Юрий Никольский
РЕШЕНИЯ: ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА
БАБУШКАМ И ДЕДУШКАМ
ДЛЯ ВНУКОВ

О Павле Петрове

Урок
рисования

Урок
русского языка

Уроки
математики

Государственная
премия

Получение квартиры

Специалисты
делают свое дело

Офицерское
собрание

Физическая
подготовка

Политзанятия

Контроль
плановых занятий

Смена
замполита

Научная
работа

Технология
подготовки к защите
кандидатской

На защите
рубежей строя

Жилье
для офицера

Пенсионное
обеспечение

Мемуары

Рассказики Петрова
Письмо другу
и
От утра до утра

Руководитель
консалтинга

Консультант
комментирует

Застольные
концепции

1.
Быть бабушкой
или дедушкой
необходимо

2.
Бабушки и дедушки
умеют любить

3.
От этапа к этапу
вместе с внуками

4.
Сочиняем сказки
вместе с внуками

5.
Сказочка
о Юлечке и Гришечке

6.
Нравоучительные
сюжеты

7.
Байки

8.
Рисуем
вместе с внуками

9.
Дедушка,
ты шутник

10.
Не мешайте внукам

...

Сайт Гриши
ПРОГУЛКИ ПО МОСКВЕ

8. Рисуем вместе с внуками

В детстве я рисовал мало. Чистописание ненавидел. Писать хоть и научился, но бедные мои учителя... Уже не следующий день я сам плохо разбирал то, что написал. Сейчас меня выручает компьютер. Он позволил начать писать для того, чтобы меня понимали другие. Теперь же передо мной встала еще одна задача: научить рисовать внуков.

Для себя я давно решил, что внуки будут любить делать то, что мне доставляет удовольствие. В их возрасте подражание взрослым является нормальной потребностью. Дети почти во всем копируют других детей, своих родителей, бабушек и дедушек. Точнее, копируют тех, кто с ними занимается, точнее, кого наблюдают в процессе жизни. К примеру, Юля во многом копирует Гришу. А Митя копирует Юлю и Гришу. И это нормально. Следовательно, мне необходимо было начать рисовать в присутствии внуков. Скажу более категорично: я должен был начать рисовать, я обязан был это делать, я не имел права на передачу этой функции родителям. Ведь именно у меня больше всего свободного времени.

Я стал вспоминать первые рисунки из собственного детства. Память избирательна, из того времени почти все улетучилось, но я вспомнил, как тогда рисовали со словами: точка, точка, запятая - вышла рожица кривая. Я стал рисовать внукам так, как мог. Я не пытался копировать манеру книжных иллюстраций или иных художников. Рисовал для Гриши везде, где была возможность: на бумаге ручкой, на снегу пальцем, на асфальте мелом.

Гриша сначала наблюдал за мной, но не делал попыток повторить мой примитивный рисунок. Вдруг в моей памяти всплыли дополнительные слова: палка, палка, огуречик - получился человечек. Теперь я старался изобразить человечка. И Гриша начал стараться копировать мои действия. Он стал брать фломастер и чертить им линии. Фломастер не требует нажима, линия получается как бы сама по себе, поэтому пишущий прибор отвечал всем необходимым требованиям первых шагов для получения навыков рисования.

У Гриши получалось еще хуже, чем у меня. У меня линии были не столь кривыми. Глаза и рот всегда помещались внутри овала, который обозначал границу головы. Постепенно внук освоил начертание отдельных линий и какие-то правила изображения. Его рисунки уже напоминали человечка. Но однообразие ему надоело. Тогда я стал рисовать ему машины. Потом дома. Гриша приобретал опыт рисования в той же последовательности, что и я.

