Юрий Никольский
РЕШЕНИЯ: ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА
БАБУШКАМ И ДЕДУШКАМ
ДЛЯ ВНУКОВ

О Павле Петрове

Урок
рисования

Урок
русского языка

Уроки
математики

Государственная
премия

Получение квартиры

Специалисты
делают свое дело

Офицерское
собрание

Физическая
подготовка

Политзанятия

Контроль
плановых занятий

Смена
замполита

Научная
работа

Технология
подготовки к защите
кандидатской

На защите
рубежей строя

Жилье
для офицера

Пенсионное
обеспечение

Мемуары

Рассказики Петрова
Письмо другу
и
От утра до утра

Руководитель
консалтинга

Консультант
комментирует

Застольные
концепции

1.
Быть бабушкой
или дедушкой
необходимо

2.
Бабушки и дедушки
умеют любить

3.
От этапа к этапу
вместе с внуками

4.
Сочиняем сказки
вместе с внуками

5.
Сказочка
о Юлечке и Гришечке

6.
Нравоучительные
сюжеты

7.
Байки

8.
Рисуем
вместе с внуками

9.
Дедушка,
ты шутник

10.
Не мешайте внукам

...

Сайт Гриши
ПРОГУЛКИ ПО МОСКВЕ

2. Бабушки и дедушки умеют любить

Детей надо обучать всему. Конечно, считать, читать, писать. Я не знаю нормальных детей, которые не могли бы это освоить. Но ведь для творчества навыков этого не достаточно. Я убежден в том, что обучение созданию инноваций может происходить только в процессе творческой деятельности. От желания творить к умению создавать инновации - всего один шаг. А способность к творчеству развивается через любовь к искусству. Эту любовь и надо развить.

Любовь не возникает на базе жестких правил. Вы не передадите детям любовь к искусству, если будете действовать только по рекомендуемым шаблонам, по отработанным учителями технологиям. Знать-то педагогические приемы полезно, но только индивидуальные особенности бабушек и дедушек, только их любовь к искусству может помочь внукам полюбить творчество и увлечься в дальнейшем инновационной деятельностью.

Как-то, еще в давние времена, когда мой сын был еще подростком, сидел у меня один приятель. А в нашей маленькой квартирке сидел рядом мой сын. Он читал книгу. Приятель посмотрел на него и вдруг сказал: "А своего охламона я никак не могу заставить читать. Уж я и книжек накупил, и заставляю его, а он сядет у телевизора и всякую муть смотрит". Что я мог ответить на эту реплику? Я-то знал, что мой приятель сам дома ничего не читал. Не любил он этого. И, следовательно, сын полюбить не мог.

Свое воспоминание о прошлых годах я привел к тому, что при занятии с внуками начните с того, что сами любите. Только о любимом можно рассказать интересно и научиться увлекать тем же ребенка.

Мой внук заявил, что балет он не любит. Ну, и что? Пришел он ко мне в гости, а я решил показать фрагмент из фильма Рязанова "Андерсен". Там есть чудесные сцены, когда великий сказочник фантазировал на темы тени. Герой танцует со своей тенью. Смотрю на внука, а он весь в этом танце. Спрашиваю: "Нравится?". Ответ: "Классно". Так это и есть балет. И тут же поучаю внука: "Не говори, что тебе балет не нравится. Просто тебе не всякий балет нравится. И я не все в балете люблю".

И вы, бабушки и дедушки, постарайтесь в каждом виде искусства определить то, что вас увлекает. Тогда есть хорошие шансы того, что и внуки это же полюбят. Вы передадите им понимание искусства через собственную любовь. Читайте с ними то, что вам нравится. Ходите на те спектакли, которые вас увлекают. Слушайте ту музыку, которая вас завораживает. Посещайте те музеи, где вам интересно.

