Юрий Никольский
РЕШЕНИЯ: ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА
БАБУШКАМ И ДЕДУШКАМ
ДЛЯ ВНУКОВ

О Павле Петрове

Урок
рисования

Урок
русского языка

Уроки
математики

Государственная
премия

Получение квартиры

Специалисты
делают свое дело

Офицерское
собрание

Физическая
подготовка

Политзанятия

Контроль
плановых занятий

Смена
замполита

Научная
работа

Технология
подготовки к защите
кандидатской

На защите
рубежей строя

Жилье
для офицера

Пенсионное
обеспечение

Мемуары

Рассказики Петрова
Письмо другу
и
От утра до утра

Руководитель
консалтинга

Консультант
комментирует

Застольные
концепции

1.
Быть бабушкой
или дедушкой
необходимо

2.
Бабушки и дедушки
умеют любить

3.
От этапа к этапу
вместе с внуками

4.
Сочиняем сказки
вместе с внуками

5.
Сказочка
о Юлечке и Гришечке

6.
Нравоучительные
сюжеты

7.
Байки

8.
Рисуем
вместе с внуками

9.
Дедушка,
ты шутник

10.
Не мешайте внукам

...

Сайт Гриши
ПРОГУЛКИ ПО МОСКВЕ

3. От этапа к этапу вместе с внуками

Это звучит банально, но я все же скажу, что развитие идет от этапа к этапу. Идет подчас медленно. Хотелось бы быстрее. На самом деле не медленно, если видеть все этапы. Главное, не спешить, не перескакивать этапы.

Часто задают вопрос, сколько времени проходит тот или иной этап? Очень индивидуально. Не хочу давать рекомендаций. Бабушки и дедушки сами увидят. Ведь все зависит от времени вашего участия, от желаний ваших внуков, от умения сочетать работу и заботу о внуках с их деятельностью. Я не оговорился, употребив слово деятельность для ваших малышей.

Совместная деятельность взрослых и детей - основа успеха. Почти не сомневаюсь, что с этим тезисом все согласятся. И все же я его разверну.

Купили для Гриши конструктор. Гриша - это мой внук. Я, конечно, знаком был с конструкторами. Еще со своим сыном я что-то собирал. Многое забылось. Да и сам конструктор изменился. Мне надо обучаться. И Грише надо обучаться. Дедушка у нас все знает и все умеет. А тут вроде бы и не все. Как быть?

Первый позыв - сначала разобраться в системе данного конструктора, потом продумать методологию работы с ребенком, а потом уже приступить к работе с внуком.

Я же принимаю другое решение. Зову Гришу. Мы начинаем с ним разбираться вместе. Он читать не умеет. Читаю я. Начинаем все по порядку. Сначала рассматриваем. Потом пытаемся собрать самые простые конструкции. Точнее, собираю я. Гриша мне помогает. Я называю детали. Он их мне подает. Какие-то детали он может установить сам. Устанавливает. Потом уже сам видит на чертеже, что требуется подобрать из деталей. Уже предлагает их сам. Потом уже понимает чертеж. Потом сам пытается собрать по чертежу. Пытается, так как у него не всегда это получается. Время от времени я ему помогаю, корректирую его действия. Играем совместно. Мне интересно осваивать конструктор. Интересно и Грише. Так постепенно идет шаг за шагом освоение новых навыков. Все это я описал в одном абзаце. А по времени прошел почти год.

Какой же вывод из сказанного? Я обучался вместе со своим внуком. Он же не только обучался конструированию, но следил за процессом обучения.

Проходит время. Подрастает внучка Юлечка, сестра Гриши, а, следовательно, моя внучка. Гриша уже с удовольствием играет с конструктором и вовлекает в игру сестру. Он во многом копирует меня. Дает ей задания, постепенно их усложняя. Мне остается только корректировать их отношения. Гриша освоил не только конструктор. Он усвоил технологию передачи навыков от старшего к младшему, от учителя к ученику. Гриша считает, что он должен выполнять что-то более сложное, чем может Юлечка. Он уже может все сделать самостоятельно при сборке деталей из конструктора. Он хорошо разбирается в чертежах. У него хватает терпения доделать работу до конца. При этом он не боится бросить работу не завершенной, так как закончит ее в другой день. Юля ему с удовольствием помогает. Они вместе радуются сотворенному. Гриша придумывает, как разнообразить данный процесс. Теперь сам придумывает конструкции, фантазирует, творит. Я ему говорю: "Молодец! Это настоящее инновационное решение!".