В доме были книги для раскраски, но они его не привлекали. Их я стал использовать, чтобы мои рисунки больше соответствовали тому, что я хотел изобразить. Гриша за мной внимательно наблюдал. Я клал чистый лист бумаги на рисунок для раскраски. Контур рисунка через лист был виден плохо, но все же это позволяло сделать подобие копии. Гриша стал повторять. Тренировка по обводу линий дала свои результаты. Его рисунки становились все лучше и лучше даже в тех случаях, когда он не использовал контуры из книги для раскраски. Теперь он уже любил изображать сюжеты. Любимой темой было сражение. Он рисовал человечков, которые сражались. Сначала они были одни или на крепости и около нее. После прочтения книги о пиратах человечки перекочевали на корабли. А тут наступил Новый год. Стали изображать новогоднюю елку, а от нее перешли к природе. Я продолжал рисовать. Стал думать о том, как лучше изобразить динамику людей. Обсуждали с Гришей. Обратили внимание на наклон линий, их изломы. О! Гриша усвоил принципы, которые позволяли ему самому находить приемы для передачи движения. Он пояснял нам, взрослым, свои рисунки, а иногда объяснял, почему он начертил так, а не иначе. А вот объяснение приемов живописи - это уже инновационная деятельность. Ведь он об этом нигде не читал, сам додумался. Я был в восторге от его успехов в формулировании инноваций. Как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Все это заняло по времени, конечно, не один месяц.

Успех с Гришей вселил в меня уверенность, что мы сможем развить способности у Юли без особых проблем. Положительный опыт имелся. Но вышла осечка.

Для Юли вместо машин я рисовал бабочек. Честно признаюсь, что это бабушка сообразила, что девочке ближе не то, что внуку. Бабочек я смог освоить. Так мне казалось.

Юля очень любила бабочек, но на мои рисунки ребенок раздражался: "Не так. Надо как у бабушки". А однажды она мне просто сказала: "Тебе не надо, дедушка, рисовать. У тебя не получается. Умеет только бабушка". Так я потерпел фиаско.

Юля пыталась копировать Гришу. У нее не получалось как у него. Это не удивительно, если вспомнить, что она почти на 2 года младше. Но она-то хотела, как у Гриши. Начинала рвать собственные рисунки и говорить, что не получается. Я подходил, пытался ободрить, даже хвалил. Но в ответ получал противоположную оценку: "Видишь, как у Гриши. А у меня не получается".

Я продолжал рисовать для Гриши, но с тематикой как для Юли. А они должны были вместе раскрашивать. Гриша стал раскрашивать, а Юля стремилась подражать брату во всем. Это побудило ее к раскраскам моих рисунков. Теперь внуки подходили ко мне и просили, чтобы я что-нибудь нарисовал для них. Сначала Юля охотно раскрашивала мои простенькие рисунки. А потом вдруг оказалось, что я рисовал не так, как ей хотелось. Контакт опять разрушился.

Выход нашел Гриша. После очередного ее недовольства он сказал ей: "Не проси деда что-то нарисовать. Пусть он сам нарисует, что может". Сам он обычно подходил с одной и той же фразой: "Дед, нарисуй, пожалуйста, для меня что-нибудь. Только не шутку и не прикол".

Я снова и снова тренировался в рисунках, а Гриша и Юля их раскрашивали. Как-то Юля заявила, что мой рисунок не полон: "Ты здесь еще не нарисовал то-то и то-то". Все дело в том, что к этому времени появились любимые темы рисунков. Я же старался угодить детям, поэтому повторял одни и те же сюжеты. Я ответил: "Дорисуй сама". Юля начала дорисовывать то, что считала необходимым для присутствия на листе бумаги. Так сама ситуация заставила меня перейти к системе, которая дала положительный эффект при сочинительстве сказок. Мы начали совместное творчество. Я как бы задавал тему рисунка, а внуки дополняли его на основе собственных желаний, а потом и раскрашивали.

Гриша при этом не разлюбил рисовать самостоятельно. Этому способствовала Юля. Она восторженно воспринимала все, что он рисовал. Теперь он рисовал, а она раскрашивала и дополняла рисунки по своему усмотрению. У нас есть чудесная фотография. Она запечатлела момент, как Гриша рисует, Юля доставляет ему удовольствие, наблюдая за процессом, а рядом сидит бабушка, которая не менее Юли восхищается рисунком и еще направляет процесс в желаемое русло.