Конечно, любить искусство еще не означает творить в нем. Одного созерцания не достаточно. Дети должны быть вовлечены в творческий процесс, они должны себя попробовать в самых разнообразных формах искусства. Они это с удовольствием делают. Фантазируют на понятные им темы, малюют красками, кривляются под музыку, изображают сказочных героев, собирают всякую ерунду в свои личные коробочки. А вам хотелось бы, чтобы они сочиняли, танцевали, были артистичными, коллекционировали?

Бабушки и дедушки! Умеете ли вы рисовать, сочинять рассказы, танцевать, петь, играть в спектаклях, коллекционировать и так далее? Подумайте о том, что вы умеете. Подумали? Это здорово, если вы умеете все. Если вдруг кто-то подумал, что у него нет способностей к чему-то, то он глубоко заблуждается. Попытаюсь переубедить такую бабушку. Конечно, и дедушку. Просто дедушек, которые думают о себе, что они чего-то не могут, я в своей жизни встречал редко.

Я люблю художника Руссо. Французский живописец, который творил в середине XIX века (1812-1867). Советую вам еще раз взглянуть на репродукции его картин. Это легко сделать, если зайти в книжный магазин. В книге, которая посвящена ему, обязательно будет его картина "Муза, вдохновляющая поэта". Это не изящная муза живописи классического искусства. Да и поэт не производит впечатления стройного красивого мужчины. Вообще, если несведущему человеку показать этот рисунок, то он решит, что рисовал подросток, не освоивший приемов живописи. Ошибка данной оценки естественна, если ничего не знать об авторе. Ведь художник сложился самостоятельно. Руссо не учился в академиях художеств, а служил на таможне. Любил иллюстрированные книги, посещал магазины художников и музеи с картинами. И, конечно, любил рисовать. И был уверен, что рисует не хуже знаменитых художников. Знатоки искусства отмечают в его творчестве влияние известных в его время художников Я. Ван Рейсдала, Дж. Констебла, Ж. Мишеля. Вам эти имена ничего не говорят? Если честно, то последнее я взял из энциклопедии. Для меня все это не очень важно. Важно другое, Руссо стал знаменит, его картины приобрели самые известные музеи мира. Кстати, названная здесь картина находится в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.

Не менее известен художник-самоучка Нико Пиросманашвили (чаще называют Пиросмани). И он имеет свой индивидуальный творческий почерк. Знаменит. А ведь рисовал совсем не так, как художники-профессионалы его поры.

В советское время любили издавать книги о Леже (1881-1955). У меня дома были его иллюстрации. Я не постеснялся в свое время и, взяв его идею, соорудил вместе с сыном картину на стене нашей комнаты. У Леже есть такая тема: довольно условная фигура парит в пространстве, а над ней разнообразные цветные пятнышки, напоминающие быстрее кляксы, чем перышки. И все это называлось полетом Икара. Я же взял обои. Положил на них своего внука. Обвел по его фигуре карандашом, получив контур. Вырезали вместе с внуком по контуру. Получили дырку в обоях. Обои наклеили. Внук вырезал кусочки цветной бумаги и наклеил их сверху свободного пространства. А внутри пустого пространства, изображающего человеческую фигуру, поместили опыт стихосложения внука. Получилось, на мой взгляд, не хуже, чем у современных художников, то есть инсталляторов.

Я не люблю рассматривать комиксы. У меня нет такой привычки. И внуков к ним не приучаю. Это не означает, что я не могу их посмотреть. И если уж рассмотрю, то только для того, чтобы позаимствовать идею. Их примитивизм в сочетании с моими творческими поисками могут дать толчок к занятиям с внуками.

Я это к тому, что у каждого из нас есть способности к творчеству. Просто мы творим в иной манере, чем те, кто уже выставлен в музеях. Меня в одно время раздражали рисунки Бильжо в газете Коммерсант. Потом привык. Потом понял, что это его стиль. Мы же с вами не публичные деятели искусства. Мы творим лишь для своих внуков. Ну, может быть, еще для кого-то из родственников и знакомых. Нас не слава народа прельщает, поэтому к нашему стилю не привыкли те, кто платит за произведения искусства. Наша цель - это успехи наших внуков и их благополучные судьбы.

