Юрий Никольский
РЕШЕНИЯ: ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА
Подготовка к принятию решений

Подготовка информации

Вариант 1.
Энергетический сектор

Вариант 2.
Концепция
развития энергетики

Обсуждение проблем

Водоканал:
проблемы

Пример 1
Кредитование и
задержка платежей

Пример 2
Социальные расходы
и собственность

Пример 3
Строительство и
социальные задачи

Проблемно-деловые игры
(ПДИ)

варианты для ПДИ
"Покупка
акций
предприятия"

Антикризисная программа 1

Антикризисная программа 2

Антикризисная программа 3

Антикризисная программа 4

Антикризисная программа 5

Принятие решений

Описание программ

В ходе подготовки к процессу по принятию решений рекомендую учитывать, что люди обладают различным настроем на участие в процессе реализации решений. Одно дело, когда человек несет ответственность за принимаемое решение, за дальнейшие конкретные результаты, четко представляет кто и какими средствами будет выполнять поставленные задачи. Другое дело, когда человек, принимающий решение, думает об этом абстрактно, не связывая решение с конкретными технологиями, делами, исполнителями и партнерами.
Могут поступать предложения, которые делаются из карьерных соображений без поиска наилучшего решения для организации. Крайним случаем является ситуация, когда кто-то считает, что провалы по реализации решений будут служить его личному карьерному росту или его политической популярности (фраза "чем хуже, тем лучше" не такое уж редкое явление).
При подготовке принятия решений необходимо еще учитывать, что люди исходят из своих идеологических соображений.
Избежать негативного воздействия разнообразных факторов можно только одним путем - создать систему мотиваций и сформировать необходимый психологический климат для всех участников еще на начальной стадии процесса подготовки решений.
Организовывать реализацию решения будут конкретные лица. Учет их психологических и мотивационных особенностей - обязательная часть анализа по существующей ситуации.

Погружаясь в текущие проблемы, люди часто не задумываются об отдаленных последствиях. Это у них постоянно происходит даже при действиях в собственной судьбе. Или, что не редко, считают, что их жизнь зависит в основном от решений других людей. Школа и институт не обучают принимать решения для достижения определенных высот в личной жизни. Редкий ВУЗ имеет курс по технологиям принятия решений. Поэтому не удивительно, что таких людей любая концепция, где говорится о росте компании и их личном благополучии, их устраивает. Они не задумываются о ее реалистичности. У большинства людей сложилась привычка, выработанная учебниками, что в представленном им письменном тексте должно быть все верно. Если студент в чем-то сомневается, то он поставит определенные психологические проблемы для себя. Привычка мыслить однообразно складывалась в процессе подготовки к ЕГЭ. Почти любое логическое обоснование является достаточным, чтобы убедить таких людей в реалистичность поставленных целей. Такие люди восторженно принимают программу, не могут дать каких-либо комментариев к ней, а тем более заметить в ней изъяны. Конечно, если программа написана профессионалами. А после восторгов по поводу программы ждут указаний от руководителей.

Не редки случаи, когда собственники разочарованы в работе консультантов по той простой причине, что все было хорошо на бумаге, а на практике не было реализовано. Разрыв между практикой и теорией возникает часто. И дело не в плохой теории или в плохих исполнителях. Дело в процессе подготовки самих решений. Они могут не учитывать реальное положение дел, то есть исполнители не были в достаточной степени подготовлены к восприятию концептуальных документов. Воспринять концепцию - это увидеть свое собственное место в ней, обладать знаниями и навыками для ее осуществления, иметь необходимый уровень взаимодействия с тем, от кого зависит обеспечение деятельности конкретного исполнителя.
При написании итогового документа по принятой программе я обязательно размещал в нем все обсуждаемые варианты (наиболее важные внутри основного текста, а менее значимые обязательно помещал в приложениях к итоговому документу). Это позволяло ознакомиться не просто с содержательной частью программы, а лучше осмыслить те положения и цели, которые были приняты в качестве решения.

До проведения совещаний с целью выбора пути развития необходимо подготовить людей к восприятию материалов, разработанных руководителем вместе с консультантами.
Подготовка элиты и исполнителей к восприятию новых решений проходит через их активное участие в поиске решений, которые не оторваны от их практической деятельности, реально осуществимы и в достаточной степени конкретны.
Сбор информации - это не пассивное действие консультантов, а активная работа по созданию необходимого климата для дальнейшей процедуры по выработке решений. В ходе сбора информации консультанты разрабатывают технологии дальнейшей работы. Для этого они оценивают способность людей к самостоятельному мышлению и к способности их занять активную позицию в ходе реализации решения. Сбор информации уже настраивает людей начать продумывать проблемы, которые скажутся на их благополучии в будущем.

