Юрий Никольский
РЕШЕНИЯ: ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА
БАБУШКАМ И ДЕДУШКАМ
ДЛЯ ВНУКОВ

О Павле Петрове

Урок
рисования

Урок
русского языка

Уроки
математики

Государственная
премия

Получение квартиры

Специалисты
делают свое дело

Офицерское
собрание

Физическая
подготовка

Политзанятия

Контроль
плановых занятий

Смена
замполита

Научная
работа

Технология
подготовки к защите
кандидатской

На защите
рубежей строя

Жилье
для офицера

Пенсионное
обеспечение

Мемуары

Рассказики Петрова
Письмо другу
и
От утра до утра

Руководитель
консалтинга

Консультант
комментирует

Застольные
концепции

1.
Быть бабушкой
или дедушкой
необходимо

2.
Бабушки и дедушки
умеют любить

3.
От этапа к этапу
вместе с внуками

4.
Сочиняем сказки
вместе с внуками

5.
Сказочка
о Юлечке и Гришечке

6.
Нравоучительные
сюжеты

7.
Байки

8.
Рисуем
вместе с внуками

9.
Дедушка,
ты шутник

10.
Не мешайте внукам

...

Сайт Гриши
ПРОГУЛКИ ПО МОСКВЕ

10. Не мешайте внукам

В своей работе с внуками я придерживаюсь правила, которое заключается в том, что я предоставляю им время, когда они полностью самостоятельны.

Я не вмешиваюсь в процесс их деятельности.

Например. Гриша сел рисовать. Я даже не заглядываю в его рисунок до тех пор, пока он не скажет: "Смотри, дед, что я нарисовал".

Простота самого принципа невмешательства наводит на мысль, что я его зря сформулировал. Для кого-то, может быть и зря. Я же наблюдал ситуацию, когда одна из бабушек подошла к своему внуку со словами: "Пиши лучше! Старайся!". Это было в момент выполнения им домашнего задания. На мой взгляд, она вмешалась в его процесс. Она отвлекла его от работы. Он, почти наверняка, старался. Очень редко дети в этом возрасте не хотят сделать работу хорошо. Произнесенные слова, как правило, ничего не значат, никак не побуждают к улучшению качества работы.

Я стараюсь поступать иначе. По окончании процесса смотрю на результат. Если он меня не устраивает, то внук должен повторить задание, а при этом часто иду на компромисс. В частности, прошу переделать не все, а лишь частично. Я для себя просто не допускаю мысль, что ребенок не старался. Могу повторить фразу типа следующей: "Хотелось бы лучше. Вот здесь и здесь не так. Видишь? Надо еще потренироваться". И после этого предлагаю выполнить еще одно задание. Такая оценка работы после ее завершения мотивируют к работе с наилучшим качеством.

Бывает, что ребенок начал творческий процесс, а в это время к нему подходят и требуют выполнить какие-нибудь обязанности. Фраза может звучать следующим образом: "Ты почему не убрал свою одежду? Сейчас же сделай, как положено!". Можно было это сделать позже? А ведь разрушен процесс творчества. По своему опыту знаю, что не просто войти в творческое состояние. Ребенок не является исключением.

Я комментирую ситуацию, описанную в предыдущем абзаце, следующим образом: порядок в доме ставится выше развития творческой личности. Не согласны? Ну, не всегда так. А по сути, так уж я считаю, приоритеты в воспитании ребенка поменялись местами. К сожалению, родители часто для себя формулируют одни приоритеты, а на практике могут осуществлять иную их последовательность. Ну, как же, ведь он знает, что у нас заведен определенный порядок: сначала уборка, а потом рисование.

Еще хуже, когда ребенку нравится определенный вид творчества, а ему говорят: "Пока не сделаешь, что я велела, краски не получишь". Я для себя на такой прием наложил табу. Иначе в воспитательном процессе идет смена приоритетов. Мы даже можем не заметить этого. Для меня приоритет номер один - это развитие творческих, а через них - инновационных, способностей внуков. Для кого-то - порядок в доме, дисциплина, отличные оценки по всем предметам? Тогда им мой опыт не пригодится. Даже может навредить.