В один из дней, когда Гриша нарисовал очередной рисунок для Юли, а Юля начала его раскрашивать, мой внук подошел ко мне и сказал: "Я знаю, как надо делать книги для раскраски. Сначала нужно спросить о том, что ребенок хочет раскрашивать, а потом лишь рисовать. А в раскрасках из магазина все наоборот". К этому времени он освоил степлер для скрепления листов бумаги. Он спрашивал у Юли, что та хочет раскрашивать. А после этого делал рисунки на нескольких листах, скреплял, называл это книгой для раскраски и дарил Юле. Гриша явно проявлял склонность к инновациям.

И это еще не все. При подготовке к школе мы тренировались с Гришей по книге. Одна из серий заданий, связанная с классификацией, заключалась в том, чтобы правильно относить нарисованные предметы к своим группам, к обобщенным понятиям. К примеру, стул нужно было отнести к мебели, а голубя к птицам. Гриша развил этот прием, который был в книге. Он рисовал на бумаге. Рисунок очень условный, но Юля понимала эту условность, так как Гриша занимался с ней этим почти каждый день. Они это называли игрой. И эта игра им обоим доставляла удовольствие. Итак, Гриша нарисует что-то, а Юля должна правильно назвать предмет. А потом и отнести к обобщенным понятиям.

Бабушки и дедушки, вы чувствуете, как Гриша изменил подход к обучению? Я ему этого не подсказывал, честное слово. Это он сам придумал. Он фактически научил меня новому приему работы с ребенком. И кто скажет, что это не инновация, придуманная Гришей? И это все? Он еще применял систему поощрений и на каждый удачный ответ Юли говорил фразу: "Молодец!". Это он, конечно, скопировал поведение старших, в том числе своих учителей и родителей.

Потом Гриша стал называть обобщенное понятие, а рисунок делал частично. Если Юля угадывала, то он переходил к следующему рисунку. Если же она называла не так, то он мог выбрать два пути работы с Юлей. Первый путь: он дорисовывал рисунок, чтобы тот стал понятнее. Второй путь был связан с ошибкой Юли в названии предмета. Он мог сказать: "Я же сказал тебе, что это животное. А ты мне разве животное назвала? Подумай еще раз". Развитие игры шло без участия взрослых. Гриша продолжал поиск новых приемов работы с Юлей. Одна и та же игра надоедала, поэтому он все время находился в творческом поиске. И поиск был удачен - шло постоянное развитие игры, ее усложнение.

Я наблюдаю со стороны. И вдруг, по завершению одного из уроков, Гриша говорит: "Сегодня ты, Юля, была просто молодец! За это и конфету тебе дать не жалко!". При этих словах достает из кармана конфету и дарит ей. А ведь он сам сластена. Это для меня было полной неожиданностью. Альтруизм чистейшей воды. И он родился не на пустом месте. Это указывает на то, что Грише процесс, когда он является учителем, а Юля ученицей, очень нравится. Он увлечен этой игрой, а, главное, итогами своей деятельности.

Наверное, я обучал рисованию не так, как это сделал бы профессиональный педагог. Но я же не учу Гришу рисовать. Я возбуждаю в нем потребность к творчеству, а через творчество - к инновации. Теперь он сам берет книги и на их базе делает свои рисунки. К этому его побуждает еще одна игра, которую он сам придумал. Сам-то, конечно, сам, хотя основную лепту внес папа.