После приведенных мною примеров я стал спокойнее и увереннее относиться к самому себе. Надеюсь, что и на вас, моих читателей, они подействовали в той же степени. Теперь знаю, что не только я обладаю индивидуальным стилем, который не воспринимается деятелями искусства. Вы все, мои дорогие бабушки и дедушки, обладаете каждый своими талантами. Творите на благо своих внуков! А я не удержусь и дам еще совет. Ходите на выставки инсталляций. Посещайте выставки, концерты, постановки и иное, что связано с современным искусством. Ищите в них то, что самостоятельно сможете повторить на благо своих внуков. Ищите то, что будет будоражить творческую мысль ваших внуков, будет способствовать их желанию войти в творческий процесс.

Идеи сами придут в голову, если для этого есть питательная среда. Внуки будут творить, если им чуточку подсказать идею, пусть и заимствованную у других. Восхищайтесь их успехами. И не думайте о том, что они станут великими живописцами, танцорами, артистами, музыкантами или еще в чем-то знаменитыми. Пусть так думают другие. Вы-то ведь знаете, что внуки способны в первую очередь к созиданию, чтобы создавать инновации. А в какой сфере творчества они себя проявит - это вы узнаете, когда они станут взрослыми. В искусстве, науке, бизнесе, производстве достаточно много сфер применения для их неуемной фантазии.

Когда я писал о любви к искусству и творчеству, о самоуважении, об уверенности в успехе, в целом о вере в себя, я все это делал через призму любви к собственным внукам. Конечно, и вы любите своих внуков. Конечно, вы в них души не чаете. Конечно, вы ими дорожите. Конечно, вы хотите для них самой счастливой судьбы. Я здесь лишь добавлю, что под этим можно понимать различный стиль поведения бабушек и дедушек. Будете ли вы воспитывать своих внуков под лозунгом "Знай и умей" или под лозунгом "Соображай и создавай"? Но и внутри каждого лозунга есть свои нюансы. Эти нюансы и формируют неповторимый индивидуальный облик каждого из нас.

Я гуляю на детской площадке со своими внуками. Среди взрослых образовался приятный круг общих знакомых. Нас сближают проблемы пеленок, питания детей, их здоровья и, конечно, воспитания. Я внимательно наблюдаю за поведением остальных детей. Чуть было не написал "чужих детей". Нет, они для меня не чужие. Они, может быть, не так дороги, как собственные внуки. Но к ним я не безразличен. Я их также полюбил. К тому же мне любопытно наблюдать за ними и за реакцией их родителей и прародителей.

Вот две девочки катаются на качелях-перекладине. С одной стороны сидит одна, с другой стороны оттолкнулась ногами от земли другая. Оттолкнулась сильно. Доска на другом конце ударилась о землю, и вдруг я слышу: "Ах, ты паршивка! Ты что же творишь? Ты специально оттолкнулась сильно. Мне же больно". Тут же подбегает мама и выговаривает своей дочке: "Не смей так говорить. Сейчас домой пойдешь". Продолжают качаться. Через полминуты опять сильный толчок ногами, поэтому та же девочка продолжает: "Не умеешь. Научишься. Так резко не надо. Качайся, а я тебе помогу научиться".

Мне всегда любопытно наблюдать такие сценки. Они важны для обобщения моего личного опыта общения для воспитания собственных внуков. Наблюдаю, анализирую. Первый вывод, который я делаю для себя, что в ребенке четырех лет уже заложены два типа поведения. Именно такой возраст этой девочки. А, следовательно, происходит процесс выбора поведения в жизни. Я и раньше слышал, что в каждом человеке заложено и плохое, и хорошее. Я это распространенное мнение сформулировал для себя иначе: ребенок осваивает все типы поведения, а уже взрослые и окружающая его среда сформирует то в поведении, что станет для него привычным, а потом и естественным. Здесь же я в первый раз увидел, как ребенок с одной формы поведения легко переходит на другую форму поведения.