Случаев, когда взрослые не видят своих разрушительных действий достаточно. Еще один пример такого поведения. В процессе работы ребенку приносят фрукты: "Я здесь тебе положила апельсинчик. Обязательно съешь". Хотела сделать приятное, а на деле опять отвлекла от работы.

При занятиях детей на детской площадке могу вмешаться в процесс только при чрезвычайных обстоятельствах. Более того, стараюсь не комментировать при внуках поведение других. Внуки должны самостоятельно научиться налаживать и поддерживать контакты с разновозрастными детьми. Они тем самым обучаются принимать самостоятельные решения.

Я наблюдаю за Гришей. Его роль все время меняется в зависимости от той группы, в которой он находится. С детьми, которые младше его по возрасту, он обычно старается лидировать. С детьми, которые старше его, опытнее в отношениях с другими, он не стремится к лидерству, но ведет себя достойно, не будет принимать участие в играх, если это ущемляет его интересы. Он не переступит определенных границ, за которыми наступает противоречие с теми моральными нормами, которые им уже усвоены.

На детской площадке вместе со всеми присутствует очень энергичный с хорошей физической подготовкой мальчик. Дети могут бороться друг с другом, но не переступают определенных границ. А этот мальчик может с размаху ударить другого ребенка в лицо. Гриша осуждает его: "Его же никто не бьет так. Мы только боремся". Я пытаюсь уточнить позицию Гриши: "Так зачем же ты играешь с ним?". Ответ: "А он хорошо бегает. Мне это интересно". Время идет. Несколько месяцев спустя Гриша говорит: "Он не соблюдает правила игры. Я, пожалуй, больше не буду играть с ним". Я поддержал его, чтобы помочь укрепиться в этом решении. Конечно, все разговоры мы ведем после прогулки. Грише надо с кем-то поделиться, с кем-то посоветоваться. Я для него выполняю в данном случае функцию друга. Могу дать несколько вариантов поведения. Но свое мнение я не формулирую жестко, предоставляя право выбора внуку. Могу сказать несколько слов о последствиях.

Моя цель - научить его увидеть дополнительные варианты, которые имеют разные последствия. Тем самым я его обучаю осознанному принятию решений.

Проходит еще около года. Поведение мальчика, который стремился закрепить свое лидерство с помощью силы, приводит к естественному результату. Он играет один. Пытается найти партнера по играм. Обращается к играющему ребенку со словами: "Почему ты со мной не играешь?". Ищет подходы для контактов. Принес на детскую площадку цепь, на которую надеты наручники. Но это лишь усугубляет его ситуацию. Гриша достаточно наблюдателен, чтобы сформулировать следующий вывод: "Мальчик, который много дерется, потом превращаются в Кощея Бессмертного. Тот ведь злой, поэтому всегда один". И сразу же поясняет свою мысль: "Помнишь сказку, как девочка превратилась в Бабу Ягу?". И хотя Гриша не называет конкретного мальчика, но я отлично понимаю, что побудило его к этому высказыванию.

Я сделал для себя вывод, что Гриша способен разобраться в ситуации. Конечно, произошло не без моего влияния. Но ведь не он же один перестал играть с мальчиком, который был агрессивнее всех остальных. Значит, и другие дети осуществили выбор в пользу тех детей, которые способны к контактам, к цивилизованным отношениям. Нормальные контакты всегда строятся на учете интересов других людей.

На детской площадке разговорился с одним из пап. Он придерживается мнения, что человек должен уметь себя защитить. Я же сказал ему, что защита защите рознь. Для моих внуков основой является умение наладить контакты. Поговорили о том, какой будет жизнь через пару десятилетий. Поговорили об особенностях постиндустриального общества. И в конечном итоге согласились, что основные виды деятельности будут связаны с инновацией. Инновация может быть продана, если она направлена на удовлетворение нужд других людей. Следовательно, дети должны уже на ранней стадии своего развития понимать нужды других и стремиться сделать для людей полезное, приятное, хорошее. Грубую мужскую силу с ее агрессивным началом, как фактор благополучия, мы отнесли к рудиментам варварских эпох.