Папа и Гриша вместе играют на компьютере в игру Цивилизация. Скорее, играет папа, а Гриша лишь пытается освоить принципы этой игры. Он еще слишком мало знает, чтобы получать в ней результаты, достаточные для продолжения игры. Папа умеет поддерживать интерес к этой игре. Для моей же роли в вопросах раскрытия творческого потенциала важно следующее. Гриша начинает элементы компьютерной игры переносить на игру с младшей сестрой. Он начинает рисовать на карточках элементы, заимствованные с экрана компьютера в ходе освоения игры Цивилизация. Карточки он делает сам, вырезая их из бумаги. На каждой карточке он делает рисунок. А потом предлагает Юле выбирать карточку для игры. Повторить игру в том виде, как ее делает компьютер, нет возможностей. Гриша же приспосабливает ее к другим условиям. Он сам придумывает игру, а потом объясняет Юле правила игры. Внуки играют фактически в придуманную Гришей игру. Сплошные инновации!

Рисование карточек - процесс не простой. Гриша решил нарисовать одежду жителей разных стран. Он берет книгу, где люди представлены в своих традиционных одеждах. Теперь у него есть представители разных стран. Он объясняет Юле: "Я взял только жителей Африки, так как их одежда проще для рисования". Так он делает рисунки по самым различным темам.

Я внимательно рассматриваю рисунки Гриши. Это воины Древней Греции? Угадал не хуже Юли. А это рыцарь? И опять угадал. Угадываю опять и опять, хотя Гриша дает очень условные изображения. А я, не имея опыта понимания нарисованных им символов, часто называют правильно. А все потому, что из тех рисунков, которые стали базой для его карточек, он смог взять самое характерное, отражающее основное. Рисунки, а точнее условные значки, на экране компьютера помогли ему понять принципы символики. Но он же не повторил ее, а дал свою, и такую, которая понятна Юле и даже мне. Удивительное умение! Это ведь и есть творчество! Или кто-то думает, что я ошибаюсь?

Я уже сообщил, что у нас появились любимые сюжеты. Один из них - это семья. Юлечка любила, чтобы я сначала изображал Гришечку, потом Юлечку, потом мамочку, потом папочку, а уже потом коляску, в которой лежал Митяй. Вот так, не Митечку и не Митеньку, а Митяя. Я разнообразил рисунки, добавляя на каждом некоторый пейзаж. Конечно, если мои условные фигуры и иные условности можно так называть. Я рисовал дома, то маленькие, то большие. Я рисовал улицы с машинами. Я рисовал деревья, кусты, цветочки. Рисовал мосты и корабли с фигурами людей на них. Потом стал добавлять дедушку с бабушкой. Некоторые мои рисунки вызывали у детей восторги. Большой восторг у них вызвала тематика дня рождения. Там Юлечка держала в руках цветочки, а Гриша подарки, напоминающие коробки. Рисовали мы иллюстрации к прочитанным или к сочиненным сказкам. Юле очень нравилась в сказках Баба Яга, поэтому она появилась на некоторых рисунках, летящей на метле. Появились собачки, кошечки, уточки и иные животные.

Обязательными атрибутами пейзажа были солнце, облака и птички в форме галочек. Как-то я забыл нарисовать солнце. Юля заметила это только после того, как начала раскрашивать. Она подошла ко мне и указала на мою ошибку. Я уже занимался с Гришей, поэтому ей сказал, что пусть она сама дорисует. Сообразительный Гриша сказал: "Это просто, Юля, дедушка и так тебе много нарисовал". С этих пор и повелось, что дети начали добавлять к рисункам то, что им хотелось. Я уже рассказывал об этом, а здесь обрисовал еще одну ситуацию, которая возникла в моей практике общения с внуками.