Взрослые могут подавить негативное развитие. А может лучше не подавлять, а развить хорошее, чтобы оно стало основным? Ведь когда-то нужно и грубо ответить. Где же эта грань? Как бы я поступил на месте этой мамы?

Вспомнил и своего внука в три года. Он обращается ко мне, как к воспитателю в детском саду: "Павел Иванович, взгляните, пожалуйста, хорошо ли я нарисовал?". В тот же день другую просьбу ко мне он начинает со слов: "Дедушка, помоги мне, пожалуйста?". А при совместной работе по сборке машины из деталей конструктора он обращается просто со словом "Дед". Он уже знает несколько форм поведения, что отразилось при обращении ко мне. Какие-то из них становятся для него естественными. Причем, в разных ситуациях и с разными людьми он автоматически будет придерживаться той или иной формы. Ребенок уже знает о различных типах поведения. Правда, он еще не ориентируется в них, как на это способен взрослый. Он в этом возрасте выбирает. Или не выбирает? Ведь для выбора нужно осознание, стремление к определенному результату. А у него это как-то не совсем так.

Я пытаюсь сформулировать выводы из своих наблюдений, размышляю про себя.

Во время размышлений ко мне подошла одна из мамаш. Ее дорогой сынуля в это время был занят поиском муравьев, которых он тщательно изничтожал. При таком занятии мальчик себе не навредит, поэтому не требует пристального внимания со стороны взрослых. Присматривающая за ним мама имеет время для общения. Подошла ко мне и сначала сказала о чем-то малозначащем, а потом вдруг заявила: "Я не могу понять, любите ли вы своих внуков?". Я посмотрел с удивлением. Вопрос как бы подразумевал, что я их не очень-то люблю. Это меня озадачило. Более того, я не скрывал своей любви к ним и предполагал, что мое поведение именно так всеми и трактуется. И вдруг такое! Мать малыша решила уточнить: "Вы же лишаете их детства".

Оказывается, я заставляю внуков постоянно чему-то обучаться. А детство - это игры и свободное времяпрепровождение. Так, по крайней мере, мне попыталась сформулировать мама мальчика. Я немного встал в тупик. А потом она вдруг добавила: "В школе еще намучается". Последняя краткая фраза сразу возбудила меня. Для меня игра - это форма работы ребенка. Конечно, есть и другие игры, которые необходимы в период отдыха, для свободного времяпрепровождения. Но опять же, не отупляющее безделье.

Пытаюсь объяснить свою позицию. Дети в каждом возрасте способны чему-то обучаться. Редкий ребенок не ходит при исполнении ему годика. Редкий ребенок не начинает пытаться говорить в два года. Родителей беспокоит, если развитие задерживается. Все дело в том, что способность к обучению со временем изменяется. Что-то доступно лишь в раннем возрасте, а что-то только по достижении определенного возраста. Дети, которые были найдены в лесу и были воспитаны животными, не могли потом нормально обучиться речи, а прямое хождение им давалось с трудом.

Следовательно, детство дано для того, чтобы были заложены какие-то вещи для взрослой жизни. Если что-то не сформировано в определенном возрасте, то потом это может быть безвозвратно упущено. Для меня родители, бабушки и дедушки, которые не закладывают основы в детей, не любят их. Любящие взрослые заботятся о развитии своих малышей.

Конечно, я не будут обучать ребенка тому, чему можно обучить позже. Я противник того, чтобы внуков заставлять читать до определенного возраста. Что и в каком возрасте закладывать в ребенка являются педагогической проблемой. Ученые проводят глубокие исследования, изучают процессы, формулируют выводы. Мое дело - ознакомиться с разными воззрениями на проблемы воспитания и выбрать те из них, которые мне понятны. Я не стремлюсь напичкать своих внуков всякой информацией. И отрицательно отношусь к тем школам, где основное внимание уделяют этому. Дети из таких школ хорошо сдают тесты. Это создает иллюзию успеха. А, по моему мнению, у них не остается время на размышления. Они отстают от детей в способностях к творчеству. А это тестами не проверишь. Это потом проверяется. Проверяется не тестами, а жизнью.

