Юрий Никольский
РЕШЕНИЯ: ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА
БАБУШКАМ И ДЕДУШКАМ
ДЛЯ ВНУКОВ

О Павле Петрове

Урок
рисования

Урок
русского языка

Уроки
математики

Государственная
премия

Получение квартиры

Специалисты
делают свое дело

Офицерское
собрание

Физическая
подготовка

Политзанятия

Контроль
плановых занятий

Смена
замполита

Научная
работа

Технология
подготовки к защите
кандидатской

На защите
рубежей строя

Жилье
для офицера

Пенсионное
обеспечение

Мемуары

Рассказики Петрова
Письмо другу
и
От утра до утра

Руководитель
консалтинга

Консультант
комментирует

Застольные
концепции

1.
Быть бабушкой
или дедушкой
необходимо

2.
Бабушки и дедушки
умеют любить

3.
От этапа к этапу
вместе с внуками

4.
Сочиняем сказки
вместе с внуками

5.
Сказочка
о Юлечке и Гришечке

6.
Нравоучительные
сюжеты

7.
Байки

8.
Рисуем
вместе с внуками

9.
Дедушка,
ты шутник

10.
Не мешайте внукам

...

Сайт Гриши
ПРОГУЛКИ ПО МОСКВЕ

6. Нравоучительные сюжеты

Люди соблюдают определенные правила поведения. Эти правила для большинства являются естественными. Они подчас не задумываются о них. К примеру, придя с улицы, я обязательно мою руки. Дети не сразу привыкли к этой норме. Перед родителями всегда возникает необходимость как-то приучить детей к выполнению общепринятых правил.

Многие правила детьми выполняются без проблем для воспитателей. Часть же правил вызывает у детей протест. Протест может выражаться в различной форме: непослушание, преднамеренное обратное действие, прямой протест со словами "не буду", а то и в более резкой форме, подчас скандальной.

Все в семье стараются не наказывать детей за то, что они не выполняют каких-то правил. Терпеливо еще и еще раз приходится им объяснять. Гриша, который привык к объяснениям, любит иногда поучать Юлю: "Это нужно сделать потому, что…". Это он копирует стиль родителей.

Осознанное выполнение правил лучше, чем простая привычка. Это не только мое убеждение, но и большинства родителей. Но при этом отмечу, что не всегда для этого достает терпения. Приходится искать различные формы воздействия. У нас были определенные трудности при наведении порядка в комнате. Внуки во время игр разбрасывали свои игрушки. А убирать их не хотелось. Чтобы как-то приучить их к этому, я шел на компромисс - убирал вместе с ними. Но вот Митя начинает ползать. Мы рассказали детям, как в то время, когда они умели лишь ползать, от них все убиралось. Ведь малыш все тащит в рот, а то и ломает игрушки. Объяснили особенность возраста Мити. И Гриша с Юлей стали тщательно убираться в комнате. По той простой причине, чтобы Митя не сломал их игрушки и поделки. И по той причине, что Мите может быть нанесен вред от мелких игрушек. И просто они стали осознавать, что убранные игрушки проще потом взять из места их постоянного нахождения. Сначала логика была одна, а потом в нее включились дополнительные элементы логики, которые помогут детям в дальнейшем, после перехода брата в другой возраст, следить за порядком.

Действенность разъяснительной работы иллюстрирует еще и такой случай. Я как-то подвинул ногой игрушки к Мите. Он лежал на ковре, ползать еще не умел, поэтому регулярно к нему подвигали его игрушки. Тут Юля сказала мне: "Не надо было, дед. Грязные игрушки нельзя ему давать". Мама часто вместе с Юлей мыла то, что потом Митя мог взять в рот. Я объяснил, что он в эти игрушки только что играл, поэтому они чистые. Об эпизоде за едой рассказал маме. Такая у нас привычка: делиться впечатлениями от поведения детей. Рядом с нами ела Юлечка и внимательно следила за моим повествованием. После моих слов о том, что игрушки были чистыми, она вдруг пояснила: "Носки всегда грязные". Здесь несколько моментов можно зафиксировать, начиная с заботы о младшем братике. В данном же контексте для меня важно, что она осознает причины запрета, что хорошо вошла в систему логического мышления. Иными словами, понимает не просто необходимость определенных запретов, а их целесообразность.