В беседах на детской площадке я еще и еще раз убеждался, что предоставление самостоятельности внукам (умение выбирать приятелей, желание самостоятельно творить, способность к принятию осознанных решений) является существенным в деле подготовки к жизни в будущем.

Я наблюдаю за поведением моих внуков. Гриша и Юля чаще всего являются предметом моих наблюдений. Дома я обычно ложусь на диван, а дети в это время занимаются сами по себе. Они могут играть вместе или каждый занят своими проблемами.

Наблюдаемые мною ситуации не всегда для меня имеют четкую границу для оценки поведения внуков. Каждый из них прошел через страхи перед пустым помещением. Они повзрослели и вроде бы полностью освоились с пространством. Страхи, если не полностью исчезли, то, по крайней мере, стали не заметны для меня. В какой-то из зимних вечеров, когда уже спускались сумерки, Гриша вооружает Юлю. Та идет на второй этаж. Уточняю у Гриши, для чего он ей дал в одну руку саблю, а в другую нож. Конечно, игрушечные. Он, посмеиваясь над страхами младшей сестренки, объясняет: "Боится идти на второй этаж. Нужно взять там со стола бумагу. У нас закончилась". Я этому не удивлен. Я удивлен другому, что не только Гриша, а и Юля уже знает, что игрушечное оружие защитить не способно. Они играли в него, воображая определенные ситуации, но здесь же реальный поход в полутемное пространство. Слышу голос Юли со второго этажа: "Все равно боюсь". Гриша берет другой пистолет и щит. После полной экипировки поднимается к Юле на помощь. Я так и не понял - было ли это продолжением розыгрыша Юли или он тогда посмеивался только над ее страхами, а сам на всякий случай вооружился. Я не мог понять существенную вещь для себя: в какой степени игровая ситуация в сознании ребенка смешивается с реальностью. Предположил, что Гриша уже мозгами отличает реальность от игры, но эмоционально они еще для него не до конца отделимы. Грише в это время было почти 6 лет, а Юле только-только исполнилось 4 года. Не уверен в выводах. Впрочем, как не уверен в целом ряде своих оценок. Некоторые оценки со временем я изменял. Ничего страшного. Главное, все время пытаюсь сформулировать для себя критерии оценки успехов моих любимых внуков.

Мои наблюдения - это фактически оценка развития моих детей. Оценка базируются на динамике развития. Для меня существенно, какие изменения в их сознании произошли за определенный промежуток времени. Для меня гораздо менее существенно, какого конкретного уровня они достигли. То есть для меня являются второстепенным усвоенные ими навыки. Моя оценка строится на другом - какие изменения произошли в их сознании, в оценке ситуации, в умении находить решения для своих действий.

Сформулировал с повторами, а, наверное, выразился не до конца ясно. Поясню с помощью сравнения с оценкой, получаемой с помощью тестирования. Тест не учитывает предыдущий уровень ребенка. Школа, выставляя оценки, фактически тестирует детей, указывая на достигнутый уровень. Один ребенок уже освоил какие-то вопросы по данному предмету, а другой начал с ними знакомиться только на уроке. Естественно, что первый ребенок будет иметь более высокие оценки. Он получает пятерки без особых усилий. А раз усилий не прилагает, то его развитие замедлилось. Проходит какое-то время. Отличнику уже не достаточного запаса знаний, но он отвык работать. Второй ребенок, который имел более низкие оценки, начинает соображать лучше первого. Оценка стимулировала одного ученика к работе, а другой не получал достаточных мотиваций.

Это итог выставления баллов по фактическому знанию, то есть, как я называю, по тестированию. Оценка по уровню знаний без учета предыдущего уровня снижает зависимость проверки успехов ученика от субъективизма преподавателя. При этом, как мне кажется, подтягивает худших и тормозит развитие лучших, фактически выравнивая их под средние успехи. Это приводит к необходимости заботливых родителей заняться поиском такого учебного заведения, где общий уровень детей выше. Обычно это формулируется словами, что в такой-то школе выше уровень преподавания. Не исключаю. Но предполагаю, что есть еще и отличия в преподавании в зависимости от контингента учеников. Учитель, умеющий работать с детьми одного уровня, не обязательно будет столь же успешен с детьми другого уровня.