Так завершился процесс только в одном направлении его развития. Сначала он осваивал, как осваивали дети доиндустриального общества, то есть копируя действия деда. Потом он уже стал работником индустрии, то есть сам по чертежам мог собрать все, что только было в рекомендациях к конструктору. Кто-то как-то меня поправил, что там не рекомендации, а описание к игре. Я ответил, что для других пусть будет описание, а для нас с Гришей это было лишь рекомендацией. Употребление слов имеет психологическое значение. Описание - термин индустриальной эпохи. Рекомендации - термин постиндустриального времени. А он уже перешел на творческий процесс, создавая самостоятельно то, что отсутствовало в рекомендациях к конструктору, а если хотите, то, для вас лично, - в описании. По большому счету, если честно, то терминология для нас с Гришей и Юлечкой не принципиальна.

Процесс игры в конструктор на самом деле не завершился. Теперь мы строим терминал. Наш терминал - это такое место, где принимают грузы и людей, проводят комплектацию по дальнейшему их предназначению, направляют их дальше или собирают из них готовую продукцию. На терминале есть цеха по обслуживанию транспорта, включая ремонт. Есть сборочные цеха. А рядом с терминалом расположены гостиницы и просто жилые дома. Гриша конструирует машины, корабли, краны, а Юля строит дома, цеха и все, что позволяют ей навыки. Вместе они прокладывают железные дороги, шоссе, сооружают порт на берегу моря. Я с удовольствием участвую в строительстве терминала. И для всего этого великолепия используется не только конструктор. Все довольны и радостно возбуждены. Ведь терминал строился не один день.


Конец игре? Почти. Теперь мы должны зафиксировать свой труд. Естественно, в присутствии восторженных мамы и папы. Апофеоз завершается коллективной фотографией, где перед радостной семьей представлено инновационное творение, названное нами терминалом. Можно разыграть сценки, почитать стихи, сделать рисунки по теме и так далее. Фантазируем в зависимости от того, что ближе коллективу авторов, то есть, что хотят сделать Юлечка, Гришечка и дедушка.

И вы, дорогие мои читатели, если пойдете по той же технологии, то фантазируйте. При этом не забывайте, что это не просто игра, а процесс творчества, следовательно, он должен идти с желанием, без напряга для творческого коллектива. И опять про этапы. От покупки конструктора до апофеоза прошло где-то два с половиной года. Время прохождения всех этапов в первую очередь зависело от Гриши, а потом еще, как вы поняли, от Юли. Не постесняюсь добавить, что и от дедушки. Соображай дед лучше, как освоить эту технологию, то и движение от ступеньки к ступеньке развития было бы быстрее.

Вы почувствовали, что я не отделяю себя от Гришечки и Юлечки. Вся жизнь проходит совместно. И разговоры на общие темы с нашими знакомыми - совместно. Мы не отделяем себя друг от друга. Дети хорошо усвоили, что все мы делаем совместно. Просто каждый делает то, что он умеет, что ему больше по душе.

Я уже сказал, что Гриша и Юля - мои внуки. И дальше на примерах с ними буду иллюстрировать основные принципы подготовки детей к жизни в постиндустриальную эпоху. Один мой знакомый познакомился с моими черновиками. И нашел, что очень уж положительный образ создан из моих внуков. Конечно, я люблю их. А мое повествование не означает, что не было трудностей в сложном процессе воспитания. Но здесь же пишу не мемуары о нашей жизни и не повесть о прелестных внуках, а выбираю те моменты, которые соответствуют выбранной тематике. Признаюсь также, что кое-что было не с Гришей и Юлей, а с моим сыном, которого воспитывал давным-давно. При этом все даю в этом повествовании через Гришу и Юлю, чтобы облегчить написание и дальнейшее чтение. Не скрою, что и некоторые моменты нашей общей семейной жизни я перенес на дедушку. А ведь не редко это делали бабушка, папа, мама, еще один дедушка и еще одна бабушка. Каюсь, согрешил. Но не переделывать же все тексты, усложняя их не очень значимыми для вас деталями. Образ дедушки получился очень уж идеальным? Ну, что поделаешь, буду в жизни стараться приблизиться к нему. Да и вам советую постараться по мере возможностей.

Я не предполагаю, что дедушки и бабушки будут повторять действия, которые показались интересными и полезными. Примеры с Юлечкой и Гришечкой даны лишь для пояснения общих принципов развития внуков, точнее, для поддержания в них желания творить и приобретать вкус к инновационной работе. В своей практике каждый сам принимает решение, что перенять, в какой форме, как трансформировать под свои возможности и под творческие наклонности внуков, а что позаимствовать у других авторов.