Папа рассказал детишкам о микробах. Мама рассматривала книгу, где даны картинки о микробах. А дедушка сочинил очередную сказку на ту же тему. Конечно, сказку сочинял дедушка не один, а с внуками. Итак, дедушка сконструировал для Юлечки и Гришечки сюжет сказки о марсианах. Марсиане прилетели на землю. Все побежали смотреть на них. А пришельцы с Марса начали хватать людей и засовывать в свой корабль. Вызвали войска. Гриша, который знает много о вооружении, предлагал способы борьбы с нехорошими пришельцами. Но различные виды боевой техники пришельцев не пугали. Они сразу же применяли свое более мощное оружие. Дедушка всегда находил какие-то решения за пришельцев. Наступила полная растерянность. Гриша не мог придумать что-то новенькое для уничтожения плохих марсиан. И тут вдруг пришельцы начали умирать. В чем причина их смерти? Причину разгадали ученые. Марсиане умирали от микробов. Поняв это, ученые к оставшимся живым марсианам заслали тех микробов, которые погубили часть нехороших марсианских монстров.

Теперь уже правила, связанные с гигиеной внуками выполнялись без проблем. Они смывали тех самых микробов, которые погубили марсиан, а ведь могут погубить не только ужасных монстров.

Вы увидели в этой сказке идею из знаменитой книги "Война миров" великого фантаста Уэллса? Идея взята у него. Но разве он мог описать все способы уничтожения, которые изобрел XX век? Я уж не говорю о тех возможностях, которые усваиваются нашими детьми после просмотра современных фильмов. Сказка перенеслась в те реалии, с которыми дети хорошо знакомы. По сюжету сочиняемой нами сказки дети не присутствовали у места высадки пришельцев. В сказке дети были зрителями всех страшных событий. Они сидели у телевизоров и смотрели все эти ужасы, которые им фиксировали журналисты с места событий. Разве во времена великого фантаста это было возможным? Разве были тогда танки, самолеты, ракеты? А Гриша еще знает названия и возможности тех вооружений, которых нет в реальности, но есть в фильмах со спецэффектами. И еще. Эмоциональное восприятие фантастического сюжета усиливается, когда дети как бы наблюдают по телевизору разворачивающиеся события.

Гриша как-то поднял скандал по поводу учебы. Он отказался читать букварь, называя его поганым. Я не стал принуждать его к занятиям. Иногда стоит пойти навстречу.

Я поинтересовался, кем он хочет стать, когда станет взрослым. Он, почти не задумываясь, ответил, что хочет быть сыщиком. Ну, возразил я ему, для этого надо многому научиться. Он не замедлил с новым ответом: "Тогда проще. Поваром". Побеседовали на эту тему. Я вспомнил, что тоже в детстве хотел стать поваром. А потом предложил пойти погулять. Гриша и от этого отказался. Я стал соблазнять внуков сказкой, которую обещал рассказать во время прогулки. Юля сразу загорелась пойти на улицу и посочинять вместе с дедушкой сказку. Гриша знает о нравоучительной тематике. Дед уже рассказывал сказки о Гришечке, когда тот вел себя не совсем подобающим образом. Он понимал, что его поведение не соответствует определенной норме, поэтому сразу решил уточнить: "А сказка о чем будет?" Я ответил, что о ребенке, который не хотел учиться. Гриша согласился, но при этом сказал: "Только не о Гришечке". Я сказал, что даже не о мальчике. Так и решили.

Гуляли. Во время прогулки сочиняли сказку. Как всегда, совместно. Я же, как уж заведено, направлял сюжет в нужное русло. Грише сказка так понравилась, что он за обедом решил кратко пересказать ее маме: "Жила-была девочка. Она не хотела учиться, а хотела только играть и гулять. Ей это нравилось. Она подрастала. Подрастали и ее подруги. В какой-то момент подруги перестали звать ее на совместные игры. Игры требовали новых знаний, а она их не имела. Девочка все реже могла играть с другими детьми. Вечерами ей становилось скучно, поэтому она начинала плакать. Лицо ее покрывалось морщинами от слез. Поэтому ей стало стыдно показываться на улицу. Как-то вся в слезах она пошла в лес. Увидела там заброшенную избушку и поселилась в ней. Со скуки стала ломать ветки. А так как ничему не обучилась, то из веток смогла сделать только метлу. И так она сидела у окошка, а рядом с домиком стояла ее метла. Она продолжала плакать и плакать. Мимо шли грибники. Увидав девочку в окошке, решили, что там живет старуха. Ведь лицо-то было все в морщинах. И нос стал от слез крючком. Волосы не чесаны. Да еще рядом метла. Они и решили, что это Баба Яга. Перестали в ту часть леса ходить, и своим детям запретили. Поэтому та часть леса заросла. Все же считали, что в той непроходимой чаще живет Баба Яга".