Я постоянно тестирую внуков, но не в той форме, как это делается с группой детей. Мой тест не устраивается в форме экзамена. Он будет проведен в ходе моих занятий с детьми. Я как-то решил привести тест, когда Юле было три года. Мы сочиняли с ней вдвоем сказку, где по сюжету Юля и Гриша заснули. Юля сочиняет свой сон. Чуточку задумалась, а потом произносит: "Приехала бабушка. Начала печь пироги. Я ей помогала. А потом мы их ели. И я, и бабушка, и Гриша, и Митя, и мама, и папа. Все, сон закончился". "Ну, а теперь какой сон приснился Грише?" Здесь Юля сразу оживилась и вытаращила глаза: "Монстры. Такие страшные. Они утащили Митю, а Гриша побежал спасать Митю. Он убил монстров и спас нашего Митю". Этот тест показал, что Юля уже хорошо владеет сочинительством, когда не требуется слишком длинного повествования или сложных логических связей.

Итак, я стараюсь оценивать своих детей по динамике их развития. Для меня сам уровень их знаний находится на втором плане. В моей системе оценок успехов приоритетом является то, как они все время развиваются.

Мое лежание на диване, когда внуки играют рядом, не является простым бездельем. Я все время наблюдаю и провожу анализ на результаты своей работы на основе выводов по развитию внуков. Прошу извинения, результаты не только моей работы, а и других прародителей, родителей, воспитателей и так далее. Можно выразиться так: мои дети - это результат воздействия на них среды обитания. Но это существенное замечание лично для меня не так уж и принципиально, так как мне нужно принять решения по выработке приемов собственного воздействия на внуков.

Наблюдая за динамикой развития, я, конечно, сравниваю внуков с другими детьми. Это необходимо, ведь они должны уметь общаться. Общение между ними возможно, когда они по каким-то параметрам близки друг к другу. К примеру, физическое развитие и скорость реакции. Или отношение старших детей к младшим при совместных играх. В противном случае им трудно найти совместные игры, как главной базы для общения. Я не могу наблюдать внуков в детском саду или в школе. Для меня остается в основном общая детская площадка. Следовательно, я решил для себя, что обязан регулярно ходить на нее с внуками. В ходе наблюдения я вырабатываю свои дальнейшие приемы, совершенствую свою методику, подбираю сюжеты для сказок и для картинок.

Напомню, что именно игра Гриши с Юлей помогла мне найти новые подходы в процессе рисования. Иногда я рассказывал что-то только одному Грише, когда Юля занималась постройкой в песочнице. Гриша выслушивал меня, задавал вопросы, а после этого бежал к Юле, чтобы пересказать ей. Это позволяет ему лучше усвоить только что полученную информацию. При этом он перекладывает на тот язык, который ему более понятен. Но что не менее интересно, он подчас старается сказать так, как, по его мнению, будет более понятно Юле. Вслушиваясь в его текст, я делаю определенные выводы для себя. Точнее, для выбора следующей тематики сказок, форм повествования, сюжетов для рисунков, совершенствования игр.

И еще один принцип, которого я придерживаюсь. У внуков должно быть достаточно свободного времени для того, чтобы они побыли наедине сами с собой. Любому родителю понятно, что дети должны иметь определенное количество сна. Время для сна индивидуально для каждого ребенка. Специалисты называют минимальное количество часов, которое должно отводиться для сна, а родители все делают, чтобы ребенок хорошо выспался. Все знают, что при недостатке сна ребенок хуже развивается, а к тому же становится слишком нервным.

Я же еще уверен в том, что для лучшего развития ребенка у него должно быть время для одинокого самосозерцания. Это не менее важно, чем сон. Играя в одиночестве, наши детишки еще и еще раз осмысливают происходящие в своей собственной интерпретации. Они в эти часы переводят полученную информацию на тот язык, который понятен им. В это время идет процесс усвоения полученной информации, осознание собственных ошибок и подготовка себя к новым ситуациям. Не исключаю, что одна из функций сна - это проведение самотренинга для организма.

Самотренинг позволяет лучше войти в мир, который полон неожиданностей.