Сбор информации - это
сложный процесс,
формирующий условия для принятия реалистичного решения

В процессе сбора информации через интервьюирование необходимо не только спрашивать людей об их видении и способах разрешения проблем, а также об их возможном участии в реализации дальнейших решений. Не редко такой вопрос ставит в тупик. А выход из тупика видится в том, что собеседник начинает задумываться о той роли, которые ему отводится для участия в реализации долгосрочных решений. А вот после обсуждения тех возможностей, которые ему необходимо предоставить, можно ставить вопросы о той ответственности, которую конкретный человек (индивидуум) готов принять на себя. В комплексе весь процесс завершается вопросами мотивации.
Напомню, что мотивации находятся не только в системе финансового поощрения, как это часто примитивно думают многие руководители, а соответствуют личным целям индивидуума. Личные цели далеко не всегда носят только материальный характер. Для наиболее продвинутых исполнителей они финансовое поощрение рассматривают с точки зрения возможности достижения более сложных личных целей.

Подготовка решения для каждого индивидуума проходит следующие стадии

Самостоятельное формулирование проблемы
Самостоятельное формулирование способа разрешения проблемы
Осознание собственного участия в решении проблемы
и формулирование недостающих условий
для личного влияния на решения проблемы
Осознание собственной ответственности
в процессе реализации принятых решений
Формулирование возможностей конкретного человека,
его роли в реализации решений
и обязанностей, которые при этом должны возникнуть

Слова самостоятельное и осознание подчеркнуты не случайно. Они являются основой для человека, чтобы сформулировать в дальнейшем функциональные обязанности в зоне своей ответственности. Человек гораздо лучше выполняет свои обязанности, способен пользоваться правами и чувствует свою ответственность, когда он самостоятельно подошел к формулировкам своих функциональных обязанностей.
Конечно, можно подготовить документ, где перечислены все обязанности, и требовать выполнения всех пунктов документа. Но я пишу о повышении эффективности решений, а не о работе линейных исполнителей.

Обратите внимание, что на схеме изображена последовательность действий в строго заданном порядке. Лучше не переставлять местами строки, приведенные на схеме. Иная последовательность может нарушить логику рассуждений. Вспомните, что причины и следствия могут поменяться местами, как это было показано на странице сайта Обсуждение проблем (полезно также освежить в памяти страницы сайта исторический подход и причины и следствия).
Учитывайте, что информация и конкретная деятельность людей порождают новые факторы, которые существенно влияют на принятие решений. Определенная последовательность при подготовке решения позволяет включать в процесс обсуждения те или иные факторы.

Люди должны оценить свои возможности и понять на этой базе собственную ответственность за реализацию принимаемых решений.
Нельзя говорить об ответственности, если еще не обозначены права. Добавлю при этом, что часто начальники все документы подписывают сами, а подчиненные готовят проекты этих документов. В этом случае ответственность с подчиненного снята, так как он в проекте документа готовит не собственное мнение, а старается составить документ, соответствующий мнению начальника.

Процесс подготовки стратегических решений должен осуществляться таким образом, чтобы одновременно формировалась команда для реализации решений. Оценка людьми своих собственных возможностей и понимание технологий взаимодействия между различными структурными звеньями является основой реалистичности разработанной стратегии.

В ходе подготовки к принятию решений необходимо учитывать, что люди не владеют в достаточной степени всей информацией, они далеко не всегда видят существующие проблемы, а тем более механизмы их разрешения.
Для расширения кругозора людей с целью активного их участия в принятии решений консультанты проводят установочные занятия. По форме проведения занятия должны активизировать аудиторию. Ни в коем случае установочные занятия не могут проходить в лекционной форме. Основное отличие установочных занятий от простых занятий в том, что на них обсуждаются вопросы, которые исходят из практики людей, которые на данных занятиях присутствуют.
На страницах сайта, расширяющих тему данной страницы, приведены примеры тем, которые реально обсуждались на занятиях. Здесь приведены лишь очень короткие конспекты частей установочных занятий. В моей практике одно занятие продолжалось от 4 до 8 часов. Обычно проводилось несколько установочных занятий. Между занятиями должно пройти несколько дней, а каждое из них не может продолжаться больше 8 часов (в противном случае велики риски того, что тема не будет усвоена достаточно глубоко).

Установочные занятия должны исходить из реальной практики предприятия, поэтому они организуются консультантами после сбора информации.
Установочные занятия помогают сформировать дополнительные варианты для дальнейшего обсуждения.
Установочные занятия проводятся до подготовки ключевых совещаний в форме круглых столов

Все мероприятия -
от сбора информации
до принятия итогового документа
являются
этапами формирования команды
для реализации сложных управленческих решений

Продолжение

1
Предисловие

2
Познание мира
через моделирование

3
Наше сознание
и моделирование

4
Моделирование
и ожидаемые результаты

5
Основа -
согласование подходов

6
Активные
и пассивные решения

7
Структура -
основа моделирования

8
Открытость информации

9
Цели

10
Ниша деятельности

11
Инновации

12
Стандарты

13
Инвестиции

14
Участники процесса

15
Формирование команды

16
Дополнительная литература

17
Проблемы, обсуждаемые в СМИ

18
Анекдоты
по теме

На главную страницу сайта

Если Вас интересуют только отдельные темы сайта, то они перечислены на странице ТЕМЫ САЙТА

© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"