Результатом совместного сочинительства стало то, что Гриша уже не возражал по поводу занятий. Уроки, как и другие обязанности, проводились в одно и то же время. К графику он привык. Это было хорошей подготовкой к школе. Если вдруг занятия по каким-то причинам не проводились в привычное для него время, то он не возражал против работы в дополнительное время.

Неожиданно проявился еще один эффект. Юля с большим вниманием выслушала пересказ сказки. А в конце, когда Григорий закончил, она вдруг резюмировала: "Я все поняла. Плакать нельзя. Иначе будут морщины". И на самом деле уменьшила потоки слез от внутреннего расстройства.

Гриша и Юля любят друг друга, скучают, если кого-то из них нет дома. Но это не означает, что их отношения абсолютно безоблачны. Конечно, у Гриши больше возможностей обидеть Юлю, чем у Юли. Ведь он старше. После одного такого неприятного случая я решил провести с ним воспитательную работу. Юли в это время с нами не было. Я начал сказку. Сказка была о том, что Гришечка обидел Юлечку. Она с огорчения ушла в лес и заблудилась там. Что делать? Гриша затаил дыхание, а потом предложил, что пойдет в лес и найдет ее. А как? Он конечно, как это было уже не в одной сказке, взял с собой еды. Увидел птичек и решил их покормить. Я же сказал, что они отказались клевать. Лето, еды у них достаточно. А потом одна старая опытная сорока скакала с верхушки дерева на верхушку дерева и трещала: "Не берите у этого мальчика. Он сестру свою обижает!". Гриша нахмурился, а потом вдруг сказал: "Хватит, дед. Я все понял". Так мы с ним и не досочинили эту сказку.

За формулировками внуков я постоянно слежу. Выводы, которые делают внуки для себя, они любят сообщать чуть позже. К этому их подталкивают мои вопросы о том, как им сказка понравилась. Сначала я формулировал необходимые обобщения, где они должны были сделать определенные выводы для себя. Отвечать на поставленные вопросы они могли уже с достаточной степенью логики после трех лет. А к четырем годам выводы, сформулированные самими детьми, уже переставали быть редкостью. Мне подчас уже не приходилось побуждать к этому. Хотя, признаюсь, их умозаключения оказывались подчас для меня полной неожиданностью. Приведу один такой случай.

Как-то гуляя только с одной Юлечкой, мы сочиняли с ней сказку. Гриша в это время был в школе на подготовительных к первому классу занятиях. Так что сочиняли вдвоем. Главным героем у нас был Гриша. Он заблудился в лесу. Попал к Бабе-Яге. Она стала безобразничать. Испачкала Грише одежду. Гриша не рассердился, стал чистить одежду и в это же время рассказал ей хорошую добрую сказку. Тогда она сказала, что за это накормит его. Гриша к этому времени уже проголодался. Она стала готовить любимый Гришей картофель фри, а потом насыпала в него грязи. Это она сделала как бы случайно, так как махнула рукой по печке, а там было много грязи. Грязь и насыпалась в пищу. Гриша прибрал в ее избушке, навел чистоту. При этом он называл ее бабушкой. В конце-концов Баба-Яга расчувствовалась и стала доброй. Доброта Гриши сделала доброй Бабу-Ягу. Она помылась, причесалась и стала выглядеть совсем хорошей бабушкой. Она научилась улыбаться. Поэтому люди перестали ее бояться. А если кто-то заблудится в лесу, то она всегда с тем вежливого разговаривала и указывала дорогу к дому.