Гриша любит созерцать. Я ему в этом не мешаю. Стоит, смотрит на других детей. И лишь потом решается на какие-либо действия.

Юля любит рассказывать сама для себя. Вот она начала пересказывать сказку, которую мы вместе сочиняли всего полчаса тому назад. Она в это время бегает по комнате. Пробежала, говоря вслух, но лишь для себя одной. Потом остановилась, чтобы продумать следующую фразу, и опять побежала, продолжая свое повествование. Она не просто пересказывает, а переделывает выбранный ею сюжет, вводит в сказку дополнительные элементы, не редко комментирует события. К примеру, вдруг радостно говорит: "А сейчас будет самое смешное". И здесь она на секунду остановится, а на лице ее отразится радость. Так радуется любая творческая личность, нашедшая новое решение. И продолжает свой рассказ, точнее, сочинительство без оценщика в виде дедушки или другого члена семьи.

После самостоятельного творчества Гриша любит поделиться итогом своей деятельности с взрослыми. Конечно, хвалю его. Положительный отзыв всегда стимулирует к дальнейшей работе. А потом могу задать вопросы или дать свой комментарий. На мой взгляд, внимание к сделанной им работе стимулирует к дальнейшему творчеству, а комментарий побуждает искать новые приемы в работе.

Гриша копирует поведение взрослых. Одна из любимых игр Юли с Гришей - это игра в учителя и ученика. Гриша дает задание Юле, а та его выполняет. При этом Гриша не просто внимательно следит за результатом сестры, а и комментирует их. Он старается это сделать в поощрительной системе. Сначала положительно оценит, а потом даст свои рекомендации. Так, Гриша попросил Юлю сделать машину из конструктора. Юля долга старалась. В конечном итоге у нее что-то получилась. Принесла Грише. Он осмотрел и дал оценку: "Молодец, Юлечка!". А потом добавил: "Четыре колеса есть. А это - кузов с кабиной. Все как у машины. Только нет места для шофера". А после этого взял конструктор и стал ей показывать, как он делает место для шофера. При этом дверка должна открываться и закрываться.

Самостоятельная работа внуков была бы невозможной, если я постоянно вмешивался бы. Я не подталкиваю к действиям, не объясняю многих принципов поведения. Я просто смотрю на них, чтобы уяснить для себя, как я должен действовать, чтобы Гриша обратил внимание в моем поведении на то, что он пока еще не заметил, не усвоил.

Самостоятельная деятельность детей позволяет им осваивать и закреплять получаемые ими навыки. Я же в процессе наблюдений оцениваю динамику их развития и думаю над собственными формами работы с внуками, чтобы побуждать их к творческой деятельности.

Вот Грише пошел седьмой год. Я пытаюсь оценить то, чему он научился.

Он может ставить цели и стремиться к ним.

Он может видеть не одно, а несколько вариантов решений. А потом способен обосновать один из вариантов. Обоснование идет через достижение поставленных целей и желаемого результата.

Он уже знаком с режимом, с распорядком дня. И хотя он еще не готов планировать свою жизнь на длительные сроки, но он уже подготовлен к решению этой сложнейшей задачи.

Итак, Гриша усвоил основные принципы, которые ему будут необходимы для будущей деятельности в области инноваций. Он стремится к творчеству. Он старается наладить связи с другими. Короче, у него есть уже все необходимое, чтобы быть востребованным в постиндустриальном обществе.

А пока, перед своим 7-летием он пишет следующее:

И это радует бабушку и дедушку!

Далее:
Послесловие к рассказам о воспитании внуков
1
Предисловие

2
Познание мира
через моделирование

3
Наше сознание
и моделирование

4
Моделирование
и ожидаемые результаты

5
Основа -
согласование подходов

6
Активные
и пассивные решения

7
Структура -
основа моделирования

8
Открытость информации

9
Цели

10
Ниша деятельности

11
Инновации

12
Стандарты

13
Инвестиции

14
Участники процесса

15
Формирование команды

16
Дополнительная литература

17
Проблемы, обсуждаемые в СМИ

18
Анекдоты
по теме

На главную страницу сайта

Если Вас интересуют только отдельные темы сайта, то они перечислены на странице ТЕМЫ САЙТА

.

© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"