Это я к тому, что методика работы с внуками складывалась в процессе моей работы с ними. Схожие ситуации могли повторяться. Как бы сама жизнь заставляла меня применять те или иные формы работы. Итак, рисовали все, что было частью жизни внуков. Не без огорчений. Наиболее сильно я переживал в тот период, когда Юля отказалась рисовать. Я не сторонник что-то навязывать. В это время ей понравилось складывать пазлы. Так пусть будут пазлы вместо рисунков. Мы ей подарили на день рождения слишком сложные пазлы, когда нужно было сложить картинку из 1000 элементов. Мама и дедушка с трудом сложили картинку. Юлечка привлекалась к этой работе, ей доставляло удовольствие, хотя было понятно, что самостоятельно она никогда бы не смогла сложить картинку. Результат работы был наклеен на картон и повешен над ее кроваткой. Картина изображала девочку в большой красивой комнате с мольбертом, с картинами на стенах, с множеством кукол. Сюжет очень понравился Юлечке. После этого она могла часами просиживать над другими пазлами, которые были специально для нее куплены. Те уже были попроще. А темы пазлов были выбраны те, где были герои ее любимых сказок. В частности, она с удовольствием складывала картинки, где были изображены Белоснежка и семь Гномов.

Я считал это занятие с пазлами полезным. Она стала лучше различать цвета и больше обращала внимание на детали. И все же меня сильно расстраивало то, что она не хотела самостоятельно рисовать. И вдруг! Она села за стол и нарисовала цветными фломастерами прелестную картинку. Дала пояснения: "Это Юлечка, это Гришечка, это мамочка, это папочка. А это дом. Правда, он красивый?". Дом был одноэтажным с треугольной крышей. Сверху крыши было еще что-то. Я подумал, что это могла быть бабочка. Ведь внучка давно не рисовала, поэтому забыла про туловище и усики. Спросил ее об этом. И получил исчерпывающий ответ: "Ну, разве ты не понимаешь, что это бантик? Я им дом украсила".

Такой бантик я принял за отличную творческую находку. Мне идея очень понравилась. А Юлечка с тех пор перестала чуждаться бумаги с фломастерами и продолжает творить с неисчерпаемой для нее выдумкой. Рисунки, в конечно итоге, заняли одно из центральных мест в развитии творческого потенциала внуков. Они стали частью подготовки к любому семейному торжеству. Дети делают подарки с помощью рисунков. Взрослые по мере сил и возможностей помогают им в этом.

Вот день рождения папы. Юля рисует солнышко, цветочки, бабочки и вырезает их. Гриша делает более сложную поделку. Он рисует рыбку, а потом обвязывает ее со всех сторон золотистой лентой и наклеивает блески в форме чешуи. Получилась золотая рыбка. Берется голубой лист бумаги. На него выпукло приклеиваются все заготовки. И, вот уже, из реки выглядывает золотая рыбка, а по берегам этой реки растут замечательные цветы и летают бабочки. Ярко и солнечно. Создает праздничное настроение. Ставится за штору. А утром дети бегут к папе в комнату, отодвигают штору и демонстрируют свой подарок.

Поделки на основе рисунков бывают самые разные. Иногда взрослые предлагают сюжет по типу байки. Сначала заготавливается текст байки, сочиненный взрослыми. Он очень краткий, но предполагает наличие нескольких рисунков. Тексты пишутся взрослыми после завершения работ внуками. Вот и получилась книжечка-подарок с рисунками и подписями к ним. Подписи в рифмованном виде больше нравится внукам. К тому же и текст они заучат. Но на это не всегда хватает ни времени, ни способностей.

Постепенно дети втягиваются в процесс подарков. Был период, когда Гриша почти каждый день кому-нибудь делал подарки. Много таких подарков он сделал для своей сестренки Юлечки. А она всегда им искренне радовалась.

И это хорошо.

Далее
1
Предисловие

2
Познание мира
через моделирование

3
Наше сознание
и моделирование

4
Моделирование
и ожидаемые результаты

5
Основа -
согласование подходов

6
Активные
и пассивные решения

7
Структура -
основа моделирования

8
Открытость информации

9
Цели

10
Ниша деятельности

11
Инновации

12
Стандарты

13
Инвестиции

14
Участники процесса

15
Формирование команды

16
Дополнительная литература

17
Проблемы, обсуждаемые в СМИ

18
Анекдоты
по теме

На главную страницу сайта

Если Вас интересуют только отдельные темы сайта, то они перечислены на странице ТЕМЫ САЙТА

© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"