорили именно сейчас? А по той простой причине, что во многих отраслях промышленности цена на энергоресурсы занимает десятки процентов от общей цены затрат на единицу продукции. При высоких доходах на нефть в нашей стране неэффективность производства компенсировалась огромной прибылью от газа и нефти. А при отсутствии даровых денег производства проигрывают в ценовой конкуренции. Энергосберегающие технологии уже становятся вынужденным мероприятием, чтобы не лопнула вся экономика. Конечно, время упущено, но лучше сейчас, а иначе - никогда. Производительность труда понятие очень широкое. Иногда в него вкладывают сравнительный анализ, построенный на издержках производства. В том числе на издержках, связанных с потреблением энергетики. Но всегда рассматривается наличие новых станков, которые при меньшем объеме персонала выпускают тот же объем продукции.
Приведу пример из своей практики. Консультанты пришли на предприятие, где работало 4,5 тыс. человек (четыре с половиной тысячи). Установка современного оборудования потребовала бы только 500 человек при сохранении объема производства. То есть необходимо было сократить 4 тысячи человек. Для города это могло обернуться социальной катастрофой. Увеличить объем производства, чтобы сохранить рабочие места, не было возможности, так как отсутствовали дополнительные рынки сбыта. Привлеченные консультанты разработали программу, которая должна была помочь сформировать новые рабочие места, то есть сформировать рынки сбыта под новые производства.
Обратите внимание:
Я не ставлю своей целью проводить полный анализ состояния экономики, а тем более не могу описать программу для проведения государственной политики по рассматриваемым здесь лозунгам. Я лишь пишу о технологиях для принятия эффективных решений. Но при этом могу сделать следующие выводы:
Экономические программы для развития предприятий и регионов разрабатывались, но не всегда успешно внедрялись. Я назову одну из этих причин: Борьба с коррупцией объявлена. О ней хорошо написал еще в 80 годы прошлого столетия Ахиезер (соответствующая цитата приведена на сайте). То есть причины, вызывающие коррупцию, давно известны. Но в наших СМИ я все время слышу о силовых методах борьбы с ней, а не об устранении причин ее возникновения.
Это, если говорить о внутренних препонах. А для опережающего развития необходимо выходить на международные рынки. В период кризиса такие шансы всегда повышаются. Такие программы необходимо разрабатывать. На международных самитах необходимо добиваться реструктуризации компаний, которые являются монополистами в целых регионах, а иногда и в глобальном масштабе. Это создаст условия для реализации российских программ, если они будут разработаны. А пока я ищу материалы в Интернете, чтобы оценить соответствие принимаемых решений тем положениям, которые отражены на следующих страницах сайта: | |||||||||||||||||||||||
сначала установите причины, мешающие достижению целей, потом сформируйте подходы, ликвидирующие эти причины, а потом дайте сравнительный анализ на экономические результаты различных вариантов решений. |
.
© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"