Юле сказочка понравилась. Она вообще любила, когда в сказках присутствовала Баба-Яга. Но вот резюме, которое она произнесла позже, в конце прогулки, для меня было полной неожиданностью. Она сказала: "Ты, дедушка добрый. И бабушка добрая. И мама добрая. И папа добрый. И я добрая. Вот, Гриша обидел меня, а я его простила. Значит, я добрая".

Поведение внуков часто в той или иной степени отражается в сказках. Дети могут шалить. Им это необходимо для разрядки, поэтому не запрещается. Но в этом они должны знать меру. Им говорят, что уже достаточно. Но как же? Разошлись, хочется еще и еще. Это побудило создать следующий сюжет.

Один очень большой ученый думал о полетах на Марс. Экспедиция должна была взять определенных специалистов. Я с внуками обсудил, каких специалистов надо взять в длительный полет на марс. Здесь мы побеседовали о профессиях, называя их. Получилось, что надо много взять людей на Марс. Корабль же не был столь огромным, чтобы вместить всех специалистов. Тогда один ученый решил изобрести средство, чтобы сделать всех маленькими. Он уже изобрел порошок, который позволял уменьшить людей в росте. Кожа человека дышит, поэтому порошок, попадая внутрь организма, через кожу действовал и на одежду. Одежда уменьшалась в той же степени, что человек. Работы по подготовке к полету на Марс у ученого было очень много. А шум ему мешал сосредоточиться. Все дело в том, что Гриша и Юля так шумели, что он не мог работать. В конце концов, он разозлился и подсыпал порошок в сахар. Он не хотел Гришу и Юлю сделать очень маленькими. Но произошло не предвиденное. Мама уехала, а Гриша с Юлей решили попить чаю. Конечно, они сахара не пожалели. Поэтому стали совсем маленькими. Сначала они испугались, а потом решили, что это даже интересно. Они не без труда выбрались на улицу. Лестница казалась огромной. Но они смогли спрыгнуть со ступенек. И лишь очутившись на улице, поняли, каким опасностям они себя подвергли. Для развития сюжета мы вспоминали книгу с иллюстрациями насекомых. Теперь насекомые становились для них опасными монстрами. И было жутко в такой обстановке. Гриша к тому же взял бумагу с фломастерами и изобразил страшных монстров-насекомых. И тут дети вспомнили, что родители должны скоро вернуться. А ведь, если папа и мама съедят тот же порошок вместе с сахаром, то станут маленькими. А ведь Юля и Гриша не хотели, чтобы они испытали те же приключения. Надо возвращаться и выбросить этот порошок. Но как? Ведь ступеньки высокие. С них не просто было спрыгнуть, а уж влезть на них не представлялось возможным. Тут я вспомнил, что Юлечка всегда спасала различных червячков. Она брала тех, что лежали на асфальте, и перетаскивала их в траву. Один такой червячок как раз проползал мимо. Он-то как раз и помог. Юлечка и Гришечка залезли на него, и червячок перенес Юлечку и Гришечку, переползая со ступеньки на ступеньку. Дома же детям помог домовой. Домовой присутствовал в наших сказках уже не первый раз. Он добрый, следит за порядком и помогает семье. Он сам очень маленький, но по предыдущим сказкам внуки знали, что он умел стать больше размером, а потом снова уменьшиться. Так что в логику сказки он вполне вписывался. Он дал немного жидкости детям. Совсем по маленькой капле. Но предупредил их, что если они опять будут мешать ученому, то это лекарство перестанет действовать. В конце сказки мы не забыли, что надо выбросить тот сахар, который содержал порошок. А когда пришла мама, то она спросили, куда делался сахар. Юля и Гриша ей все рассказали. И пояснили, что этого больше не случится, так как они больше не будут мешать ученому. Так, в конце сказки, мы вспомнили еще раз о том, что не надо слишком долго шуметь, чтобы не мешать соседям.

Я, как и все члены семьи, стремлюсь к тому, чтобы поведение внуков сначала стало осознанным, а потом вошло у них в привычку. Минимум наказаний. Минимум означает, что наказания воспринимается внуками как чрезвычайное событие. Я читал в умных книгах, что наказывать детей нельзя. И я придерживаюсь того же мнения. Но я не знаю семей, где это полностью удалось. И я не смог обойтись без наказаний. Хотелось бы без них, но иногда не вижу других способов воздействия. Стараюсь увильнуть от этой неприятной обязанности. Понимаю, что кому-то в отдельных случаях придется взять на себя неблагодарную роль.