Встречал я возражения и по тому поводу, что воспитывать двоих детей всегда проще, чем одного. Я не возражаю. У нас Гриша старше Юли почти на 2 года. Я по своему опыту убедился, что это лучшая разница для совместного творчества детей. Брат и сестра - это же отлично, хотя не каждая семья может этим похвастать. Но можно же организоваться с приятелями, если получается необходимая разница в возрасте. Это уже реальнее.

В Европе получили статистику, что дети, воспитанные в семьях с двумя-тремя детьми, имеют больше шансов на успехи в жизни. Это и понятно. Развитие выше, если есть братья и сестры. А вот в больших семьях ниже индивидуальная подготовка, получаемая от дедушек и бабушек.

В детском саду, в школе детей обычно подбирают в одну группу по возрастному принципу. А в моем описании лучше, если у них существует разница в 1-3 года. Эффект выше. Наверное, не случайно. Ведь природа сформировала семейный принцип, то есть принцип, когда вместе существуют дети различных возрастов. Это помогает им в развитии, учит их совместной жизни.

Ребенок может обучать не только младших, но и старших его по возрасту. Папа обучил Гришу игре на компьютере, а он потом предает навыки дедушке. Есть и такая форма взаимодействия, а подчас и игры.

В зависимости от реальной ситуации изменяются технологии. Здесь же я хотел, чтобы стала очевидной моя позиция, что внуки не только должны выслушивать других, а и стараться передать полученные ими навыки кому-то. Юлечка младше, казалось бы передать полученные навыки ей некому, а на самом деле обязательно передает свои навыки, но об этом будет рассказано позже. Я считаю, что передача полученных навыков другим обязательный элемент воспитания. Это как наша речь. Можно только слушать и понимать, что говорят другие. Но человек же обязательно должен передать другим свою мысль. Для этого он сам говорит. Как и в речи, необходимо обучаться умению воспринимать то, что делают другие, а также быть способным передать свой опыт другим. Это - азбука инновационной деятельности.

А вы, бабушки и дедушки, разве не обучаетесь? Обязательно обучаетесь. Конечно, читать вы давно умеете. Вам доступна информация различного типа. В первую очередь - это книги по интересующей вас тематике. Для кого-то - Интернет. Потом - фильмы по данной тематике по видео или на DVD. Хотя вы лучше меня обо всем этом знаете. А получив информацию, переработайте ее под свои потребности. А получив определенный результат, пытайтесь его осмыслить и поделиться со своими знакомыми хотя бы на детской площадке. Делимся опытом поэтапно, то есть по мере роста наших внуков.

Учим ребенка рисованию. Он еще не может хорошо владеть своими ручками. Не получается то, что хотел изобразить. Здесь хвали, не хвали, а не заставишь. Он же не дурак, и понимает, что не получается. Не получается, так как пропущены этапы его развития. Из умной книги по развитию навыков ребенка узнаем один из приемов. Автор советует нарисовать дорогу, а по ней внук ведет свою машину.

Я в своей работе с внуками использовал рекомендацию специалиста, точнее ученого в области педагогики, а при этом внес некоторую коррекцию, которую подсказала сама жизнь. Произошло это так. Я для внука Гриши читал миф о Минотавре. Минотавр брал к себе девочку и прятал в своих лабиринтах. Миф внимательно слушала внучка Юлечка. Он произвел на нее неизгладимое впечатление. Она поделилась с мамой: "Представляешь, к нему в лабиринт отдавали таких красивых девочек, как я". Теперь я рисую лабиринт для игры с Юлечкой. В конце лабиринта у нас Юлечка. У входа в лабиринт у нас Гришечка, спасающий Юлечку. Юлечка ведет линию по лабиринту. Спасатель может удариться о стенку, если Юлечка своим карандашом дотронется до стенки лабиринта.

О! Вы бы видели мою прелестную Юлечку! Как она старалась, чтобы ее любимый Гришечка не ударился больно о стенку лабиринта. Игра прижилась. Сначала, лабиринт был крайне простым и широким. А потом пошло сужение и усложнение. А потом Юлечка сама рисовала лабиринт, а я бегал по нему. А потом мы все дальше отходили от мифа. В углах лабиринта у нас появлялись враги и помощники, которых мы знали по сказкам. Кого-то рисовала сама Юлечка, а при этом рассказывала о том, что рисует.

Вы почувствовали, что любую игру можно усложнять, направляя в ту или иную сторону? Вот почему я не могу сказать, какой этап займет сколько времени. Это же не мои фантазии, а фантазии Юлечки. Я лишь направляю ее фантазию в нужное русло. А для того, чтобы у ее фантазии был хороший багаж, я читаю книги, беседую на детской площадке об этом, слушаю тематические передачи по радио и так далее.