Я никогда не был уверен, что все, что мною делается, верно. Но я уверен в том, что любящие родители, а тем более любящие бабушки и дедушки, не будут потакать безделью. Они найдут возможность для себя организовать процесс учебы. Только учебы не скучной и противной. Ведь есть возможности организовать учебу так, чтобы она стала интересной.

А когда она становится для ребенка особенно интересной? А тогда, когда ребенок хочет достичь результата, получает его, а потом дополнительно получает одобрение бабушки или дедушки. А уж одобрение после завершения творческого процесса - это высший кайф для любого человека. Ребенок не является исключением.

Я знаком со многими людьми, которые занимаются творчеством. Видел их начальников. Видел, что творчество прекращается там, где начальник считается жестким, требовательным, строгим. Он не умеет радоваться успехам своих подчиненных. Он ищет недостатки, находит их и потом наказывает за них. На самом деле творческий процесс отлажен и результативен у начальников другого типа. У тех, кто искренне радуется вместе со своими подчиненными любым успехам, а промахи считает досадным недоразумением. Он знает, что творческий человек не умеет лениться и обманывать. По крайней мере, в своей работе.

Что-то меня не туда занесло. Не потерял ли я мысль? Ах, да. Меньше наказывайте внуков. Больше их хвалите. Внуки продолжат творить там, где у них лучше получается. И будут отлынивать от той деятельности, где терпят неудачу. Это не я придумал. Это я прочел у психологов и педагогов. Хвалите - это их успех. Нет - это для них неудача.

Любящие бабушки и дедушки смотрят, чтобы ребенок развивался. А развиваться необходимо через творческий процесс. А творческий процесс не может быть без знаний. Знаний надо столько, чтобы развивалось творчество. Знания не самоцель, а необходимое условие для развития творчества. А творческий человек способен к инновациям. А любящие бабушка и дедушка думают о будущем своих внуков. У них всегда найдется время и хватит фантазии, чтобы организовать время ребенка интересно и плодотворно.

Я уверен, что основы к инновационной деятельности закладывается до школы, как умение ходить и говорить. Потом уже эти основы развиваются. Ведь внуки еще много лет будут обучаться лучшей координации движений и совершенствоваться в словесности, а параллельно развивать свои инновационные способности.

Дошкольник еще только выбирает свой путь, формирует свой тип поведения, создает условия для накопления нужных знаний и навыков. Одна беда - всем некогда, чтобы ему помочь. А ведь в жизни человечка всего несколько лет от умения говорить до поступления в школу. Кто же ему поможет правильно использовать этот короткий период его жизни? Ответ однозначен. Только умудренные жизненным, педагогическим, психологическим опытом бабушка и дедушка способны помочь своим внукам.

Мои наблюдения показывают, что абсолютное большинство бабушек и дедушек любят выдумывать и творить. Любят заниматься со своими внуками и радуются их успехам. За счет их таланта внуки растут смышлеными и изобретательными.

И это хорошо!

Далее
1
Предисловие

2
Познание мира
через моделирование

3
Наше сознание
и моделирование

4
Моделирование
и ожидаемые результаты

5
Основа -
согласование подходов

6
Активные
и пассивные решения

7
Структура -
основа моделирования

8
Открытость информации

9
Цели

10
Ниша деятельности

11
Инновации

12
Стандарты

13
Инвестиции

14
Участники процесса

15
Формирование команды

16
Дополнительная литература

17
Проблемы, обсуждаемые в СМИ

18
Анекдоты
по теме

На главную страницу сайта

Если Вас интересуют только отдельные темы сайта, то они перечислены на странице ТЕМЫ САЙТА

© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"