Чаще всего эту роль приходится брать на себя родителям. Обычно это вынуждены делать мамы, так как они больше проводят время с детьми, следят за порядком, кормят, одевают, укладывают спать и так далее. Но и бабушкам с дедушками иногда приходится вносить свою лепту столь не желательной формой воздействия. Я иногда считал, что мне необходимо применить суровые меры. Когда Григорию было около трех лет, он стал иногда совсем неуправляем. Он чувствовал свою безнаказанность, грубил маме, не хотел ей в чем-либо подчиняться.

Вот тут-то я и вспомнил, что мой сын примерно в том же возрасте устраивал безобразные сцены. Я угрожал ему, что возьму его за ухо и усажу на диван. Там он уже будет спокойно сидеть с больным ухом. Вместо подчинения сын стал паясничать и твердить: "А вот и не возьмешь за ухо, а вот и не возьмешь". Я взял его за ухо и посадил на диван. После этого он вел себя долгое время вполне прилично.

После очередного безобразного поведения Гриши, когда он стал резко грубить маме, я взял его за руку, отвел в отдельную комнату и поставил в угол. Сначала он стоял в углу и говорил: "Ну, и что. В углу стоять не страшно". Я молчал. Потом он решил выйти из угла. Я снова применил силу, поставив его на место: "Будешь стоять, пока не осознаешь". Сам сел на стул и стал читать книгу. Оставить одного ребенка я боялся. Я сознавал, что он всячески бравирует, но душевное состояние его тяжелое. Ведь он не привык, чтобы с ним так обходился дедушка. Он привык к объяснениям, нравоучениям, к сказкам и к играм. Через несколько минут он сказал: "А если буду себя вести хорошо, то в угол больше ставить не будешь?". Я пояснил, что раньше я его не ставил, так как хватало терпения. А теперь он так себя ведет, что никакого терпения не хватит. И добавил: "Своим поведением ты вывел меня из себя". И тут Гриша сказал: "Я все понял, теперь могу пойти играть". Этот урок он помнил много месяцев. Когда он не мог остановиться со своими шалостями, то одного напоминания о его обещании при стоянии в углу было достаточно для возвращения его поведения в нормальное русло.

С Юлей было иначе. Это произошло, как и с Гришей, когда ей было около трех лет. Она постояла в углу. Пыталась выйти, но я водворил ее на место. Вдруг крикнула: "Я все поняла", и сразу выбежала из комнаты. Потом вела себя пристойно, то есть на самом деле что-то ее проняло.

Эти примеры я привел для того, чтобы не создавалось иллюзии, что сказками можно решить все проблемы морального воспитания внуков. Добавлю, что мой опыт учит меня - в семье должны быть распределены роли. Повседневная жизнь детей достается обычно маме. А там ежедневные мелкие нарушения. Она должна находить подходы воздействия на детей. Дедушкам и бабушкам достается более благородная роль. Она не менее ответственна. Но в этой роли легче находить компромиссы с внуками. А, следовательно, бабушки и дедушки выполняют роль тяжелой артиллерии. Их включение в неприятные обязанности лишь изредка позволяет усиливать психологическое воздействие. Это происходит по той простой причине, что резкое изменение поведения дедушки или бабушки становится полной неожиданностью. Резкий отход от сложившихся отношений между внуками и прародителями часто может быть эффективнее суровости наказания.

Неприятные минуты воспитания можно дополнительно закрепить нравоучительной сказкой, беседой или иным способом. Только я всегда боюсь переусердствовать в этом.

Я придерживаюсь мнения, что дети на определенных этапах сначала видят различные типы поведения, потом начинают их апробировать, а потом лишь начинают осознавать, как себя вести в той или иной ситуации. Какие-то типы поведений необходимо поощрять. Каким-то типам поведения не надо давать развиваться. Я противник подавления почти любого типа поведения. Бывают ситуации, когда может пригодиться тот тип поведения, который нам казался недостойным. Наша оценка поведения обычно связана с тем, что мы оцениваем не только сам тип, а еще и обстоятельства. Ребенок не всегда различает, в каких обстоятельствах можно использовать тот или иной тип поведения. Он еще только обучается этому. Поэтому лучше не запрещать, а потом в форме беседы или сказки рассмотреть определенное поведение. Этим мы поможем внукам в оценке ситуаций и в выборе варианта поведения. Так они лучше будут адаптироваться к реалиям жизни в зависимости от обстоятельств.