Я постоянно обучаюсь вместе с внуками, наблюдаю за ними, чтобы понять целесообразность собственных действий.

Легко делать выводы о развитии, когда можно это непосредственно наблюдать. Книги с рекомендациями для мам, как правило, содержат то, что мы должны увидеть у наших любимых малышек в процессе их развития. Вот мой младший внук Митя начал улыбаться. Вот я вижу, что он улыбается не всем, а мне улыбается. Значит, уже различает людей. Вот он стал держать головку. А вот он начал агугать. Это все описано в книгах. Вот он начал самостоятельно пытаться дотянуться до игрушки. Вот он сделал первые движения, за которыми начнет ползать. Вот он уже ползает. И так далее.

Признаки развития детей я дополняю своими личными наблюдениями. Все отмечают, что Митя агугает со мной иначе, чем с другими. Я этим горжусь. Ведь я не так разговариваю, как остальные. Я с ним пою. Поэтому всем объясняю, что мы с ним поем дуэтом. Гриша в три года встречал меня со словами: "Дедушка, я научился …". Научился - это уже стало предметом его гордости. Раньше этого не наблюдал. А вот в 5 лет он уже мне говорит: "Посмотри. Правда, здорово! Это я сам придумал!". Так я увидел, как он перешел от одного этапа развития к другому.

Увидеть, понять динамику развития, когда критерии не очень-то очевидны, требует некоторых навыков. Книги с описанием подходов для оценки малоразличимых этапов развития я встречал только в узкоспециализированной литературе. Большинство признаков, которые указывают на развитие, я увидел сам, работая с внуками. Видимо, это слишком индивидуально, чтобы описать в научной литературе. Я пытаюсь увидеть те черты творчества у внуков, которые заложил в свою систему их развития. А подмеченными успехами обязательно и с удовольствием делюсь с другими. А те в свою очередь рассказывают в той же манере о своих внуках и детях. Это иногда помогает мне отделить один этап развития от другого, уловить изменения, когда мне не ведомы четкие критерии, когда прочитанная мною литература не дает простых ответов на возникающие у меня вопросы.

Многому я научился, когда обучал старшего - Гришу. Я нашел некоторые приемы, которые помогают заинтересовать его на определенном этапе развития. Пытаться эти приемы применить раньше, чем ребенок прошел определенный этап развития, - можно вызвать отторжение. Будет отрицательная реакция. Мой прием должен войти естественно в их жизнь. Без моего давления, с минимальным моим участием.

Любящие дедушки и бабушки не довлеют над своими внуками. Они лишь помогают им найти то направление игры, которое увлекает внуков. Разве учитель не способен сделать то же самое? Скажу уверенно, что не способен. Учитель видит ребенка только в заданных ситуациях, а бабушки и дедушки наблюдают всю жизнь своих внуков. Учителю надо осуществить план уроков, который был заготовлен кем-то давным-давно без учета особенностей жизни отдельного ребенка. А мы с вами постоянно наблюдаем за своими внуками. Они увлеклись в игре чем-то. Вы сразу эту игру переносите на другую, где отрабатываются те навыки, которые так необходимы для развития творческого потенциала внуков. Вы же сами начинаете участвовать и сопереживать. Вы все время усложняете, достраиваете и включаете элементы других игр, которые внуки уже хорошо освоили. От каких-то элементов прежней игры начинаете отказываться. Вы постоянно находитесь в творческом поиске.

Опыт вашего творческого поиска происходит на глазах ваших внуков. Они, детишки, наблюдательные. Обязательно запомнят, а в соответствующей обстановке и применят. Они учатся творить, когда видят своих бабушек и дедушек в атмосфере творчества. Конечно, заметите и будете радоваться, когда внук или внучка перешли от этапа освоения к этапу передачи своего опыта.

Здесь остается лишь добавить, что передача опыта внуков основывается не на прочтении научной литературы. Они сами до всего додумались, наблюдая за дедушкой и бабушкой. И если это еще не инновационная деятельность, то уже близко к ней.

И это хорошо!

Далее
1
Предисловие

2
Познание мира
через моделирование

3
Наше сознание
и моделирование

4
Моделирование
и ожидаемые результаты

5
Основа -
согласование подходов

6
Активные
и пассивные решения

7
Структура -
основа моделирования

8
Открытость информации

9
Цели

10
Ниша деятельности

11
Инновации

12
Стандарты

13
Инвестиции

14
Участники процесса

15
Формирование команды

16
Дополнительная литература

17
Проблемы, обсуждаемые в СМИ

18
Анекдоты
по теме

На главную страницу сайта

Если Вас интересуют только отдельные темы сайта, то они перечислены на странице ТЕМЫ САЙТА

© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"