Своего принципа стараюсь придерживаться. Но, как любое правило, оно имеет свою сферу применения. Или, как говорят, любое правило имеет свои исключения. Возникают моменты, когда приходится срочно вмешиваться в ситуацию. В один из прекрасных солнечных дней я гулял с внуками около лесопарка. Там гуляли другие родители с детьми. Я обязательно стараюсь ходить там, где гуляют другие дети. Это один из моих принципов. Только на детской площадке он может начать контактировать с разновозрастными детьми. Ведь в школу и дошкольные заведения контингент подбирается по возрасту. Я не вмешиваюсь в отношения детей, так как внуки должны сами научиться контактам. А там создаются подчас не простые для них ситуации. Конечно, это верно, если их игры не переходят определенные границы.

Мой Гриша быстро познакомился с тремя мальчиками. Он легко освоился и стал предлагать различные игры. Он их часто придумывал сам. Это меня радовало, так как я считаю, что это одна из форм инновационной деятельности. Детишки бегали гурьбой. Чувствовалось, что в какой-то момент они перевозбудились и расшалились. Мы же с Юлечкой были рядом с младшим внуком Митей, который с удовольствием наблюдал за всем этим из коляски. Такая вот идиллия.

Вдруг ребята с Гришей подскочили к Юле, стали ее тащить в разные стороны, тормошить. Кто-то дернул ее слишком сильно. Юля упала, но ей не было больно. Ей было обидно. Обычно она от обиды плачет, а здесь ей не позволила гордость. Я схватил Гришу и стал его тоже дергать и тормошить. Уже через несколько секунд он был на гране слезы. От деда он такого не ожидал. Я ему быстро и внятно задал чисто риторические вопросы: "Тебе так приятно? Нет? А ты думаешь, Юле приятно? Плохое ты смог сделать, а на хорошее для сестры ты способен?" И с этими словами отпустил внука. Ребята убежали и уже не приставали к Юле.

Где-то через полчаса все взрослые стали наблюдать за мальчишками. Мальчишки подбежали к краю детской площадки и стали там что-то делать. Взрослые следили, чтобы они не ринулись дальше в глубь, так как площадка находилась у лесопарка. Я не очень понимал, что они там задумали. Потом они подбежали к Юле, и каждый подарил ей по букетику лесных мелких цветочков. Юля их объединила вместе и не выпускала из рук до конца прогулки.

Юля любила собирать цветочки и затем дарить их маме. Я подумал, что девочка расстроится, если не сможет донести букет в сохранности. Она была на самокате, поэтому ей трудно было держать цветы. Я предложил свою помощь: "Дай мне цветы, чтобы не измять. А не то не донесешь их до мамы". Она всегда на это соглашалась. А тут вдруг я услышал: "Это не маме. Это мне подарили". Принесла их домой и поставила в вазу.

Меня порадовало все. Гриша, который какое-то время соображал, как сделать приятное сестре. К тому же сообразил в совершенно инновационной форме для себя. Юля, которая не держала зла на ребят. Короче, я наблюдал итог воспитания, который приносил определенные плоды.

И это хорошо.

Далее
1
Предисловие

2
Познание мира
через моделирование

3
Наше сознание
и моделирование

4
Моделирование
и ожидаемые результаты

5
Основа -
согласование подходов

6
Активные
и пассивные решения

7
Структура -
основа моделирования

8
Открытость информации

9
Цели

10
Ниша деятельности

11
Инновации

12
Стандарты

13
Инвестиции

14
Участники процесса

15
Формирование команды

16
Дополнительная литература

17
Проблемы, обсуждаемые в СМИ

18
Анекдоты
по теме

На главную страницу сайта

Если Вас интересуют только отдельные темы сайта, то они перечислены на странице ТЕМЫ САЙТА

© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"